Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебно-психологическая экспертиза: понятие, стадии, методы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. СПЭ – исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. При этом, во-первых, исследование проводится на базе специальных познаний в области психологической науки. Эксперт-психолог – лицо, обладающее специальными знаниями достаточными для дачи заключения. Во-вторых, заключению эксперта закон придаёт силу доказательства. Оно представляет собой письменное сообщение эксперта о ходе и результатах проведённого им исследования и о выводах по поставленным перед ним вопросам. Эксперт своим заключением помогает предварительному расследованию и суду выяснить фактические обстоятельства дела не вдаваясь при этом в их юридическую оценку. В-третьих, подготовка, назначение и проведение СПЭ осуществляется с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с процедурой исследования процессуальные права и процессуальные обязанности участников процесса. Существуют различные классификации СПЭ. Выделяют экспертизы, которые могут проводиться амбулаторно или стационарно, комиссией экспертов или одним специалистом. По процессуальному статусу экспертиза выделяется первичная, повторная, дополнительная. По процессуальному положению подэкспертного различают экспертизы обвиняемых, свидетелей, потерпевших и т.д. По специфике предмета СПЭ выделяют следующие основные виды: 1) Установление аффекта и иных эмоциональных состояний, способных оказать существенное влияние на способность субъекта к осознанному руководству своим поведением в исследуемой ситуации. Может проводиться как в отношении обвиняемых, так и в отношении потерпевших. 2) Исследование индивидуально-психологических и личностных особенностей обвиняемого, наличия у него свойств, имеющих значение применительно к конкретному деянию и решению вопроса об индивидуализации наказания. Сюда же относится определение психологических мотивов конкретного преступного поведения. 3) Определение способности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по делу и давать о них правильные показания. 4) Установление способности потерпевшей по делам об изнасилованиях понимать характер и значение совершаемых с ней действий и оказывать сопротивление. 5) Установление способности несовершеннолетней обвиняемого, подсудимого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими. 6) Установление психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством. 7) Исследование психофизиологических качеств субъекта, специфики его психического состояния в условиях нервно-психических нагрузок, обусловленных экстремальным характером аварийной ситуации. 8) Экспертиза обоснованного риска. 9) Экспертиза крайней необходимости. 10) Экспертиза морального вреда. А также ряд других. Выделяют экспертизы в делах о признании недействительными сделок с пороками воли, экспертизы в делах возникающие из обязательственных правоотношений и экспертизы в делах по спорам о праве на воспитание детей. СПЭ осуществляется на основе соответствующих методов, причём данные методы должны обеспечивать достоверность данных экспертизы, должны быть научными. При этом данные методы могут быть как общераспространёнными, так и разработанными самим экспертом. При проведении СПЭ применяются следующие основные методы исследования: 1) Метод наблюдения. Позволяет изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учёбы, трудовой деятельности. Данный метод носит эпизодический характер и производится в совокупности с другими методиками. 2) Метод естественного эксперимента. Достаточно часто проводится в рамках следственного эксперимента. 3) Лабораторный эксперимент. Позволяет систематизировать, объективизировать наблюдение эксперта. Проводится очень редко из-за отсутствия лабораторий и оборудования. Предусматривает проведение специальных полиграфических исследований. 4) Метод беседы (вопросно-ответный метод). С его помощью выявляется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Данный метод должен применяться только после изучения материалов дела и соответственно эксперт должен подготовить план беседы. 5) Метод психологической психологии. Включает описание жизни подэкспертного. 6) Метод изучения материалов уголовного дела. Данный метод предусматривает ознакомление экспертов с документацией, письмами, показаниями обвиняемого. Является крайне важным. По некоторым категориям СПЭ – единственно возможный метод. Важным моментом организации данного метода является подготовка материалов, содержащих психологическую информацию о личности человека, направляемых на экспертизу. Данная задача ложиться на самого следователя. Данные материалы могут быть подразделены на 2 категории: содержащие общие психологические сведения о испытуемом и содержащие сведения о психическом состоянии испытуемого в криминальной ситуации или его психологические особенности проявившиеся в определённый момент. К первой категории относятся данные об условиях развития, воспитания, чертах характера, привычках, устойчивых навыках поведения, о типичных формах эмоционального реагирования на различные события, об интересах человека, о его жизненных планах, отношениях с другими людьми, способах разрешения конфликтов. Информация об этом может содержаться в характеристиках с места работы/учёбы(если они составлены не формально, а по существу). Желательно для получения такой информации, чтобы в качестве свидетелей были допрошены не только лица, имеющие непосредственное отношение к факту преступления, но и те, кто хорошо знал данного человека, много с ним общался. Для исследования 2-й категории большое значение имеют показания свидетелей, которые наблюдали данного человека непосредственно перед событием, во время события или вскоре после него. Со слов очевидцев можно установить как развивалась ситуация, какие действия совершал испытуемый, что он говорил, насколько последовательны и целенаправленны были его поступки, особое внимание следует установить на такие детали как внешний вид, особенности речи, поведения. Направленный на экспертизу человек в дальнейшем будет допрошен о том, что он чувствовал в различные моменты. Такой самоотчёт тоже может прилагаться к материалам дела, может быть очень информативным в психологическом отношении. Следователь должен предоставить сведения о способе, орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения СМЭ о количестве, тяжести, характере, локализации повреждений нанесённых потерпевшему. Таким образом, следователь должен подготовить любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные имеющие психологическое содержание или которые могут быть психологически интерпретированы экспертом. 7) Метод тестирования. Используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного. Данный метод достаточно распространён. Методы тестирования используют набор стандартных вопросов и задач, имеющих определённую шкалу значений. В самом общем виде тесты подразделяют на психометрические и проективные, индивидуальные и групповые. Ограничение тестовых методов в основном сводится к 2 обстоятельствам: - недостаточность самооценки испытуемых; - установочные эффекты (симуляция, диссимуляция, агравация). Для минимизации данных факторов прежде всего необходимо таким образом построить вопросник, чтобы вопросы звучали нейтрально, маскируя их цель и избегая ценностных категорий. Набор методик психологического исследования не является исчерпывающим, так как каждый конкретный случай и каждый испытуемый требует индивидуального подхода, и соответственно индивидуального набора методов. Однако, каждое экспертное исследование должно в себя включать: - анализ ситуации, которая привела к совершению определённых действий; - анализ устойчивых индивидуально-психологических особенностей подэкспертного; - анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения определённых действий; - анализ действий, поведения испытуемого в данной ситуации (целенаправленность, целесообразность, последовательность, адекватность ситуации, адекватность психологических особенностей испытуемого); - анализ поведения человека после ситуации; - анализ последующего отношения испытуемого к своим действиям. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы и доступны для оценки следователям и суду.
49, 51, 52, 53. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: вопросы для постановки, поводы назначения. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. Судебно-психологическая экспертиза по делам против половой неприкосновенности и фактам сексуального насилия. Судебно-психологическая экспертиза суицидного поведения. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т.е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости этой экспертизы. Рассмотрим вначале поводы для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы. 1. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза может быть назначена только после судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических отклонений, свидетельствующих о возможном его отставании в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего. Признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего служат: инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям; несоответствие мотивов содержанию и целям действий; нарушения в целенаправленности и критичности поведения; неспособность к социальной коррекции поведения. При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении судебно-психологической экспертизы, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы, примерно в такой формулировке: имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются; можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частично) значения своих общественно опасных действий; в какой мере лицо могло руководить своими действиями? Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопрос: нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица? Психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего принципиально отличается от нормального уровня. 2. Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в этой области. Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики: уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.п.). Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности Личности, как внушаемость, склонность к фантазированию. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, различным внушаемым дополнениям к своим представлениям. В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия. Перед судебно-психологической экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Например: имеются ли у данного лица резковыраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажения передаваемой информации и т.п. Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний. (Например: опознал ли человек в действительности предъявляемый объект или не опознал; соответствуют ли его показания действительным событиям?) Судебно-психологическая экспертиза не является экспертизой достоверности показаний. (Установление истинности или ложности показаний – профессиональная задача следователя, но при этом он, конечно, должен обладать соответствующими психологическими знаниями.) При расследовании преступлений, связанных с изнасилованием, эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением беспомощного состояния потерпевшей. (Это – квалифицирующий признак данного состава преступления.) Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др. Перед судебно-психологической экспертизой в таких случаях могут быть поставлены два вопроса: находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности; могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с нею действий. Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этими обстоятельствами, их принятия. Беспомощность – состояние, исключающее возможность сопротивляться. Непонимание характера совершаемых действий – одно из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств: хроническим психическим заболеванием; временным аномальным состоянием психики в момент совершения полового акта с потерпевшей (в связи с соматическим заболеванием, состоянием фрустрации, аффекта, стресса); отставанием психического развития; возрастными и личностными особенностями потерпевшей. Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической экспертизой, а обстоятельства второго вида – медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого вида – судебно-психологической экспертизой. Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой (понятие половой зрелости включает в себя социально-психологические компоненты). Экспертиза по половым преступлениям – самый распространенный вид судебно-психологических экспертиз5. Поводом для проведения судебно-психологической экспертизы в связи с аффектом является наличие признаков внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, выразившегося в импульсивном преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего. Как уже отмечалось, состояние аффекта – внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующееся дезорганизацией сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий. Аффект возникает в остро конфликтных ситуациях и при этом происходит дезинтеграция, «распад» сознания. Но, как отмечал известный психиатр П. Б. Ганнушкин, чтобы чувства взяли верх над разумом, нужно, чтобы разум был слаб. Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления. Психологическая структура аффекта – сужение сознания, резкая активизация подсознательных, импульсивных действий, блокада волевого контроля поведения. Конечная цель остается вне сферы ясного сознания – она возникает спонтанно, является малоосознанной. Перед судебно-психологической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения противоправного действия в состоянии физиологического аффекта, спровоцированного неправомерными действиями потерпевшего? Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом – анализом остаточных, следовых явлений. Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными: для анализа личностных особенностей обвиняемого, для определения причин возникновения аффекта, для определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим, для реконструкции динамики развития и угасания данного состояния. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы Наряду с рассмотренными четырьмя группами поводов обязательного назначения судебно-психологической экспертизы выделяются три группы факультативных (необязательных) поводов назначения данной экспертизы. 1. Назначение судебно-психологической экспертизы для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза). Письменные документы – один из существенных объектов исследования в судопроизводстве. Может быть назначена не только почерковедческая, но и психолого-лингвистическая экспертиза. Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению – под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» этого лица, признаки его личностных речевых особенностей. Экспертиза этих признаков проводится экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами). Выявляются позиции, ориентации, доминирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические особенности (характер содержания текста, его лексические, стилистические и конструктивные особенности, социальные, возрастные, национальные, региональные признаки). В речи проявляется уникальный, индивидуально своеобразный комплекс психических особенностей индивида – вербальный стереотип. Перед психолингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы об авторстве не только письменного документа, но и речи, записанной на магнитную пленку. Признаки речи в этом виде экспертизы группируются по ряду оснований: семантико-грамматическим (выбор слов и конструкций, выразительность, правильность и организованность текста), категориальным (профессиональные, социальные, территориальные, национальные и возрастные особенности). При анализе устной речи – и по звуковым основаниям. Психолого-лингвистическая экспертиза ориентируется также на ценностные ориентации и ряд других личностных качеств исполнителя текста. Учитываются и проявления аномальных психических состояний: непрерывность речи при логорее, деформированность – при расстройстве мышления, персеверации7, навязчивость образов – при психозах. 2. Назначение судебно-психологической экспертизы для установления непатологического психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству. В соответствии с уголовным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность. Основные признаки состава этого преступления – зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого), жестокое обращение с ним, систематическое унижение его человеческого достоинства, систематическая травля, клевета. Самоубийство (суицид) – чрезвычайный, трагический акт в жизни человека, при котором травмирующие психику обстоятельства по своей силе превосходят самый сильный человеческий инстинкт – инстинкт самосохранения. Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей Остроконфликтных психических состояний – глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью положения или в результате внезапно возникшего аффекта, фрустрации, связанных с личностно-аварийной ситуацией. Суицид может быть вызван и длительным накоплением отрицательных эмоций в крайне неблагоприятных условиях жизни, в результате психопатизации личности (в этих случаях назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза). Изучение психического состояния личности в случаях завершенного самоубийства крайне затруднено. Заключение психологической экспертизы в этих случаях имеет обычно вероятностный характер. Однако эта экспертиза существенна для проверки версии об инсценировке самоубийства. Так, велось следствие по сложному делу гр-на М., которому было предъявлено обвинение в отравлении жены. Обвиняемый категорически отрицал совершение преступления и объяснил смерть жены самоубийством. Он говорил, что жена, узнав о его намерении уйти к другой женщине, была потрясена, находилась в тяжелом состоянии и неоднократно угрожала покончить жизнь самоубийством в случае ухода М. из семьи. Более того, обвиняемый утверждал, что его жена дважды покушалась на свою жизнь. Следствие интересовал вопрос о том, было ли на самом деле психическое состояние умершей в последние перед смертью недели и дни предрасполагающим к самоубийству. Было известно, что жена М. никогда психическими заболеваниями не страдала, странностей в ее поведении никто не отмечал. Поэтому сомнений в психическом здоровье умершей не возникало, и была назначена посмертная судебно-психологическая экспертиза. Согласно заключению эксперта состояние умершей в последний период жизни не предрасполагало к самоубийству. Вывод эксперта был основан на результатах анализа большого фактического материала. Была раскрыта динамика развития психического состояния умершей, постепенное его изменение, в частности преодоление внутреннего кризиса, имевшего место в определенный период. Эксперт показал зависимость психического состояния от содержания потребностей и мотивов деятельности жены М., определил место мотива сохранения семьи в общей структуре мотивационной сферы этой женщины. Заключение эксперта-психолога было использовано в обвинительном заключении как одно из веских доказательств, опровергавших версию обвиняемого о том, что его жена покончила жизнь самоубийством. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании происшествий, связанных с использованием техники. При расследовании происшествий, связанных с использованием техники (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, воднотранспортных происшествий, аварий на производстве) в ряде случаев назначается инженерно-психологическая (технико-психологическая) экспертиза. Следователю (судье) необходимы некоторые инженерно-психологические познания. Только на их основе можно поставить конкретные вопросы эксперту. Инженерная психология изучает: психофизиологические характеристики деятельности оператора: закономерности приема информации, ее хранения и переработки, принятия управленческих решений и др.; проблемы проектирования системы «человек – машина» с учетом «человеческого фактора» (проектирование рабочего места, средств отображения информации и органов управления, инженерно-психологическая оценка системы «человек – машина»; проблемы профессионального отбора на основе системы психологических характеристик конкретных операторских профессий. Человек, осуществляющий трудовую деятельность с использованием технических средств, приводящий эти средства в действие на основе информационной модели и с использованием органов управления, называется в инженерной психологии оператором (пилот, водитель, машинист, оператор пульта управления и др.). Совокупность психических и антропометрических свойств оператора, определяющая эффективность использования технических систем, называется человеческим фактором. Оператор в ряде случаев не воспринимает непосредственно реальных результатов своих действий. Информация о состоянии объекта управления передается ему через систему технических средств – у оператора формируется информационная модель объекта управления, которая соотносится с концептуальной моделью управляемой системы. Основными психическими компонентами деятельности оператора являются образы – цели, оперативные образы, прогнозирование хода событий и принятие решений при отклонении системы от заданной цели. С увеличением скорости и сложности производственных процессов повышаются требования к быстроте и точности психических реакций оператора, усложняется процесс принятия управленческих решений. Все это приводит к повышению нервно-психической напряженности труда оператора. В связи с этим особое значение приобретает надежность оператора – его способность своевременно принимать правильные решения в условиях нервно-психической напряженности. Следователю необходимо иметь в виду, что напряженность в работе оператора оценивается на основе предельно допустимых норм деятельности. Допускаемая информационная нагрузка оператора определяется коэффициентом загруженности, периодом занятости, длиной информационной очереди, временем пребывания информации на обработке, скоростью ее поступления. В системе «человек – машина» различаются четыре аспекта человеческого фактора: биологический, психофизиологический, психический и социально-психологический. Каждый из этих факторов состоит из ряда компонентов. Из указанных четырех человеческих факторов системы «человек – машина» биологический фактор является объектом медико-биологической экспертизы, остальные три фактора – объектом судебно-психологической экспертизы. При расследовании аварий и катастроф очень важно отличать ошибки, связанные с «человеческим фактором», от халатности, преступной небрежности и самонадеянности. Ошибки оператора могут быть совершены в результате несоответствия оборудования и условий труда психофизиологическим возможностям человека. Ошибки оператора возрастают по мере сложности его деятельности. Следователю необходимо иметь представление об уровнях усложненности человеческой деятельности. Приведем общую шкалу усложнения деятельности в зависимости от сложности задач управления технической системой: простая дискретная реакция на одиночный сигнал; меняющаяся реакция на последовательность одиночных сигналов; одиночная дискретная реакция на многозначные сигналы, требующие выбора, оценки и принятия решения; последовательные реакции на многозначные сигналы, требующие выбора оценки и принятия решения; система реакции на меняющиеся случайным образом сигналы, требующие экстраполяции, истолкования и принятия решений; комплексные реакции на сложные сигналы, включающие согласование действий нескольких операторов. Работа операторов сложных технических систем осуществляется на 3–6 уровнях сложности. Так, работа пилотов связана преимущественно с решением задач шестого уровня сложности. Вероятность ошибочных действий значительно увеличивается под влиянием ряда отрицательных условий деятельности: ограничение времени, отведенного на выполнение задания; дискомфортные условия труда (ненормальные температурные условия, воздействие вибрации, ограничение подвижности оператора, стеснение его действий, физические перегрузки); отрицательные эмоции в экстремальных ситуациях; длительная работа с предельной нагрузкой; недостатки в организации совместных действий, плохие условия речевой коммуникации. Все вышеуказанные факторы должны быть учтены при экспертном судебно-психологическом исследовании ошибочных действий оператора. Для анализа возможных ошибочных действий оператора следователь должен иметь представление о психологической структуре деятельности человека-оператора в системе «человек – машина», об этапах деятельности человека-оператора, о психическом содержании этих этапов (см. таблицу). При расследовании происшествий, связанных с использованием техники, необходимо учитывать психофизиологические возможности оператора. Все устройства отображения информации и управления должны соответствовать ряду эргономических требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами. Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппированы по их функциям или отношению к отдельным управляемым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть выделены размером, формой и цветом. Воспринимая и перерабатывая информацию, оператор затрачивает на это время. Поскольку это время может иметь существенное значение при расследовании происшествий, приведем некоторые данные: обнаружение сигнала – 0,1 сек. фиксация предмета глазами – 0,28 сек. опознание простого сигнала – 0,4 сек. считывание показания стрелочного прибора – 1 сек. восприятие цифры или транспаранта – 0,2 сек. восприятие семизначного числа – 1,2 сек. При расследовании происшествий, связанных с использованием техники, особое значение имеет время сенсомоторной реакции оператора. Время реакции – интервал от момента предъявления какого-либо раздражителя до начала ответной реакции. Реакции оператора могут быть простыми (на одиночный сигнал) и сложными (на ряд сигналов и их комплексы). Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные – на световые, самое длинное – на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими. Время реакции зависит также от интенсивности сигнала, установки на восприятие сигнала и сложности реакции. Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций. Время сложных реакций рассчитывается по следующей формуле: ВР (мсек) = 270 п(п +1), где п – число возможных альтернатив. В следственной практике, кроме времени реакции, необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления. Время реакции лиц в возрасте 40–50 лет значительно возрастает (в 1,5 раза). Итак, психофизиологические исполнительские возможности человека ограничены рядом факторов. На более высоких, интеллектуальных уровнях деятельности оператора возникают еще более сложные психологические проблемы, связанные с закономерностями памяти, мышления и принятия решений. К основным характеристикам памяти оператора относятся: объем запоминаемой информации; скорость запоминания; длительность сохранения; полнота и точность воспроизведения; готовность к воспроизведению. Особенно интенсивно загружается оперативная память оператора (сохранение текущей быстро изменяемой информации). Средний объем оперативной памяти составляет 7±2 символов. Человек может устойчиво запомнить изменяющиеся данные не более чем двух одновременно происходящих процессов. Основные функции оперативного мышления: принятие решений, планирование действий, решение оперативных задач. В ходе оперативного мышления оператор переводит образы воспринимаемых сигналов в динамический образ – состояние управляемого объекта. При непредвиденных отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для проведения системы в требуемое состояние, возникает необходимость быстрого решения оперативных нестандартных задач. Общей основой решения разнообразных задач управления технической системой является вычленение типичных ситуаций в данной технической системе и установление адекватного данной ситуации порядка действий. Структура решений резко меняется в зависимости от обычности или конфликтности ситуации. Так, управление воздушным движением в приаэродромной зоне, когда два однотипных самолета следуют параллельным курсом и идут на посадку, требует принятия сложного решения, но эта ситуация еще не содержит противоречивости, конфликтности. Ситуация приобретает конфликтный характер, когда параллельным курсом идут два разнотипных самолета с различной скоростью, особенно если они идут с небольшим временным интервалом и должны быть приняты на одну посадочную полосу. Однако и эта ситуация разрешима, она носит так называемый «штатный характер». Наибольшие трудности возникают, когда ситуация приобретает критический («нештатный») характер: конфликтная пара самолетов, следующих в одном эшелоне встречным курсом. При этом резко нарушается привычный порядок действия пилотов и авиадиспетчера. Повышенная опасность может вызвать стрессовые реакции, шоковые состояния. У операторов всех технических систем должны быть сформированы критерии «степени угрозы» при оценке различных типов конфликтных ситуаций. Большие психические нагрузки связаны и с ситуациями, когда исполнительские действия совершаются в условиях с задержкой обратной связи, когда о результатах действия оператор узнает через длительный промежуток времени (управление крупнотоннажными кораблями, манипулирование радиоактивными элементами). Трудные задачи решает и организатор технологических и управленческих процессов. Иногда и здесь возникают ситуации, превосходящие возможности восприятия, памяти, мышления. Инженерно-психологическая экспертиза необходима при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В одних и тех же условиях одни водители чаще, чем другие, становятся виновниками ДТП. Среди существенных для безопасности движения психических качеств водителя следует выделить: особенности внимания (объем, распределяемость, переключаемость), особенности принятия решений в экстремальных ситуациях, психодинамические качества личности, характеристики психомоторной реакции индивида. Большинство ошибочных действий водителей связано с неоптимальной стратегией вождения автотранспорта. Стиль вождения автотранспорта необходимо рассматривать как проявление общего стиля жизнедеятельности индивида – «водитель едет так же, как живет». Неадекватность действий водителя дорожно-транспортной ситуации – основная причина дорожно-транспортных происшествий. Эта неадекватность поведения водителя обусловлена такими его психодинамическими качествами, как импульсивность, использование рискованных тактик (высокая скорость движения, повороты без снижения скорости, малая дистанция, частая смена полосы движения, неподача сигналов о маневрах). Тактика риска этих лиц связана с пренебрежением опасностью, интересами других лиц. Значительная часть ДТП связана с отношением «водитель – пешеход» и прежде всего с их прогностическими возможностями. Число <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.012 с.) |