Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ (МОДУЛЮ) Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика Развития подростков (с практикумом) (шифр дисциплины и название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) образовательной программы 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль "Психология образования" (код и наименование направления подготовки с указанием профиля) Очная форма обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ (МОДУЛЮ) Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика Развития подростков (с практикумом) (шифр дисциплины и название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)
образовательной программы 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль "Психология образования" (код и наименование направления подготовки с указанием профиля) Очная форма обучения
1. Наименование дисциплины (модуля). Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика развития подростков (с практикумом) 2. Аннотация к дисциплине. Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития подростков (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование индивидуально-психологических особенностей развития подростков. Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач: · сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента; · сформировать понимание значимости знания психологической диагностики в профессиональной деятельности психолога; · сформировать представление о методах и методиках, используемых в диагностическом обследовании подростков; · сформировать умение формулировать диагностическую гипотезу; · сформировать умение применять на практике психодиагностический инструментарий, предназначенный для диагностики детей подросткового возраста; · сформировать умение обрабатывать результаты обследования подростков и интерпретировать их; · сформировать умение формулировать выводы по результатам психологической диагностики развития подростков и разрабатывать психолого-педагогические рекомендации. · способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к психологической диагностике, желания работать с подростками, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного развития и личностного роста и др.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Программа дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Общепрофессиональные компетенции: · готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); Профессиональные компетенции: · готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22); · способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23); · готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-33).
4. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы. Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Актуальные проблемы психологии», «Психология развития», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований». Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика подростков (с практикумом)» является предшествующей для дисциплин «Возрастно-психологическое консультирование (с практикумом)», «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога». Дисциплина является предшествующей и основополагающей для практики «Психологическая служба в школе» и «Комплексная психолого-педагогическая практика». Данную учебную дисциплину дополняют курсы «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Планы практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 1. Практическое занятие № 2. Практическое занятие № 3. Тема: Основные психодиагностические методы и методики. План занятия 1. Подходы к классификации методов психодиагностики. 2. Характеристика тестов. 3. Характеристика опросников. 4. Характеристика проективных методик. 5. Характеристика методов наблюдения, беседы, контент-анализа, оценочных шкал. Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы 1. Выписать в словарь понятия: психодиагностика, метод, методика, тест, опросник, проективный метод. 2. Перечертить и заполнить таблицу «Основания классификации психодиагностических методик» (1, с. 21). 3. Подберите примеры психологических исследований с использованием различных психодиагностических методов из периодических изданий по психологии. 4. Проанализируйте возможности и ограничения использования психодиагностических методов в деятельности психолога и педагога. 5. Сделать выписки из источника (5). 6. Читать источник 4. Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.
Практическое занятие №4. Практическое занятие №5. Практическое занятие №6. Практическое занятие №7. Тема: Надежность теста. План занятия 1. Понятие надежности психодиагностической методики. 2. Надежность целого теста: надежность-устойчивость (ретестовая надежность), надежность-согласованность (одномоментная надежность). 3. Надежность отдельных пунктов теста. 4. Последовательность действий при проверке надежности. 5. Средства повышения надежности психодиагностических методик. Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.
Практическое занятие №8. Тема: Валидность теста. План занятия 1. Валидность и надежность. 2. Содержательная валидность. 3. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. 4. Конструктная валидность. 5. Конвергентная и дискриминантная валидность. 6. Экспертная эмпирическая валидизация. 7. Анализ пунктов теста по критерию валидности. 8. Обеспечение валидности процедур стандартизованного самоотчета. 9. Порядок действий психолога при проверке валидности. Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы 1. Выпишите в словарь понятия: валидность, дифференциальная валидность, иллюзорная (ложная) валидность, инкрементная валидность, консенсусная валидность, конструктная валидность, критериальная валидность, очевидная валидность, валидность по возрастной дифференциации, прогностическая валидность, содержательная валидность, текущая (диагностическая, конкурентная) валидность, экологическая валидность, эмпирическая валидность. Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2. Практическое занятие №9. Практическое занятие №10. Лабораторное занятие № 1. Порядок выполнения работы
· используя ключ к методике, выделить правильные ответы и оценить; · подсчитать количество сырых баллов по субтестам и по тесту в целом; · с помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные; · построить индивидуальный профиль структуры интеллекта; · проинтерпретировать полученные результаты. Вопросы для обсуждения
Задания для самостоятельной работы Провести диагностику структуры интеллекта с помощью адаптированной версии теста Р. Амтхауэра, результаты и интерпретацию представить в письменном виде. Читать источник 2. Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.
Лабораторное занятие № 2. Оборудование Стимульный материал, бланки ответов, бланки фиксации результатов, нормативные таблицы, секундомер, графическое представление результатов (на занятии рекомендуется использовать инструментарий ИМАТОНа). Порядок выполнения работы 1. Эксперимент проводится индивидуально. Экспериментатор знакомит испытуемого с процедурой тестирования, проводит общую инструкцию. 2. Совместная работа экспериментатора и испытуемого по субтестам (экспериментатор проводит инструкции, задает вопросы, фиксирует ответы испытуемого). 3. Обработка результатов: 4. - количественная (определение исходных оценок по субтестам, отнесение испытуемого к возрастной группе, определение шкальных оценок по субтестам, построение профиля шкальных оценок, определение сумм вербальных и невербальных оценок, определение итоговых показателей методики); - качественная характеристика показателей IQ в соответствии с нормативными таблицам. Вопросы для обсуждения 1. Каковы различия между коррекцией и развитием? 2. Раскройте содержание понятия «коррекционность методики». 3. Назовите принципы построения и правила проведения коррекционно-развивающих программ с детьми и подростками? Задания для самостоятельной работы 1. Читать источник 3. Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2. Лабораторное занятие № 3. Тема: Тесты креативности. Цель: познакомить студентов с методиками изучения креативности (тест Дж. Гилфорда, тест Е. Торранса). Задачи: 1. Дать общее представление о проблеме креативности и ее измерения в психологии; 2. Дать представление о методиках изучения креативности; 3. Провести тестирование подростка по тесту Е. Торранса, обработать и проинтерпретировать результаты. Порядок выполнения работы 1. Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор знакомит испытуемых с процедурой тестирования, проводит общую инструкцию. 2. Совместная работа экспериментатора и испытуемых по субтестам (экспериментатор проводит инструкции, задает вопросы, фиксирует ответы). 3. Обработка результатов. Вопросы для обсуждения 1. Каковы основные направления исследований креативности в зарубежной и отечественной психологии? 2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта? 3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности? 4. В чем отличие трактовок креативности и ее диагностики у Д.Б. Богоявленской и зарубежных психологов? 5. Насколько точными и прогностичными являются достижения по результатам тестов креативности? Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.
Лабораторное занятие № 4 Оборудование Бланк опросника Г.Ю. Айзенка, лист ответов, графическая интерпретация (круг Г.Ю. Айзенка). Порядок выполнения работы
· с помощью ключа подсчитать баллы по показателям экстраверсии, нейротизма, искренности; · представить первичные данные в виде стандартного протокола; · по полученным результатам построить диаграмму выраженности экстраверсии-интроверсии, нейротизма.
Вопросы для обсуждения 1. Какие свойства характеризуют темперамент человека? 2. Охарактеризуйте опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова и опросник Я. Стреляу Основная литература
2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с..
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2. Лабораторное занятие № 5. Лабораторное занятие № 6. Лабораторные занятия № 7. Лабораторное занятие № 8. Оборудование Текст опросника, лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стандартные, графическое представление результатов. Порядок выполнения работы
· подсчитывается количество отрицательных и положительных ответов по каждой шкале с помощью ключа; · подсчитывается показатель по каждому фактору путем суммирования положительных утверждений испытуемого, входящих в фактор с положительным знаком, и отрицательных утверждений, входящих в фактор с отрицательным знаком. · с помощью таблицы «Подсчет показателей по каждому фактору» сырые баллы переводятся в накопленные частоты; · строится диаграмма выраженности уровней самоотношения. 4. Интерпретация результатов и выводы. Задания для самостоятельной работы
Основная литература
Дополнительная литература:
Лабораторное занятие № 9. Оборудование Текст опросника (формы А, Б), бланки фиксации результатов, бланки ответов. Вопросы для обсуждения 1. Характеристика классификаций мотивов. 2. Основные теоретические и практические проблемы изучения мотивационной сферы. 3. Особенности методик изучения мотивации. Порядок выполнения работы
· перевести данные по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключей; · подсчитать суммарные баллы; · провести интерпретацию полученных результатов. Задания для самостоятельной работы
Основная литература
Дополнительная литература 1. Афанасьева Н. Тест мотивации достижений детей 9-11 лет// Школьный психолог- 2001.-№22. (книга в газете). 2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – М., 2003. – С. 131 – 140. 3. Рабочая книга практического психолога /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача. – М., 2001.
Лабораторные занятия № 10. Вопросы для обсуждения
Задания для самостоятельной работы Читать источник 2, 3, 4. Основная литература
Дополнительная литература: 1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47. 2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2. Практическое занятие № 1 Практическое занятие № 2 Тема: Основные психодиагностические методы и методики План занятия
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы 1. Выписать в словарь понятия: психодиагностика, метод, методика, тест, опросник, проективный метод. 2. Перечертить и заполнить таблицу «Основания классификации психодиагностических методик» 3. Подберите примеры психологических исследований с использованием различных психодиагностических методов из периодических изданий по психологии. 4. Проанализируйте возможности и ограничения использования психодиагностических методов в деятельности психолога и педагога. 5. Сделать выписки из источника 6. Читать источник Основная литература
Дополнительная литература
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.014 с.) |