Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности допроса несовершеннолетних

Поиск

1. В отечественной психологической науке на основе обобщения громадного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совер­шеннолетия:

младенческий возраст (от рождения до одного года);

раннее детство (от года до трех лет);

дошкольный возраст (от трех до шести—семи лет);

младший школьный возраст (от шести—семи" до 11 —12 лет);

подростковый возраст (от 11 —12 до 14—15 лет);

ранний юношеский возраст (от 14—15 до 17—18 лет)[456].

Переход от одного возрастного периода к следующему сопровожда­ется известными «кризисами» развития, обусловленными возникающи­ми противоречиями между новыми потребностями и условиями их удов­летворения, которые уже не устраивают подростка.

Каждому возрастному периоду развития подростка присущи раз­ный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, цен­ностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно вли­яют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуре допроса, что, безусловно, необходимо учиты­вать независимо от того, в какой бы процессуальной роли не выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он не проходил по делу: свидетелем, потерпевшим или обвиняемым, его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастны­ми, интеллектуальными, психическими особенностями его личности.

2. Рассмотрим подробнее, как эти обстоятельства должны учиты­ваться следователем, судьей во время допроса несовершеннолетнего, какие правила и процедуры психологического характера в этих целях предусмотрены в законе.

Понятно, что содержание, форма, достоверность свидетельских по­казаний несовершеннолетних во многом зависят от уровня развития их психики, от индивидуально-психологических особенностей личности. Известно, что дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к вос­приятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особен­но отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном


 

опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наи­более характерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Однако выделение этих действий происходит у детей не по их объектив­ной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам[457].

Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибе­гает к сравнениям. Однако эти сравнения бывают весьма не точны и относительны. Это подтверждается тем, что, воспроизводя детали како­го-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обыч­но прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой — ма­ленький, старый — молодой, далеко — близко и т.п.).

Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей до­школьного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассив­ный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их. Причем, обращают внимание М.М.. Коченов и Н.Р. Осипова, некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а в соответствии с влияющими на них семейными традициями. И это нельзя игнориро­вать, допрашивая ребенка.

Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом дошкольном возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле — опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Дети данной возрастной группы (от 3 до 7 лет) плохо разбираются в причин­ных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе своих собственных пред­ставлений, возникших в том числе под влиянием фантазии, роль кото­рой все же не следует преувеличивать.

На протяжении последних десятилетий с ложилась традиция припи­сывать детям дошкольного возраста повышенную склонность к фанта­зированию и исключительно богатое воображение. Однако, как счита­ют М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, специально, исследовавшие данный вопрос под углом зрения задач, стоящих перед судопроизводством, по­вышенная склонность к фантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж и часто. Поскольку содержание и продуктив­ность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, который следует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния на них воображения малолетнего свидетеля.

Кроме того, следует также помнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы. В контексте рассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны, склонность подрост­ка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников) и, с другой, — податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие. Однако, рассказы о


 

том, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными, схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению кого-то, следует поинтересоваться: понятно ли то, о чем он говорит, и тогда сразу же обнаружится вымысел.

В период между 7—10 годами у детей происходят глубокие изменения в их сознании, мышлении и речи, заметно обогащается словарный состав, появляется способность с учетом приобретенного опыта объяс­нения происходящих событий, формируются навыки последовательно­го, логически стройного их изложения с большей детализацией. Увели­чивается объем восприятия. Воображение становится богаче и реалис­тичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или ус­лышанное, хотя все еще подростки до 14 лет не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. И тем не менее в этом возрасте, примерно с 8—10 лет, в разговоре с ними можно апеллиро­вать к их чувству долга, к осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым[458].

У детей подростковой группы (от 11 до 14—15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремле­ние к самостоятельности, самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость эмоциональная неустойчивость и др.).

По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого че­ловека становится очевидной общественная опасность таких преступ­лений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжес­ти вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Поэтому с этого возрас­та несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.

, К16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согла­сия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд граж­данско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специ­ально предусмотренных случаях (п. 2, 3 ст. 26 ГК РФ).

В этой связи совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16—17-летнего возраста, целесообразно проводить «в основ­ном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуют­ся при допросе взрослых»[459].

 


 

3. Общие правила допроса несовершеннолетнего свидетеля (потер­певшего) изложены в ст. 156, 159, 282, 285 УПК РСФСР, ст. 173 ГПК РСФСР, допроса несовершеннолетнего обвиняемого — в ст. 395, 397, 399—401 УПК РСФСР. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологических закономерностей поведения лиц данной категории.

Прежде всего вызов на допрос свидетеля, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несо­вершеннолетнего обвиняемого не достигшего 16 лет, а также при до­просе обвиняемого старшего 16 лет, если он признан умственно отста­лым. В случае необходимости вызываются также и законные представи­тели несовершеннолетнего или его близкие родственники.

Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответст­венности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных пока­заний.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, когда этого требу­ют интересы установления истины, может быть по определению (поста­новлению) суда проведен и в отсутствие подсудимого. Свидетель, не до­стигший 16 лет, должен быть удален из зала заседания по окончании его допроса, кроме случаев, когда суд признает необходимым дальней­шее присутствие этого свидетеля.

Аналогичный порядок, направленный на то, чтобы как можно мень­ше нанести вреда психике несовершеннолетнего подсудимого, предус­мотрен и во время исследования в суде обстоятельств, могущих отрица­тельно повлиять на него (ст. 401 УПК РСФСР).

С соблюдением тех же правил проводится допрос несовершенно­летних свидетелей и при судебном рассмотрении Гражданских дел (ст. 169, 173 ГПК РСФСР).

4. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить следующие сведения о нем[460]:

- в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается ре­бенок (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т.д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреж­дения;

- характеристика интеллектуального развития подростка, уровень владения им речью, круг его интересов, любимые занятия, увлечения, способы проведения им досуга, занимаются ли с ним родители, его по­ложительные качества;

- насколько наблюдателен, сообразителен ребенок, как учится, с какими трудностями в учебе он сталкивается, насколько адаптивен к


 

школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (с учетом содержания дела и цели предполагаемого допроса);

- не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напит­ков, наркотических средств, в совершении каких-либо неблаговидных поступков;

- ведущие черты его характера, уровень эмоциональной устойчи­вости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями;

- физическое развитие ребенка, не страдает ли он какими-либо де­фектами, расстройствами, заболеваниями, их характер и происхожде­ние;

- состояние, в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий, принимал ли он сам в них участие, с чем это было связано;

- чем занимался, как проводил время подросток после происшед­шего события, с кем общался в этот период;

- рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполага­ется его о допрашивать, что именно говорил;

- обсуждались ли взрослыми (родителями и т.п.) эти события в присутствии ребенка.

5. Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка дополнительного волнения, излишнего пси­хического напряжения и было привычным для него. Чтобы несовершеннолетний свидетель мог лучше освоиться с новой для него обстановкой, быстрее привыкнуть к незнакомым людям, разго­вор следует начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, посте­пенно вовлекая в него и ребенка, как бы уточняя то, что говорится о нем (М.М. Коченов, Н.Р. Осипова). Вести себя следует естественно, добро­желательно. Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстанов­кой, можно спросить его о том, понятно ли ему где он находится, зачем его сюда привели, что интересует следователя.

Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допра­шиваемого интерес к предстоящему разговору, мотивацию дачи показа­ний. При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи, что она крайне необходима. Однако вести себя в подобной ситуации следу­ет достаточно гибко и осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие. Тем более не прибегая к постановке наводящих вопросов, которые играют особенно негатив­ную роль при допросе несовершеннолетнего свидетеля, оставляя тому возможность отвечать либо «да», либо «нет». Поэтому совершенно не­допустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком. Например:

— Это ты должен помнить…

— Надо вспомнить...

— Ты не мог забыть о том, что…

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний сви­детель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы заслужить одобрение взрослых, участвующих в допросе.


 

Психологи, исследовавшие данную проблему, отмечают, что у детей, в особенности дошкольного возраста, относительно слабо выра­жена способность к распределению внимания. В каждый отдельный мо­мент ребенок может заниматься только каким-то одним делом. Поэтому когда, например, требуется, чтобы он показал что-то на схеме, фотогра­фии, не следует одновременно предъявлять наглядный материал и объ­яснять задание. Целесообразнее в зависимости от конкретной ситуации вначале объяснить ребенку задание, а уже потом показывать изображе­ние или, наоборот, вначале дать ребенку возможность ознакомиться с наглядным материалом, а уже потом давать задание[461].

При допросе малолетних свидетелей, особенно потерпевших, во­просы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный ком­плекс, следует чередовать с нейтральными вопросами либо вызывающи­ми у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и вни­мание по отношению к ребенку. Прежде всего об этом следует помнить при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посяга­тельствам, наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей и т.п.

Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно мало­летних свидетелей, потерпевших должна определяться не только зада­чами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых. По мнению М.М. Коченова и Н.Р. Осиновой, продук­тивно могут давать показания: дети 3—5 лет около 15—20 мин; дети 5—7 лет — в пределах 20—25 мин; дети 7—10 лет — от 25 до 35 мин. Если за это время не все удалось выяснить, обязательно следует сде­лать перерыв в допросе.

.На этом мы завершили изложение наиболее общих социально-пси­хологических закономерностей профессионального общения юриста, его одной из характерных разновидностей — допроса. Теперь перейдем к рассмотрению следующей — организационно-управленческой под­структуры правоохранительной деятельности юриста.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите наиболее общие социально-психологические условия ведения допроса.

2. Какие виды вопросов ставятся перед допрашиваемыми лицами? В чем сущность этих вопросов?

3. Чем отличается напоминающий вопрос от наводящего? Почему недопустимо зада­вать допрашиваемому наводящие вопросы?

4. Какие психологические особенности потерпевшего влияют на его поведение во время допроса?

5. Перечислите основные психологические приемы и методы допроса в бесконфликт­ной ситуации

6. Что представляет собой с психологической точки зрения ложь, какие виды лжесви­детельства встречаются?

7 Раскройте структуру ложного высказывания.


 

8. Какие поведенческие признаки могут свидетельствовать о стремлении допрашива­емого лица к лжесвидетельству?

9. Перечислите основные психологические приемы и методы разоблачениями, крат­ко охарактеризуйте их.

10. В чем состоит назначение метода развертывания лжи, как он используется во время допроса?

11. Какие существуют приемы создания искаженного представления у лжесвидетеля о преувеличенной осведомленности следователя?

12. В чем состоит сущность метода постановки «косвенных вопросов» во время до­проса лиц, дающих ложные показания?

13. Дайте психологическую характеристику метода группового допроса.

14. В чем состоят психологические особенности ведения допроса на очной ставке?

15. Назовите принятую в психологии возрастную периодизацию несовершеннолет­них. Каким образом их возраст влияет на продолжительность допроса?

16. Какое влияние оказывают возрастные особенности на поведение несовершенно­летних свидетелей во время допроса?


 

Глава 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.008 с.)