Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста

Поиск

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных ха­рактеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особеннос­тям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систе­му оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности яв­ляется то, что ее основные структурные элементы присущи и следст­венной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельнос­ти удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры не­сколько меняется.

Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами про­фессиональной деятельности юриста являются:

познавательно-прогностическая (когнитивная),

коммуникативная (общения),


 

организационно-управленческая,

воспитательная.

Познавательно-прогностическая (когнитивная) подструк­тура правоохранительной деятельности. Расследование преступле­ний, изучение причин совершения правонарушений, разработка реко­мендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров; представляют собой разновидность всеобщего процесса познаний.

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настояще­го, устанавливая которые следователь, судья выявляют их связи с про­шлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом. При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны, то судья, адвокат чаще исследуют обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. Однако особенности познавательной деятельности следователя не следует полностью абсолютизировать, так как на практике встречаются далеко не единичные случаи, когда первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следователь, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным! выводам, а судья.

Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия,;) а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности, (подструктуре).

Характерной чертой познания истины следователем, судом являет­ся закрепление в строго определенной процессуальной форме получае­мых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться правильности полученных знаний и принятых решений. Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного и гражданского судопроизводства.

В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная де­ятельность следователя «обязательно сопровождается выполнение удостоверительной функции[367]. Эта удостоверительная функция познавательного процесса следователя, судьи проявляется в составлена особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход результаты установления истины по делу, что, несомненно, придает доказательственный характер всему процессу познания.

 


 

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в дея­тельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются;

строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов);

ретроспективный характер процесса познания, объектом изучения которого являются не только настоящее, но и события прошлого;

негативный характер объектов познания в виде результатов пре­ступной деятельности;

мысленное моделирование событий прошлого, последовательность

процесса познания;

доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательственные

факты;

дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезин­формации);

противодействие заинтересованных лиц процессу объективного ус­тановления истины;

принудительный характер применяемых методов познания с ис­пользованием властных полномочий;

эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоци­онально-психическую напряженность;

общественный резонанс по поводу познавательной деятельности работников правоохранительных органов и ее результате».

Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когни­тивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности. К их числу отно­сятся:- разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умствен­ная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая па­мять, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной дея­тельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значи­тельной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое зна­чение при определении места»роли общения в любой, тем более в юри­дической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические осо­бенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятель­ный, процессуальный характер как особый вид профессиональной дея-


 

тельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного след­ствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед су­дебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное обще­ние в качестве подструктуры юридической деятельности следует рас­сматривать не только как собственно обмен информацией (коммуника­тивная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сто­рона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влия­ющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факто­ров их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура правоохра­нительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельнос­ти юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от пра­вильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в делом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно воз­растает и нередко управленческий аспект становится одним из веду­щих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц. Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являю­щегося по своему должностному положению руководителем (заместите­лем, помощником руководителя), который помимо установления офици­альных и межличностных контактов с представителями различных госу­дарственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролиро­вать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддер­живать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению кон­фликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой де­ятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организаци­онного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организа­торские качества. Прежде всего это: активность, инициативность, наход­чивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых реше­ний; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка; высокая мо­тивация достижения успеха.


 

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются: психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответ­ственность, избыточная мнительность, тревожность.

Воспитательная подструктура правоохранительной дея­тельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников пра­воохранительных органов определяется прежде всего целями и задача­ми правосудия, их участием в проведении профилактических мероприя­тий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодатель­ства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого круго­зора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, сво­бодно владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Безусловно, выделение и раздельное рассмотрение перечисленных выше структурных образований правоохранительной деятельности носит условный характер, поскольку в действительности все они тесно связаны между собой и выступают в едином комплексе. Так, например, при расследовании уголовных дел во время допроса свидетеля, обвиня­емого и познавательная, и коммуникативная подструктуры» деятель­ности следователя столь тесно взаимосвязаны, что практически невоз­можно вычленить их отдельные элементы. Однако такой методологи­ческий подход помогает более углубленно проанализировать професси­ональный труд юристов, разработать профессиограмму их деятельнос­ти, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремя­щихся стать юристами, создать надежную систему профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

 

§ 3.1 Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества право-охранительной деятельности предполагает всестороннее изучение ин­дивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста,, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установле­ние четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологи­ческим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации че­ловеческого фактора.

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспече­ние правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, при­нимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государ­ственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность на­чинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности


 

юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответ­ствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направ­ляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессио­нально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболева­ний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим слу­жебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинаю­щих, но и среди профессионально зрелых работников.

Например, почти каждый третий опрошенный следователь, прора­ботавший в прокуратуре не более двух лет, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворитель­ное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2% — на повышен­ную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% — на бо­лезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы (всего было опрошено 114 чел.).

По данным опроса работников территориальных органов прокура­туры с большим стажем работы, находившихся на учебе в институтах повышения квалификации Москвы и Санкт-Петербурга (78 чел.), про­веденного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления за­конности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 74% из них ис­пытывают негативные эмоции (усталость, апатию, растерянность). Многие (65%) переживают состояние тревоги, ощущение малозначи­тельности своего труда, ненадежности социального положения. Все это, безусловно, не может не влиять негативным образом на эффектив­ность и качество их труда[368].

Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформу­лировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значи­мых психологических качеств.

Рассмотрим эти факторы на примере прокурорско-следственных ра­ботников.


 

I фактор — высокий уровень социальной (профессиональ­ной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных ус­ловиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассмат­ривать в качестве одного из главных факторов профессиональной при­годности работников правоохранительных органов.

К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

высокий уровень правосознания;

честность, гражданское мужество, совестливость;

принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями пра­вопорядка;

обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплини­рованность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста Являют­ся полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинирован­ность, склонность к алкоголизму.

II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устой­чивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмо­циями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на долж­ном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, спо­собность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности- низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжен­ность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невроти­ческие симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопа­тические свойства характера.

III фактор — высокий уровень интеллектуального разви­тия, познавательная (когнитивная) активность юриста, которые обусловлены следующими качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, со­образительность;

аналитический склад ума, прогностические способности, умение

выделять главное;

активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);

развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию,

рефлексии.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные по­знавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая


 

память — качества, несовместимые с эффективностью профессиональ­ного труда, и они, оцениваются как прогностически неблагоприятные.

IV фактор — коммуникативная компетентность юриста.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собесед­ника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведе­ния, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзывать­ся на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средст­вами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от об­стоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, согла­шений;

развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремаль­ных ситуациях;

адекватную самооценку;

чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные про­цессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (ау­тизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, пережива­ниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчи­вость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональ­ной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных | субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе про­фессионального общения. I

Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых: решений;

самостоятельность;

чувство ответственности за свои действия и поступки;

организованность, собранность, аккуратность в работе.


 

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

коммуникативная компетентность,

нервно-психическая устойчивость,

адекватная самооценка,

высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организаторские возмож­ности, юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, не­сбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоцио­нальная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная само­оценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отноше­ние к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эф­фективность труда юриста во многом зависит также и от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально зна­чимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоева­нии профессионального престижа, авторитета и уважения среди со­трудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему прихо­дится защищать.

Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, раз­личные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих Им психоло­гических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место. В качестве примера приво­дится профессиограмма правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников (см. таблицу).

ПРОФЕССИОГРАММА

правоохранительной деятельности прокурорского работишка (следователя, прокурора)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.017 с.)