Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ (МОДУЛЮ)

Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика

Развития подростков (с практикумом)

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

 

 

Составитель: Барышева Т.Д., старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №5 от 21 января 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ (МОДУЛЮ)

Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика

Развития подростков (с практикумом)

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

 

Составитель: Барышева Т.Д., старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №5 от 21 января 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич  

1. Наименование дисциплины (модуля).

Б1.ВОД.14 Психологическая диагностика развития подростков (с практикумом)

2. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития подростков (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование индивидуально-психологических особенностей развития подростков.

Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:

· сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

· сформировать понимание значимости знания психологической диагностики в профессиональной деятельности психолога;

· сформировать представление о методах и методиках, используемых в диагностическом обследовании подростков;

· сформировать умение формулировать диагностическую гипотезу;

· сформировать умение применять на практике психодиагностический инструментарий, предназначенный для диагностики детей подросткового возраста;

· сформировать умение обрабатывать результаты обследования подростков и интерпретировать их;

· сформировать умение формулировать выводы по результатам психологической диагностики развития подростков и разрабатывать психолого-педагогические рекомендации.

· способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к психологической диагностике, желания работать с подростками, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Программа дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Общепрофессиональные компетенции:

· готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

Профессиональные компетенции:

· готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22);

· способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);

· готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-33).

 

4. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Актуальные проблемы психологии», «Психология развития», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований».

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика подростков (с практикумом)» является предшествующей для дисциплин «Возрастно-психологическое консультирование (с практикумом)», «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога».

Дисциплина является предшествующей и основополагающей для практики «Психологическая служба в школе» и «Комплексная психолого-педагогическая практика».

Данную учебную дисциплину дополняют курсы «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)».

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1.

Практическое занятие № 2.

Практическое занятие № 3.

Тема: Основные психодиагностические методы и методики.

План занятия

1. Подходы к классификации методов психодиагностики.

2. Характеристика тестов.

3. Характеристика опросников.

4. Характеристика проективных методик.

5. Характеристика методов наблюдения, беседы, контент-анализа, оценочных шкал.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов?
  2. Перечислите достоинства и недостатки тестов, личностных опросников, проективных методик.
  3. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
  4. Каковы основные трудности проведения беседы с детьми и подростками?

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь понятия: психодиагностика, метод, методика, тест, опросник, проективный метод.

2. Перечертить и заполнить таблицу «Основания классификации психодиагностических методик» (1, с. 21).

3. Подберите примеры психологических исследований с использованием различных психодиагностических методов из периодических изданий по психологии.

4. Проанализируйте возможности и ограничения использования психодиагностических методов в деятельности психолога и педагога.

5. Сделать выписки из источника (5).

6. Читать источник 4.

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

 

Практическое занятие №4.

Практическое занятие №5.

Практическое занятие №6.

Практическое занятие №7.

Тема: Надежность теста.

План занятия

1. Понятие надежности психодиагностической методики.

2. Надежность целого теста: надежность-устойчивость (ретестовая надежность), надежность-согласованность (одномоментная надежность).

3. Надежность отдельных пунктов теста.

4. Последовательность действий при проверке надежности.

5. Средства повышения надежности психодиагностических методик.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите способ проверки надежности-устойчивости (ретестовой надежности). Каково значение временного интервала между первым и вторым обследованием при характеристике ретестовой надежности?
  2. Каковы недостатки метода определения надежности путем ретеста? Назовите пути устранения влияния тренировки на результаты оценки ретестовой надежности.
  3. Назовите способы измерения надежности-согласованности (одномоментной надежности).
  4. В чем заключается преимущество процедуры обследования надежности параллельных форм по сравнению со способом определения ретестовой надежности?
  5. Каковы недостатки характеристики надежности по типу надежности параллельных форм?
  6. Назовите способы оценки надежности отдельных пунктов теста.
  7. В чем заключаются преимущества характеристики надежности по типу надежности частей теста по сравнению с ретестовой надежностью и надежностью параллельных форм? Каковы недостатки данного метода определения надежности?
  8. Какова последовательность действий при проверке надежности теста?
  9. Какое влияние оказывает характер исследуемой выборки на характеристики надежности, определяемые эмпирическим путем?
  10. Какова связь надежности и валидности психодиагностической методики?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите в словарь понятия: надежность, коэффициент корреляции, надежность параллельных форм, надежность по внутренней согласованности, ретестовая надежность, факторно-дисперсионная надежность, надежность частей теста.
  2. Дайте письменные ответы на предложенные вопросы темы. Выпишите формулы для вычисления надежности психодиагностической методики.
  3. Проанализируйте классификацию методов измерения надежности в зависимости от требуемого числа форм теста и сеансов тестирования.

Основная литература

  1. Корецкая И.А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

 

Практическое занятие №8.

Тема: Валидность теста.

План занятия

1. Валидность и надежность.

2. Содержательная валидность.

3. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации.

4. Конструктная валидность.

5. Конвергентная и дискриминантная валидность.

6. Экспертная эмпирическая валидизация.

7. Анализ пунктов теста по критерию валидности.

8. Обеспечение валидности процедур стандартизованного самоотчета.

9. Порядок действий психолога при проверке валидности.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается отличие понятия валидности от надежности измерения? Каково соотношение валидности и надежности теста?
  2. Какие требования предъявляются при содержательной валидизации методики? Как производится оценка теста в случае с содержательной валидностью?
  3. Как измеряется эмпирическая валидность? Какие показатели избираются в качестве критерия валидизации? В чем заключается сложность ориентации на социально-прагматические критерии?
  4. Какова процедура эмпирической валидизации?
  5. Каковы методы характеристики конструктной валидности? Приведите примеры, иллюстрирующие необходимость глубокого анализа теоретического конструкта, лежащего в основе конкретной методики.
  6. Как осуществляется отбор пунктов теста по критерию валидности? В чем заключается смысл перекрестной валидизации?
  7. Назовите психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета. Какие меры могут быть приняты для выявления отказов испытуемого от тестирования? Какие методы могут быть приняты для борьбы с социальной желательностью?
  8. Каковы этапы рационально-эмпирической стратегии конструирования теста и проверки валидности?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите в словарь понятия: валидность, дифференциальная валидность, иллюзорная (ложная) валидность, инкрементная валидность, консенсусная валидность, конструктная валидность, критериальная валидность, очевидная валидность, валидность по возрастной дифференциации, прогностическая валидность, содержательная валидность, текущая (диагностическая, конкурентная) валидность, экологическая валидность, эмпирическая валидность.

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки/ Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

Практическое занятие №9.

Практическое занятие №10.

Лабораторное занятие № 1.

Порядок выполнения работы

  1. Эксперимент проводится в группе студентов (10-15 человек), экспериментатор знакомит студентов с инструкцией.
  2. Самостоятельная работа студентов.
  3. Обработка результатов тестирования:

· используя ключ к методике, выделить правильные ответы и оценить;

· подсчитать количество сырых баллов по субтестам и по тесту в целом;

· с помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;

· построить индивидуальный профиль структуры интеллекта;

· проинтерпретировать полученные результаты.

Вопросы для обсуждения

  1. Дайте определение понятию «интеллект».
  2. Как соотносятся между собой интеллект и интеллектуальная одаренность в разных теоретических концепциях?
  3. Что диагностируют с помощью интеллектуальных тестов?
  4. Каковы прогностические возможности тестового интеллекта?
  5. Что такое умственное развитие? Какова связь интеллекта с умственным развитием?
  6. Перечислите основные показатели уровня умственного развития в отечественной психологии?
  7. Как влияют межкультурные различия на результаты интеллектуальных тестов?
  8. В чем отличия критериально-ориентированных тестов от традиционных интеллектуальных тестов?

Задания для самостоятельной работы

Провести диагностику структуры интеллекта с помощью адаптированной версии теста Р. Амтхауэра, результаты и интерпретацию представить в письменном виде.

Читать источник 2.

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

 

Лабораторное занятие № 2.

Оборудование

Стимульный материал, бланки ответов, бланки фиксации результатов, нормативные таблицы, секундомер, графическое представление результатов (на занятии рекомендуется использовать инструментарий ИМАТОНа).

Порядок выполнения работы

1. Эксперимент проводится индивидуально. Экспериментатор знакомит испытуемого с процедурой тестирования, проводит общую инструкцию.

2. Совместная работа экспериментатора и испытуемого по субтестам (экспериментатор проводит инструкции, задает вопросы, фиксирует ответы испытуемого).

3. Обработка результатов:

4. - количественная (определение исходных оценок по субтестам, отнесение испытуемого к возрастной группе, определение шкальных оценок по субтестам, построение профиля шкальных оценок, определение сумм вербальных и невербальных оценок, определение итоговых показателей методики); - качественная характеристика показателей IQ в соответствии с нормативными таблицам.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы различия между коррекцией и развитием?

2. Раскройте содержание понятия «коррекционность методики».

3. Назовите принципы построения и правила проведения коррекционно-развивающих программ с детьми и подростками?

Задания для самостоятельной работы

1. Читать источник 3.

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

Лабораторное занятие № 3.

Тема: Тесты креативности.

Цель: познакомить студентов с методиками изучения креативности (тест Дж. Гилфорда, тест Е. Торранса).

Задачи:

1. Дать общее представление о проблеме креативности и ее измерения в психологии;

2. Дать представление о методиках изучения креативности;

3. Провести тестирование подростка по тесту Е. Торранса, обработать и проинтерпретировать результаты.

Порядок выполнения работы

1. Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор знакомит испытуемых с процедурой тестирования, проводит общую инструкцию.

2. Совместная работа экспериментатора и испытуемых по субтестам (экспериментатор проводит инструкции, задает вопросы, фиксирует ответы).

3. Обработка результатов.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные направления исследований креативности в зарубежной и отечественной психологии?

2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?

3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности?

4. В чем отличие трактовок креативности и ее диагностики у Д.Б. Богоявленской и зарубежных психологов?

5. Насколько точными и прогностичными являются достижения по результатам тестов креативности?

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

 

Лабораторное занятие № 4

Оборудование

Бланк опросника Г.Ю. Айзенка, лист ответов, графическая интерпретация (круг Г.Ю. Айзенка).

Порядок выполнения работы

  1. Эксперимент проводится индивидуально или в малой группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию.
  2. Самостоятельная работа студентов с бланком ответов и текстом опросника.
  3. Обработка результатов:

· с помощью ключа подсчитать баллы по показателям экстраверсии, нейротизма, искренности;

· представить первичные данные в виде стандартного протокола;

· по полученным результатам построить диаграмму выраженности экстраверсии-интроверсии, нейротизма.

  1. Интерпретация результатов.

Вопросы для обсуждения

1. Какие свойства характеризуют темперамент человека?

2. Охарактеризуйте опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова и опросник Я. Стреляу

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1

2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с..

  1. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  2. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  3. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  4. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

Лабораторное занятие № 5.

Лабораторное занятие № 6.

Лабораторные занятия № 7.

Лабораторное занятие № 8.

Оборудование

Текст опросника, лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стандартные, графическое представление результатов.

Порядок выполнения работы

  1. Экспериментатор знакомит испытуемых с инструкцией.
  2. Самостоятельная работа студентов с текстом опросника и бланками ответов.
  3. Обработка результатов:

· подсчитывается количество отрицательных и положительных ответов по каждой шкале с помощью ключа;

· подсчитывается показатель по каждому фактору путем суммирования положительных утверждений испытуемого, входящих в фактор с положительным знаком, и отрицательных утверждений, входящих в фактор с отрицательным знаком.

· с помощью таблицы «Подсчет показателей по каждому фактору» сырые баллы переводятся в накопленные частоты;

· строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.

4. Интерпретация результатов и выводы.

Задания для самостоятельной работы

  1. Самостоятельно изучить методики диагностики самосознания: шкала «Я-концепции» Теннеси, шкала Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, проективные методики, репертуарные методики.
  2. Провести диагностику самоотношения, используя выбранную методику.
  3. Обработать результаты и представить интерпретацию в письменном виде.

 

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

  1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.
  2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

 

Лабораторное занятие № 9.

Оборудование

Текст опросника (формы А, Б), бланки фиксации результатов, бланки ответов.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика классификаций мотивов.

2. Основные теоретические и практические проблемы изучения мотивационной сферы.

3. Особенности методик изучения мотивации.

Порядок выполнения работы

  1. Инструктирование студентов.
  2. Самостоятельное заполнение листа ответов.
  3. Обработка результатов:

· перевести данные по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключей;

· подсчитать суммарные баллы;

· провести интерпретацию полученных результатов.

Задания для самостоятельной работы

  1. Собрать данные со всей группы и проранжировать их.
  2. Определить суммарные баллы, соответствующие трем уровням выраженности: высокому, среднему, низкому.
  3. Дать интерпретацию индивидуальным результатам в соответствии с содержанием понятия «мотивация достижения».

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература

1. Афанасьева Н. Тест мотивации достижений детей 9-11 лет// Школьный психолог- 2001.-№22. (книга в газете).

2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – М., 2003. – С. 131 – 140.

3. Рабочая книга практического психолога /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача. – М., 2001.

 

Лабораторные занятия № 10.

Вопросы для обсуждения

  1. Цели использования проективных методик.
  2. Достоинства и недостатки проективных методик.
  3. Общая характеристика наиболее популярных проективных методик.

Задания для самостоятельной работы

Читать источник 2, 3, 4.

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература:

1. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России// Педагогика. - 2002. - №2.

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Тема: Основные психодиагностические методы и методики

План занятия

  1. Подходы к классификации методов психодиагностики.
  2. Характеристика тестов.
  3. Характеристика опросников.
  4. Характеристика проективных методик.
  5. Характеристика методов наблюдения, беседы, контент-анализа, оценочных шкал.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов?
  2. Перечислите достоинства и недостатки тестов, личностных опросников, проективных методик.
  3. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
  4. Каковы основные трудности проведения беседы с детьми и подростками?

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь понятия: психодиагностика, метод, методика, тест, опросник, проективный метод.

2. Перечертить и заполнить таблицу «Основания классификации психодиагностических методик»

3. Подберите примеры психологических исследований с использованием различных психодиагностических методов из периодических изданий по психологии.

4. Проанализируйте возможности и ограничения использования психодиагностических методов в деятельности психолога и педагога.

5. Сделать выписки из источника

6. Читать источник

Основная литература

  1. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1
  2. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.
  3. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.
  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1
  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

Дополнительная литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.58.213 (0.168 с.)