Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юристаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы. Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется. Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются: познавательно-прогностическая (когнитивная), коммуникативная (общения),
организационно-управленческая, воспитательная. Познавательно-прогностическая (когнитивная) подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров; представляют собой разновидность всеобщего процесса познаний. Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые следователь, судья выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом. При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны, то судья, адвокат чаще исследуют обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. Однако особенности познавательной деятельности следователя не следует полностью абсолютизировать, так как на практике встречаются далеко не единичные случаи, когда первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следователь, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным! выводам, а судья. Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия,;) а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности, (подструктуре). Характерной чертой познания истины следователем, судом является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться правильности полученных знаний и принятых решений. Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного и гражданского судопроизводства. В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность следователя «обязательно сопровождается выполнение удостоверительной функции[367]. Эта удостоверительная функция познавательного процесса следователя, судьи проявляется в составлена особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход результаты установления истины по делу, что, несомненно, придает доказательственный характер всему процессу познания.
Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются; строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов); ретроспективный характер процесса познания, объектом изучения которого являются не только настоящее, но и события прошлого; негативный характер объектов познания в виде результатов преступной деятельности; мысленное моделирование событий прошлого, последовательность процесса познания; доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательственные факты; дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации); противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины; принудительный характер применяемых методов познания с использованием властных полномочий; эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность; общественный резонанс по поводу познавательной деятельности работников правоохранительных органов и ее результате». Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности. К их числу относятся:- разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция. Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением. Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места»роли общения в любой, тем более в юридической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной дея-
тельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона). Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в делом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц. Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем (заместителем, помощником руководителя), который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического характера, прогнозируя их последствия. Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества. Прежде всего это: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки. Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.
Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются: психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность. Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации. Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. Безусловно, выделение и раздельное рассмотрение перечисленных выше структурных образований правоохранительной деятельности носит условный характер, поскольку в действительности все они тесно связаны между собой и выступают в едином комплексе. Так, например, при расследовании уголовных дел во время допроса свидетеля, обвиняемого и познавательная, и коммуникативная подструктуры» деятельности следователя столь тесно взаимосвязаны, что практически невозможно вычленить их отдельные элементы. Однако такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд юристов, разработать профессиограмму их деятельности, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремящихся стать юристами, создать надежную систему профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
§ 3.1 Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста Определение путей повышения эффективности и качества право-охранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста,, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора. В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности
юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников. Например, почти каждый третий опрошенный следователь, проработавший в прокуратуре не более двух лет, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2% — на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% — на болезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы (всего было опрошено 114 чел.). По данным опроса работников территориальных органов прокуратуры с большим стажем работы, находившихся на учебе в институтах повышения квалификации Москвы и Санкт-Петербурга (78 чел.), проведенного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 74% из них испытывают негативные эмоции (усталость, апатию, растерянность). Многие (65%) переживают состояние тревоги, ощущение малозначительности своего труда, ненадежности социального положения. Все это, безусловно, не может не влиять негативным образом на эффективность и качество их труда[368]. Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств. Рассмотрим эти факторы на примере прокурорско-следственных работников.
I фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Свидетельством профессиональной непригодности юриста Являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму. II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события. Отрицательно оцениваются следующие качества личности- низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера. III фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста, которые обусловлены следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая
память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они, оцениваются как прогностически неблагоприятные. IV фактор — коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора. Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения. V фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных | субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. I Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых: решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои действия и поступки; организованность, собранность, аккуратность в работе.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха. Качествами, существенно снижающими организаторские возможности, юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям. Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эффективность труда юриста во многом зависит также и от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать. Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих Им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место. В качестве примера приводится профессиограмма правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников (см. таблицу). ПРОФЕССИОГРАММА правоохранительной деятельности прокурорского работишка (следователя, прокурора)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.017 с.) |