Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение информационный процессов

Поиск

 

Для того, чтобы СПИ могла нормально функцио­нировать, протекающие в ней информационные про­цессы должны быть соответствующим образом обес­печены. Поэтому в состав СПИ входит ряд подсистем, обеспечивающих протекание информационных про­цессов. К их числу относятся подсистемы энергообес­печения, хранения и регистрации информации, интен­ций личности.

Подсистема энергообеспечения информационных процессов обеспечивает выполнение трех важнейших условий:

■ адаптивная подстройка текущего диапазона чувствитель­ности входящих в СПИ структур к изменениям парамет­ров внешней стимуляции;

■ общая мобилизация ресурсов СПИ при неожиданном по­ступлении значимых сигналов;

■ распределение этих ресурсов между параллельно проте­кающими процессами с тем, чтобы обеспечить преиму­щественную переработку той информации, которая в наибольшей степени способствует достижению стоящих перед субъектом целей.

 

Работа подсистемы обеспечивается механизмами активации, селекции и эмоций. Механизмы активации осуществляют регулирование возбудимости (тонуса) нейронов мозга, устанавливая тем самым требуемую предрасположенность их к выполнению той или иной функции. Этим определяется общее функциональное состояние мозга. Различают тоническую (длительную) и фазическую (кратковременную) активацию. Тоничес­кая активация обеспечивает выполнение первого из указанных выше условий. От уровня этой активации зависит эффективность переработки информации и деятельности в целом. Взаимосвязь между ними опре­деляется законом Йеркса-Джонсона, графическое его изображение приведено на рис. 2.2. Как следует из графиков, качество выполнения легких задач с увели­чением уровня активации монотонно повышается, для сложных задач обычно имеется некоторый оптималь­ный уровень активации.

В отличие от рассмотренного, механизмы фазической активации обеспечивают выполнение второго уровня, то есть осуществляют экстренные кратковре­менные (порядка секунд) сдвиги в уровне активации в ответ на поступление высокозначимого сигнала. При этом фазический сдвиг в уровне активации является, с одной стороны, результатом некоторого, уже осуще­ствленного информационного процесса, а с другой необходимым условием значительной и оперативной интенсификации последующих информационных процессов [128].

 

Рис. 2.2. Взаимосвязь между уровнем активации и качеством деятельности (закон Йеркса—Додсона): 1простейшая задача; 2задачи средней сложности; 3сложная задача.

Важным элементом подсистемы энергообеспече­ния являются механизмы, работа которых проявляется в форме эмоциональных состояний (переживаний) субъекта. Эмоции можно рассматривать как специфи­ческий субъективный параметр определенного класса активационных процессов, тесно связанных с органи­зацией целенаправленного поведения, а именно тех, которые обусловлены прагматической стороной пере­рабатываемой субъектом информации. Согласно ин­формационной теории эмоций последние есть отраже­ние мозгом величины потребности, ее качества и вероятности, удовлетворения в данный момент [165]. Результатом этого является возбуждение системы спе­циализированных мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении миними­зации или максимизации (продления, повторения) это­го состояния.

Рассматриваемые до сих пор активационные про­цессы обеспечивают общее изменение пропускной способности СПИ по отношению к любым категори­ям сигналов. Однако реализация целенаправленного поведения в условиях большой плотности поступаю­щей информации, часть которой может быть несуще­ственной для оператора, требует высокой избиратель­ности в переработке этой информации. Поэтому для выполнения третьего из сформулированных выше условий мозг должен обладать некоторыми механизмами, осуществляющими перераспределение ограниченных ресурсов СПИ в пользу избранной категории сигналов. Это осуществляется путем селекции инфор­мации.

Селекция (от лат. selectio — отбор, выбор) заклю­чается в отборе полезной информации в процессе вос­приятия, обусловлена его избирательностью и опреде­ляется задачами деятельности человека. Механизмы селекции информации включают в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев следует отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающих избирательную чув­ствительность лишь к определенному виду раздражи­телей, ограниченность доступной одномоментному вос­приятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации и т. п.

Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцирован­ных процессов селекции информации, регулирующих протекание информационных процессов, относящих­ся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадле­жит, с одной стороны, интенциям (от лат. intentio — намерение, стремление) субъекта, то есть его мотивационной сфере, а, с другой стороны, требованиям си­туации (внешним условиям). На основе осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и програм­мы поведения, в соответствии с которыми вся посту­пившая информация оценивается с точки зрения по­лезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе селекции информации имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относитель­но будущих событий.

Процессы селекции информации могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессозна­тельном (непроизвольном, автоматизированном) уров­не, под непосредственным влиянием доминирующих мотивов и в соответствии с индивидуальными особен­ностями переработки информации [128].

Еще одной обеспечивающей подсистемой являет­ся подсистема регистрации информации. Ее назначе­ние состоит в том, чтобы обеспечивать широкий диа­пазон когнитивных (познавательных) функции — от перцептивных процессов до решения задач, объеди­няемых тем, что все они предполагают использование накопленной информации. Эту подсистему иначе можно назвать «память». Ее задачей является регис­трация, организация, хранение сведений о мире в до­ступной для использования форме, что обеспечивает ее обладателю способность к отображению объективной реальности в субъективных образах, то есть в виде информации. Этот аспект соответствует основ­ной функции памяти — функции индивидуального тезауруса субъекта. Именно в этом аспекте память можно выделить как особую подсистему обеспечения информационных процессов, как «информационный фонд» СПИ. Здесь лишь отметим, что работа этой под­системы обычно описывается на основе трехкомпо-нентной модели памяти, предполагающей наличие у человека трех видов памяти: сенсорных регистров, кратковременного хранилища, долговременного хра­нилища [16].

К числу обеспечивающих подсистем условно мож­но отнести и интенции личности. Условность состоит в том, что эта подсистема обеспечивает информацион­ные процессы не непосредственно, а опосредствен-но — через подсистему энергообеспечения (рис. 2.1). Интенции представляют собой любую устремленность к активной деятельности; все явления и механизмы, по­буждающие к деятельности, направляющие ее на дос­тижение цели. В основе интенционального компонен­та деятельности человека лежит его потребностно-мотивационная сфера, т. е. потребности и мотивы. Эта сфера представляет собой иерархически построенную систему побуждений. Потребности и мотивы в этой системе находятся в различных отношениях между собой: синергичности (однонаправленности); антаго­низма (конфликта), взаимоусиливают или ослабляют друг друга. При этом мотивы не всегда осознаются человеком. Более того, высказываемые людьми моти­вировки своих поступков не всегда соответствуют ис­тинным побуждениям.

При изучении интенционального компонента дея­тельности человека применяется классификация внут­ренних факторов, побуждающих человека к активномуповедению, в основе которой лежит уровень конкре­тизации направленности этого поведения:

а) состояние бодрствования — совокупность уровней не­специфической мотивации организма, психики, создаю­щих стремление к любой деятельности;

б) потребности, которые могут быть векторными и функци­ональными; первые являются наиболее дифференциро­ванными по актуализируемому предмету деятельности (как вещественному, так и мысленному, идеальному) и способам удовлетворения потребностей;

в) функциональные потребности — стремление к напря­женной активности (преодоление препятствий), к опреде­ленному темпу выполнения действий, к смене видов дея­тельности (в том числе — к новизне впечатлений);

г) мотивы — конкретные векторные потребности; при этом переход от векторной потребности к мотиву осуществля­ется под влиянием ситуации, т. е. совокупности внешних и внутренних сигналов, которые воздействуют на человека.

Механизмы интенции тесно связаны с социальной и волевой сферами человека. Интенциональные фак­торы являются не только побудительными компонен­тами целенаправленной деятельности, они действуют и в процессе деятельности, являясь регуляторами ее протекания [53].

В заключение необходимо отметить, что до сих пор система переработки информации человеком рассмат­ривалась как одноканальная. Это удобно с методологи­ческой точки зрения, поскольку позволяет довольно на­глядно показать последовательность этапов переработки информации. Однако такое положение дел не всегда соответствует действительности, что подтверждается предложенной А.А. Крыловым концепцией включения [40, 81].

Концепция включения представляет методологичес­кие положения, объясняющие принципы организации целостной деятельности функциональных механизмов мозга, предназначенных для обработки поступающей информации. Концепция включения исходит из пред­положения (впоследствии доказанного эксперименталь­но) о приспособленности информационной системы мозга принимать новые сигналы в процессе текущей деятельности. Новый сигнал может означать такие из­менения во внешней среде, при которых ранее начатая деятельность может быть бесполезной или даже вред­ной. Отсюда возникает необходимость немедленного прекращения осуществляющейся деятельности, а затем корректировки или полного отказа от ее продолжения в зависимости от конкретно сложившихся условий. Кро­ме того, может возникнуть необходимость одновремен­ной обработки информации, относящейся к уже нача­той деятельности, и вновь поступивших сигналов.

Новая деятельность может органически вклю­чаться в предыдущую или протекать в известной мере изолированно. Следовательно, во всех случаях вновь поступившие сигналы так или иначе включа­ются в процесс обработки информации. Это включе­ние может осуществляться либо путем преобразова­ния действовавшей функциональной системы, либо образованием новой системы, предназначенной для информационных преобразований в новой деятель­ности. В дальнейшем, в ходе тренировки, если ана­логичные ситуации возникают многократно, принцип включения все более реализуется в плане преодоле­ния устойчивости частных функциональных систем и образования единой функциональной системы те­кущей деятельности.

Таким образом, концепция включения объединяет принципы организации целостной деятельности функ­циональных информационных механизмов мозга и по­зволяет рассматривать механизм приема и переработки информации человеком как иерархическую многоканаль­ную систему, в которой каждый новый сигнал, новое действие не блокируются на «входе» оператора, а ведут к гибкой перестройке информационного процесса в мозгу человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.009 с.)