Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.



Ложные показания (ЛП) дают не только подозр-мые,но и свид-ли,потерп-ие. Допраш-мый м. давать ЛП как в своих интересах,так и в ущерб им(при самооговоре).Лицо,дающее заведомо ЛП,оказывает против-ствие следствию, вступает со след-лем в против-ствие, в результ. чего создается конфликтная ситуация. Следственная тактика располагает целым арсеналом приемов изобличения подозр-мого и обв-мого в даче ими ЛП,а также оказания на них правомерного психол-го возд-ствия с целью получить правдивые показания:1.Убеждение(следов-ль обращ-тся к здравому смыслу допраш-мого,побуждает его к раскаянию и чистосерд.призн-ию путем разъяснения как вредных посл-ствий запирательства и лжи,так и благопр-тных посл-ствий признания своей вины и активного содействия расслед-нию совершенного преступл-я)2.Ипольз-ние положит-х свойств личности допраш-мого(апеллируя к честности, порядочности допраш-мого,к его заслугам в прошлом,его личному и соц.статусу,его м. убедить быть откровенным,правдивым)3.Пресечение лжи(прием примен. тогда,когда у след-ля имеется достоверная инф-ия по поводу обст-ств,выясняемых во время допроса;в этом случае ложь пресекается в «зародыше» путем предъявления имеющихся доказ-ств или др.средств возд-ствия)4.Выжидание(прием примен. к лицам,у кот. происходит борьба мотивов:сказать правду или дать ЛП;учитывая колебания допраш-мого,следов-ль,сообщая опред-нные сведения,умышленно «заклад-ет» в его сознание такую инф-ию,кот. д. обеспечить победу позит-х мотивов,затем делает перерыв в допросе,чтобы допраш-мый сам отказался от дачи ЛП)5.Допущение легенды(дав возм-сть допраш-мому высказать все,что ему вздумается,следов-ль предъявляет весомые доказ-ства,опровергающие легенду)6.Внезапность(заключ. в неожиданном для допраш-мого решении след-ля провести после допроса то или иное следственное действие в то время как допраш-мый считает это действие невозможным)7.Последовательность(иногда бывает целесообразно предъявлять доказат-ва послед-но и системат-ски,подробно останавливаясь на каждом из них) 8.Снятие напряжения(след-ль,воздействуя на допраш-мого опред-нным образом,иногда только интонациями голоса,отдельными фразами старается снять напряженность обвин-ого)9.Использ-ие «слабых мест»(СМ) личности обвин-ого(под СМ личн. поним. такие ее особ-сти,используя кот. м. добиться правильных, правдивых показаний на допросе)10.Инерция(сущность:след-ль,беседуя с обвин-мым,незаметно переводит разговор из сферы отвлеченного разговора в сферу разговора по существу)11.Отвлечение внимания(след-ль искусственно переводит внимание допраш-мого от более важных участков допроса)12.Форсированный темп допроса(след-ль опережает мысль «противника» заранее заготовленными ходами в форме вопросов или суждений).13Создание впечатления хорошей осведомленности след-ля и др.

История развития отечественной юридической психологии.


В России психология как наука начала зарождаться в 18 веке, но развития она не получила. После судебной реформы в 1864г. возникает необходимость изучения психологических проблем, которые появились в деятельности суда и следственных органов. Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Выходят монографии по судебной психологии, появляются работы, которые подвергают критике теорию Ламбразо. В результате в работах некоторых русских ученых начала 20 века психика преступника начала рассматриваться как психопатия – состояние, близкое к психическому заболеванию. В целом развитие судебной психологии происходит по следующим направлениям: 1) исследования в области криминальной психологии под влиянием теории Ламбразо (Бехтерев). После октябрьской революции результаты исследований затрагивают стороны использования данных психики в судопроизводстве и исправительной деятельности. В 1918г. в Петрограде по предложению Бехтерева был создан институт по изучению мозга и психической деятельности. 2) исследование психики свидетельских показаний (Кони). В работах этого периода активно исследуется личность преступника и судебная психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. В Минске создается криминально-психический кабинет, в котором было несколько секций, в частности секция криминальной психологии и психиатрии. В 1930г. прошел 1 всесоюзный съезд по изучению психологии. 3) судебная практика психические экспертиз. Начались психические исследования различных профессоров с целью установления психической пригодности, профессиональной ориентации при выборе профессии, особенности деятельности следователя и его профессиограммы. 4) 60-70гг. В 60г. профессор Ратинов предложил новое название – юридическая психология, которая в 1969г. была включена в перечень научных специальностей. В его рамках появляется ряд исследований по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. Данные работы оказали положительное влияние на многие последующие публикации в данной области и на учебники и учебные пособия по судебной психологии (Васильева В.Л., Дулова, Еникеева М.И., Шиханцов). В 71 году под руководством Ратейного была проведена всесоюзная конференция, стала функционировать секция судебной психологии. В составе Академии МВД в 74г. была организована кафедра психологии. В 77г. было издано первое методическое пособие по судебно-психологической экспертизе для служебного пользования (Коченов).
Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли Романов В.Г. – внедрение юридической психологии в сферу военной юстиции и Еникеев – организация преподавания юридической психологии в Московских ВУЗах. В начале 80-х стали разрабатываться психологические основы организации службы в органах МВД РФ. В настоящее время рядом ученых и юристов разрабатываются многие направления юридической психологии. Последнее известное – Гештальт-подход. Это направление современные психической практики, которая занимается восстановлением и поддержанием психической целостности и здоровья человека.

 

Психология очной ставки.

Очная ставка(ОС)-следственное действие по одноврем-му допросу 2-ух лиц, допрошенных ранее,с целью устранения противоречий,кот. имеются в их показ-иях. Характерная особ-сть: в начале ОС между ее участниками сущ-уют конфликтные отнош-ия,кот. обуславл-тся наличием противоречий в их показ-иях. При проведении ОС max(-но) используется соц-психолог.-й эффект присутствия др. лиц, в первую очередь дающих правдивые показ-ия. Осн. цель ОС- изоблич-е лица,противод-щего следствию. Проведение ОС,особенно с участием подозрев-ых и обвин-ых,заинтерес-х в благопр. для них исходе дела,обычно связано с определ-ым риском нежелат-х для следствия результатов.Подозр-ые и обвин-ые м. попытаться склонить добросов-х уч-ков к даче выгодных для себя показ-й. Произв-во ОС связано с ознакомл-м уч-ков с определ-ми материалами дела;позиция правдивого уч-ка м. убедить недобросов. лицо в целесообр-сти дачи ложн.показ-й(ЛП) в дальнейшем.Проведение ОС с участием подозр-го или обвин-го,дающего ЛП,в усл. тактич-го риска возможно при наличии след. усл.: 1)показания правдивого уч-ка достаточно широки по своему содерж-ию и охватыв. всё событие преступл-я или существенные его обст-ства;2)в распоряж. след-ля наход. совок-сть доказ-ств,подтвержд-щих осн-ые полож-я показ-й правдивого уч-ка;3)у след-ля есть увер-сть,что правдивый уч-к займет при проведении ОС позицию,направлен. на разоблачение ЛП.Но и при наличии указанных усл. след-ль должен очень тщательно продумать весь ход проведения ОС, очередность и форму постановки вопросов.

Успех ОС в огромной степени зависит от того,как след-ль проведет предварит. психолог. подготовку уч-ка ОС, кот. выражается:1)в активизации последующего воздействия в ходе ОС на лицо, дающее ЛП. Психологическая подготовка уч-ка ОС имеет целью вызвать у него определенные активные психич. состояния, уверенность, стойкость и т. д.,что будет способствовать большей убедительности его доводов на ОС;2)в подготовке уч-ка ОС к возможному отрицат. воздействию на него др. уч-ка для предельного уменьшения этого отрицат. воздействия;3)в укреплении волевых качеств уч-ка ОС,что даст ему возм-сть активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, возможным угрозам со стороны др. уч-ка. Это в первую очередь относится к потерпевшим, которым предстоит дать показания на ОС с преступником.

ОС может проводиться также для устранения существенных противоречий, вызванных добросовестным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшего определенные обстоятельства. В этом случае могут использоваться различные доказательства, способствующие оживлению ассоциаций. На ОС функцию оживления ассоциаций одновременно и во взаимосвязи выполняют и предъявленные доказательства, и показания второго участника, что значительно повышает вероятность устранения добросовестного заблуждения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.007 с.)