Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка



Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состоя­ниях. Состояния эмоциональной напряженности: тревоги, страха, стресса, фрустрации. Посттравматические стрессовые расстрой­ства психики. Аффект и его разновидности. Страдания. Учет и правовая оценка эмоциональных состояний в уголовном и граж­данском процессах при расследовании преступлений, в ходе раз­решения гражданско-правовых споров в суде. Нейтрализация не­гативного воздействия на психику состояний эмоциональной на­пряженности.

 

$ 1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях

1. Установление истины по уголовным делам, разрешение граждан­ско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмо­циональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чув­ства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уго­ловной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения.

Более того, в некоторых статьях Уголовного кодекса РФ необычные состояния психики признаются квалифицирующим признаком некото­рых преступлений, например внезапно возникшее сильное душевное вол­нение (аффект), вызванное насилием, издевательством или тяжким ос­корблением, либо иными; противоправными или аморальными действия­ми (бездействием), а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107, 113 УК РФ). Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учитываться судом в качестве обстоятельства, смягчаю­щего наказание, — закон не запрещает этого (ст. 61 УК РФ).


При разрешении гражданско-правовых споров в ряде случаев сле­зет также оценивать влияние различных эмоциональных состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях.

Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки юристами при изучении поведения субъектов различных правоотношений, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах с различными участниками процесса.

2. К наиболее простой форме рассматриваемых эмоциональных проявлений психики относятся эмоции (в буквальном переводе с латинского-emoveo — потрясаю, волную).

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих субъективное отношение к происходящему. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям.[141] Причем на возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна этих ситуаций. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенный тон.

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Появлению эмоций еже могут способствовать избыточная нереализованная мотивация объекта, недостаток информации о каких-то значимых для него явлениях, См.; Выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье. Иногда эмоциональные реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния.[142]

В результате этого человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных не только удовлетворением физиологически важныx для него потребностей, но и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения.

Доминирование в мотивационной сфере личности подобных эмоций по-разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учетом, разумеется, и других факторов, вероятность совер­шения насильственных действий.


 

3. Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства, которые так же, как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отно­шение человека к окружающему миру. Однако если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историчес­кими условиями, влияющими на формирование личности, характеризу­ются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью пережи­ваний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патри­отизма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.

Воспитание чувств является важной задачей в формировании лич­ности современного человека.

4. Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутрен­не противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом опреде­ляющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашиваю­щее продолжительное время психические процессы, определяющее на­правленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, со­бытиям людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущи­ми, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьез­но влияет на формирование характера.

В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализи­руют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свиде­тельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях. Иногда эмоция «выступает в качестве признака какого-либо заболева­ния, которое она сопровождает[143]. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. «Давно из­вестно, что эмоции, как и Другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характер­на тенденция интерпретировать замечания других как критические. Ис­пуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженного» зрения). У разгневанного человека появляются лишь «сер­дитые мысли»[144].

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на созна­ние, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а ка­чеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что


 

когда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень вторых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (ам­бивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызений совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопро­вождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности и причастности его к совершенному преступлению.

Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицательно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, ли­шает подозреваемого возможности обдуманно противодействовать усилиям следователя. Именно на это рассчитывал известный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следователь Порфирий Петрович, умышленно оставлявший в этом состоянии Раскольникова, не желая его, как он говорил, «психологически определять и успокаивать».

О переживании человеком сильных эмоциональных состояний свидетельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомоторика. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность пото­отделения и т.д.

Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных фор­мах общения людей. Например, следователю приходится сталкиваться с таким довольно распространенным явлением, когда некоторые заподозренные лица умышленно, чтобы не проявить свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить в своей непричастности к пре­ступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью мимики, жестов и т.п.

5. Эмоции, чувства оказывают большое влияние на эффективность правоохранительной деятельности юриста. Велика роль эмоциональных состояний в развитии межличностных отношений следователя, прокурора, судьи, защитника с различными участниками уголовного, граж­данского процесса, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания.

Владение языком эмоций и чувств — профессионально важное умение юриста. С одной стороны, оно выражается в способности распознавать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный


характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, с крутой — это умение проявляется в правильном выборе наиболее выразительных форм реагирования, в демонстрации юристом своего эмоционального со­стояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации

Таким образом, эмоции, чувства, эмоциональные состояния явля­ются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности

Руководители правоохранительных органов должны заботиться о том, чтобы их подчиненные имели деловое, приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, и всячески поддерживать положительные психические состояния, к числу которых следует прежде всего отнести состояние деловой, позна­вательной активности.

 

$ 2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессах

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятель­ности, следует прежде всего отнести, состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности — фрустрации, аффект, а также страдания. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдается в указан­ной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строгого и четкого правового ре­гулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (либо, напро­тив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них по­требностей, Материального, социального, нравственного и т.п. характе­ра. Более того, конфликтные ситуации, в которые вовлечены участвую­щие в них лица, нередко усугубляются опасностью для их жизни, здо­ровья, материального благополучия, неопределенной перспективой раз­вития событий при отсутствии ясного осознания путей устранения воз­никшей опасности — существует ли она реально или имеет чисто субъ­ективный характер Рассмотрим данный класс психических явлений более подробно.

Состояние тревоги. Состояние тревоги (тревога, тревож­ность) — особое эмоциональное состояние психической напряжен­ности человека, возникающее в результате предчувствия им нео­пределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближаю­щейся опасности Тревога вызывает активизацию внутренних ресур­сов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое со­бытие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации[145]

Тревога (состояние тревожности) нередко рассматривается в каче­стве эмоциональной реакции тревожного ожидания, несоразмерной


 

опасности, в ряде случаев как реакция на воображаемую угрозу, возможную неудачу. То есть состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее

Поэтому роль субъективного фактора при оценке влияния состоя­ния тревожности на поведение того или иного участника процесса ис­ключительно велика Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких эмоций, а для другого — с учетом его индивидуально-психологических особенностей явится источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода иррациональный характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их порой внутренне противоречивые, необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки, неадекватные формы поведения.

Весьма важная особенности данного эмоционального состояния психики объясняется еще и тем, что оно не лежит на поверхности в мотивационной сфере личности Более того, состояние тревоги может даже и не осознаваться самим субъектом, что требует от суда еще большей проницательности на пути установления истины. Как метко подметила известная современная американская исследовательница личности К, Хорни, «тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной нами» Вследствие - этого «многие затруднения, — продолжает она, — обычно приписывае­мые чрезмерной работе, вызываются в действительности не самой рабо­той, а порой тревогой, которая связана с работой или отношением к коллегам»[146]

В этой связи интересно отметить, что еще 3 Фрейд с позиций психоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание» А поскольку это состояние в значительной мере связано с особенностями психики людей, отличающихся от других по складу, своего характера большей чувствительностью, боязливостью, пессимизмом, нежели с объектив­ными обстоятельствами, он называл тревожность «невротическим стра­хом» (в отличие от «реального страха»)[147]

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмо­ции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выражен­ные опасения, беспредметный страх по самым различным поводам

О переживании субъектом состояния тревоги обычно свидетельст­вуют различные физиологические, а также определенные внешне на­блюдаемые поведенческие признаки (напряженное выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко проявляемые


 

 

Рис, 5.1. Из серии «Самоубийство» (X. Бидструп)

 

в неадекватной оценке угрожаю­щей обстановки в сторону ее еще большего усложнения, в несоот­ветствующих реальным услови­ям принимаемых решениях, вплоть до принятия решений су­ицидального характера. Весьма образно состояние глубочайшей тревоги, предрасполагающей к самоубийству, передал извест­ный датский художник Х.Бид­струп (рис. 5.1),

Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащен­ное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, удушье, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере — чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть на­столько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.[148]

Человек» переживающий тревогу, ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащит­ность перед надвигающейся опасностью. При этом состояние тревоги нередко усиливается в ситуации мотивационного конфликта, когда субъект, пытающийся найти правильное решение, находится под воздействием взаимоисключающих мотивов достижения и одновременно мотивов избегания (боязни) неудачи, что еще более отрицательно воз­действует на его активность, а порой и парализует ее вовсе.

Поэтому сильную тревогу вполне обоснованно некоторые психоло­ги называют самым неопределенным и поэтому самым мучительным со­стоянием эмоциональной напряженности, вызывающим у человека страдания[149]. Чрезмерное эмоциональное возбуждение, прежде всего тревоги, считают другие, — может привести к патологическим наруше­ниям, вплоть до появления симптомов некоторых психических рас­стройств и заболеваний[150]. «Интенсивная тревога является одним из самых мучительных аффектов, которые мы можем испытывать... Неко­торые составляющие аффекта тревоги могут быть особенно непереноси­мыми для человека. Одной из них является беспомощность. Можно быть активным и храбрым перед лицом большой опасности. Но в состо­янии тревоги чувствуешь себя — и на самом деле являешься — беспо­мощным»[151].


 

Все это, представляется, нужно учитывать при оценке психического состояния виновного по уголовным делам в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, тем более что законодатель не исключает такой возможности (см., например, п. «е» ч. 1, ч. 2 ст. 61 УК РФ), при исследовании уголовных дел, связанных с самоубийствами, а также при разрешении гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией морального вреда гражданину, перенесшему нравственные и физи­ческие страдания (ст. 151, 1101 ГК РФ).

Кроме того, говоря о состоянии тревоги как о факторе, вызывающем страдания у потерпевшего, следует обратить внимание на содержание ст. 117 УК РФ, предусматривающей уголовное наказание за истязание. Как видно из этой статьи уголовного закона, одним из составных эле­ментов истязаний законодатель признает «психические страдания», которые в свою очередь могут быть обусловлены состоянием тревоги, являющейся следствием различных насильственных действий, в том числе и психического характера, например в виде угроз совершить убийство, похитить ребенка и т.п. Поэтому установление того факта, что потерпевший в результате этих действий подсудимого пережил состояние сильной тревоги, послужившей причиной его психических страданий, может служить одним из доказательств виновности последнего по ст. 117УКРФ.

Равнозначными по смыслу и значению с понятиями тревоги, тревожности в психологии являются термины «волнение», «беспокойство», которые (особенно последнее) нередко употребляются либо как составные элементы состояния тревоги, либо в качестве синонимов в кон­тексте с неблагоприятно развивающимися для субъекта или его близких событиями, хотя в этих терминах предусматриваются и некоторые смысловые оттенки. Так, если состояние тревоги (тревожность) имеет и некоторый пессимистический оттенок, обусловленный ожиданием воз­можной опасности, то состояние волнения может связываться не только с негативными обстоятельствами, но и с ожиданием чего-то приятно-радостного.

Некоторые отличия имеются и между состояниями тревоги и беспокойства. В психологической литературе первое из них обычно употреб­ляется в контексте с угрозой собственной личности, второе — в связи с переживаниями за других лиц.

Таким образом, состояние тревоги (тревожность) чаше бывает свя­зно с ожиданием возможной опасности, неудачи. Оно сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе и в этом смысле играет важную роль своеобразного «сторожа», побуждающего нас к целенаправленному по­ведению, поиску источников опасности и путей ее преодоления. С этой точки зрения тревога как вполне нормальное психическое состояние (если она не «зашкаливает») имеет положительное значение.

С другой точки зрения, состояние тревоги, как отмечалось выше, у Некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощнос­ти, неуверенности в своих силах. Это приводит к дезорганизации целенаправленного


поведения, свертыванию активности, снижению продук­тивности деятельности, К появлению неврозов. В этом проявляется от­рицательная роль состояния тревожности (тревоги).

Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги за­висит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию трево­ги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продол­жающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на ра­циональное мышление и поведение субъекта. Поэтому оценка судом со­стояния тревожности у того или иного участника процесса должна про­водиться с учетом личности субъекта, его социального статуса, само­оценки» ценностных ориентации, уровня интеллектуального развития, приобретенного опыта и т.п.

Известно, например, что некоторые люди вообще не склонны остро переживать состояние тревоги. Она как бы неведома ям, не проявляет­ся у них даже в минуты реальной опасности. У таких лиц отсутствует должная осторожность и предусмотрительность в поведении, значи­тельно снижен уровень самоконтроля. В большей мере это свойственно молодым, беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, к тому же не имеющим достаточного жизненного опыта, а иногда и про­сто со сниженным уровнем интеллекта, с неразвитыми когнитивными, прогностическими, способностями. Нередко эти качества отражаются на их легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, при определенных условиях все это может способствовать совершению та­кими лицами противоправных действий по неосторожности. Такой оценочный подход не исключается содержанием ст. 26 УК РФ.

Кроме того, сниженный уровень тревожности у субъекта может благоприятствовать формированию так называемого виктимного поведения[152] потерпевших в ситуациях возможных сексуальных посяга­тельств на них. Установлено, что трагическая развязка в подобного рода криминальных ситуациях в значительной мере бывает связана с так называемым «способствующим поведением» потерпевшей, состав­ными элементами которого являются; легкое вступление будущей жер­твы в контакт с незнакомыми людьми, легкомысленное, некритическое принятие ею различных знаков внимания от посторонних лиц, риско­ванность поведения в незнакомой обстановке и т.п.[153] И все это в значи­тельной мере объясняется неразвитостью у потерпевшей тревожности, ей неспособностью ощущать тревогу в опасных для себя ситуациях, что говорит о её потенциальной психической беспомощности перед лицом неожиданно возникающей опасности.


 

Именно поэтому отсутствие тревожности (наряду со сниженным интеллектом, с некоторыми другими особенностями личности) точно же, как и высокий, значительно превышающий норму показатель тревожности, парализующий волю, активность потерпевшей, следует осматривать в качестве одного из составляющих элементов психологического содержания такого уголовно-правового понятия, как беспомощное состояние потерпевшей» (см. ст. 131, 132 УК РФ). Опасность в случае тревоги обычно усиливается психологическими повторами, а беспомощность еще более усугубляется собственным отношением к ней человека. Эту закономерность важно учитывать при исследовании указанных выше преступлений, когда с точки зрения здравого смысла, житейской психологии невозможно объяснить поведения потерпевшей, а также когда требуется юридически грамотно оценить действия лица, находившегося в ситуации превышения необходимой обороны, крайней необходимости, а также в каких-либо иных экстремальных условиях деятельности.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревож­ить (ЛТ) в качестве константного, устойчивого свойства индивида и ситуативную тревожность (СТ) как временное состояние психики в целом, реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и исчезает вместе с ней.

Личностная тревога в отличие от ситуативной определяется в первую очередь особенностями, свойствами характера, темперамента cy6ъекта и отражает внутренний динамический конфликт его личности. Подмечено, что чем беззащитнее человек, тем большей представляется емy возникающая опасность, тем тревожнее он чувствует себя, тем шире круг ситуаций, которые переживаются им как угрожающие и вы­дающие состояние тревоги.

Лица с высоким уровнем ЛТ проявляют повышенную тревожность также в отношении мелких житейских проблем. Они более склонны к застреванию на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди из-за своей убыточной тревожности часто бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Они постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние меры предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными средовым воздействиям, имеют сниженный порог сопротивляемости к стрессу[154].


 

Таким образом, если СТ — это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то ЛТ в отличие от СТ — постоянное свойство характера, черта личности, проявляю­щаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на выра­ботку им тактики поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъектом, поведенческая диспозиция, побуждаю­щая его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в качестве угрожающих и реагировать на них повышением тре­вожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.[155]

Повышенный уровень ЛТ свидетельствует также о сниженной эмо­циональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптив­ных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в до­стижении успехов, что представляет несомненный интерес, когда про­водится профессионально-психологический отбор на службу в право­охранительные органы.

Личностная тревожность развивается из ситуативной, особенно если последняя часто переживается человеком. В результате этого пе­риодически, повторяющееся состояние тревоги постепенно переходит в новое качество личности — свойство характера. Примером такой лич­ности является небезызвестный персонаж рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» учитель Беликов, который угнетал всех своей «осторож­ностью, мнительностью, двоими чисто футлярными соображениями» по всякому поводу, руководствуясь принципом как бы чего не вышло».

Таким образом, личностная тревожность в свою очередь проявляется через ситуативную., которая дает для нее как бы выход в конкретных об­стоятельствах. Поэтому, чтобы оценить уровень личностной тревожнос­ти человека, следует выявить у него ситуативные проявления тревоги.

Именно такой подход использован при конструировании целого ряда личностных опросных диагностических методик, о которых шла речь в главе 3 (ММР1Д6-ФЛО Р.Б. Кеттелла и др.), позволяющих вы­являть и оценивать личностную тревожность как черту, свойство, осо­бенность характера (низкое значение фактора F по 16-ФЛО; пик 2-й, 7-й шкалы в пределах нормативного профиля личности по MMPI) и одновременно как временное психическое эмоциональное состояние в виде ситуативной тревожности, например высокое значение фактора О по 16-ФЛО на момент обследования испытуемого.

Тревожность оказывает влияние на формирование личности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Периодически переживае­мое субъектом чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии поведения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации в условиях конфликтного выбора принимаемых решений, в том числе криминального характера. Последнее, безусловно, нельзя не учитывать


 

При оценке мотивов совершенного преступления, квалификации содеянного, индивидуализации наказания с учетом обстоятельств смягчающих ответственность виновного.

Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоциями психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряженности (стресс) и с некоторыми другими, часто предшествуя их появлению, являясь их своеобразной прелюдией. Состояние (эмоция) страха. Весьма близкой по характеру своего происхождения к состоянию тревожности является эмоция страха. Как и тревога, страх также во многом связан с прогнозированием, ожиданием субъектом надвигающейся опасности. Однако в отличие от тревоги -страх в большей мере является эмоциональной реакцией на конкретную, чаще объективно существующую, реальную угрозу. Как писал Е. Рубинштейн, «человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то...»[156].

3. Фрейд придавал большое значение страху, видя в нем проявление инстинкта самосохранения, «узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайну, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь.[157]

Страх, по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций[158], страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая интенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом,

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктам воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее интеллектуальной переработки. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Установление указанных факторов в суде при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, содержащих угрозу, запугивание, при разрешении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием угрозы, заблуждения, когда лицо не то способно на должном когнитивном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, может явиться, на наш взгляд, убедительным доказательством того, что субъект (потерпевший, гражданский


 

истец и т д.) действительно пережил состояние страха. А.это в свою очередь может быть использовано в процессе доказывания совер­шенного преступления, а также при признании недействительности сделки, причинении субъекту морального вреда.

Одной из распространенных причин, вызывающих у человека страх, является также физическая боль и прогнозируемые в связи с ней негативные последствия для его жизни, здоровья. Боль может вызывать физические страдания, которые в еще большей степени усугубляются страхом. Боль, страдания, страх создают, таким образом, определенный устойчивый эмоциональный симптомокомплекс.

Поэтому признаки страха, как и признаки сильной тревоги, свиде­тельствуют и о пережитом субъектом страдании. Вот почему, когда суду приходится решать вопросы, связанные с компенсацией морально­го вреда гражданину, с оценкой степени физических и нравственных страданий (ст. 151,1101 ГК РФ), установление (в необходимых случаях с помощью эксперта-психолога) факта, что пострадавший пережил эмо­ции страха (равно как и состояние сильной тревоги) может быть при­знано в качестве доказательства причинения ему нравственных стра­даний

Кроме того, следует учитывать, что появление страха, как и состо­яния тревоги, во многом связано с индивидуальными особенностями че­ловека, его возрастом, с так называемыми врожденными детерминантами, своего рода «природными стимулами», унаследованными или приоб­ретенными им на своем жизненном пути, начиная с раннего детского возраста (страх одиночества, наказания, боязнь темноты и т.д.). Все это, безусловно, следует выяснять во время допроса тех или иных участника» конфликтной ситуации, задавая вопросы об их субъектив­ных переживаниях в интересующей следователя (суд) ситуации, об ус­ловиях формирования личности допрашиваемого.

Проявления страха во многом зависят от его глубины и выражаются в различных объективных, поведенческих признаках, а также в субъек­тивных переживаниях человека (рис. 5.2). Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикаторами сильного страха являются: ис­пуганное выражение лица (широ­ко открытые глаза, приподнятые брови, сдвинутые внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытый, эллиптической формы рот, напряженные губы); напряжение мышц, сильно сокра­щающее число степеней свободы в движениях, двигательные рас­стройства, нарушения поведения от не требуемой обстоятельства­ми гиперактивности, импульсив­ности в виде совершения бесцель­ных, панических малоэффективных

 

Рис 5 2 Из серии «Плоды цивилизации» (X Бидструп)


действий до состояния ступора, когда человек как бы застывает на месте, старается «уменьшиться», садится на корточки, обхватывает голову руками, принимая так называемую эмбриональную позу.

Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов снижается уровень и острота восприятия, искажается оценка расстояния между предметами, их размер­ов и формы, нарушаются мышление, которое становится более узким по объему и более ригидным по содержанию, память; воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что про­исходит. У них учащается дыхание, сердцебиение. Некоторые люди в стоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание[159]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.05 с.)