Методологические проблемы юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические проблемы юридической психологии



Анализируя пути развития отечественной психологической науки, Л.С. Выготский в конце 20-х гг. писал о том, что «психология не двинется дальше, пока не создаст методологии»[35]. Сказанное столь же актуально и для юридической психологии как одной из прикладных отраслей психологи­ческой науки, которая не может развиваться без методологического обеспе­чения концепции своей системы, собственного предмета изучения.

Методология помогает избрать правильное направление в развитии науки, выработать методику исследований, дать мировоззренческую ин­терпретацию получаемых результатов, осуществить структурирование знаний. Особенно велика роль методологических разработок на началь­ном этапе становления любой научной отрасли знания, тем более при­кладного характера.

Заинтересованность психологии (и в не меньшей степени юридичес­кой психологии) в разработке методологических проблем объясняется сложностью, многоплановостью предмета исследования, накоплением «огромного количества эмпирического материала, который просто не­возможно охватить без новых методологических подходов»[36]. Особая актуальность


разработки методологических вопросов ощущается там, где имеются прямые выходы теоретических, экспериментально-психологических исследований юридической психологии в практику (вопросы судебно-психологической экспертизы, психологические аспекты борьбы с различными преступлениями, психологический отбор в правоохранительные органы и т.д.). Именно здесь возникает особая ответственность за публикуемые результаты и выводы о сущности психологического и детерминантах его развития.

Научные принципы познания. Содержанием методологии науки являются идейно-теоретические, мировоззренческие позиции, принципы, определяющие подходы к изучаемым явлениям, методы исследования, объясняющие различные феномены, а также получаемые результаты в ходе проводимых исследований.

Юридическая психология, как и любая другая наука, опирается на следующие научные принципы познания: объективное исследование любых, в том числе психических явлений; детерминизм, причинная (каузальная) обусловленность различных проявлений психики; системность и, наконец, принцип изучения психики в ее развитии, в тесном единстве сознания и деятельности.

Принцип объективного исследования психики. Данным принципом руководствуются при изучении психических явлений по их объек­тивным показателям, проявляющимся в процессе какой-либо деятельности. В основе указанного принципа лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических процессов в той или иной, в том числе и в противоправной, деятельности человека. Данный подход нацеливает следователя, суд на установление объективных признаков деяния и по ним — на выявление психических свойств и состояний человека. Как писал видный отечественный психолог С.Л. Ру­бинштейн, «деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти послед­ние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения»[37]. Такой подход к исследованию психики, ее проявлений предостерегает от субъективизма в оценке поведения и личности индивида.

Принцип детерминизма, причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Принцип детерминизма помогает объяснять изучаемые психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его[38]. На­пример, признавая важную роль в формировании личности наследст­венных факторов, ее индивидуально-психологических свойств, особен­ностей нервной системы, необходимо видеть значительное влияние на


поведение субъекта социальных, общественных отношений, окружаю­щей его микросреды.

Благодаря принципу детерминизма удается глубже вникать и более всесторонне анализировать причины и условия, способствующие совер­шению преступлений, целенаправленно вести правовую воспитательную работу с лицами, встающими на путь нарушений правопорядка, положи­тельным образом воздействовать на формирование их правосознания.

Принцип системности в изучении и объяснении психических яв­лений. Данный принцип научного познания побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов, В свою очередь психика в процессе развития проходит различные этапы изменения своей структуры, в то же время стремясь к и самосохранению, поддержанию своего внутреннего равновесия (гомеостаза). Данное положение лежит в основе функционирования, как мы говорим психической «нормы», «нормальной», т.е. адаптированной к/ внешним условиям психической деятельности. И если приходится объ­яснять какое-либо проявление психики человека в его поведении, мы не можем не учитывать ее в целом. Например, раздумывая, над тем, был аффект у обвиняемого в момент совершения противоправных действий или нет, окончательный ответ можно дать лишь после изучения особен­ностей его психики в целом, т.е. с учетом индивидуально-психологичес­ких особенностей психики данного конкретного лица.

Кроме того, системный подход позволяет объяснять и соотносить различные понятия, выявлять зависимость поведения человека от мно­гих факторов, от его прошлого и настоящего, составлять прогноз его бу­дущего. Без системного анализа невозможно ответить на так часто воз­никающий в судебной практике вопрос: зачем он так поступил?

Принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве со­знания и деятельности. Психика человека, его сознание на всем про­тяжении жизненного пути подвергаются постоянному воздействию ок­ружающей среды и, следовательно, не остаются как нечто застывшее, раз и навсегда данное. Они являются отражением тех внешних социаль­ных воздействий, которым подвергается человек. Это принципиально важное положение нередко помогает объяснить, почему данный субъ­ект совершил то или иное преступление.

Говоря о методологических принципах психологической науки, иг­рающих важную роль в юридической психологии, нельзя забывать и те основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки, дей­ствующего законодательства, которыми также должен руководство­ваться исследователь в области юридической психологии. Эти принци­пы хорошо известны юристам. Они введены законодателем в уголовный закон. Это принципы законности, равенства граждан перед зако­ном, принципы вины, справедливости, гуманизма (ст. 3—7 УК РФ).

Составной частью методологии науки является учение о методах познания. В юридической психологии используются различные методы научного познания. Некоторые из них, такие, например, как наблюдение,


эксперимент, являются общенаучными. Однако каждая наука модифицирует, приспособляет общенаучные методы к своим потребностям, своему предмету и задачам исследования.

Рассматривая методы познания, установления истины, следует иметь в виду, что одни из них применяются только в научных исследованиях (например, при проведении научного эксперимента в целях определения порога чувствительности зрительного анализатора человека условиях ограниченной видимости и т.д.), другие же используются и в практической деятельности, разновидностью которой является, в частности, расследование преступлений. Если общая психология специально создает психологические методы для достижения научных целей, то ее прикладные отрасли, в частности юридическая психология, разрабатывают и применяют методы познания прежде всего для решения практических вопросов.

Методы изучения личности не должны противоречить этическим нор­ам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципу за­конности. Более подробно они рассматриваются в главе 3 учебника.

Междисциплинарные связи юридической психологии. Как уже отмечалось, судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит, безусловно, комплексный, междисциплинарный характер. Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отраслями прикладной психологии (педагогическая, медицинская и др.).

Тесные связи юридическая психология поддерживает также и с со­циальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и некоторых других вопросов[39]. Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической, медицинской, инженерной психологии, психологии труда, управления применительно к решению своих частных задач[40]. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, и вспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­ми отраслями. Причем юридическая психология не только поддерживает с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную Iпомощь, выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется прежде всего гносеологической природой установления


 

истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетом закономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательной деятельности человека.

«Многие процессы и явления, изучаемые.-, юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и груп­пового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личнос­ти, ее способностей, характера, межличностных отношений И т.д.»[41].

В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участни­ков процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала до завершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанав­ливается, истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном про­цессе Приставляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса дознания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностями психолого-гносеологического характера.

Как справедливо указывает А-Р. Ратинов, «судебная психология проникает атмосферу уголовно-процессуальной теории, помогая в реше­нии наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства»[42]. Ана­логичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть позна­ны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установ­ленных судебной психологией»[43].

Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК РСФСР), вырабатывались


на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регулирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влияний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса[44]. И хотя законодатель не прибега-к собственно психологическим терминам, процедура расследования (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в установлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную помощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологическая наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы.

Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде постоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохранительной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает создание психологической службы в системе правоохранительных органов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое глав­ное — постоянную, практическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время проведения обыска и других следственных, розыскных действий, при психологическом отбope лиц в правоохранительные органы, при проведении профилактических мероприятий и т.п.

Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридичес­ки психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный процесс: независимость судей с подчинением их только закону, гласность,


непосредственность, устность и непрерывность судебного разбиратель­ства (ст. 7, 9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения. Например, если в уголовном процессе материалы предва­рительного следствия уже содержат модель подлежащего исследова­нию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовки дела»[45].

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юри­дической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень И интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них; уголов­ная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35);;психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст. 105, «а» «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с психо­логической наукой и ее прикладной отраслью — юридической психо­логией,

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологи­ческого фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред» (ст. 151. 1101 ГК РФ).

Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния


психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, духовых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).

Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов. Для этого необходимо:

более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;

введение института судебного психолога в систему республиканских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохранительных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в исследовании особо сложных групповых преступлений.

Весьма тесная связь существует между юридической психологией и Криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно те особенности личности преступника, которое связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности)[46].

Традиционные связи поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы[47].


 

Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис. 1.2).

 

 

 
 

 

 


Трудовое право  
Судебная психиатрия
Криминология

 

 

Рис 1.2. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что составляет предмет юридической психология?

2. Назовите составные части юридической психологии?

3. Какие задачи призвана решать юридическая психология?

4. Какие этапы-развития прошла юридическая психология?

5. Каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине XIX в оказали влияние на формирование судебной психологии?

6. Назовите имена известных ученых, юристов, общественных деятелей, внесших свой вклад в развитие юридической психологии у нас в стране и за рубежом.

7. Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии.

8. Какое место занимает юридическая психология в системе общенаучных знаний, какие у нее существуют междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки?

9. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и граждан­ским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией? Покажите это с помощью психолого-правового анализа отдельных норм права.


 

Раздел II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.034 с.)