Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет юристом закономерностей памяти участников процесса

Поиск

Понятие и значение памяти. Память — один из основных психи­ческих процессов, без которого не может быть индивидуального разви­тия, становления личности. «Без памяти мы были бы существами мгно­вения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанными» прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь к делающий нас тем, что мы есть»[126].

Память - сложное психическое явление, проявляющееся в спо­собности человека запоминать, сохранять в сознании и в последу­ющем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память включает в себя ряд процессов: запечатление и со­хранение, узнавание и воспроизведение, а также забывание. Она прояв­ляет себя в любом психическом процессе, поскольку в деятельности че­ловека актуализируется его прошлый опыт и знания. Память связана с восприятием, мышлением, с ориентированием человека во времени и среде. Она играет решающую роль в развитии самосознания личности, обеспечивая ее целостность и единство.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоми­нания, точностью воспроизведения важных для него обстоятельств, вы­сокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании


 

свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, по­терпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения к воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, прокурора, судьи, адвоката.

Виды памяти. По характеру психической активности различают: образную (зрительную, слуховую, двигательную и т.д.), эмоциональную и вербально-логическую память.

Образная память основана на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие в памяти представления сопровождаются различными эмоциями, которые оставляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память.

Двигательная память — это память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве. Иногда свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других, связанных со своими действиями обстоятельствах.

Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесно связана с образной памятью. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Вербально-логическая память — это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Вербально-логическая память — ведущий вид памяти. Особенно велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например следователя, расследующего сложное, многоэпизодное дело.

По целям деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Обычно данный вид памяти проявляет себя в ситуации допроса свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная память опосредована целью и задачами запечат­леть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти Поэтому юрист должен обладать развитой произвольной памятью и умело использовать ее в своей профессиональной деятельности.

И наконец, по продолжительности закрепления и сохранения следов раздражителей память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память характеризуется очень коротким временем сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно


в первые секунды после восприятия. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться в долговремен­ную память.

Долговременной памяти присуще длительное сохранение полу­ченных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека. В долговременной памяти ма­териал семантически обрабатывается и организуется. Происходит его смысловое структурирование. Это одна из причин того, что мы с помо­щью ключевых слов, имеющих смысловую связь с заложенным в дол­говременную память материалом, извлекаем нужную информацию. В долговременной памяти хранится очень большой объем информации. Вся сложность состоит в том, чтобы получить доступ к ней. И этим ис­кусством должен владеть юрист.

Оперативная память обеспечивает сохранение и воспроизведе­ние той информации, которая необходима для достижения цели опреде­ленного действия, с выполнением которого она перестает функциониро­вать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место. Велика роль оперативной памяти в деятельности следователя, занятого расследованием уголовного дела. С окончанием предварительного след­ствия многие детали по делу полностью утрачиваются из памяти как по­терявшие актуальность и значение.

Закономерности памяти и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста. Мнемическая деятельность (от «мнемони­ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов запоминание, воспроизведение, забывание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запо­минание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и вклю­чение в систему уже, усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особен­ностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоми­нает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4— 5 изолированных элементов. Существенное влияние на запоминание оказывает семантическая (смысловая) организация материала, благода­ря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может уве­личиваться. В этом проявляется положительная роль вербально-логической памяти, которая очень тесно связана с мышлением.

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в тече­ние очень короткого времени после того, как раздражитель уже пере­стал действовать на анализатор. Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементарной


форме. Чаще всего последовательные образы появляются в результате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают спо­собностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжают видеть перед собой. «Отличие эйдетических образов от последовательных образов заключается в том, что они сохраняются без всяких изменений четкости, не обнаруживают никаких явлений расплывания и флюктуации, могут произвольно вызываться в любой момент, в том числе и через очень большие промежутки времени, после того, как они га зафиксированы»[127]. И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте.

Наконец, запечатление может происходить в виде образов-представлений. У каждого человека в памяти содержится большое количество самых различных представлений. И когда, например, следователь спрашивает свидетеля, не видел ли он нож у подозреваемого, у допрашиваемого возникает в сознании определенный образ ножа. Если он действительно видел нож, то возникший образ будет наделен какими-то признаками, отличающими его от всех других предметов (не ножей), либо выделяющими его среди различных ножей. Как считал наш извест­ий ученый А.Р. Лурия, образы-представления состоят из следов различных восприятий (зрительных, осязательных и т.д.).

Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседневной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто внешний вид. Это объясняется тем, что представление несет на себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете, Возникает его обобщенный образ. «В образе-представлении наша память не пассив но сохраняет отпечаток раз воспринятого, но проделывает с ним глубокую работу, объединяя целый ряд впечатлений, анализируя содержание предмета, обобщая эти впечатления, объединяя собственный наглядный опыт со знаниями о предмете»[128].

Образ-представление является, по существу, свернутым продуктом нашей перцептивной и мнемической деятельности с вычленением в нем наиболее обобщенных, существенных, признаков. Представление о предмете является результатом глубокой переработки хранящегося в памяти образа. Эта закономерность образной памяти, связанная с продуцированием образов-представлений, должна побуждать следователя


критически оценивать показания любого свидетеля, какими бы убеди­тельными они ни казались.

Образы-представления могут возникать не только у свидетеля, но и у следователя, например во время осмотра места происшествия. Иска­женно трансформируясь в результате интеллектуальной переработки следователем, такие представления иной раз могут увести его далеко в сторону от истины.

Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с от­рицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наобо­рот, вообще вытесняться из сознания. Однако эмоциональная память иг­рает не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

Запоминание всегда связано с действиями человека, его целевой ус­тановкой, которой они сопровождались. Этим во многом объясняется избирательный характер мнемической деятельности. Хорошо запомина­ется то, что включено в целенаправленную деятельность. Опыты отече­ственных психологов П.И Зинченко, А.А. Смирнова убедительно дока­зали существование этой закономерности памяти: непроизвольно запо­минается лучше то, что имеет прямое отношение к достижению постав­ленной цели, к решению конкретной задачи, что особенно связано с преодолением препятствий на пути к достижению этой цели. Включе­ние новой деятельности также положительно влияет на запоминание. Среди различных действий лучше запоминаются те промежуточные действия, которые находятся в русле целенаправленной, мотивирован­ной деятельности.

Исследования памяти этими учеными подтвердили плодотворность деятельностного подхода, суть которого состоит в том, что психические явления (в данном случае память) необходимо рассматривать под углом зрения структуры, последовательности, предметного содержания дея­тельности. Более того, и сами психические явления, в частности па­мять, также становятся видами деятельности со своими мотивами, со­путствующими им целями. Это дает ключ к пониманию психологии сви­детельских показаний, лежащего в их основе преднамеренного или, что чаще бывает, непреднамеренного запоминания важных для дела обсто­ятельств. Вот почему «некоторые из показаний людей, бывших случай­ными свидетелями происшествия, оказываются так бедны, а иногда и недостаточно достоверны».[129]

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопыт­ное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получили название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б. В. Зейгарник, изучавшей зависимость за­поминания от эмоционально-мотивационной сферы Общий вывод, к ко­торому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия


запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга. Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последующиe называется проактивным («вперед действующим») торможением, тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретроактивным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в памяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании. Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с непроизвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший дельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па­мять. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий. Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д. должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество за­поминания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов;

составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям: по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам;

составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств,


классификация, систематизация материала; неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судеб­ной практики, текущего законодательства и других нормативных материалов.

Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем созна­нии образа. Существуют разные уровни узнавания. Наиболее элемен­тарный из них — ощущение знакомости, которое возникает при воспри­ятии какого-либо объекта. Однако отождествить его на данном уровне невозможно. Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъяв­ления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагаете'» рассказать о том, что ему известно по делу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании. Разно­видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из­влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъ­явленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел. Примером комбинированного вида воспроизведения может слу­жить выход обвиняемого на место преступления с одновременным пояс­нением подробностей своего пребывания там.

Особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых свя­зей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественным Психологом Б.П. Красильщиковым исследования выявили реминисцен­цию в 40,5% опытов. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучше­ние качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием силь­ного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают


 

останавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидете­ли, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий. Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности,»каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспринимаемой реальности.

Английский психолог Ф.Ч. Бартлетт установил закономерности, зияющие на искажение воспринятых образов при передаче перцептивной информации людьми друг другу в процессе их общения между собой. Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тенденцию опускать испытуемыми побочные детали. В процессе добросовестного воспроизведения выявлялось большое количество неточностей относительно расположения предметов, происходило их смещение к центру. Наблюдалась большая путаница и забывание качественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы. При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок. Это позволило сделать вывод, что запоминание с воспроизведением является в большей степени реконструкцией, чем точным повторением.[130] Данная закономерность воспроизведения является одной из причин появления слухов, формирования ошибочных мнений, добросовестных, заблуждений свидетелей.

Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения объекта к воспринимаемым событиям, от его интересов, интеллекта, возраста, жизненного опыта.

У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей. Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чужому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям.

Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: обстановка, в которой приходит допрос, формулировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства. Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал используется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, перенапряжение нервно-психической деятельности, употребление алкоголя, недостаток


сна. Также влияет на забывание проактивное и ретроактивное торможение

В процессе расследования преступлений следователю приходится допрашивать людей с нарушениями памяти (амнезия). Чаще наблюда­ются нарушения памяти на текущие события у людей преклонного воз­раста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые сохраняют хоро­шую профессиональную память.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывают травмы головного мозга, например при автомобильных авариях. Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшест­вовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих работ А. Р. Лурия описывает случай с мотоциклис­том, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его па­мяти выпали все воспоминания начиная с 64 км пути.. Если учесть, что скорость его движения была 60 км в час, то получается, что травма при­вела к потере следов в памяти, возникших за 10—15 мин до аварии. На этом основании ученый приходит к важному для следственной практики выводу «человеку нужно 10—15 мин, чтобы следы памяти прочно закре­пились, или, как принято говорить в психологии, «консолидировались». [131]Последующие эксперименты, при проведении которых в качестве раздражителя использовалась резкая световая вспышка, подтвердили эту закономерность, т.е. необходимость определенного времени на за­крепление следов в памяти. Со всей очевидностью проявилось также разрушающее воздействие на процесс запоминания сильных, травмиру­ющих память раздражителей, что, безусловно, надо учитывать при про­ведении допросов потерпевших

Приемы активизации памяти участников уголовного и гражданского процессов. Зная закономерности запоминания, вос­произведения и забывания, особенности различных видов памяти, про­курор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участ­ников процесса в целях установления истины по делу. К приемам акти­визации памяти можно отнести:

- создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно ок­рашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженнос­ти, этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;

- обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроиз­ведением, характерным примером такого приема является допрос свидетеля;


на месте происшествия, предъявление ему во время допроса не-5ходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память,

- использование вида памяти, который у допрашиваемого развит больше либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например эмоциональной памяти при восприятии убийства,

- двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т. д.,

- установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;

- оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке, при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий, а проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.011 с.)