Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет юридической психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как прикладной отрасли психологической науки. Правовая, судебная, криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психологией. Краткий экскурс в историю развития и становления юридической психологии. Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии. Ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки.
§ 1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии Предмет юридической психологии. Известно, что психология (от греч, psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развиваются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики[1]. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогическую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психологию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и т.д. Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология. [2] Что является предметом юридической психологии, какова его природа? Что она должна изучать? Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и правоведения, отмечает А.Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являются важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследований, пригодность научных рекомендаций, организация и содержание профессиональной подготовки специалистов»[3]. Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний[4]. Поскольку «материнской» для юридической психологии является психологическая наука, то юридическую психологию есть все основания гнести в разряд естественно-научных отраслей знания. Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и длительное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее 5основанно рассматривают среди правовых наук наряду с такими научили отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, криминалистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А.М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так; как понимает свой предмет психологическая наука[5]. Это одна сторона вопроса. И вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные категории, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии. Такими категориями, которые рассматриваются в каждой прикладной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются: понятие «личность субъекта» — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключением. Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин. Таким образом, личность и деятельность, деятельность и личность — неважно в какой последовательности — вот то главное, принципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психологии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций»[6]. Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юридической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности Психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право». Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юридической психологии, можно дать следующее определение: Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психологической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предмете объем юридической психологии как научной отрасли знания, безусловно, шире объема материала, охватываемого юридической психологией в качестве учебной дисциплины, которая преподаётся в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее Изучение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной наукой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука[7]. Если же говорить о содержании юридической психологии как отрасли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения применения норм права, правотворчества, к правому сознанию «как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения»[8], Психологические аспект правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и явится стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов. Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам. Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах. С этой точки зрения в содержательной структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее старая часть юридической психологии, некогда до оформления последней Существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной (деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста. Одним из центральных разделов юридической психологии является раздел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности: не только юристов в том или ином процессуальном положении, но и многих других субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов. Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэтому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической психологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности преступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправного поведения, в том числе членов различных преступных групп, организованных преступных формирований. Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юридическая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые, самостоятельные направления. Уточнение их границ, несомненно, будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих вопросов относительно системы юридической психологии и ее содержания. Схематически в наиболее общем виде система юридической психологии представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Система юридической психологии
Структура юридической психологии в качестве учебной дисциплины, или, как еще говорят, учебного предмета, представленная в учебнике, разработана в основном в соответствии с Программой, рекомендованной Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации[9]. Данная программа ориентирована в первую очередь на подготовку юристов по прокурорско-следственной, судебной специализации. Она также может успешно использоваться с небольшими дополнениями и при подготовке будущих юристов, ориентированных. В дальнейшем заниматься адвокатской деятельностью по уголовным и гражданским делам. Итак, Программа по юридической психологии в качестве учебной дисциплины включает в себя следующие четыре основных раздела[10]. Раздел I. Введение в юридическую психологию. В него входят общие вопросы: предмет, содержание, задачи, методы, место и связи юридической психологии с другими естественными и правовыми науками. Раздел II, Личность в сфере правоохранительной деятельности. Раздел включает в себя: понятие личности в психологической и правовой науке; психические познавательные процессы, их закономерности, проявляемые в деятельности юристов; эмоции, чувства, психические состояния, воздействие их на человека в его значимом с правовой точки зрения поведении; индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в своей юридической деятельности. Завершает данный раздел тема, посвященная судебно-психологической экспертизе, ее возможностям в уголовном и гражданском процессе при изучении личности различных участников процесса. Раздел III. Криминальная психология. Раздел состоит из трех основных тем: психологии преступного поведения (преступления), психологии личности преступника и психологии группового преступного поведения (психология преступной группы)[11]. Раздел IV. Психология профессиональной деятельности Юриста. В данном разделе рассматриваются социально-психологические особенности правоохранительной деятельности юристов, ее профессиограмма, психограмма личности юриста, дается структурный анализ их труда. Применительно к следственным, судебным действиям даются практические рекомендации психологического характера, направленные на повышение их эффективности и качества, оценка получаемых с их помощью доказательств. Отдельные вопросы, составляющие содержание правовой психологии, излагаются в разделах, в которых рассматриваются проблемы, связанные с правовым сознанием различных участников процесса, т.е. там, где об этом идет речь, например, когда говорится о правосознании юриста и др., с психологическим обеспечением применения норм права, с психологией нормативно-правовой регуляции отношений сторон. Представленная выше типовая учебная программа юридической психологии, разумеется, не может рассматриваться в качестве окончательного варианта, не подлежащего никаким изменениям и дополнениям. Понятно, что с развитием самой юридической психологии будет происходить и соответствующая трансформация программы обучения по ней будущих юристов. Кроме того, как уже отмечалось, многое зависит от специализации обучаемых, от той будущей профессиональной деятельности, к которой их готовят, наконец, от учебного времени, выделяемого на изучение предмета в том или ином вузе, — факторе тоже немаловажном. В свое время на это справедливо обращал внимание И.К. Шахриманьян, писавший о том, что необходимо разрабатывать соответствующие учебные дисциплины по юридической психологии для различных юридических вузов и средних специальных учебных заведений с учетом их максимальной специализации и характера будущей профессиональной деятельности выпускников[12]. Например, для тех, кто, получив юридическое образование, направляется служить в исправительно-трудовые учреждения, курс юридической психологии, разумеется, будет существенно отличаться по своему содержанию и по своей профессиональной направленности. И это хорошо понимают те, кто готовит кадры юристов для этих учреждений. Аналогичный подход, очевидно, имеет место и при Подготовке юристов для использования их в органах обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции и т.п. Задачи юридической психологии Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяется ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной компетенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основные задачи, которые стоят перед ней: - разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя Объективно принять то или иное правовое решение, затрагивающее интересы и права граждан; - психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказанием психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; одним из направлении является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического отбора на службу в правоохранительные органы; - исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям; - изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п.; - совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления; в русле данной проблематики разработка психологических критериев «вменяемости — невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психические аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях
психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особенно субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным направлением в проведении комплексных исследований судебных психологов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость — невменяемость» является разработка психологических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его {профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда психофизиологические качества последнего оказались несоответствующими требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ); - изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью; - исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан; - дальнейшее развитие института судебно-психологической (комплексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей разработка новых направлений ее исследований; - совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране. Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достижение главной цели — оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.011 с.) |