Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук.↑ Стр 1 из 36Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ. 1. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук. 2. Система юридико-психологического знания. 3. Методы юридической психологии. 4. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. 5. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии. 6. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды. 7. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. 8. Профессионально-психологическая подготовленность юриста. 9. Профессиональная деформация личности сотрудников правоохранительных органов. 10. Психограммы юридических профессий. 11. Формирование личности юриста в вузе. 12. Правовая психология: общая характеристика. 13. Предмет и задачи криминальной психологии. 14. Психологический анализ личности преступника. 15. Типология личности преступника. 16. Личность преступника с психическими аномалиями: общая характеристика. 17. Личность преступника и психопатии. 18. Патопсихологические особенности преступников олигофренов. 19. Психопатические особенности преступииков-алкоголиков. 20. Психология преступного деяния. 21. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении. 22. Бессознательные мотивы преступного поведения. 23. Психология преступных групп. 24. Психология организованной преступности. 25. Психология поведения жертвы в структуре виктимологических исследований. Развитие виктимологии. 26. Понятие «жертва». Типология жертв преступлений. 27. Факторы, определяющие виктимность и защищенность потенциальной жертвы. 28. Особенности восприятия жертвы. 29. Закономерности поведения заложников. 30. Стокгольмский синдром. Понятие обученной беспомощности. 31. Психология осмотра места происшествия. 32. Психология обыска. 33. Психология задержания подозреваемого в совершении преступления. 34. Психология очной ставки. 35. Психология предъявления для опознания. 36. Психология следственного эксперимента. 37. Психология допроса свидетеля и потерпевшего. 38. Допрос по методу когнитивного интервью. 39. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. 40. Общая психологическая характеристика судебного процесса. 41. Психологическая характеристика суда присяжных. 42. Судебная речь: понятие, структура, содержание, принципы построения. 43. Психологические основы полемики в судебном процессе. 44. Формирование убеждения и вынесение приговора судом. 45. Психологические основы деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве. 46. Психологические основы деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. 47. Формы использования специальных психологических знаний в судопроизводстве. 48. Судебно-психологическая экспертиза: понятие, стадии, методы. 49. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: вопросы для постановки, поводы назначения. 50. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. 51. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. 52. Судебно-психологическая экспертиза по делам против половой неприкосновенности и фактам сексуального насилия. 53. Судебно-психологическая экспертиза суицидного поведения. 54. Комплексные экспертизы с участием психолога. 55. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. 56. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. 57. Психология личности осужденного. 58. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе. 59. Психологические аспекты исправления и ресоциализации осужденных. 60. Психологический анализ коллектива осужденных.
Психология обыска. В отличие от осмотра места происшествия, поисковая деятельность следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в обстановке открытого психологического противодействия со стороны этих лиц, которые в силу своего процессуального положения имеют непосредственную возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические, профессиональные качества и другие особенности личности. Психология личности обыскиваемого, некоторые психологические особенности его поведения во время обыска. С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации: когда обыск явился для него неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действия, направленные на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств; когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т. д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого – различные варианты своего поведения. На поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления (способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационная сфера. Наиболее простая линия поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых органами предварительного следствия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (труднодоступных) местах из расчета на то, что следователь будет не в состоянии преодолеть объективно существующие преграды. Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее чем двум работникам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время незаметно наблюдает за обыскиваемым. Стремясь ввести следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам, например: – демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют; – умышленно отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости; – дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана; – совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия. В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения возможных эксцессов является уравновешенное поведение следователя. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска. Истина, во многом определяющая результативность усилий следователя во время обыска, довольно проста: нельзя рассчитывать на положительные результаты (особенно в условиях противодействия заинтересованных лиц), если утрачена уверенность в успехе, если поиски во время обыска ведутся «на всякий случай» – вдруг вещественные доказательства будут найдены. Поэтому во время обыска у следователя должна быть сформирована своего рода поисковая доминанта, когда буквально весь его интеллектуальный, эмоционально-волевой потенциал подчиняется единственной задаче – найти искомое. Проще говоря, чтобы что-то найти, надо очень сильно желать этого. Другое важное в психологическом отношении условие связано с многопредметностью обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых предметов величина поля восприятия, качественные показатели восприятия, полнота внимания резко снижаются, что приводит к пробелам в любой познавательной деятельности, а тем более в такой специфической, как обыск. Чтобы нейтрализовать эти неблагоприятно действующие факторы, во время обыска (как и при осмотре места происшествия) вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбивается на отдельные участки, соответствующие находящимся на них предметам, и определяется последовательность их изучения. Важно исключить воздействие на психику, сознание следователя затрудняющих его деятельность отрицательных раздражителей, таких, например, как посторонние разговоры и т. п. От всего, что не имеет отношения к проведению обыска, необходимо полностью отрешиться. Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать внимание следователя. Никакой спешки, суеты в проведении обыска быть не должно. В этот момент важно осознать, внушить себе, что, пока обыск не завершен, ничего другого не существует. Помимо наблюдения, следователь может применять следующие тактико-психологические методы: • метод беседы («словесной разведки»), суть которого состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за его реакцией; • метод испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций; • метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, которые должны быть.
Психология очной ставки. Очная ставка — следственное действие по одновременному допросу двух лиц, допрошенных ранее, с целью устранения противоречий, которые имеются в их показаниях. Характерной особенностью такого допроса является то, что в большинстве случаев в начале очной ставки между ее участниками существуют конфликтные отношения. Основная цель очной ставки — изобличение лица, противодействующего следствию. «Живой источник правдивой информации, — отмечает М.И. Еникеев, — здесь выступает основным фактором психического воздействия. И иногда детальное воспроизведение второстепенных деталей оказывает решающее воздействие на прекращение сопротивления противоборствующего лица. Однако это сопротивление может быть стойким. Само противодействующее лицо может оказывать сильное психическое воздействие на допрашиваемого, дающего признательные показания. Здесь необходима система мер, блокирующих возможность такого негативного воздействия». Проведение очной ставки с участием подозреваемого или обвиняемого, дающего ложные показания, в условиях тактического риска возможно при наличии следующих условий: показания правдивого участника достаточно широки по своему содержанию и охватывают все событие преступления или существенные его обстоятельства; в распоряжении следователя находится совокупность доказательств, подтверждающих основные положения показаний правдивого участника; у следователя есть уверенность, что правдивый участник займет при проведении очной ставки действенную позицию, направленную на разоблачение ложных показаний. Но и при наличии указанных условий следователь должен очень тщательно продумать весь ход проведения очной ставки, очередность и форму постановки вопросов. Успех очной ставки в огромной степени зависит от того, как следователь проведет предварительную психологическую подготовку участника очной ставки, которая выражается в: активизации последующего воздействия в ходе очной ставки на лицо, дающее ложные показания. Психологическая подготовка участника очной ставки имеет целью вызвать у него определенные активные психические состояния, уверенность, стойкость и т.д., что будет способствовать большей убедительности его доводов на очной ставке; подготовке участника очной ставки к возможному отрицательному воздействию на него другого участника для предельного уменьшения этого отрицательного воздействия; укреплении волевых качеств участника очной ставки, что даст ему возможность активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, возможным угрозам со стороны другого участника. Это, в первую очередь, относится к потерпевшим, которым предстоит дать показания на очной ставке с преступником. Очная ставка может проводиться также для устранения существенных противоречий, вызванных добросовестным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшего определенные обстоятельства. В этом случае могут использоваться различные доказательства, способствующие оживлению ассоциаций.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ. 1. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук. 2. Система юридико-психологического знания. 3. Методы юридической психологии. 4. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. 5. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии. 6. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды. 7. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. 8. Профессионально-психологическая подготовленность юриста. 9. Профессиональная деформация личности сотрудников правоохранительных органов. 10. Психограммы юридических профессий. 11. Формирование личности юриста в вузе. 12. Правовая психология: общая характеристика. 13. Предмет и задачи криминальной психологии. 14. Психологический анализ личности преступника. 15. Типология личности преступника. 16. Личность преступника с психическими аномалиями: общая характеристика. 17. Личность преступника и психопатии. 18. Патопсихологические особенности преступников олигофренов. 19. Психопатические особенности преступииков-алкоголиков. 20. Психология преступного деяния. 21. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении. 22. Бессознательные мотивы преступного поведения. 23. Психология преступных групп. 24. Психология организованной преступности. 25. Психология поведения жертвы в структуре виктимологических исследований. Развитие виктимологии. 26. Понятие «жертва». Типология жертв преступлений. 27. Факторы, определяющие виктимность и защищенность потенциальной жертвы. 28. Особенности восприятия жертвы. 29. Закономерности поведения заложников. 30. Стокгольмский синдром. Понятие обученной беспомощности. 31. Психология осмотра места происшествия. 32. Психология обыска. 33. Психология задержания подозреваемого в совершении преступления. 34. Психология очной ставки. 35. Психология предъявления для опознания. 36. Психология следственного эксперимента. 37. Психология допроса свидетеля и потерпевшего. 38. Допрос по методу когнитивного интервью. 39. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. 40. Общая психологическая характеристика судебного процесса. 41. Психологическая характеристика суда присяжных. 42. Судебная речь: понятие, структура, содержание, принципы построения. 43. Психологические основы полемики в судебном процессе. 44. Формирование убеждения и вынесение приговора судом. 45. Психологические основы деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве. 46. Психологические основы деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. 47. Формы использования специальных психологических знаний в судопроизводстве. 48. Судебно-психологическая экспертиза: понятие, стадии, методы. 49. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: вопросы для постановки, поводы назначения. 50. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. 51. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. 52. Судебно-психологическая экспертиза по делам против половой неприкосновенности и фактам сексуального насилия. 53. Судебно-психологическая экспертиза суицидного поведения. 54. Комплексные экспертизы с участием психолога. 55. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. 56. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. 57. Психология личности осужденного. 58. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе. 59. Психологические аспекты исправления и ресоциализации осужденных. 60. Психологический анализ коллектива осужденных.
Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук. Юридическая психология — наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами. Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения. Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом. Все нормы принято подразделять на технические и социальные. Технические нормы регулируют отношения людей в использовании природных ресурсов (нормы расхода электроэнергии, топлива, воды и т.д.). Социальные нормы относятся к сфере социальных, межличностных отношений, и включают в себя обычаи, моральные и правовые нормы. Мораль — это совокупность социальных норм, сложившихся в рамках большой социальной группы или всего общества. Они поддерживаются силой общественного мнения и требуют совершения определенных действий или воздержания от осуждаемых поступков. Право — это возведенная в закон воля правящего класса. Право обеспечивает угодное действующей государственной власти поведение и гарантирует меры принуждения с помощью правоохранительного аппарата соблюдения гражданами норм права. Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования. Предметом юридической психологии являются психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы. Предмет юридической психологии не является застывшим и неизменным. Изменение жизни, ее социальных условий, общее развитие науки будут влиять и на эту отрасль психологии. Своеобразие этой науки заключается в том, что большинство психических закономерностей, которые она исследует, находятся за рамками общепринятых, социальных норм поведения, выраженных в праве. Можно выделить три общих направления исследований в юридической психологии: 1) психология преступника и преступного поведения; 2) психология лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью; 3) психология ресоциализации (перевоспитания) преступника. Приведенные выше определения объекта и предмета юридической психологии отражают суть данной отрасли психологии, которая не означает простого приложения к определенной сфере практики данных психологических исследований, а является системой получения психологических знаний об активности людей в правовой сфере. Ю.В. Чуфаровский выделяет следующие задачи юридической психологии. Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических. Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов. Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д. Прежде чем назвать основные методологические принципы юридической психологии, определим главное понятие. Принцип (от лат. principium — основа) — центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности. Принцип историзма позволяет характеризовать социальные явления закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма — основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности, развития деформации психологии правонарушителя и т.д. Принцип развития в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании возникновения противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя. Принцип причинности проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так до бесконечности. В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере права являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности. Для юридической психологии должен обязательно применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.012 с.) |