Соц-психол. основы профилактики правонарушений несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц-психол. основы профилактики правонарушений несовершеннолетних



Личность подростка, юноши формируется в результате последовательного включения его в различающиеся по уровню развития общности (группы).

Первостепенной задачей в профилактике правонарушений несовершеннолетних является изменение структуры их потребностей, интересов посредством включения в общественно полезные виды деятельности, в том числе во внешкольные.

Теоретической базой для практической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних выступает закон возвышения потребностей. Сущность этого закона сводится к тому, что по мере удовлетворения физиологических (органических) низших потребностей (в питании, одежде, жилище и др.) на первый план выдвигаются потребности более высокого уровня (качество питания, одежды, жилища, модная одежда и др.). Удовлетворение этих потребностей не является самоцелью, а создает необходимые условия для реализации более высоких социальных потребностей - в общении (дружбе, любви), утверждении себя как личности (достижение признания, уважения, популярности и др.), познании (в приобретении общих мировоззренческих, научно-технических, общественно-политических, художественно-эстетических знаний).

Профилактика семейного неблагополучия Первостепенной задачей в деле профилактики семейного неблагополучия является наиболее раннее выявление криминогенных и аморальных семей с тем, чтобы как можно быстрее исключить их отрицательное влияние на подростков. Именно для этих семей характерно нежелание воспитывать надлежащим образом своих детей, т. е. речь идет о невыполнении гражданами своей важнейшей конституционной обязанности.

Мерами такой ответственности являются: лишение родительских прав, отобрание ребенка и передача другим лицам и др. Отличительной особенностью семейно-правовой ответственности является то, что она может наступить независимо от наличия вредных последствий, поскольку основная цель законодателя состоит в предотвращении этих последствий путем изоляции ребенка от негативного влияния родителей. В большинстве случаев основанием для лишения родительских прав является злоупотребление родителей спиртными напитками, их распущенность, аморальное поведение.

Следующей мерой ответственности является отобрание ребенка без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Институт отобрания ребенка без лишения отца и матери родительских прав, во-первых, позволяет быстро и решительно исключить влияние на него криминогенных условий; во-вторых, во многих случаях побуждает родителей резко изменить свой прежний образ жизни; в-третьих, помогает более целенаправленно и активно при отсутствии отрицательных влияний микросреды воздействовать на личность ребенка, формировать у него позитивные социальные установки с тем, чтобы он при возвращении в семью был подготовлен к новым условиям.

Определенную сложность представляет профилактика криминогенности проблемных и псевдоблагополучных семей. Если в криминогенных и аморальных семьях отрицательное влияние родителей на детей осуществляется в концентрированном виде и очевидно, явно бросается в глаза, то в проблемных и псевдоблагополучных семьях это негативное влияние более скрыто, завуалировано внешним (формальным) благополучием. Наиболее распространенной формой педагогической безграмотности является использование в воспитательной практике физического наказания. Постоянные физические наказания - обычный метод воспитания в аморальных семьях. Использование его в проблемных и псевдоблагополучных семьях - свидетельство ошибочных педагогических взглядов родителей, которые считают слепую покорность их воле и беспрекословное послушание основным достоинством ребенка, подростка.

Родительская безответственность может проявляться в нескольких формах: в прямом невыполнении обязанностей по воспитанию детей родителями, ведущими преступный и аморальный образ жизни, скрытая безотцовщина, духовная глухота, отчужденность между детьми, особенно подростками, и родителями, передача воспитательных функций общественным учреждениям, что выражается в стремлении родителей пристроить подростков в секции, кружки, музыкальные школы и т. д., т. е. полностью переложить заботу о подростках на педагогов, тренеров, организаторов.

Основные пути повышения родительской ответственности - формирование педагогической культуры у родителей, изменение методов воспитания в семье и в целом всей нравственно-психологической атмосферы в ней, семейная психотерапия, цель которой - изменение межличностных отношений и устранение эмоциональных нарушений в семье. Значительную трудность представляет профилактика криминогенности неполных семей. Основная причина появления неполной семьи - развод родителей, который часто приводит к отрицательным последствиям. Если же развод становится неизбежным, родителям необходимо сделать все для смягчения его вредных последствий: по возможности сохранить нормальные отношения между собой и дать ребенку возможность свободно общаться с отцом и с матерью.

Определенную роль в повышении стабильности и жизнеспособности браков могут сыграть консультационные пункты по вопросам брака и семьи, созданные в различных городах. Работникам консультации удается предотвратить развод в каждом третьем случае.

Наиболее сложной представляется проблема сохранения молодой семьи, где развод встречается довольно часто. Преодоление возникшего отчуждения между детьми и родителями, установление прочных эмоциональных связей между ними, воспитание родительской ответственности - таковы основные пути профилактики семейного неблагополучия. Профилактика школьного неблагополучия. Основной путь преодоления школьного неблагополучия - устранение формализма и авторитарности из педагогического процесса. Многие издержки, упущения в деятельности школы, ПТУ являются следствием того, что с трудными подростками не ведется индивидуально-профилактическая работа. Индивидуальный подход заключается не в стремлении во что бы то ни стало искоренять отдельные недостатки трудного подростка, а в апелляции к имеющимся у него достоинствам, в их стимулировании и развитии. Дефицит дружеского общения, эмоциональную неудовлетворенность, которые трудные подростки испытывают в семье, могут и должны восполнить учителя, воспитатели. Доверительное общение необходимо в первую очередь для преодоления механизма отчуждения, возникающего между педагогом и трудным учащимся. Причиной появления этого отчуждения является излишне строгое, формальное отношение педагога к учащемуся, стремление первого как можно больше находить промахов, ошибок в поведении подростка, постоянно делая ему замечания, упреки, вынося наказания. В основу формирования доброжелательных отношений с воспитуемым должна быть положена методика положительного стимулирования. Отсутствие предвзятости в отношениях с трудновоспитуемыми ребятами является предпосылкой для следующего этапа положительного стимулирования, который состоит в оказании им доверия. Оказанное доверие развивает у многих учащихся чувство ответственности. Третий этап положительного стимулирования состоит в умелом использовании разнообразных форм поощрения трудновоспитуемых - одобрения, похвалы, поощрения, благодарности, награды и т. д.

Формирование доброжелательных отношений между учащимися и педагогами, воспитателями предполагает распространение этих отношений и на родителей трудновоспитуемых. Необходимо прежде всего изменить эмоциональное отношение к неблагополучным семьям, перестать неприязненно относиться к родителям трудных, ругать их за плохое поведение детей в школе.

 

Психологическая характеристика следственной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.006 с.)