Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические особенности следственного эксперимента (в отличие от предъявления для опознания, осмотра места происшествия) обусловлены, в первую очередь, характером опытных действий, с помощью которых следователь (в необходимых случаях с участием специалистов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке, его двигательную сферу, различные классы движений (действий), приобретенные навыки, как регулируемые сознанием, так и навыки, контроль за которыми совершается бессознательно либо почти неосознанно (рефлекторные, условно-рефлекторные действия). Примером этого, в частности, могут служить так называемые привычные автоматизмы, тот динамический стереотип в действиях, который сформирован у каждого. В следственном эксперименте наряду с перцептивными, мнемическими процессами большое значение имеют психомоторика человека, его двигательные реакции и способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факторы, моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление. Другим слагаемым результативности эксперимента является желание участников уголовного процесса совершить те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение различных действий, разумеется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам. Наиболее благоприятным моментом для проведения следственного эксперимента с этой точки зрения чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы помочь следователю как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Законодатель в достаточно общей форме указывает, что следственный эксперимент проводится по усмотрению следователя «в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела... путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий» (ст. 183 УПК РСФСР). В криминалистике разработана тактика следственного эксперимента, определены его виды по целям, которые могут
быть достигнуты в ходе его проведения. В частности, различаются следующие виды следственного эксперимента. Следственный эксперимент для проверки возможности восприятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С помощью проведения различных опытных действий проверяются перцептивные способности различных участников уголовного процесса, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для деда обстоятельства, вызывают сомнение. Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невозможности — в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные совершенным ранее действия, например воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия освещения и т.д., благодаря чему проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, определяется порог их чувствительности, перцептивные способности человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, возраста, профессии и т.д. Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности человека сохранять в памяти различные образы, разный объем информации, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способности, например способность сохранять в памяти длительное время значительно больший по сравнению с другими объем информации, эйдетические (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются. Следственный эксперимент на исследование возможности совершения субъектом определенных действий, наличия у него тек или иных двигательных навыков, способностей. Подобный эксперимент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) у субъекта определенные навыки, способности совершать проверяемые действия, операции. Совершение в этих случаях опытных действий, о которых говорится в законе, послужит подтверждением того, что они были (могли быть) совершены данным лицом. Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аффект, такие действия полностью не воспроизводимы, так как во время эксперимента невозможно (и фактически, и по этическим соображениям) создать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал им и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера. В подобных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать последовательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, выполнением отдельных движений, показывающих направление ударов потерпевшему и т.д. При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплуатации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам. Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда
точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усредненных показателей. Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) является обязательным при проведении подобного рода следственных экспериментов. Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние избыточной психической напряженности, проведение опытов с его участием откладывается. Следственный эксперимент на выявление объективной возможности, существования какого-либо явления, определенной закономерности. Поскольку в жизни какие-то объективно существующие явления, закономерности, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответствующих тем, которые имели место в момент происшествия. Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности в какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, что в проведении подобного рода опытов должны участвовать соответствующие технические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности. Следственный эксперимент на установление механизма происшедшего события, его динамических характеристик и других связанных с этим обстоятельств. Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В таких случаях от следователя помимо хороших организаторских способностей требуются аналитические качества ума, способность быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов. Своеобразной разновидностью следственного эксперимента является проверка показаний на месте. Это могут быть: место совершения преступления, место, где были выброшены орудия преступления, иные предметы, имеющие значение для установления истины по делу, территория, по которой двигался тот или иной участник процесса и т.п. В психологическом отношении проверка показаний на месте является эффективным средством активизации памяти, мыслительных процессов ее участников. Проверка показаний свидетеля, обвиняемого и других лиц позволяет сопоставить сообщаемую ими информацию с материальной обстановкой места происшествия, иных мест, связанных, например, с сокрытием
похищенного и т.д. Во время выхода на место происшествия в сознании субъекта нередко возникают ассоциативные связи, в результате чего он получает возможность вспомнить какие-то дополнительные детали, подробности тех или иных событий, интересующих следователя. С помощью проверки показаний на месте нередко удается изобличить лицо, дающее ложные показания, убедиться в несостоятельности его прежних утверждений. Особую опасность в ходе проверки показаний на месте может представлять внушающее воздействие следователя (особенно когда он располагает определенной информацией по делу) на лиц, показания которых проверяются, например во время выхода на место происшествия, на место сокрытия каких-либо доказательств. Чтобы исключить такое воздействие, в криминалистике разработаны тактические приемы осуществления проверки показаний применительно к той или иной следственной ситуации. Планируя проведение следственного эксперимента (проверки показаний на месте), следователь помимо решения многочисленных вопросов организационно-тактического характера должен предусмотреть проведение соответствующей психологической подготовки будущих участников, направленной на устранение причин, которые могут вызвать у них избыточную психическую напряженность, мешающую естественному поведению. В период подготовки следственного эксперимента участникам разъясняется, что в предстоящем следственном действии нет ничего необычного, что это будничная работа следователя, помогающая ему более объективно разобраться в обстоятельствах происшедшего события. Поэтому задача каждого участника эксперимента (проверки показаний на месте) состоит в том, чтобы по возможности воспроизвести все как было. В случае забывания каких-либо отдельных фактов лучше об этом сказать, чем стремиться заполнить пробелы какими-то домыслами. При этом следователю не нужно излишне подчеркивать важность предстоящего следственного действия, которое для его будущих участников должно выглядеть как естественное продолжение познания истины, начатое во время допроса. Если же проведение эксперимента может оказать психотравмирующее воздействие на свидетеля, особенно на потерпевшего, следует принять меры к тому, чтобы успокоить его, снять состояние нервно-психической напряженности. Предварительная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование у будущих участников стремления оказать помощь следователю в установлении истины по делу. Таким образом, мы рассмотрели психологические особенности проведения наиболее распространенных следственных (судебных) действий, составляющих содержание познавательной подструктуры юридической деятельности. Естественно, что познавательную деятельность следователя, других участников судопроизводства существенно дополняют коммуникативные процессы, собственно общение, имеющие ярко выраженную процессуальную, равно как и непроцессуальную, форму
взаимодействия сторон. Причем роль общения в профессиональной деятельности юриста бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль, чему и посвящается следующая глава учебника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем проявляются психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия? 2. Что такое динамический стереотип, как он отражается на месте происшествия в поведении преступника? 3 С какой целью преступниками устраиваются инсценировки на месте совершения преступления, каковы их признаки? 4. Покажите роль психической установки на поисковую деятельность следователя во время осмотра места происшествия. 5. Как воздействует состояние когнитивного диссонанса на поведение следователя во время осмотра места происшествия, на его дальнейшую поисковую деятельность? 6. Сформулируйте основные психологические приемы и методы, повышающие эффективность и качество осмотра места происшествия следователем. 7. Какие психологические особенности личности обыскиваемого проявляются в выборе им способов сокрытия искомого? 8. В чем состоит объективная и субъективная недоступность искомых предметов, какое влияние она оказывает на характер поисковой деятельности следователя? 9. К каким уловкам психологического характера прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск? 10. Какие используются тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица? 11. Раскройте психологическое содержание процесса опознания, дайте определение этому процессу. 12. Какие виды узнавания (опознания) вам известны, в чем их сходство и различие? 13. Назовите основные этапы опознавательного процесса, кратко охарактеризуйте их. 14. Какие факторы влияют на восприятие объекта свидетелем, на сохранение им в своей памяти воспринятого образа? 15. Каким образом оцениваются следователем (судом) результаты предъявления для опознания? 16. Назовите наиболее распространенные виды следственного эксперимента, дайте им краткую психологическую характеристику. 17. Какие психологические факторы учитываются следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента?
Глава 13 ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА) Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. Составные части процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Социально-психологические закономерности профессионального общения. Социальные роли. Коммуникативная компетентность юриста. Социальный статус. Вербальное и невербальное поведение. Речь: ее понятие, виды и функции. Речевой этикет. Зоны общения. Процессы идентификации, эмпатии, рефлексии, каузальной атрибуции. Трансакционный анализ процесса общения. Коммуникативные барьеры, их роль в развитии конфликтов. Ситуации профессионального общения. Установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимания с участниками процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.009 с.) |