Директор Юридического института 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Директор Юридического института



Директор Юридического института

_____________/____________/

«_____» _____________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина ___ Б3.В.1Семейное право______________

(индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

 

Укрупненная группа _________Гуманитарные науки 030900________________

(шифр и наименование укрупненной группы)

 

Направление ___________030900.62 Юриспруденция ___________________

(шифр и наименование направления)

Профиль ____________________________________________________________

(шифр и наименование профиля)

Институт ____ Юридический ______________

 

Кафедра _____ Гражданского права ____________

 

 

Красноярск

2012

Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

__________________________________________________________________

(указывается шифр и наименование укрупненной группы)

направления (профиля) ________________________________________________

(указывается шифр и наименование направления (профиля)

Программу составили __ заведующая кафедрой, доцент, Качур Н.Ф. ____

(должность, фамилия, и. о., подпись

__ старший преподаватель, Петрова Е.Н. ________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

__ старший преподаватель, Рычкова Н.Ю. _______

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Заведующий кафедрой __ Качур Н.Ф. _____________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________2011 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________

__________________________________________________________________

«______» _________________ 2011 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой __ Качур Н.Ф. _____________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 2011 г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

 

Предметом изучения дисциплины «семейное право» является семейное законодательство, семейно-правовая доктрина и правоприменительная практика. Целями изучения данной дисциплины является усвоение обширного семейного законодательства, уяснение теории семейного права, а также приобретение в ходе решения учебных задач умений правильно, юридически грамотно применять нормы семейного права к конкретным отношениям, формирование значимых социально- личностных компетенций.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Семейное право» является формирование у студентов соответствующих знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основе которых студенты должны обладать следующими компетенциями.

Общекультурные компетенции:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Профессиональные компетенции:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

1.3 Межпредметная связь

Изучению семейного права должно предшествовать освоение студентом основных разделов и ключевых тем дисциплины «Теория государства и права» (деление права на частное и публичное; структура отрасли права, выделение подотраслей, институтов и субинститутов; понятие и виды норм права, соотношение общих и специальных норм и пр.); основных разделов дисциплины «Римское частное право» (учение о лицах; вещное, обязательственное, семейное право), основных разделов дисциплины «Гражданское право. Часть первая» (осуществление и защита гражданских прав; дееспособность несовершеннолетних; опека и попечительство над несовершеннолетними; объекты гражданских прав; теория гражданско-правовой сделки; недействительные сделки; положения об исковой давности; основания возникновения и прекращения права собственности; право общей совместной собственности супругов; заключение, изменение, расторжение гражданско-правовых договоров; прекращение обязательств; формы и виды гражданско-правовой ответственности).

В свою очередь, дисциплина «Семейное право» является одной из основных дисциплин, необходимых для изучения других частноправовых дисциплин: «Право социального обеспечения» (пособия гражданам, имеющим детей и пр.); «Международное частное право» (семейно-правовые отношения с участием иностранного элемента), а так же для спецкурсов, преподавание которых обеспечивает кафедра гражданского права.

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
V      
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 4 (144)      
Аудиторные занятия: 1,8 (66) 1,8 (66)      
Лекции 0,8 (30) 0,8 (30)      
практические занятия (ПЗ)          
семинарские занятия (СЗ) 1 (36) 1 (36)      
лабораторные работы (ЛР) - -      
другие виды аудиторных занятий (ИЗ)          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа: 2,2 (78) 2,2 (78)      
изучение теоретического курса (ТО)          
курсовой проект (работа):          
расчетно-графические задания (РГЗ) - -      
Реферат          
Задачи          
Задания          
другие виды самостоятельной работы   тесты      
Вид итогового контроля (зачет) 1 (36) 1 (36)      

 

3. Содержание дисциплины

3.1 Модули дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часы) ПЗ или СЗ зачетных единицц (часы) ЛР зачетных единицц (часы) Самостоятельная работа зачетные единицы (часы) Формируемые компетенции
  1. Общие положения семейного права   0,1 (4) 0,1 (4)   0,1 (4) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-15
  2. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 0,4 (14) 0,5 (16)   0,6 (20) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16
  3. Правоотношение между родителями и детьми 0,1 (4) 0,2 (8)   0,2 (8) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16
  4. Алиментные обязательства. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 0,2 (8) 0,2 (8)     0,3 (10) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16

 

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

 

Модули:

1. Общие положения семейного права – (4 часа).

2. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами – (14 часов).

3. Правоотношение между родителями и детьми - (4 часа).

4. Алиментные обязательства. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей - (8 часов).

 

Модуль 1. Общие положения семейного права.

Тема 4. Прекращение брака 4 часа

I. Понятие и основания прекращения брака.

II. Расторжение брака в органах загса.

III. Расторжение брака в судебном порядке. Разрешение судом вопросов, сопутствующих разводу.

IV. Время прекращения брака. Правовые последствия прекращения брака.

V. Восстановление брака при возвращении лица, объявленного ранее умершим или безвестно отсутствующим.

Лабораторные занятия

 

Учебным планом не предусмотрены.

Самостоятельная работа

 

Виды самостоятельной работы, реализуемые в дисциплине «Семейное право», предлагаются и утверждаются кафедрой. В этот перечень включаются: 1) самостоятельное изучение учебников, научных статей и монографий по темам дисциплины; 2) самостоятельное решение задач и выполнение заданий по темам дисциплины; 3) подготовка к контрольным работам; 4) решение тестов; 5) подготовка рефератов. Составление задач, тестов, заданий, тем рефератов возлагается на преподавателя, ведущего практические занятия в группе. Сдача заданий по самостоятельной работе производится преподавателям, ведущим практические занятия в группах.

Задания на самостоятельную работу получаются у лаборанта кафедры или преподавателя. Для выполнения заданий по самостоятельной работе следует пользоваться учебно-методической литературой, имеющейся в библиотеке СФУ и их электронными версиями. Сдача заданий по самостоятельной работе производится преподавателям кафедры по утвержденному графику.

 

3.6 Содержание модулей дисциплины при использовании системы зачетных единиц

 

Табл. 3.6.

 

 

4. Учебно-методические материалы по дисциплине

Литература

 

Учебная литература

современного периода развития науки:

1. Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву / М.В. Антокольская. – М., 1995.

2. Антокольская М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. – М., 1999.

3. Гражданское право. В 3 т. Т. 3: учебник / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. – М., 2000.

4. Гражданское право. Учебник в 3 т. Т. 3. 4-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2004.

5. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учеб. пособие / О.Ю. Косова. – М., 2001.

6. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций / А.М. Нечаева. – М., 1998.

7. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций / А.М. Нечаева. – М., 2000.

8. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник / Л.М. Пчелинцева. – М., 1999.

9. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств. Основные институты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2005.

10. Тарусина Н.Н. Семейное право / Н.Н. Тарусина. – М., 2001.

 

советского периода развития науки:

11. Белякова А.М. Советское семейное право: Учебник / А.М. Белякова, Е.М. Ворожейкин. – М., 1974.

12. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Ч. 3 / О.С. Иоффе. – Л., 1964.

13. Матвеев Г.К. Советское семейное право / Г.К. Матвеев. – М., 1985.

14. Рясенцев В.А. Семейное право / В.А. Рясенцев. – М., 1971.

15. Свердлов Г.М. Советское семейное право / Г. М. Свердлов. – М., 1958.

16. Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. – М., 1982.

17. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье. (Практика применения, некоторые вопросы теории) / В.П. Шахматов. – Томск, 1981.

18. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР / Е. М. Ворожейкин. – М, 1972.

19.

дореволюционного периода развития науки:

20. Загоровский А.И. Курс семейного права / А.И. Загоровский. – М., 2003.

21. Мейер Д.И. Русское гражданское право (по изд. 1902 г.) / Д.И. Мейер. – М., 1997.

22. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные / К. П. Победоносцев. – М., 2002.

23. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. – М., 1998.

24. Синайский В.И. Русское гражданское право / В. И. Синайский. – М., 2002.

25. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.) / Г.Ф. Шершеневич. – М., 1995.

 

Комментарии

1. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к судебной практике по семейным делам / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. – М., 2005.

2. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенниникова, П.И. Седугина. М., 2001.

3. Королев Ю.А.Комментарий к Семейному кодексу (постатейный) / Ю.А. Королев. – М., 2003.

4. Комментарий к законодательству о регистрации актов гражданского состояния / Под ред. И.М. Кузнецовой. М., 2002.

5. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Л.М. Пчелинцева. – М., 1999.

6. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2008. 302 с.

7. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под общ. ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. 336 с.

8. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. 280 с.

9. Нечаева А.М. Актуальные проблемы семейного права / А. М. Нечаева. – М., 2008.

Директор Юридического института

_____________/____________/

«_____» _____________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина ___ Б3.В.1Семейное право______________

(индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

 

Укрупненная группа _________Гуманитарные науки 030900________________

(шифр и наименование укрупненной группы)

 

Направление ___________030900.62 Юриспруденция ___________________

(шифр и наименование направления)

Профиль ____________________________________________________________

(шифр и наименование профиля)

Институт ____ Юридический ______________

 

Кафедра _____ Гражданского права ____________

 

 

Красноярск

2012

Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

__________________________________________________________________

(указывается шифр и наименование укрупненной группы)

направления (профиля) ________________________________________________

(указывается шифр и наименование направления (профиля)

Программу составили __ заведующая кафедрой, доцент, Качур Н.Ф. ____

(должность, фамилия, и. о., подпись

__ старший преподаватель, Петрова Е.Н. ________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

__ старший преподаватель, Рычкова Н.Ю. _______

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Заведующий кафедрой __ Качур Н.Ф. _____________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________2011 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________

__________________________________________________________________

«______» _________________ 2011 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой __ Качур Н.Ф. _____________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 2011 г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

 

Предметом изучения дисциплины «семейное право» является семейное законодательство, семейно-правовая доктрина и правоприменительная практика. Целями изучения данной дисциплины является усвоение обширного семейного законодательства, уяснение теории семейного права, а также приобретение в ходе решения учебных задач умений правильно, юридически грамотно применять нормы семейного права к конкретным отношениям, формирование значимых социально- личностных компетенций.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Семейное право» является формирование у студентов соответствующих знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основе которых студенты должны обладать следующими компетенциями.

Общекультурные компетенции:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Профессиональные компетенции:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

1.3 Межпредметная связь

Изучению семейного права должно предшествовать освоение студентом основных разделов и ключевых тем дисциплины «Теория государства и права» (деление права на частное и публичное; структура отрасли права, выделение подотраслей, институтов и субинститутов; понятие и виды норм права, соотношение общих и специальных норм и пр.); основных разделов дисциплины «Римское частное право» (учение о лицах; вещное, обязательственное, семейное право), основных разделов дисциплины «Гражданское право. Часть первая» (осуществление и защита гражданских прав; дееспособность несовершеннолетних; опека и попечительство над несовершеннолетними; объекты гражданских прав; теория гражданско-правовой сделки; недействительные сделки; положения об исковой давности; основания возникновения и прекращения права собственности; право общей совместной собственности супругов; заключение, изменение, расторжение гражданско-правовых договоров; прекращение обязательств; формы и виды гражданско-правовой ответственности).

В свою очередь, дисциплина «Семейное право» является одной из основных дисциплин, необходимых для изучения других частноправовых дисциплин: «Право социального обеспечения» (пособия гражданам, имеющим детей и пр.); «Международное частное право» (семейно-правовые отношения с участием иностранного элемента), а так же для спецкурсов, преподавание которых обеспечивает кафедра гражданского права.

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
V      
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 4 (144)      
Аудиторные занятия: 1,8 (66) 1,8 (66)      
Лекции 0,8 (30) 0,8 (30)      
практические занятия (ПЗ)          
семинарские занятия (СЗ) 1 (36) 1 (36)      
лабораторные работы (ЛР) - -      
другие виды аудиторных занятий (ИЗ)          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа: 2,2 (78) 2,2 (78)      
изучение теоретического курса (ТО)          
курсовой проект (работа):          
расчетно-графические задания (РГЗ) - -      
Реферат          
Задачи          
Задания          
другие виды самостоятельной работы   тесты      
Вид итогового контроля (зачет) 1 (36) 1 (36)      

 

3. Содержание дисциплины

3.1 Модули дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часы) ПЗ или СЗ зачетных единицц (часы) ЛР зачетных единицц (часы) Самостоятельная работа зачетные единицы (часы) Формируемые компетенции
  1. Общие положения семейного права   0,1 (4) 0,1 (4)   0,1 (4) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-15
  2. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 0,4 (14) 0,5 (16)   0,6 (20) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16
  3. Правоотношение между родителями и детьми 0,1 (4) 0,2 (8)   0,2 (8) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16
  4. Алиментные обязательства. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 0,2 (8) 0,2 (8)     0,3 (10) ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16

 

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

 

Модули:

1. Общие положения семейного права – (4 часа).

2. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами – (14 часов).

3. Правоотношение между родителями и детьми - (4 часа).

4. Алиментные обязательства. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей - (8 часов).

 

Модуль 1. Общие положения семейного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.094 с.)