Введение В юридическую психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение В юридическую психологию



В.В. Романов

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
От автора

Реформирование российского общества, становление новой государственности, фундаментальное обновление законодательства, осуществляемая в стране судебная реформа, направленная на усиление защиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей рыночной экономики, борьба с преступностью потребовали квалифицированного правового обеспечения, обусловили социальную значимость юриспруденции, повысили в целом авторитет правовой науки, сделали профессию юриста наиболее массовой и популярной, особенно среди молодежи.

В свою очередь возросшая потребность общества в юристах высшей квалификации привела к появлению многочисленных государственных, ведомственных, частных и других учебных заведений юридического профиля, в которых далеко не всегда имеются отвечающая современным тре­бованиям учебно-методическая база, необходимые учебные, методические материалы, а также в должной мере подготовленный преподавательский состав по различным, особенно узко профилированным дисциплинам, к числу которых можно отнести и юридическую психологию.

В целях оказания научно-методической помощи таким вузам, а также унификации всей системы высшего юридического образования под эгидой Ассоциации юридических вузов страны началась работа, направленная на повышение качества юридического образования, насы­щения его новыми научными технологиями, учебными программами, методическими разработками, учебниками, соответствующими не толь­ко современному уровню развития правовой науки, но и новому законо­дательству, практике его применения.

В этом русле также начата научно-методическая работа и в области юридической психологии. Прежде всего была разработана и принята типовая учебная программа по данной дисциплине с учетом требований Госстандарта по направлению 52.14.00 и специальности 02.11.00 «Юриспруденция», рекомендованная Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации (см. приложение), изданы Методические рекомендации по курсу «Юриди­ческая психология», включающие курс лекций, советы методического характера по каждой теме, рекомендуемую литературу, а также тематический план, одобренные Советом по правоведению УМО университетов Российской Федерации для использования в учебном процессе.


Поэтому настоящий учебник, в отличие от ранее изданных, полнос­тью соответствует этим последним документам, прежде всего новой об­щевузовской учебной программе по данной дисциплине. И вторая особенность, отличающая его от других учебников по юридической психо­логии, состоит в том, что при изложении материала учтены все самые последние (на 1 января 1998 г.) нововведения в ныне действующее за­конодательство. Отдельные разделы учебника содержат психолого-пра­вовой анализ целого ряда норм нового уголовного, гражданского зако­нодательства. Их психологический комментарий позволит работникам прокуратуры, суда, органов правовой помощи населению использовать сведения из области психологии при решении практических вопросов в уголовном и гражданском процессе.

При подготовке учебника автор использовал свой многолетний опыт работы в органах прокуратуры, участия в проведении судебно-психологических экспертиз по уголовным делам, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания юридической психологии на военно-юри­дическом факультете, в Международном независимом эколого-полито-логическом университете.

Создание учебника было бы невозможно без постоянной помощи, кото­рую автор имел на кафедре криминалистики Военного университета со сто­роны своих коллег — проф. В.Н. Абрамина, доц. И.А. Гамалеева, проф. В.И. Киреева, начальника кафедры полковника юстиции А.П. Парфененкова, заведующего кафедрой уголовной политики МНЭПУ проф. А.А. Тер-Акопова. Автор выражает свою искреннюю признательность со­трудникам Генеральной прокуратуры РФ, прежде всего государственно­му советнику юстиции 3-го класса В.Л. Поляковой, юридическому кол­леджу — специализированного Института юриспруденции МГУ им. М.В. Ломоносова за постоянное внимание к экспериментально-психоло­гическим исследованиям, которые проводились в прокуратуре и коллед­же и позволили расширить научную базу учебника, а также старшему научному сотруднику НИИ Генеральной прокуратуры РФ М.В. Крозу, с которым совместно написана глава 11 учебника.

Хочется также высказать глубокую благодарность заслуженному деятелю науки РФ, доктору юридических наук, проф. А.Р. Ратинову, доктору психологических наук М.М. Коченову, кандидату психологи­ческих наук Н.И. Наенко, директору Института прикладной психоло­гии, кандидату медицинских наук Л.Н. Собчик за их ценные советы и научные идеи, которыми они делились с автором.

В учебнике использованы фрагменты различных тестовых методик (Д. Равена, С. Розенцвейга, Г. Роршаха и др.), рисунки В.Е. Хилла, не­которые карикатуры Х.Бидструпа.


 

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ


 

Глава 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что составляет предмет юридической психология?

2. Назовите составные части юридической психологии?

3. Какие задачи призвана решать юридическая психология?

4. Какие этапы-развития прошла юридическая психология?

5. Каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине XIX в оказали влияние на формирование судебной психологии?

6. Назовите имена известных ученых, юристов, общественных деятелей, внесших свой вклад в развитие юридической психологии у нас в стране и за рубежом.

7. Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии.

8. Какое место занимает юридическая психология в системе общенаучных знаний, какие у нее существуют междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки?

9. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и граждан­ским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией? Покажите это с помощью психолого-правового анализа отдельных норм права.


 

Раздел II

ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Глава 2

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие личности в психологии и юриспруденции. Правовое зна­чение данного понятия. Индивид, личность, субъект правоохрани­тельной деятельности. Процесс формирования личности, крите­рии ее оценки. Черты, качества, факторы, тип личности. Фактор­ный и типологический анализ личности. Психологическая струк­тура и содержание личности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что такое личность?

2. Основные научные подходы к изучению личности человека.

3. Раскройте правовое значение понятия личности.

4. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека?

5. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности'

6. Что представляют собой черта, фактор, тип личности?

7. Раскройте психологическую структуру личности.


 

Глава 3

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы изучения личности, применяемые юристами в право­охранительной деятельности Методы психологической диагнос­тики; требования, предъявляемые к ним. Классификация наибо­лее распространенных психологических методов, используемых психологами в правоохранительной деятельности, возможности этих методов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.

2.Раскройте содержание понятия «психодиагностика», что она дает юристу?

3. Что такое тест, каким требованиям он должен отвечать?

4. Какие Вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы?


Глава 4

Память.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что такое ощущение и восприятие? В чем их сходство и различие?

2. Виды ощущений, их основные свойства.

3. Виды восприятия, основные свойства, закономерности восприятия,.

4. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста.

5. Что такое память?

6. Виды памяти, их характеристика.

7. Основные процессы памяти, учет закономерностей памяти юристом.

8. Мнемические приемы, улучшающие запоминание, использование их юристом в своей профессиональной деятельности.

9. Приемы активизации памяти участников судопроизводства.

10. Что такое мышление, его виды?

11. Охарактеризуйте вербально-логическое мышление, покажите его роль в деятель нести юриста.

12. В чем состоят особенности творческого мышления?

13. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в деятельности следователя?

14. Какими качествами должно отличаться мышление юриста?

15. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут пользоваться юристами в своей профессиональной деятельности.

16. Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста?

17. Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды.

18. Какие факторы влияют на объем и качество внимания?

19. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.


 

Глава 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляют собой эмоции и чувства? В чем их сходство и различия?

2. Дайте психологическую характеристику состоянию тревожности. Какие существуют причины возникновения состояния тревоги?

3. Что такое страх? Назовите признаки, свидетельствующие о переживании человеком страха.

4. Какое значение могут иметь эмоции тревоги, страха при оценке поведения лиц, чествующих в уголовном и гражданском процессах?

5. Дайте определение состояния психической напряженности (стресса).

6. Какое влияние оказывает стресс на поведение человека?

7. Динамика развития стресса и его признаки.

8. Какое правовое значение может иметь установление стресса у обвиняемого, потер­явшего?

9. Что представляют собой посттравматические стрессовые расстройства?

10. Какие существуют причины возникновения у людей посттравматических стрессовых расстройств? Охарактеризуйте периоды развития данного состояния.

11. Что такое фрустрация, какое влияние она оказывает на поведение человека? Что общего между стрессом и фрустрацией, в чем состоит различие между ними?

12. Дайте психологическую характеристику аффекта. Назовите его признаки, опишите динамику его развития.

13. Какие вам известны виды аффективных состояний, в чем состоят их особенности?

14. Какое уголовно-правовое значение имеет аффект?

15. Что представляют собой страдания? Дайте определение данного эмоционального состояния, перечислите его признаки.

16. Какие правовые последствия предполагает установление у потерпевшего страданий в результате совершения в отношении него неправомерных действий?

17. Какие Вам известны способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний?


 

Глава 6

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое темперамент?

2. Перечислите основные типы темпераментов, дайте им краткую характеристику.

3. Существует ли связь между темпераментом и личностью?

4. Какие основные свойства нервной системы влияют на формирование темперамента?

5. Каким образом надо подходить к оценке свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста?

6. Раскройте понятие характера, перечислите его основные свойства.

7. Каково соотношение характера и темперамента?

8.Что представляют собой акцентуированные свойства характера?

9. Назовите основные типы акцентуаций характера, дайте им краткую психологичес­кую характеристику.

10. Раскройте криминологическое значение отдельных видов акцентуаций характера.

11. Что такое направленность личности? Раскройте ее содержание.

12. Что представляет собой психологическая установка личности? Какое влияние она оказывает на профессиональную деятельность юриста?

13. Что такое воля? Ее место и роль в структуре личности.

14. Раскройте психолого-правовое значение воли в гражданском и уголовном праве.

15. Что выражает собой понятие «порок воли»? Критерии данного понятия.

16. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотноше­ние с понятием мотивации.

17. Что представляет собой мотивационная сфера личности?

18. В чем состоит сущность теории когнитивного диссонанса процесса мотивации? Какое влияние данное явление оказывает на поведение юриста?

19. Каким образом воздействует на профессиональную деятельность юриста мотива­ция достижения успеха и избегания неудачи (покажите на примере)?


 

Глава 7

Экспертом-психологом

Методологические основы судебно-психологической экспертизы. Методологическую основу судебно-психологической экспер­ты составляют общепсихологические научные принципы: детерминизма, развития психики человека в единстве его сознания и деятель-


 

 

ности, системности, что предполагает изучение его психической дея­тельности как единого целого. Такой подход исключает изолированное исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление, свойство психики изучаются с учетом воздейст­вия на них, на сознание человека социальной среды.

Наряду с общепсихологическими принципами на формирование ме­тодологии судебно-психологической экспертизы оказывают влияние принципы, теоретические положения правовой науки, такие, как теория доказательств, принципы законности, объективности, всесторонности исследования доказательств, принципы справедливости, гуманизма.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каж­дом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых перед ней право­охранительными органами, предполагает широкий выбор различных ме­тодов исследования:

изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков пос­леднего (М»М. Коченов, О.Д. Ситковская);

знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;

беседам ним и другими участниками процесса;

экспериментальное психодиагностическое обследование испытуе­мого с применением различных тестовых методик.

Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании обще­го психического развития испытуемого, т.е. о формировании у него про­цессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы[272].

С пониманием этого важного положения следует подходить пред­ставителям правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить рассуждения, основанные на здра­вом смысле специалиста в области житейской, но отнюдь не научной психологии, что, к сожалению, иногда встречается на практике при рас­смотрении уголовных и гражданских дел в судах.

Компетенция судебно-психологической экспертизы. В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содер­жанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридичес­кой, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в ее компе­тенцию входит исследование различных проявлений психики, психи­ческих процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психоло­гических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потер-


 

певших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию экспертизы также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов).

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:

- установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиоло­гических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

-диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неаде­кватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессио­нальными обязанностями, и т.д.;

- исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной дея­тельности;

- выявление у несовершеннолетних правонарушителей с призна­ками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

- установление способности психически здоровых свидетелей, по­терпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные Показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, Но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции судебно-психологической экспертизы относится то же самое — исследо­вание вопросов психологического характера, относящихся к индивиду­ально-психологическим особенностям личности участников граждан­ско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцеп­тивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере. Так же, как и при расследовании уголовных дел, в компетенцию судеб­но-психологической экспертизы по гражданским делам входит изуче­ние психического состояния некоторых участников процесса. Напри­мер, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействи-


 

тельности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или ру­ководить ими» (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате при­чиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравствен­ные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).

Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-пси­хологической экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с раз­витием психологической науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем пси­холого-правового характера.

В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят участники процесса с пограничными психопатологичес­кими состояниями (психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении и т.п.), «вопрос о выборе формы экспертизы должен однозначно решать­ся в пользу комплексной психолого-психиатрической экспертизы»[273].

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Исходя из структуры предмета общей психологии, изучающей психи­ческие (познавательные) процессы, состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-психологической эксперти­зы правоохранительными органами, можно дать следующий перечень наиболее распространенных вопросов, выносимых на разрешение дан­ной экспертизы, сгруппировав их следующим образом.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой от­носительно психических процессов. Оценивая перцептивные способ­ности свидетеля (потерпевшего и т.п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке.

Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психо­логические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъек­та к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вы­мышленными образами и т.д.

И наконец, в ходе исследования перцептивных способностей свиде­теля следует также оценивать и уровень владения им речью: насколько он может правильно воспроизвести прежде воспринятое.

Поэтому, принимая во внимание отмеченные выше закономерности перцептивной деятельности, можно рекомендовать постановку следую­щих вопросов перед экспертизой[274]:


 

Каковы индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) свидетеля (потерпевшего)?

Имеются ли у свидетеля какие-либо индивидуально-психологические особенности, психические недостатки перцептивной деятельности, существенно снижающие его способность правильно воспринимать события (предметы) и давать о них правильные показания?

С учетом индивидуально-психологических особенностей личности свидетеля, его психического состояния в момент совершения противо­правных действий обвиняемым, а также условий, в которых происходи­ло событие, мог ли свидетель правильно его воспринимать?

Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности мыш­ления свидетеля, его психическое состояние в момент восприятия собы­тия, мог ли он правильно понимать его содержание и характер?

Каков уровень развития у свидетеля мышления, памяти, речи? До­статочен ли он для правильного воспроизведения обстоятельств дела?

Формулируя вопросы перед экспертом-психологом, ни в коем слу­чае не следует забывать, что судебно-психологическая экспертиза ре­шает вопросы сугубо психологического характера и ничего общего не имеет с проверкой правдивости свидетельских показаний, с их правовой оценкой, что является неотъемлемой функцией органов предвари­тельного следствия, суда.

Если рассматривается уголовное дело об изнасиловании, вопросы могут быть поставлены с учетом специфики расследования подобного рода преступлений:

Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологи­ческие особенности личности, которые могли существенно воспрепят­ствовать пониманию ею характера и значения совершаемых с нею про­тивоправных действий либо оказанию сопротивления обвиняемому?

С учетом индивидуально-психологических особенностей, возраста потерпевшей, ее умственного развития, перцептивных способностей, психического состояния в момент нападения на нее могла ли она пра­вильно понимать подлинный характер и значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего поведения и пове­дения обвиняемого?

В ходе расследования изнасилования подобные вопросы, касаю­щиеся перцептивных, познавательных процессов, могут быть поставле­ны и в отношении обвиняемого (особенно молодого возраста). Такой подход допустим, когда в ходе следствия выявляются признаки «способ­ствующего поведения» потерпевшей, по существу сыгравшего провоци­рующую роль. В результате этого обе стороны могли неправильно вос­принимать, интерпретировать и оценивать поведение друг друга. В по­добных случаях рекомендуется проведение так называемой «двусторон­ней» экспертизы с использованием одинакового набора методик иссле­дования личности как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская).


 

Как пишет в этой связи М.М. Коченев, предмет такой судебно-психологической экспертизы «имеет существенную особенность: способ­ность понимать психическое состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим путем, но и в значительной степе­ни за счет выработанной жизненным опытом интуиции и таких психи­ческих явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность и т.п.»[275]. По­этому объектами экспертизы являются не только перцептивные процес­сы, но и сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказа­лись потерпевшая и обвиняемый.

При расследовании происшествий, связанных с управлением раз­личными техническими устройствами, могут быть поставлены вопросы:

Соответствует ли требованиям профессиональной деятельности об­виняемого ситуация, в которой он оказался, уровень развития его мыш­ления, внимания, перцептивных способностей?

Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в это время могли повлиять на восприятие им тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела?

Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной деятельности, которые существенно затруднили или сде­лали невозможной полноценную реализацию им своих профессиональ­ных навыков в сложившейся экстремальной обстановке?

При рассмотрении гражданско-правовых споров в суде о признании недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, для доказывания данного факта иногда бывает целесообразно от эксперта-психолога получить ответ на следующий вопрос: имеются ли у гражданина, заключившего сделку, какие-либо особенности, недостатки мыслительной деятельности, нару­шения перцептивных процессов, повлиявшие на правильное восприятие и оценку им условий договора, которые бы способствовали его заблуж­дению относительно последствий заключенной им сделки?

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой о пси­хических, эмоциональных состояниях. Наиболее распространенными вопросами, которые ставятся перед экспертами-психологами для иссле­дования различных эмоциональных, психических состояний, являются:

С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения проти­воправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить сво­ими действиями и контролировать их?

Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния)?

При необходимости установить иные состояния нервно-психичес­кой напряженности, эмоционального стресса у обвиняемого, потерпев-


 

шего, гражданского истца, влияние этих состояний на их поведение перед экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы:

Находился ли испытуемый в период, предшествовавший соверше­нию действий (указать каких), в состоянии повышенного нервно-психи­ческого напряжения, эмоциональной неустойчивости?

Существует ли причинная связь между психическим состоянием, в котором находился испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), и психическим состоянием испытуемого ' в момент совершения этих действий?

Если испытуемый в момент совершения инкриминируемых дейст­вий находился в состоянии повышенного нервно-психического, эмоцио­нального напряжения, в какой мере оно повлияло на его способность понимать содержание ситуации, осознавать значение своих действий и контролировать их?

При доказывании факта невиновного причинения вреда подозрева­емым перед экспертом-психологом может быть поставлен вопрос: с уче­том эмоционального состояния, индивидуально-психологических (пси­хофизиологических) особенностей личности подозреваемого, мог ли он точно соотнести свои оборонительные действия с экстремальными условиями ситуации, в которой оказался?

Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях лич­ности непатологического характера (неврозы, неврастения и т.п.), в ходе проведения судебно-психологической экспертизы исследуется влияние этих психических аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмо­ционального реагирования субъекта в конфликтных ситуациях.

Аналогичные вопросы могут интересовать суд и при рассмотрении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими» (ст. 177 ГК РФ). При расследовании изнасилований, а также иных насильственных действий сексуального характера в ходе проверки версии о том, не на­водилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии (ч. I ст. 131, ч. 1 |ст. 132 УК РФ), на разрешение судебно-психологической экспертизы.могут быть поставлены следующие вопросы:

Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?

Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера и значения совершаемых с нею действий или оказанию сопротивления обвиняемому?

С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер, значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление?

Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы следователем (судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном решении вопроса о том, находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии или не находилась. Основная задача су-


 

дебно-психологической экспертизы в подобных случаях состоит в том, чтобы предоставлять правоохранительным органам психологическую характеристику и оценку психического состояния, психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за них пра­вовые вопросы.

Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая в результате сильных потрясений, связанных с наси­лием, покончила жизнь самоубийством, а подозреваемый, зная об этом, отрицает факт насилия» утверждая, что самоубийство никакого отноше­ния не имеет к «добровольно» совершенному половому акту.

В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с по­мощью эксперта-психолога характерологических особенностей потер­певшей, а также ее психического состояния после насилия и перед самоубийством: определение того, насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой мере оно явилось результа­том насильственных действий подозреваемого.

При определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее возраста, воспитания, ценностных ориентации, акт на­силия нередко вызывает состояние глубокой депрессии, заторможен­ности психических процессов. Острые эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение ценностных ориента­ции, жизненно важных планов и надежд, определенная суженность со­знания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса достигло своего наивысшего разрушительного уровня.

Выявление причинных связей между актом насилия и совершен­ным самоубийством потерпевшей путем установления у нее с помощью эксперта-психолога состояния психической напряженности, обуслов­ленного актом насилия, является важной задачей, стоящей перед следо­вателем (судом). В подобных ситуациях факт самоубийства потерпев­шей в силу ее необычного психического состояния, возникшего в ре­зультате насилия, косвенно может подтверждать это насилие (разуме­ется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных случаях перед экспертом-психологом бывает целесообразно поставить следующие вопросы:

С учетом индивидуально-психологических, возрастных особеннос­тей потерпевшей находилась ли она после изнасилования в состоянии, предрасполагающем к самоубийству?

Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано?

Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных поступков.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно индивидуально-психологических (характерологичес­ких) особенностей, свойств личности. В качестве примерных вопро-


 

сов, которые могут быть поставлены перед экспертом-психологом, южно назвать следующие:

- Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого?

- Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические осо­бенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его способность правильно воспринимать события и предметы (указать какие) и адекватно воспринятому воспроизводиъ увиденное (услышанное)?

При расследовании уголовных дел об автопроисшествиях, нарушениях правил техники безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествиях, когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными обязанностями, перед экспертом-психологом, специалистом в области инженерной психологии могут быть поставлены следующие вопросы:

- Каким образом индивидуально-психологические особенности точности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшест­вия могли оказать влияние на оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его реализацию?

- Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответ­ствует ли она требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью?

- При возникающих сомнениях относительно невиновного причинения вреда, когда субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но сумел их предотвратить, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-психологических навыков требованиям экстремальных условий, в которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок?

В тех случаях, когда в совершении преступления принимали участие несовершеннолетние, в целях установления у них способности осознавать свои действия и руководить ими на разрешение судебно-психологической экспертизы могут выноситься следующие вопросы:

- Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии или иных аномалий психического развития непатологического характера; если имеются, в чем они выражаются и какое влияние они оказали на его поведение в исследуемой ситуации?

- Мог ли он с учетом уровня своего психического развития в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими?

- Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в групповом преступлении и по материалам дела видно, что на него могла оказать сильное влияние группа, перед экспертом-психологом целесообраз-


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.12 с.)