Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте)



Психологические особенности следственного эксперимента (в от­личие от предъявления для опознания, осмотра места происшествия) обусловлены, в первую очередь, характером опытных действий, с помо­щью которых следователь (в необходимых случаях с участием специа­листов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке, его двигательную сферу, различные классы движений (действий), приобретенные навыки, как регулируе­мые сознанием, так и навыки, контроль за которыми совершается бес­сознательно либо почти неосознанно (рефлекторные, условно-рефлек­торные действия). Примером этого, в частности, могут служить так на­зываемые привычные автоматизмы, тот динамический стереотип в дей­ствиях, который сформирован у каждого.

В следственном эксперименте наряду с перцептивными, мнемическими процессами большое значение имеют психомоторика человека, его двигательные реакции и способности. Для наиболее полного и все­стороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуют­ся умение реконструировать обстановку, в которой имели место прове­ряемые факторы, моделировать те или иные действия, высокая познава­тельная активность, гибкое творческое мышление.

Другим слагаемым результативности эксперимента является жела­ние участников уголовного процесса совершить те или иные проверяе­мые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, гото­вящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным усло­вием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и осо­бенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соот­ветствующую мотивацию на выполнение различных действий, разуме­ется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам.

Наиболее благоприятным моментом для проведения следственного экс­перимента с этой точки зрения чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы помочь следователю как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Законодатель в достаточно общей форме указывает, что следст­венный эксперимент проводится по усмотрению следователя «в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела... путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий» (ст. 183 УПК РСФСР). В криминалистике разработана тактика следст­венного эксперимента, определены его виды по целям, которые могут


 

быть достигнуты в ходе его проведения. В частности, различаются сле­дующие виды следственного эксперимента.

Следственный эксперимент для проверки возможности воспри­ятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С по­мощью проведения различных опытных действий проверяются перцеп­тивные способности различных участников уголовного процесса, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для деда об­стоятельства, вызывают сомнение.

Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невоз­можности — в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные совершенным ранее действия, например воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия ос­вещения и т.д., благодаря чему проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, определяется порог их чувствительности, перцеп­тивные способности человека в зависимости от его индивидуально-пси­хологических особенностей, возраста, профессии и т.д.

Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности че­ловека сохранять в памяти различные образы, разный объем информа­ции, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способ­ности, например способность сохранять в памяти длительное время зна­чительно больший по сравнению с другими объем информации, эйдети­ческие (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются.

Следственный эксперимент на исследование возможности со­вершения субъектом определенных действий, наличия у него тек или иных двигательных навыков, способностей. Подобный экспери­мент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) у субъекта определенные навыки, способности совершать проверяемые действия, операции. Совершение в этих случаях опытных действий, о которых го­ворится в законе, послужит подтверждением того, что они были (могли быть) совершены данным лицом.

Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аф­фект, такие действия полностью не воспроизводимы, так как во время эксперимента невозможно (и фактически, и по этическим соображени­ям) создать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал им и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера. В подоб­ных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать после­довательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, выполнением отдельных движений, показывающих на­правление ударов потерпевшему и т.д.

При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплу­атации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам. Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда


 

точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усред­ненных показателей. Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) является обязательным при проведении подобного рода следственных экспериментов.

Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние избыточной психической напряженности, проведение опы­тов с его участием откладывается.

Следственный эксперимент на выявление объективной возмож­ности, существования какого-либо явления, определенной законо­мерности. Поскольку в жизни какие-то объективно существующие яв­ления, закономерности, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответству­ющих тем, которые имели место в момент происшествия. Например, по­добного рода эксперименты проводятся при расследовании происшест­вий, связанных с нарушением правил техники безопасности в какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, что в проведе­нии подобного рода опытов должны участвовать соответствующие тех­нические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности.

Следственный эксперимент на установление механизма проис­шедшего события, его динамических характеристик и других свя­занных с этим обстоятельств. Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В таких случаях от следователя по­мимо хороших организаторских способностей требуются аналитичес­кие качества ума, способность быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже из­вестное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скры­тые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решае­мой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образова­ния различных следов.

Своеобразной разновидностью следственного эксперимента являет­ся проверка показаний на месте. Это могут быть: место совершения преступления, место, где были выброшены орудия преступления, иные предметы, имеющие значение для установления истины по делу, терри­тория, по которой двигался тот или иной участник процесса и т.п. В пси­хологическом отношении проверка показаний на месте является эффек­тивным средством активизации памяти, мыслительных процессов ее участников.

Проверка показаний свидетеля, обвиняемого и других лиц позволя­ет сопоставить сообщаемую ими информацию с материальной обстанов­кой места происшествия, иных мест, связанных, например, с сокрытием


 

похищенного и т.д. Во время выхода на место происшествия в сознании субъекта нередко возникают ассоциативные связи, в результате чего он получает возможность вспомнить какие-то дополнительные детали, по­дробности тех или иных событий, интересующих следователя. С помо­щью проверки показаний на месте нередко удается изобличить лицо, дающее ложные показания, убедиться в несостоятельности его преж­них утверждений.

Особую опасность в ходе проверки показаний на месте может пред­ставлять внушающее воздействие следователя (особенно когда он рас­полагает определенной информацией по делу) на лиц, показания кото­рых проверяются, например во время выхода на место происшествия, на место сокрытия каких-либо доказательств. Чтобы исключить такое воздействие, в криминалистике разработаны тактические приемы осу­ществления проверки показаний применительно к той или иной следст­венной ситуации.

Планируя проведение следственного эксперимента (проверки пока­заний на месте), следователь помимо решения многочисленных вопро­сов организационно-тактического характера должен предусмотреть проведение соответствующей психологической подготовки будущих участников, направленной на устранение причин, которые могут вы­звать у них избыточную психическую напряженность, мешающую есте­ственному поведению.

В период подготовки следственного эксперимента участникам разъ­ясняется, что в предстоящем следственном действии нет ничего не­обычного, что это будничная работа следователя, помогающая ему более объективно разобраться в обстоятельствах происшедшего собы­тия. Поэтому задача каждого участника эксперимента (проверки пока­заний на месте) состоит в том, чтобы по возможности воспроизвести все как было. В случае забывания каких-либо отдельных фактов лучше об этом сказать, чем стремиться заполнить пробелы какими-то домысла­ми. При этом следователю не нужно излишне подчеркивать важность предстоящего следственного действия, которое для его будущих участ­ников должно выглядеть как естественное продолжение познания исти­ны, начатое во время допроса.

Если же проведение эксперимента может оказать психотравмирующее воздействие на свидетеля, особенно на потерпевшего, следует при­нять меры к тому, чтобы успокоить его, снять состояние нервно-психи­ческой напряженности. Предварительная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование у будущих участников стрем­ления оказать помощь следователю в установлении истины по делу.

Таким образом, мы рассмотрели психологические особенности про­ведения наиболее распространенных следственных (судебных) дейст­вий, составляющих содержание познавательной подструктуры юриди­ческой деятельности. Естественно, что познавательную деятельность следователя, других участников судопроизводства существенно допол­няют коммуникативные процессы, собственно общение, имеющие ярко выраженную процессуальную, равно как и непроцессуальную, форму


 

взаимодействия сторон. Причем роль общения в профессиональной деятельности юриста бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль, чему и посвящается следующая глава учебника.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем проявляются психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия?

2. Что такое динамический стереотип, как он отражается на месте происшествия в поведении преступника?

3 С какой целью преступниками устраиваются инсценировки на месте совершения преступления, каковы их признаки?

4. Покажите роль психической установки на поисковую деятельность следователя во время осмотра места происшествия.

5. Как воздействует состояние когнитивного диссонанса на поведение следователя во время осмотра места происшествия, на его дальнейшую поисковую деятельность?

6. Сформулируйте основные психологические приемы и методы, повышающие эффек­тивность и качество осмотра места происшествия следователем.

7. Какие психологические особенности личности обыскиваемого проявляются в вы­боре им способов сокрытия искомого?

8. В чем состоит объективная и субъективная недоступность искомых предметов, какое влияние она оказывает на характер поисковой деятельности следователя?

9. К каким уловкам психологического характера прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск?

10. Какие используются тактико-психологические приемы, методы проверки следова­телем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица?

11. Раскройте психологическое содержание процесса опознания, дайте определение этому процессу.

12. Какие виды узнавания (опознания) вам известны, в чем их сходство и различие?

13. Назовите основные этапы опознавательного процесса, кратко охарактеризуйте их.

14. Какие факторы влияют на восприятие объекта свидетелем, на сохранение им в своей памяти воспринятого образа?

15. Каким образом оцениваются следователем (судом) результаты предъявления для опознания?

16. Назовите наиболее распространенные виды следственного эксперимента, дайте им краткую психологическую характеристику.

17. Какие психологические факторы учитываются следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента?


 

Глава 13

ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)

Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. Составные части процесса общения: коммуникативная, перцеп­тивная, интерактивная. Социально-психологические закономер­ности профессионального общения. Социальные роли. Коммуни­кативная компетентность юриста. Социальный статус. Вербаль­ное и невербальное поведение. Речь: ее понятие, виды и функции. Речевой этикет. Зоны общения. Процессы идентификации, эмпатии, рефлексии, каузальной атрибуции. Трансакционный анализ процесса общения. Коммуникативные барьеры, их роль в разви­тии конфликтов. Ситуации профессионального общения. Уста­новление и поддержание психологического контакта, взаимопо­нимания с участниками процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.02 с.)