Психология следственного эксперимента (CЭ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология следственного эксперимента (CЭ).



СЭ - это самостоятельное следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.

Нельзя проводить опыты: опасные для людей или имущества; нарушающие общественный порядок; унижающие достоинство личности.

Наиболее часто СЭ проводится с целью проверки доказательств.

СЭ особенно эффективен при разоблачении симуляции (инсценировки) преступлений. В этих случаях искусственно созданные доказательства факта преступления, которого в действительности не было, либо причастности к преступлению иных лиц, обычно не выдерживают опытной проверки.

Виды следственного эксперимента:

1. СЭ по установлению возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления. Цель: проверка версии, могло ли определенное лицо в определенных условиях видеть, слышать или иным образом воспринимать факты, явления, обстоятельства, о которых оно дает показания.

2. СЭ по установлению возможности совершения какого-либо действия. С помощью данного следственного действия осуществляется проверка: возможности совершения конкретного действия вообще; конкретного действия в определенных условиях или конкретной личностью; конкретного действия за определенный промежуток времени; конкретного действия за определенный промежуток времени конкретным человеком.

3. СЭ по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей. Необходимо воссоздать условия, при которых происходило расследуемое событие. Нередко для его проведения нужна реконструкция обстановки происшествия.

СЭ по установлению возможности существования какого-либо явления или факта.

5. СЭ по установлению механизма образования следов. Он проводится в основном для "вычленения" тех или иных объектов или обстоятельств, связанных с механизмом следообразования, которые затем должны быть исследованы соответствующей криминалистической или судебной экспертизой.

6. СЭ, направленный на установление наличия или отсутствия у лица определенных профессиональных или преступных навыков. Проведение данного следственного действия требует психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он смог бы обрести внутреннюю готовность воспроизвести действия теми же средствами, с помощью которых им было совершено преступление, в тех же условиях. Важно здесь также следователю установить психологический контакт с проверяемым.

Требования к СЭ: опытные действия должны проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых произошло расследуемое событие, действие; эксперимент должен проводиться в том же месте, где произошло событие, в то же время суток и года; при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях; с использованием первоначальных средств действия (орудий, механизмов)

При моделировании действия, события необходимо добиваться вариативности опытов, а также их многократности, если, конечно, позволяют условия.

 

 

35.Псевдоблагополучная семья,

или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в "ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:

· родители, систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример. Как говорят психологи, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование "идеального" Я;

· частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях;

· частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Психологич. особенности адвокатской деят-ти. Психология адвоката.

Защита интересов обвиняемого представляет собой важную часть деятельности по осуществлению правосудия.

В деятельность по осуществлению правосудия можно выделить следующие структурные компоненты: познавательный, коммуникативный, конструктивный, организаторский, воспитательный и удостоверительный. Перечисленные компоненты присущи также и защитительной деятельности, за исключением последнего - удостоверительного.

Познават. компонент: требует о адвоката развитого мышления для установления истины

Коммуникат. компонент: умение общаться с людьми, строить правильные взаимоотношения с подзащитным, следователем, прокурором, судом и др. участниками уг. процесса, устанавливать психологический контакт. Психологи установили, что успех коммуникативной деят-ти во многом зависит от совместимости людей. Факторы, которые способствуют возникновению совместимости в деятельности адвоката. К ним относятся: комплекс индивидуально-психологических качеств защитника и обвиняемого; проф. навыки защитника, определяемые знаниями, умениями, опытом; общая и профессиональная культура адвоката; правильное понимание защитником своего процессуального положения.

Организаторский компонент. Всякая деятельность требует прежде всего четкой организации. Предварительное расследование, судебное разбирательство как достаточно четко организованы нормами УПК. Что же касается защиты, то здесь такой подробной нормативной регуляции нет, хотя она, безусловно, необходима. Речь идет о подготовке к процессу, составлении плана защиты, о реализации определенных приемов, методов защиты, которые выработаны практикой адвокатской работы защитника.

Организационный компонент деятельности адвоката тесно связан с конструктивным, который включает в себя планирование защиты, принятие решения об избрании той или иной стратегии и тактики защиты с учетом обстоятельств дела и поведения обвиняемого. Кроме того, сюда входят мыслительные операции по соотнесению ситуации преступления с содержанием уг. и уг-проц. норм. Констр. компонент охватывает все стадии процесса, в которых участвует защитник, но наиболее наглядно он проявляется в стадии судебного разбирательства. Констр. компонент адвокатской деятельности предполагает также определенную структуру защитительной речи.

Воспитательный компонент. Проявляется прежде всего в четком понимании и осуществлении защитником своих процессуальных обязанностей. Все материалы дела, собранные по делу доказательства должны быть тщательно проанализированы, преподнесены суду спокойно, аргументированно. Воспитательный эффект защиты во многом зависит от убедительности речи адвоката, от правильности выбранной им позиции и индивидуального подхода к личности, от справедливости требования о наказании, если подсудимый действительно виновен.

Успешное осуществление защитительной деятельности требует от адвоката некоторых профессионально важных психологических качеств. Успех деятельности защитника-адвоката находится в прямой связи с его высоким нравственным обликом, принципиальностью, со способностью бескорыстно стремиться к истине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.005 с.)