Предмет юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет юридической психологии



Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как прикладной отрасли психологической науки. Правовая, судебная, криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психо­логией. Краткий экскурс в историю развития и становления юри­дической психологии. Методологические основы, принципы науч­ного познания психических явлений в юридической психологии. Ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки.

 

§ 1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии

Предмет юридической психологии. Известно, что психология (от греч, psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о законо­мерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом.

Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличност­ные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развивают­ся, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отрас­лей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики[1]. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогичес­кую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психоло­гию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психоло­гию, психологию спорта и т.д. Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология. [2]

Что является предметом юридической психологии, какова его приро­да? Что она должна изучать? Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и право­ведения, отмечает А.Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являют­ся важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследований, пригодность научных рекомендаций,


организация и содержание профессиональной подготовки специалистов»[3].

Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний[4]. Поскольку «материнской» для юридической психологии является психологическая наука, то юридическую психологию есть все основания гнести в разряд естественно-научных отраслей знания.

Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и длительное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее 5основанно рассматривают среди правовых наук наряду с такими науч­или отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, криминалистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А.М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридичес­кой части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так; как понимает свой пред­мет психологическая наука[5]. Это одна сторона вопроса. И вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные категории, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии.

Такими категориями, которые рассматриваются в каждой прикладной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются: понятие «личность субъекта» — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания пред­мета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключением. Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин.

Таким образом, личность и деятельность, деятельность и лич­ность — неважно в какой последовательности — вот то главное, прин­ципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психологии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве


учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна ис­следовать психологические особенности самой деятельности, связан­ной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций»[6].

Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юри­дической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых пра­воведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике че­ловека исследует наиболее общие закономерности психической дея­тельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же за­кономерности Психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-право­вых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «че­ловек — право».

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юри­дической психологии, можно дать следующее определение:

Предметом юридической психологии являются различные явле­ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос­ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономер­ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психоло­гической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предме­те объем юридической психологии как научной отрасли знания, безус­ловно, шире объема материала, охватываемого юридической психоло­гией в качестве учебной дисциплины, которая преподаётся в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее Изу­чение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной нау­кой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука[7].

Если же говорить о содержании юридической психологии как отрас­ли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического


обеспечения применения норм права, правотворчества, к право­му сознанию «как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения»[8], Психологические аспект правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и яв­ится стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов. Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах.

С этой точки зрения в содержательной структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее ста­рая часть юридической психологии, некогда до оформления последней Существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной (деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

Одним из центральных разделов юридической психологии является раздел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности: не только юристов в том или ином процессуальном положении, но и многих других субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов.

Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэ­тому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической пси­хологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности пре­ступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправ­ного поведения, в том числе членов различных преступных групп, орга­низованных преступных формирований.

Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юриди­ческая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые,


самостоятельные направления. Уточнение их границ, несомненно, будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих вопросов относительно системы юридической психологии и ее содержа­ния. Схематически в наиболее общем виде система юридической психо­логии представлена на рис. 1.1.

 

 

 


Рис. 1.1 Система юридической психологии

 

Структура юридической психологии в качестве учебной дисципли­ны, или, как еще говорят, учебного предмета, представленная в учебни­ке, разработана в основном в соответствии с Программой, рекомендо­ванной Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации[9]. Данная программа ориентиро­вана в первую очередь на подготовку юристов по прокурорско-следственной, судебной специализации. Она также может успешно использо­ваться с небольшими дополнениями и при подготовке будущих юрис­тов, ориентированных. В дальнейшем заниматься адвокатской деятель­ностью по уголовным и гражданским делам.

Итак, Программа по юридической психологии в качестве учебной дисциплины включает в себя следующие четыре основных раздела[10].

Раздел I. Введение в юридическую психологию. В него входят общие вопросы: предмет, содержание, задачи, методы, место и связи юри­дической психологии с другими естественными и правовыми науками.

Раздел II, Личность в сфере правоохранительной деятельности. Раздел включает в себя: понятие личности в психологической и пра­вовой науке; психические познавательные процессы, их закономерности,


проявляемые в деятельности юристов; эмоции, чувства, психические состояния, воздействие их на человека в его значимом с правовой точки зрения поведении; индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в своей юридической деятельности. Завершает данный раздел тема, посвященная судебно-психологической экспертизе, ее возможностям в уголовном и гражданском процессе при изучении личности различных участников процесса.

Раздел III. Криминальная психология. Раздел состоит из трех основных тем: психологии преступного поведения (преступления), психологии личности преступника и психологии группового преступного поведения (психология преступной группы)[11].

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности Юриста. В данном разделе рассматриваются социально-психологичес­кие особенности правоохранительной деятельности юристов, ее профессиограмма, психограмма личности юриста, дается структурный ана­лиз их труда. Применительно к следственным, судебным действиям да­ются практические рекомендации психологического характера, направ­ленные на повышение их эффективности и качества, оценка получае­мых с их помощью доказательств.

Отдельные вопросы, составляющие содержание правовой психологии, излагаются в разделах, в которых рассматриваются проблемы, свя­занные с правовым сознанием различных участников процесса, т.е. там, где об этом идет речь, например, когда говорится о правосознании юриста и др., с психологическим обеспечением применения норм права, с психологией нормативно-правовой регуляции отношений сторон.

Представленная выше типовая учебная программа юридической психологии, разумеется, не может рассматриваться в качестве оконча­тельного варианта, не подлежащего никаким изменениям и дополнени­ям. Понятно, что с развитием самой юридической психологии будет происходить и соответствующая трансформация программы обучения по ней будущих юристов.

Кроме того, как уже отмечалось, многое зависит от специализации обучаемых, от той будущей профессиональной деятельности, к которой их готовят, наконец, от учебного времени, выделяемого на изучение предмета в том или ином вузе, — факторе тоже немаловажном.

В свое время на это справедливо обращал внимание И.К. Шахриманьян, писавший о том, что необходимо разрабатывать соответствующие учебные дисциплины по юридической психологии для различных юри­дических вузов и средних специальных учебных заведений с учетом их максимальной специализации и характера будущей профессиональной деятельности выпускников[12]. Например, для тех, кто, получив юридическое


образование, направляется служить в исправительно-трудовые уч­реждения, курс юридической психологии, разумеется, будет существен­но отличаться по своему содержанию и по своей профессиональной направленности. И это хорошо понимают те, кто готовит кадры юристов для этих учреждений. Аналогичный подход, очевидно, имеет место и при Подготовке юристов для использования их в органах обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.

Задачи юридической психологии Задачи юридической психо­логии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые реша­ют юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяет­ся ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной ком­петенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основ­ные задачи, которые стоят перед ней:

- разработка психологических основ уголовно-правового, граждан­ско-правового, административно-трудового, семейного законодательст­ва и процесса его применения, психологических основ нормативно-пра­вовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значи­тельную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя Объективно принять то или иное правовое решение, за­трагивающее интересы и права граждан;

- психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного примене­ния ими норм права, оказанием психокоррекционной помощи в их по­вседневной работе в условиях значительных нервно-психических пере­грузок; одним из направлении является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического от­бора на службу в правоохранительные органы;

- исследование психологических аспектов противоправного (пре­ступного) поведения людей, разработка мер психологического воздей­ствия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблаче­ния тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

- изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граж­дан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значитель­ный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п.;

- совместное с криминологами изучение личности тех, кто совер­шает преступления; в русле данной проблематики разработка психоло­гических критериев «вменяемости — невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психи­ческие аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях


 

психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особенно субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным направлением в проведении комплексных исследований судебных психологов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость — невменяемость» является разработка психологических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его {профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда психофизиологические качества последнего оказались несоответствующими требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ);

- изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического ха­рактера борьбы с организованной преступностью;

- исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания раз­личных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан;

- дальнейшее развитие института судебно-психологической (ком­плексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей разработка новых направлений ее исследований;

- совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.

Научная разработка, решение юридической психологией перечис­ленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достиже­ние главной цели — оказание психологической помощи юристам в по­вышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.026 с.)