Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение В юридическую психологию↑ Стр 1 из 38Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В.В. Романов ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Реформирование российского общества, становление новой государственности, фундаментальное обновление законодательства, осуществляемая в стране судебная реформа, направленная на усиление защиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей рыночной экономики, борьба с преступностью потребовали квалифицированного правового обеспечения, обусловили социальную значимость юриспруденции, повысили в целом авторитет правовой науки, сделали профессию юриста наиболее массовой и популярной, особенно среди молодежи. В свою очередь возросшая потребность общества в юристах высшей квалификации привела к появлению многочисленных государственных, ведомственных, частных и других учебных заведений юридического профиля, в которых далеко не всегда имеются отвечающая современным требованиям учебно-методическая база, необходимые учебные, методические материалы, а также в должной мере подготовленный преподавательский состав по различным, особенно узко профилированным дисциплинам, к числу которых можно отнести и юридическую психологию. В целях оказания научно-методической помощи таким вузам, а также унификации всей системы высшего юридического образования под эгидой Ассоциации юридических вузов страны началась работа, направленная на повышение качества юридического образования, насыщения его новыми научными технологиями, учебными программами, методическими разработками, учебниками, соответствующими не только современному уровню развития правовой науки, но и новому законодательству, практике его применения. В этом русле также начата научно-методическая работа и в области юридической психологии. Прежде всего была разработана и принята типовая учебная программа по данной дисциплине с учетом требований Госстандарта по направлению 52.14.00 и специальности 02.11.00 «Юриспруденция», рекомендованная Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации (см. приложение), изданы Методические рекомендации по курсу «Юридическая психология», включающие курс лекций, советы методического характера по каждой теме, рекомендуемую литературу, а также тематический план, одобренные Советом по правоведению УМО университетов Российской Федерации для использования в учебном процессе. Поэтому настоящий учебник, в отличие от ранее изданных, полностью соответствует этим последним документам, прежде всего новой общевузовской учебной программе по данной дисциплине. И вторая особенность, отличающая его от других учебников по юридической психологии, состоит в том, что при изложении материала учтены все самые последние (на 1 января 1998 г.) нововведения в ныне действующее законодательство. Отдельные разделы учебника содержат психолого-правовой анализ целого ряда норм нового уголовного, гражданского законодательства. Их психологический комментарий позволит работникам прокуратуры, суда, органов правовой помощи населению использовать сведения из области психологии при решении практических вопросов в уголовном и гражданском процессе. При подготовке учебника автор использовал свой многолетний опыт работы в органах прокуратуры, участия в проведении судебно-психологических экспертиз по уголовным делам, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания юридической психологии на военно-юридическом факультете, в Международном независимом эколого-полито-логическом университете. Создание учебника было бы невозможно без постоянной помощи, которую автор имел на кафедре криминалистики Военного университета со стороны своих коллег — проф. В.Н. Абрамина, доц. И.А. Гамалеева, проф. В.И. Киреева, начальника кафедры полковника юстиции А.П. Парфененкова, заведующего кафедрой уголовной политики МНЭПУ проф. А.А. Тер-Акопова. Автор выражает свою искреннюю признательность сотрудникам Генеральной прокуратуры РФ, прежде всего государственному советнику юстиции 3-го класса В.Л. Поляковой, юридическому колледжу — специализированного Института юриспруденции МГУ им. М.В. Ломоносова за постоянное внимание к экспериментально-психологическим исследованиям, которые проводились в прокуратуре и колледже и позволили расширить научную базу учебника, а также старшему научному сотруднику НИИ Генеральной прокуратуры РФ М.В. Крозу, с которым совместно написана глава 11 учебника. Хочется также высказать глубокую благодарность заслуженному деятелю науки РФ, доктору юридических наук, проф. А.Р. Ратинову, доктору психологических наук М.М. Коченову, кандидату психологических наук Н.И. Наенко, директору Института прикладной психологии, кандидату медицинских наук Л.Н. Собчик за их ценные советы и научные идеи, которыми они делились с автором. В учебнике использованы фрагменты различных тестовых методик (Д. Равена, С. Розенцвейга, Г. Роршаха и др.), рисунки В.Е. Хилла, некоторые карикатуры Х.Бидструпа.
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что составляет предмет юридической психология? 2. Назовите составные части юридической психологии? 3. Какие задачи призвана решать юридическая психология? 4. Какие этапы-развития прошла юридическая психология? 5. Каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине XIX в оказали влияние на формирование судебной психологии? 6. Назовите имена известных ученых, юристов, общественных деятелей, внесших свой вклад в развитие юридической психологии у нас в стране и за рубежом. 7. Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии. 8. Какое место занимает юридическая психология в системе общенаучных знаний, какие у нее существуют междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки? 9. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией? Покажите это с помощью психолого-правового анализа отдельных норм права.
Раздел II ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие личности в психологии и юриспруденции. Правовое значение данного понятия. Индивид, личность, субъект правоохранительной деятельности. Процесс формирования личности, критерии ее оценки. Черты, качества, факторы, тип личности. Факторный и типологический анализ личности. Психологическая структура и содержание личности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Что такое личность? 2. Основные научные подходы к изучению личности человека. 3. Раскройте правовое значение понятия личности. 4. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека? 5. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности' 6. Что представляют собой черта, фактор, тип личности? 7. Раскройте психологическую структуру личности.
Глава 3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Методы изучения личности, применяемые юристами в правоохранительной деятельности Методы психологической диагностики; требования, предъявляемые к ним. Классификация наиболее распространенных психологических методов, используемых психологами в правоохранительной деятельности, возможности этих методов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности. 2.Раскройте содержание понятия «психодиагностика», что она дает юристу? 3. Что такое тест, каким требованиям он должен отвечать? 4. Какие Вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы? Глава 4 Память. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое ощущение и восприятие? В чем их сходство и различие? 2. Виды ощущений, их основные свойства. 3. Виды восприятия, основные свойства, закономерности восприятия,. 4. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста. 5. Что такое память? 6. Виды памяти, их характеристика. 7. Основные процессы памяти, учет закономерностей памяти юристом. 8. Мнемические приемы, улучшающие запоминание, использование их юристом в своей профессиональной деятельности. 9. Приемы активизации памяти участников судопроизводства. 10. Что такое мышление, его виды? 11. Охарактеризуйте вербально-логическое мышление, покажите его роль в деятель нести юриста. 12. В чем состоят особенности творческого мышления? 13. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в деятельности следователя? 14. Какими качествами должно отличаться мышление юриста? 15. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут пользоваться юристами в своей профессиональной деятельности. 16. Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста? 17. Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды. 18. Какие факторы влияют на объем и качество внимания? 19. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.
Глава 5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что представляют собой эмоции и чувства? В чем их сходство и различия? 2. Дайте психологическую характеристику состоянию тревожности. Какие существуют причины возникновения состояния тревоги? 3. Что такое страх? Назовите признаки, свидетельствующие о переживании человеком страха. 4. Какое значение могут иметь эмоции тревоги, страха при оценке поведения лиц, чествующих в уголовном и гражданском процессах? 5. Дайте определение состояния психической напряженности (стресса). 6. Какое влияние оказывает стресс на поведение человека? 7. Динамика развития стресса и его признаки. 8. Какое правовое значение может иметь установление стресса у обвиняемого, потерявшего? 9. Что представляют собой посттравматические стрессовые расстройства? 10. Какие существуют причины возникновения у людей посттравматических стрессовых расстройств? Охарактеризуйте периоды развития данного состояния. 11. Что такое фрустрация, какое влияние она оказывает на поведение человека? Что общего между стрессом и фрустрацией, в чем состоит различие между ними? 12. Дайте психологическую характеристику аффекта. Назовите его признаки, опишите динамику его развития. 13. Какие вам известны виды аффективных состояний, в чем состоят их особенности? 14. Какое уголовно-правовое значение имеет аффект? 15. Что представляют собой страдания? Дайте определение данного эмоционального состояния, перечислите его признаки. 16. Какие правовые последствия предполагает установление у потерпевшего страданий в результате совершения в отношении него неправомерных действий? 17. Какие Вам известны способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний?
Глава 6 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое темперамент? 2. Перечислите основные типы темпераментов, дайте им краткую характеристику. 3. Существует ли связь между темпераментом и личностью? 4. Какие основные свойства нервной системы влияют на формирование темперамента? 5. Каким образом надо подходить к оценке свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста? 6. Раскройте понятие характера, перечислите его основные свойства. 7. Каково соотношение характера и темперамента? 8.Что представляют собой акцентуированные свойства характера? 9. Назовите основные типы акцентуаций характера, дайте им краткую психологическую характеристику. 10. Раскройте криминологическое значение отдельных видов акцентуаций характера. 11. Что такое направленность личности? Раскройте ее содержание. 12. Что представляет собой психологическая установка личности? Какое влияние она оказывает на профессиональную деятельность юриста? 13. Что такое воля? Ее место и роль в структуре личности. 14. Раскройте психолого-правовое значение воли в гражданском и уголовном праве. 15. Что выражает собой понятие «порок воли»? Критерии данного понятия. 16. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации. 17. Что представляет собой мотивационная сфера личности? 18. В чем состоит сущность теории когнитивного диссонанса процесса мотивации? Какое влияние данное явление оказывает на поведение юриста? 19. Каким образом воздействует на профессиональную деятельность юриста мотивация достижения успеха и избегания неудачи (покажите на примере)?
Глава 7 Экспертом-психологом Методологические основы судебно-психологической экспертизы. Методологическую основу судебно-психологической эксперты составляют общепсихологические научные принципы: детерминизма, развития психики человека в единстве его сознания и деятель-
ности, системности, что предполагает изучение его психической деятельности как единого целого. Такой подход исключает изолированное исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление, свойство психики изучаются с учетом воздействия на них, на сознание человека социальной среды. Наряду с общепсихологическими принципами на формирование методологии судебно-психологической экспертизы оказывают влияние принципы, теоретические положения правовой науки, такие, как теория доказательств, принципы законности, объективности, всесторонности исследования доказательств, принципы справедливости, гуманизма. Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каждом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования: изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение; ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего (М»М. Коченов, О.Д. Ситковская); знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного; беседам ним и другими участниками процесса; экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик. Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого, т.е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы[272]. С пониманием этого важного положения следует подходить представителям правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить рассуждения, основанные на здравом смысле специалиста в области житейской, но отнюдь не научной психологии, что, к сожалению, иногда встречается на практике при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. Компетенция судебно-психологической экспертизы. В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в ее компетенцию входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потер-
певших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда. В компетенцию экспертизы также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов). В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести: - установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности; -диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.; - исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности; - выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими; - установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные Показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, Но и для гражданского процесса. При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции судебно-психологической экспертизы относится то же самое — исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере. Так же, как и при расследовании уголовных дел, в компетенцию судебно-психологической экспертизы по гражданским делам входит изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействи-
тельности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими» (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ). Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-психологической экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с развитием психологической науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера. В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят участники процесса с пограничными психопатологическими состояниями (психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении и т.п.), «вопрос о выборе формы экспертизы должен однозначно решаться в пользу комплексной психолого-психиатрической экспертизы»[273]. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Исходя из структуры предмета общей психологии, изучающей психические (познавательные) процессы, состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-психологической экспертизы правоохранительными органами, можно дать следующий перечень наиболее распространенных вопросов, выносимых на разрешение данной экспертизы, сгруппировав их следующим образом. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно психических процессов. Оценивая перцептивные способности свидетеля (потерпевшего и т.п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т.д. И наконец, в ходе исследования перцептивных способностей свидетеля следует также оценивать и уровень владения им речью: насколько он может правильно воспроизвести прежде воспринятое. Поэтому, принимая во внимание отмеченные выше закономерности перцептивной деятельности, можно рекомендовать постановку следующих вопросов перед экспертизой[274]:
Каковы индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) свидетеля (потерпевшего)? Имеются ли у свидетеля какие-либо индивидуально-психологические особенности, психические недостатки перцептивной деятельности, существенно снижающие его способность правильно воспринимать события (предметы) и давать о них правильные показания? С учетом индивидуально-психологических особенностей личности свидетеля, его психического состояния в момент совершения противоправных действий обвиняемым, а также условий, в которых происходило событие, мог ли свидетель правильно его воспринимать? Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности мышления свидетеля, его психическое состояние в момент восприятия события, мог ли он правильно понимать его содержание и характер? Каков уровень развития у свидетеля мышления, памяти, речи? Достаточен ли он для правильного воспроизведения обстоятельств дела? Формулируя вопросы перед экспертом-психологом, ни в коем случае не следует забывать, что судебно-психологическая экспертиза решает вопросы сугубо психологического характера и ничего общего не имеет с проверкой правдивости свидетельских показаний, с их правовой оценкой, что является неотъемлемой функцией органов предварительного следствия, суда. Если рассматривается уголовное дело об изнасиловании, вопросы могут быть поставлены с учетом специфики расследования подобного рода преступлений: Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологические особенности личности, которые могли существенно воспрепятствовать пониманию ею характера и значения совершаемых с нею противоправных действий либо оказанию сопротивления обвиняемому? С учетом индивидуально-психологических особенностей, возраста потерпевшей, ее умственного развития, перцептивных способностей, психического состояния в момент нападения на нее могла ли она правильно понимать подлинный характер и значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего поведения и поведения обвиняемого? В ходе расследования изнасилования подобные вопросы, касающиеся перцептивных, познавательных процессов, могут быть поставлены и в отношении обвиняемого (особенно молодого возраста). Такой подход допустим, когда в ходе следствия выявляются признаки «способствующего поведения» потерпевшей, по существу сыгравшего провоцирующую роль. В результате этого обе стороны могли неправильно воспринимать, интерпретировать и оценивать поведение друг друга. В подобных случаях рекомендуется проведение так называемой «двусторонней» экспертизы с использованием одинакового набора методик исследования личности как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская).
Как пишет в этой связи М.М. Коченев, предмет такой судебно-психологической экспертизы «имеет существенную особенность: способность понимать психическое состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим путем, но и в значительной степени за счет выработанной жизненным опытом интуиции и таких психических явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность и т.п.»[275]. Поэтому объектами экспертизы являются не только перцептивные процессы, но и сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказались потерпевшая и обвиняемый. При расследовании происшествий, связанных с управлением различными техническими устройствами, могут быть поставлены вопросы: Соответствует ли требованиям профессиональной деятельности обвиняемого ситуация, в которой он оказался, уровень развития его мышления, внимания, перцептивных способностей? Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в это время могли повлиять на восприятие им тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела? Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной деятельности, которые существенно затруднили или сделали невозможной полноценную реализацию им своих профессиональных навыков в сложившейся экстремальной обстановке? При рассмотрении гражданско-правовых споров в суде о признании недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, для доказывания данного факта иногда бывает целесообразно от эксперта-психолога получить ответ на следующий вопрос: имеются ли у гражданина, заключившего сделку, какие-либо особенности, недостатки мыслительной деятельности, нарушения перцептивных процессов, повлиявшие на правильное восприятие и оценку им условий договора, которые бы способствовали его заблуждению относительно последствий заключенной им сделки? Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой о психических, эмоциональных состояниях. Наиболее распространенными вопросами, которые ставятся перед экспертами-психологами для исследования различных эмоциональных, психических состояний, являются: С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их? Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния)? При необходимости установить иные состояния нервно-психической напряженности, эмоционального стресса у обвиняемого, потерпев-
шего, гражданского истца, влияние этих состояний на их поведение перед экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы: Находился ли испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, эмоциональной неустойчивости? Существует ли причинная связь между психическим состоянием, в котором находился испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), и психическим состоянием испытуемого ' в момент совершения этих действий? Если испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий находился в состоянии повышенного нервно-психического, эмоционального напряжения, в какой мере оно повлияло на его способность понимать содержание ситуации, осознавать значение своих действий и контролировать их? При доказывании факта невиновного причинения вреда подозреваемым перед экспертом-психологом может быть поставлен вопрос: с учетом эмоционального состояния, индивидуально-психологических (психофизиологических) особенностей личности подозреваемого, мог ли он точно соотнести свои оборонительные действия с экстремальными условиями ситуации, в которой оказался? Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях личности непатологического характера (неврозы, неврастения и т.п.), в ходе проведения судебно-психологической экспертизы исследуется влияние этих психических аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмоционального реагирования субъекта в конфликтных ситуациях. Аналогичные вопросы могут интересовать суд и при рассмотрении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими» (ст. 177 ГК РФ). При расследовании изнасилований, а также иных насильственных действий сексуального характера в ходе проверки версии о том, не наводилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии (ч. I ст. 131, ч. 1 |ст. 132 УК РФ), на разрешение судебно-психологической экспертизы.могут быть поставлены следующие вопросы: Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела? Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера и значения совершаемых с нею действий или оказанию сопротивления обвиняемому? С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер, значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление? Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы следователем (судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном решении вопроса о том, находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии или не находилась. Основная задача су-
дебно-психологической экспертизы в подобных случаях состоит в том, чтобы предоставлять правоохранительным органам психологическую характеристику и оценку психического состояния, психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за них правовые вопросы. Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая в результате сильных потрясений, связанных с насилием, покончила жизнь самоубийством, а подозреваемый, зная об этом, отрицает факт насилия» утверждая, что самоубийство никакого отношения не имеет к «добровольно» совершенному половому акту. В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с помощью эксперта-психолога характерологических особенностей потерпевшей, а также ее психического состояния после насилия и перед самоубийством: определение того, насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой мере оно явилось результатом насильственных действий подозреваемого. При определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее возраста, воспитания, ценностных ориентации, акт насилия нередко вызывает состояние глубокой депрессии, заторможенности психических процессов. Острые эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение ценностных ориентации, жизненно важных планов и надежд, определенная суженность сознания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса достигло своего наивысшего разрушительного уровня. Выявление причинных связей между актом насилия и совершенным самоубийством потерпевшей путем установления у нее с помощью эксперта-психолога состояния психической напряженности, обусловленного актом насилия, является важной задачей, стоящей перед следователем (судом). В подобных ситуациях факт самоубийства потерпевшей в силу ее необычного психического состояния, возникшего в результате насилия, косвенно может подтверждать это насилие (разумеется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных случаях перед экспертом-психологом бывает целесообразно поставить следующие вопросы: С учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей потерпевшей находилась ли она после изнасилования в состоянии, предрасполагающем к самоубийству? Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано? Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных поступков. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности. В качестве примерных вопро-
сов, которые могут быть поставлены перед экспертом-психологом, южно назвать следующие: - Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого? - Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? - Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его способность правильно воспринимать события и предметы (указать какие) и адекватно воспринятому воспроизводиъ увиденное (услышанное)? При расследовании уголовных дел об автопроисшествиях, нарушениях правил техники безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествиях, когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными обязанностями, перед экспертом-психологом, специалистом в области инженерной психологии могут быть поставлены следующие вопросы: - Каким образом индивидуально-психологические особенности точности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшествия могли оказать влияние на оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его реализацию? - Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответствует ли она требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью? - При возникающих сомнениях относительно невиновного причинения вреда, когда субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но сумел их предотвратить, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-психологических навыков требованиям экстремальных условий, в которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок? В тех случаях, когда в совершении преступления принимали участие несовершеннолетние, в целях установления у них способности осознавать свои действия и руководить ими на разрешение судебно-психологической экспертизы могут выноситься следующие вопросы: - Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии или иных аномалий психического развития непатологического характера; если имеются, в чем они выражаются и какое влияние они оказали на его поведение в исследуемой ситуации? - Мог ли он с учетом уровня своего психического развития в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими? - Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в групповом преступлении и по материалам дела видно, что на него могла оказать сильное влияние группа, перед экспертом-психологом целесообраз-
но поставить вопрос: учитывая возрастные, индивиду
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.012 с.) |