Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письменная речь юриста в структуре

Письменная речь юриста

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Курс: 1

Семестр: 0, 1

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года

Квалификация выпускника: магистр

 

 

Ростов-на-Дону

Составители:

Новикова Л.И., доктор педагогических наук, доцент

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

Кузнецова Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

Соловьева Н.Ю., кандидат искусствоведческих наук

_______________ «__» ________ 201__г.

 

подпись

Саркисьянц В.Р., доктор филологических наук,доцент

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)

Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи, протокол № от 2016 г.

 

 

Зав. кафедрой Л. И. Новикова, доктор педагогических наук, профессор

_______________ «__» ________ 201__г.

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП.

 

 

© Российский государственный университет правосудия, 2016

 

 

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)  
3. Требования к результатам освоения дисциплины  
4. Объем дисциплины и виды учебной работы  
5. Содержание дисциплины  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины  

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Письменная речь юриста» являются:

- формирование профессиональных навыков владения юридическим языком и его корректного использования при составлении юридических текстов различных жанров;

- составление юридических документов в соответствии с требованиями грамматической и стилистической нормы, терминологической корректности, ясности и убедительности;

- развитие практических навыков и умений по редактированию и написанию юридических текстов.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, является дисциплиной по выбору студента.

Для освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- механизм и средства правового регулирования и реализации права;

- понимать роль письменных текстов в профессиональной деятельности юриста;

- основы этики юриста;

- основные сведения по дисциплинам, развивающим кругозор и повышающим интеллектуальный уровень;

- основы проведения исследования;

- законы построения и толкования нормативных правовых актов;

уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями

- анализировать юридические факты;

- толковать и применять правовые нормы;

- анализировать судебную практику;

- составлять проекты процессуальных документов, в том числе судебных актов и документов;

- применять знания основ этики юриста в профессиональной деятельности;

- расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень;

- организовывать собственную исследовательскую работу;

- применять законы построения и толкования нормативных правовых актов;

владеть:

- юридической терминологией; приемами юридической техники, необходимыми для составления проектов процессуальных документов;

- владеть навыками анализа правовых норм и правовых отношений;

- владеть навыками работы с правовой информацией, знать способы ее получения из различных источников для решения научно-исследовательских и практических задач;

- способами применения основ этики юриста в профессиональной деятельности;

- способами расширения кругозора и повышения интеллектуального уровня;

- навыками организации создания учебных исследовательских работ;

- способами применения законов построения и толкования нормативных правовых актов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Письменная речь юриста» обеспечивает формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-2 способность к добросовестному и этическому исполнению профессиональных обязанностей в судебной работе. Лекции, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
2. ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
3. ОК-4 способность примененять в деловой коммуникации юридические термины и юридические клише с точки зрения норм русского языка. Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами, а также с материалами судебной практики.
4. ОК-5 компетентно использовать приобретенные знания и умения в организации научно-исследовательской деятельности. Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
5. ПК-7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты   Работа с нормативными правовыми актами, а также с материалами судебной практики

В результате освоения программы дисциплины «Письменная речь юриста» обучающийся должен:

з нать

- виды и жанры юридических текстов, их стилистические и композиционные особенности;

- формальные и неформальные требования, предъявляемые к юридическим текстам различных жанров;

- особенности языка и стиля юридических текстов;

- функционирование языковых единиц в письменной речи юриста;

- наиболее распространенные стилистические и грамматические ошибки в речи юристов;

- основные приемы толкования юридических текстов;

- основные, наиболее трудные для освоения языковые нормы: лексические, морфологические, синтаксические;

- особенности юридической лексики и фразеологии;

- принципы этики юриста, реализуемые в речевой деятельности и приемах оформления документов;

- основные сведения по русскому языку и культуре речи, позволяющие расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень;

- специфику организации исследовательских работ в области деловой документации юриста;

 

Уметь

- правильно употреблять юридическую лексику и фразеологию в деловой документации;

- редактировать юридические тексты с точки зрения грамматики, стилистики, композиции (расположения аргументов и структурных частей текста);

- выделять структурные единицы в юридических текстах различных жанров;

- анализировать юридические тексты различных жанров с точки зрения ясности, понятности, терминологической корректности, силы убеждающего воздействия на адресата текста;

- применять на практике различные приемы и способы толкования юридических текстов;

- работать с научной, научно-методической и справочной литературой, вести дискуссию по проблемам изучаемой дисциплины;

- соблюдать принципы этики юриста, реализовывать их в речевой деятельности и приемах оформления документов;

- расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень через организацию речевой деятельности в устной и письменной форме;

- специфику организации исследовательских работ в области деловой документации юриста;

 

владеть:

- юридической терминологией;

- иметь навыки редактирования юридических текстов различных жанров;

- написанием юридических текстов в соответствии с правилами грамматики, стилистики, логики и культуры речи;

- принципами этики юриста, реализуемыми в речевой деятельности и приемах оформления документов;

- способами расширения кругозора и повышения интеллектуального уровнячерез организацию речевой деятельности в устной и письменной форме;

- организовывать исследовательскую работу студентов в области деловой документации юриста.

 

Таблица 2

 

Формируемые компетенции Планируемые результаты
ОК-2   ОК-2 ЗНАТЬ: принципы этики юриста, реализуемые в речевой деятельности и приемах оформления документов
ОК-2 УМЕТЬ: соблюдать принципы этики юриста, реализовывать их в речевой деятельности и приемах оформления документов
ОК-2 ВЛАДЕТЬ: принципами этики юриста, реализуемыми в речевой деятельности и приемах оформления документов
ОК-3   ЗНАТЬ: основные сведения по русскому языку и культуре речи, позволяющие расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень
ОК-3 УМЕТЬ: расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень через организацию речевой деятельности в устной и письменной форме
ОК-3 ВЛАДЕТЬ: способами расширения кругозора и повышения интеллектуального уровнячерез организацию речевой деятельности в устной и письменной форме
ОК-4   ОК-4 ЗНАТЬ: основные нормы русского языка и культуры речи, применяемые в деловой документации юриста
ОК-4 УМЕТЬ: применять основные нормы русского языка и культуры речи в деловой документации юриста
ОК-4 ВЛАДЕТЬ: способами применения основных норм русского языка и культуры речи в деловой документации юриста
ОК-5   ОК-5 ЗНАТЬ: специфику организации исследовательских работ в области деловой документации юриста
ОК-5 УМЕТЬ: организовывать исследовательскую работу студентов в области деловой документации юриста
ОК-5 ВЛАДЕТЬ: навыками организации исследовательских работ в области деловой документации юриста
ПК-7 ПК-7 ЗНАТЬ: законы построения, толкования, правильного оформления деловых документов ПК-7 УМЕТЬ: соблюдать законы построения, толкования, правильного оформления деловых документов ПК-7 ВЛАДЕТЬ: способами построения, толкования, правильного оформления деловых документов

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Таблица 3

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинары и практические занятия      
Самостоятельная работа(СРС)      
Контрольная работа     письменная контрольная работа
Форма промежуточной аттестации     зачет

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

 

Тема 1.

Тема 2.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Самостоятельная работа

5.4.1. Самостоятельное изучение студентами очной и заочной форм обучения разделов дисциплины

 

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Кол-во часов
Тема 2. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Расскажите об общеупотребительной и профессиональной юридической лексике. 2. Какую роль играют термины в составе юридических текстов? Каковы правила использования юридических терминов при общении с клиентами и заявителями? 3. Каковы особенности эмоциональной окрашенности документов и иных письменных юридических текстов? 4. Какова специфика использования иноязычной лексики в деловой документации юриста? 5. В чем заключается разница между штампами и клише? 6. Назовите основные типы лексических ошибок. Приведите примеры ошибок, покажите правильный вариант. Задания: 1. Определите значения следующих лексических заимствований (при затруднении обратитесь к словарю иностранных слов), замените иностранные слова русскими синонимами, приведите примеры употребления данных слов в текстах официально-делового и публицистического стиля: мотивировать, превентивный, статут, рейтинг, превалировать; эмбарго, контаминация, прерогатива, репрезентативный, конформизм; компиляция, инновация, брифинг, фьючерс, ротация, истеблишмент. 2. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово (при затруднениях обратитесь к словарю паронимов): (Демократичная, демократическая) система. Группа (командированных, командировочных) работников. Способность профессионально разбираться в каком-либо вопросе называется (компетенцией, компетентностью). Находиться на (особенном, особом) положении. (Дружеские, дружественные) отношения между министерствами. (Заплатить, оплатить) за проезд по железной дороге. (Надеть, одеть) наушники. На юге столицы возведут еще один (элитарный, элитный) квартал. От разгоревшегося (пожара, пожарища) посветлело на улице. Необходимо обратить внимание на (исполнительную, исполнительскую) дисциплину. 3. Исправьте лексические ошибки в данных предложениях: Коллектив отдела прослушал доклад, не задавая вопросов. Руководитель нам представил полную свободу выбора. За последние годы наш город очень преобразовался. Он открыто признался в том, что было скрыто от следствия. У него были невыразимые черты лица. Обладая острым обаянием, он сразу же уловил запах гари. Он был резок и нестерпим в своих суждениях Они не сумели основать свои требования. На конкурсной комиссии была зачитана биография жизни кандидата на свободную вакансию. Эта проблема гроша выеденного не стоит. 4 ч.
Тема 3.   Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Расскажите о трудностях определения категории рода и числа имен существительных. 2. Расскажите об особенностях склонения фамилий. 3. Перечислите трудности, с которыми мы сталкиваемся, склоняя географические наименования. 4. С какими грамматическими ошибками сталкивается юрист при употреблении в письменной речи прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий? 5. Каковы трудности употребления служебных частей речи в деловой документации юриста? Задания: 1.Употребите данные существительные - в единственном числе:проржавевшие рельсы, импортные кроссовки, элегантные туфли, разнообразные тюли, большие залы, старые банкноты, кружевные манжеты, вкусные щи, новые плоскогубцы; -во множественном числе Р.п.:новый брелок, стеклянное дно, кожаный сапог, шерстяные носки, вкусный мандарин; гостить у (армяне, грузины, якуты, монголы, осетины). 2.Укажите род следующих существительных, сложных наименований и аббревиатур:атташе, досье, коллега, коммюнике, кофе, судья, протеже, факсимиле; бизнес-элита, план-схема, счет-фактура, библиотека-хранилище; МВФ, МИД, МКАД, НАТО, ЦИК, ФСБ, ЕИРЦ, ТАСС, ЮЗАО. 3. Выберите нормативный вариант формы существительного: бухгалтера-бухгалтеры, директора-директоры, договора-договоры, адресы-адреса, лежать (на счете - на счету), поговорить (с глаза - с глазу) на глаз, встретиться (в аэропорте - в аэропорту), находиться (в отпуске – в отпуску). 4. Определите правильную грамматическую форму фамилий и имен собственных, завершите следующие фразы: Поступило заявление от… Ткачук (Ирина, Сергей), Трутень (Павел, Любовь), Фоминых (Денис, Алия), Венда (Дмитрий, Татьяна), Зима (Николай, Мария, супруги), Симоненко (Виктор, Наталия). Заявление адресовано… Вайнер (Андрей, Анастасия, братья), Хакамада (Ирина, Федор), Вульф (Эдуард, Элен) Якубович (Леонид, Ольга), Белых (Андрей, Тамара), Швыдкой (Михаил, Галина). 5. Употребите данные топонимы в правильной грамматической форме: Работать в (на) - город (Москва), район (Перово), поселок (Миронежье), аэропорт (Внуково), Республика (Карелия), (Украина); Уехать из (с, со) - (Мытищи), станция (Мытищи), район (Строгино), (Бутово), город (Иваново), (Казань), (Шереметьево), Республика (Тыва), (Украина). 6. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор. 1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2.Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три - трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя - троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 7. В приведённых ниже предложениях найдите и исправьте случаи неправильного выбора формы числительного. 1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы. 8. Употребите числительные и существительные в нужной форме. К 345 прибавить 157. От 964 отнять 89. 10 сложить с 798. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). Поселок находится в 862 (километр) от города. 9. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92,3 (процента, процентов). С каждой делянки собрали по 38,4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). Погрузили за час 17,2 (центнера, центнеров) пшеницы. Анне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). По предварительным подсчётам, 15,6 (гектара, гектаров) были съедены саранчой. Стометровку Олег пробежал за 14.2 (секунд, секунды). Ему не хватало 7495 рублей. Она расплатились 500 рублями. Вышла новая серия учебников с 367 схемами. 10. Перепишите предложения, записав числительные словами. Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). Стипендии были выплачены 1552 (студент). Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). Преподаватель проэкзаменовал 22 (ученик). Мне пришлось пожертвовать ещё 850 (доллар). К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033 (наименование). В трёх зрительных залах – по 90 (место). Потери составили более 843 (килограмм). Ответ пришёл только через 52 (сутки, день). Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157 (центнер) с гектара. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом сверх плана. 4 ч.
Тема 4   Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Изучите трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. 2. Каковы основные типы связи между словами в словосочетании? С какими ошибками можно столкнуться, употребляя в речи словосочетания? 3. В чем заключается основная трудность построения предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами? 4. Какие основные типы грамматических ошибок встречаются на уровнях простого и сложного предложений? Задания: 1. Отредактируйте предложения, исправив грамматические ошибки в построении словосочетаний и предложений. Глава администрации распределяет и управляет имуществом. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов. 2. Составьте словосочетания со словами, близкими по значению. Используйте падежные формы. вера - уверенность; спираться - отпираться; отзыв – рецензия; обращать внимание – уделять внимание. 3. Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме; используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог. Серьезность и глубина отличает обсуждаемую работу (многие студенческие исследования). В настоящее время усилия направлены (модернизация производства). Достигнутые успеха вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности. Серьезная работа требует (самоотдача). 4. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов. Об этом мы познакомим вас позже. докладчик подчеркнул о необходимости строительства. Высказывается критика о том, что мы делаем. Озабоченность за безопасность границ. Участвовать на выборах. Контролировать за ходом лечения. 5. Исправьте стилистические недочеты в выборе предлога и ошибочное употребление падежных форм. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. По окончанию работы, некоторым придется работать круглосуточно. Вследствие запланированной работы все должны собраться в зале. 6. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. Глядя на то, что происходит на судебном заседании, у меня руки развязаны. Торговый зал очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность. 5 ч.
Тема 5 Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Повторите следующие орфографические правила: - правописание производных предлогов; - правописание гласных и согласных в корнях слов; - Н и НН в суффиксах различных частей речи; - слитые и раздельные написания слов. 2.???? Здесь же и пунктуация тоже? Задания: 1. Напишите согласно орфографическим нормам (в случае затруднения обращайтесь к словарю): (в)следстви.. эксперимента, (в)последствии.. будут представлены доказательства, договориться (на)счет отпуска, (на)подоби.. схемы, (в)виду реорганизации, (в)место заведующего, (на)много меньше, (на)сколько возможно, (не)смотря на недостатки, (не)взирая на трудности, (в)след за докладчиком, (в)отлич.. от предыдущих свидетелей, на протяжении.. всего срока, по предъявлении.. документа, согласно приказ.., во избежани.. неприятностей, (в)течени.. года. 2. Вставьте, где это необходимо, согласную букву:ас(?)оциация, ак(?)редитация, ат(?)аше, дил(?)ер, продюс(?)ер, кор(?)упция, ком(?)ерсант, ком(?)итет, ком(?)ис(?)ия, ком(?)юнике, лоб(?)ировать, бриф(?)инг, сам(?)ит, рас(?)изм, ол(?)игарх, оп(?)онент, програм(?)ист, интел(?)игенция, рус(?)ификация, по(?)черк, преце(?)дент, беспреце(?)дентный, ханже(?)ство, компроме(?)тировать, конъю(?)ктура, юрис(?)консульт, конкурент(?)оспособный, компроме(?)тировать. 3. Н или НН?Конституцио..ый порядок, общепризна..ое превоходство, неписа..ый закон, требования необоснова..ы, лише..ый недостатков, довере..ое лицо, рискова..ый шаг, пута..ое объяснение, недостатки обнаруже..ы, отмече..ый в протоколе, ненаписа..ый документ, нежда..ые обстоятельства. 4. Слитно или раздельно? Он уволен за (не)выход на работу. Оппозиция предлагает использовать законные и (не)законные меры. (Не)справедливее ли признать его правоту? Газеты пишут о (не)опознанном наземными службами объекте. Он (не)дозвонился до Новиковой, поэтому она (не)виновата в случившемся. (Не)кто иной, как Федор Иванович отлично справился с задачей, на что способен (не)каждый. Игорю Сергеевичу после такого совещания явно (не)поздоровится. Кандидат сообщил комиссии, что он (не)женат, (не)военнообязанный, (не)имеет судимости. Жаль, что к решению вопроса привлечены (не)специалисты и (не)работающие пенсионеры. (Не)опубликованные ранее факты его биографии указывают на (не)терпимое в нашем обществе поведение художника. 5. Отредактируйте предложения, исправив грамматические, речевые и пунктуационные ошибки: 1. Согласно последнего приказа, документы должны предоставляться не позже 5-ого числа каждого месяца. 2. Учитывая сложившуюся в обществе ситуацию возрастает роль, не только государственной гражданской службы, а и также исполнительной власти в целом. 3.Общение для государственного служащего не что иное как важнейший аксессуар успешного выполнения служебных обязанностей. 4.По прилету в аэропорт, делегация была встречена журналистами, которые как известно не стесняются интервьюировать респондента независимо от его желания, времени и настроения. 5.Затребуемые из загса документы получены и как положено приобщены к делу. 6. Как выяснилось из материалов дела преступление совершено лицом, ранее судившимся за взятки. 7. Их обвиняют в организации и руководстве группой деятельность которой сопряжена с причинением вреда здоровья гражданам. 8. Однако, представители бизнес-элиты по наблюдениям источника занимают значительный вес в составе органов государственной власти. 9. Поиски пропавших в прошлую неделю туристов, были осложнены сложным рельефом гор. 10. Анализируя проблемы судебной системы участниками совещания были высказаны ряды предложений и замечаний. 6 ч.
Тема 6 Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Изучите особенности официально-делового стиля речи 2. Назовите роды и жанры юридической словесности. 3. Дайте определение понятия «документ». 4. Какова композиция процессуальных актов? 5. Какова логика изложения в юридическом письме? 6. Назовите основные виды документов, составляемых юристом, в зависимости от адресата и цели документа. 7. В чем состоят трудности толкования в праве? 8. Каковы формальные и неформальные требования, предъявляемые к текстам документов, и последствия их несоблюдения? Задания: 1. Проанализируйте языковые особенности протоколов допроса, осмотра; обвинительного заключения (взятые из Интернета или реальной практики). 2. Составьте таблицы, в которых отразите языковые особенности деловой документации юриста. 3. Составьте перечень ошибок, которые встретились вам в письменной деловой речи. Покажите правильный вариант. 5 ч.
Итого:   24 ч.

 

5.4.2. Формы самостоятельной работы студентов

Очной формы обучения

 

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 2. Работа со справочной, научной и учебной литературой; самостоятельное выполнение заданий.
Тема 3.   Работа со справочной, научной и учебной литературой; самостоятельное выполнение заданий.
Тема 4   Работа со справочной, научной и учебной литературой; самостоятельное выполнение заданий.
Тема 5 Работа со справочной, научной и учебной литературой; самостоятельное выполнение заданий.
Тема 6 Работа со справочной, научной и учебной литературой; самостоятельное выполнение заданий.
Итого:  

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

 

В целях формирования у слушателей способности совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, а также развивать навыки самоконтроля, стимулировать потребности слушателей в работе со справочной литературой в данном разделе представлен перечень практических заданий, а также указан информационный источник, в котором содержится необходимая информация по каждому вопросу курса.

5.4.4. Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

 

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки студентов.

Занятия со студентами проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

Лекции – это устное систематическое и последовательное изложение учебного материала по темам дисциплины с элементами групповой дискуссии. Они являются организующим и ориентирующим началом для изучения дисциплины. В ходе лекции раскрываются основные положения курса

Семинары проводятся с целью усвоения лекционного теоретического материала, углубления и расширения знаний студентов. На семинарах студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать юридические тексты с точки зрения языковой нормы.

Практические занятия проводятся с целью углубления и расширения знаний студентов, а также овладения студентами навыками применения полученных теоретических знаний для решения задач редактирования и совершенствования юридического текста.

От студентов требуется посещение лекций, семинарских и практических занятий. Особо ценится активная работа на семинарах и практических занятиях. Для успешной работы на семинаре и практическом занятии студент должен прочесть рекомендованную литературу, выполнить практические задания для самостоятельной работы и активно участвовать в обсуждении.

Работа по изучению дисциплины должна носить системный характер.

Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение магистрантом определенных норм русского языка применительно к деловой документации юриста, на формирование умения на практике применять знания о языковых нормах в юридических текстах.

Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida. Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается по параметрам: «зачет» либо «незачет». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Задание 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Объявление на вокзале: «Касса для командировочных в следующем зале».

2. Для зачисления в академию абитуриенты должны предоставить подлинники аттестатов.

3. День был действительно удачливый: я сдал зачет с первого раза.

4. За бесплатный проезд был назначен штраф 10 тысяч.

5. Предприятия республики готовы усвоить около 120 наименований продукции для фермерских хозяйств.

6. Следует поставить задачу повсеместного создания демократичных органов самоуправления.

7. Опытный судья, он задавал высокий критерий в ходе заседания.

8. На заседании комиссии нерадивых родителей обсуждают и требуют от них более внимательного отношения к детям.

9. Председатель профкома – выборочная должность.

10. Чтобы добиться успеха, нужно принять эффектные меры.

Задание 2. Исправьте лексические ошибки.

1. Большая половина времени судебного заседания уже прошла.

2. Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации.

3. Этот участок берега нуждается в его закреплении.

4. Необходимо более широкое применение новой механизации во всех отраслях сельского хозяйства.

5. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

6. Коллектив старается изжить критические замечания в свой адрес.

7. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор.

8. В ближайшее время на дорогах предвидятся следующие климатические условия…

9. Высказать свое кредо на перспективу решения дела может любой присяжный.

10. В аудитории регулярно вентилируют помещение.

Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

1. Анатолий Федорович Кони заслужил широкую известность как талантливый юрист.

2. Нужно воздать дань трудам отечественных юристов 19 века.

3. С первых дней своего существования газета на своих страницах уделяет много места жизни столицы.

4. Отсутствие агитации возымело некоторое влияние на военнослужащих.

5. Умение создавать психологический портрет имеет для юриста большую роль.

6. В этой ситуации страна непременно потерпит имиджевые потери.

7. Достижение этой мечты стало его заветной целью.

8. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.

9. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.

10. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.

Задание 4. Исправьте речевые ошибки в данных ниже текстах.

В Петербурге задержан и отправлен под домашний арест генеральный директор турфирмы «Нева» М. П. Известно, что благодаря банкротству «Невы» и начался кризис на туристском рынке. «Нева» – одна из старых компаний на туристском рынке – первой объявила об остановке своей деятельности. Турфирма имела весомые причины для остановки своей деятельности и не сдержала конкуренции.

Задание 5. Определите род имен существительных.

Баку, визави, БРИКС, потерпевшая, кофе, кресло-качалка, адвокат, рояль, бра, тюль, шимпанзе, такси, бюро, Миссисипи, ЛДПР, бездарь, жертва, судья, присяжный, писака.

Задание 6. Исправьте ошибки в употреблении имен собственных.

1. Затем выслушали свидетеля со стороны истца Александра Кох.

2. Выступление Ромен Роллана против мировой войны имело широкий резонанс.

3. Выступление адвоката Игоря Птица было излишне эмоциональным.

4. Подсудимой Елене Субботе предоставили последнее слово.

5. Он считал Эдиту Пиаф одной из лучших певиц 20 века.

Задание 7. Поставьте топонимы в форму косвенного падежа.

В городе (Рига), в (Беляево), в (Монино), в (Бутово), в городе (Екатеринбург), в г. (Париж), в (Верхние Тетюши), в городе (Верхние Тетюши), в (Нижний Новгород), в г. (Нижний Новгород), в городе (Нижний Новгород), в (Горки), в г. (Переяславль-Залесский), в (Ясная Поляна), в имении (Ясная Поляна), в селе (Болдино), в (Михайловское), на станции (Астапово).

Задание 8. Образуйте формы местоимений в соответствии с нормой.

От (он) пришло письмо, обратиться к (он), привет от (она), в течение (он), без (она) не справиться, дозвониться до (он), среди (они), благодаря (он), вопреки (он), согласно (он), старше (он), выше (она), в отношении (он), при помощи (она), за исключением (они), прислушиваться к (он), впереди (они), мимо (она), навстречу (он), впереди (она).

Задание 9. Исправьте предложения, устранив, где это необходимо, ошибки в управлении при однородных членах.

1. Налоговые инспектора не раз говорили и советовали о неблагополучном положении дел в этой фирме.

2. Внимание и контроль за ростом кадров – забота администрации.

3. Изучать, знать и руководить кадрами – долг дирекции любого предприятия.

4. Петров зарекомендовал себя как вдумчивый и отзывчивый адвокат и много помогает молодым коллегам.

5. Присяжные поддержали и голосуют за это ходатайство.

Задание 10. Отредактируйте предложения, устранив ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Подходя к этой квартире, за дверью раздались странные звуки.

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, обнаружилось, что мы забыли взять документы.

4. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

5. Занимаясь обустройством общественной жизни в своих вузах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

6. Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого у меня испортилось настроение.

7. Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем коллективом.

8. Осматривая место происшествия, нас поразила жестокость преступника.

9. Осмотрев картину прои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.016 с.)