Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи юридической психологии.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи юридической психологии. ЮП - прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология. Предметом ЮП является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. ЮП как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права. Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести: 1.исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм; 2.психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения; 3.разработка социально-психологических основ профилактики преступлений; 4.исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи); 5.исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных; 6.разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах. Система юридической психологии. ЮП имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: 1. Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии. 2. Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации. 3. Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп. 4. Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений. 5. Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы. 6. Психология исправительной деятельности - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
Методы юридической психологии. Метод наблюдения - специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности. Метод беседы -суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам. Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника. Анкетный метод -Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. Метод интервью -В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях и т.д. Биографический метод -заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и др. Метод обобщения независимых характеристик, цель которого - собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях. Экспериментальный метод -направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации. Метод анализа продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Метод психологического анализа документов. Документ в широком значении этого слова, даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.
Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые им при первом допросе факты, обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции, под которым понимается явление усиления в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Приемы по "оживлению" ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду. Психология очной ставки. Очная ставка(ОС)-следственное действие по одноврем-му допросу 2-ух лиц, допрошенных ранее,с целью устранения противоречий,кот. имеются в их показ-иях. Характерная особ-сть: в начале ОС между ее участниками сущ-уют конфликтные отнош-ия,кот. обуславл-тся наличием противоречий в их показ-иях. При проведении ОС max(-но) используется соц-психолог.-й эффект присутствия др. лиц, в первую очередь дающих правдивые показ-ия. Осн. цель ОС- изоблич-е лица,противод-щего следствию. Проведение ОС,особенно с участием подозрев-ых и обвин-ых,заинтерес-х в благопр. для них исходе дела,обычно связано с определ-ым риском нежелат-х для следствия результатов.Подозр-ые и обвин-ые м. попытаться склонить добросов-х уч-ков к даче выгодных для себя показ-й. Произв-во ОС связано с ознакомл-м уч-ков с определ-ми материалами дела;позиция правдивого уч-ка м. убедить недобросов. лицо в целесообр-сти дачи ложн.показ-й(ЛП) в дальнейшем.Проведение ОС с участием подозр-го или обвин-го,дающего ЛП,в усл. тактич-го риска возможно при наличии след. усл.: 1)показания правдивого уч-ка достаточно широки по своему содерж-ию и охватыв. всё событие преступл-я или существенные его обст-ства;2)в распоряж. след-ля наход. совок-сть доказ-ств,подтвержд-щих осн-ые полож-я показ-й правдивого уч-ка;3)у след-ля есть увер-сть,что правдивый уч-к займет при проведении ОС позицию,направлен. на разоблачение ЛП.Но и при наличии указанных усл. след-ль должен очень тщательно продумать весь ход проведения ОС, очередность и форму постановки вопросов. Успех ОС в огромной степени зависит от того,как след-ль проведет предварит. психолог. подготовку уч-ка ОС, кот. выражается:1)в активизации последующего воздействия в ходе ОС на лицо, дающее ЛП. Психологическая подготовка уч-ка ОС имеет целью вызвать у него определенные активные психич. состояния, уверенность, стойкость и т. д.,что будет способствовать большей убедительности его доводов на ОС;2)в подготовке уч-ка ОС к возможному отрицат. воздействию на него др. уч-ка для предельного уменьшения этого отрицат. воздействия;3)в укреплении волевых качеств уч-ка ОС,что даст ему возм-сть активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, возможным угрозам со стороны др. уч-ка. Это в первую очередь относится к потерпевшим, которым предстоит дать показания на ОС с преступником. ОС может проводиться также для устранения существенных противоречий, вызванных добросовестным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшего определенные обстоятельства. В этом случае могут использоваться различные доказательства, способствующие оживлению ассоциаций. На ОС функцию оживления ассоциаций одновременно и во взаимосвязи выполняют и предъявленные доказательства, и показания второго участника, что значительно повышает вероятность устранения добросовестного заблуждения.
Психология обыска (О). О-это следственн. действие,направл. на принудит. обследов. личн.,помещ., сооруж.,уч-ков местности,находящихся в ведении обыск-мого лица и членов его семьи или к.-либо орг-ции,для отыскания и изъятия скрываемых объектов,имеющих знач. для дела,а также обнаруж-я разыск-мого лица или трупа. Залогом успеха О явл. тщательная подготовка к его проведению,охватывает 2 аспекта-информац-ый и интеллект-ый. 1-ый состоит в сборе обширной инф-ии об обыскиваемом, 2-ой -в выдвижении версий,кот. в своей основе содержат рефлексивное управление. Сбор инф-ии вкл.:инф-ию относит-но помещ-я,его располож-я,особ-стей, подступов,входа,выхода;инф-ию о личн.,подлежащей О,что позволяет след-лю получить представление о лице в аспекте оценки профессиональных и психологических черт. Следственн. практика свидет-вует о существ-нии завис-сти между професс-ми, психологич. особ-стями личн. и избранием им места сокрытия того или иного объекта. К числу данных о личн.,важных для О,относ.:профессия лица;его привычки и наклонности;увлечения;круг друзей и родственников;антипатии и симпатии;возм-сти сокрытия в служ-ом и ином помещ. Определ. часть этих сведений м.б. получена след-лем лично,др. же часть-опер.-розыск. раб-ками по его поруч. В процессе подготовки к предстоящему О след-ль д. также учитывать действия обыскиваемого, совершенные им до произв-ва О,выясняется личн. обыскиваемого на предмет его возможного противод-вия при О. При изготовл. тайников прест-ки учитывают целый ряд факторов психолог. хар-ра: расчет на появление фактора утомления и автоматизма;расчет на брезгливость;расчет на проявление такта и др. благородных побуждений со стороны след-ля;нарочитая небрежность сокрытия предмета;отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников;расчет на орг-цию конфликта во время О с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта. Предварит. сбор всей перечисл. инф-ии,тщательный ее анализ позволяет след-лю успешно осуществить рефлексивное управление,кот. протекает по схеме имитации мыслительного процесса обыскиваемого. В процессе О след-ль м. получить важную инф-ию,наблюдая за поведением обыскиваемого лица,его непроизвольными реакциями. О связан с принудит. вторжением в помещения,с обследованием предметов, документов,связанных с личной жизнью граждан.Это предъявляет к поведению след-ля ряд этических требований.Он не имеет права прибегать к действиям,унижающим достоинство личности обыскиваемого;обязан обеспечить неразглашаемость обст-ств интимной жизни обыскиваемых лиц. Личный О м. производиться только лицом того же пола и в присутствии понятых того же пола. Обыск, как правило, не может быть проведен в ночное время. Речь адвоката. Речь защитника - это кульминационный момент его участия в судебном разбирательстве уголовного дела, важное средство осуществления им своей функции. В речи защитник подводит итог судебного следствия, анализирует с позиции защиты собранные по делу материалы, дает им правовую оценку, приводит доказательства, опровергающие предъявленное подсудимому обвинение либо смягчающие его вину, высказывает соображения относительно наказания и других вопросов, подлежащих решению суда. Защитительная речь должна быть строго обоснованной, убедительной, опираться на имеющиеся в деле доказательства. Общепринятых правил построения защитительной речи не существует. Для нее противопоказаны шаблон, однообразие, заранее установленный трафарет. Выступление с защитительной речью - дело творческое, живое. Обычно защитительная речь состоит из следующих фрагментов: • вступительная часть; • анализ фактических обстоятельств дела; • анализ юридической стороны предъявленного обвинения; • характеристика личности подсудимого; • анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления; • заключительная часть. Главная задача защитника при произнесении защитительной речи - убедить суд и всех присутствующих в зале судебного заседания в правильности даваемого им толкования фактов и обоснованности предлагаемого решения. Способы и приемы построения вступительной части защитительной речи различны. Она может быть начата с оценки общественно-политического значения рассматриваемого дела, указания на его специфические особенности, изложения программы речи, приведения общих предпосылок для обоснования позиции, избранной защитой, с отсылки к отдельным положениям, выдвинутым в речи прокурора, с характеристики подсудимого и т. д. Основное содержание защитительной речи состоит в анализе фактических и юридических обстоятельств уголовного дела, в развернутой характеристике личности подсудимого и мотивов его поведения. Отправляясь от исходной защитительной позиции, защитник систематизирует и под углом зрения защиты оценивает собранные на судебном следствии данные, представляет суду свои соображения о доказанности или недоказанности предъявленного подсудимому обвинения, его квалификации, представляет собранные им доказательства невиновности подсудимого или смягчающие его вину. Указанные доказательства в пользу подсудимого могут представляться двумя путями: • по нарастающей, небольшими частями, подготавливая позицию суда к вынесению желательного для подзащитного приговора; • сразу, массивом, путем эмоционального взрыва в тактически оправданном моменте судебного заседания. Активная тактическая линия защиты может быть реализована и в начале судебного заседания, когда защитник заявляет ряд ходатайств, каждое из которых содержит аргументы в пользу невиновности или смягчения вины подсудимого. В связи с этим целесообразно приводить контраргументы защиты следующим образом: 1. Если нельзя оспорить обвинение целиком и сразу, то уместно его оспаривать по частям и с разных сторон. 2. Обвинение, изложенное в обвинительном заключении, следует раздробить на ряд фрагментов по следующим основаниям: • по субъекту, объекту, объективной и субъективной стороне; •подвергнуть анализу достоверность получения доказательств по каждому из элементов; •подвергнуть сомнению обоснованность выводов следствия по отдельным следственным действиям. 3. Выводы защитника могут быть целенаправленно обращены как на эпизоды и обстоятельства, уже рассмотренные судом, так и на те, которые в дальнейшем будут рассматриваться судом. 4. Форма аргументации должна быть эмоционально насыщенной, гибкой, этичной и компромиссной. Оценивая в защитительной речи криминалистические аспекты обвинительного заключения, можно выделить ряд его признаков, которые должны быть подвергнуты критическому анализу и привести к констатации одного из трех нижеперечисленных тезисов: • имеет место полное соответствие обвинительного заключения по форме и содержанию доказательствам, имеющимся в деле; • содержание обвинительного заключения беднее имеющихся в деле доказательств, т. е. доказательственный потенциал дела следствие не использовало в должной мере; • содержание обвинительного заключения превосходит объем доказательств, имеющихся в деле, что свидетельствует о желании следствия выдать желаемое за действительное. Таким образом, каждый вариант обвинительного заключения должен быть в речи защитника подвергнут анализу с целью обнаружения системы криминалистических, процессуальных и уголовно-правовых ошибок, что может существенно поколебать обвинение. В заключит. части речи защитник подводит итоги осуществленного им анализа фактических и юрид. обстоятельств дела, формулирует окончательные выводы, определяет свое отношение к вопросам, подлежащим решению суда. В этой части речи защитник обращается с просьбой об оправдании подсудимого, если вина последнего должным образом не установлена, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса, либо о применении к нему наказания, не связанного с лишением свободы и т. д. Защитник высказывает также свои соображения относительно заявленного гражданского иска по другим вопросам, важным с точки зрения подзащитного. Заключительная часть должна быть краткой, четкой, образной; она должна выражать главную идею защиты, ее основную мысль и вместе с тем быть органически связанной с остальными частями речи, непосредственно вытекать из них. Иногда целесообразно речь закончить какой-нибудь яркой обобщающей фразой, передающей самую суть выдвигаемой защитником просьбы.
Предмет и задачи юридической психологии. ЮП - прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология. Предметом ЮП является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. ЮП как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права. Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести: 1.исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм; 2.психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения; 3.разработка социально-психологических основ профилактики преступлений; 4.исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи); 5.исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных; 6.разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.011 с.) |