Психологические аспекты исправления и ресоциализации осужденных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты исправления и ресоциализации осужденных.



Исправление осуждённых рассматривается в теории как одна из целей уголовного наказания. В отношении преступников цели исполнения уголовного наказания были различными. Согласно классической школе криминологии смысл наказания состоит в искуплении вины и возмездии. Данная теория на практике реализуется путём содержания осуждённого в заключении. Существование данной модели наказания аргументируется тем, что лишение преступника свободы причиняет ему зло и одно это уже заставляет его осознать свою вину. Модель строгого заключения в чистом виде в настоящее время применяется редко. В настоящее время она реализована в так называемой «модели справедливости», которая ориентирована на гуманное наказание при соблюдении прав человека в отношении преступника на добровольное его согласие подвергнуться ресоциализирующего давления и на защиту общества от преступников.

Позитивистская школа криминологии оценивает преступника и степень его опасности с точки зрения его будущего поведения. Таки образом, наказание приобретает смысл и цель только при исправлении правонарушителя, а также в частном и общем устрашении. На практике эта теория нашла своё выражение в модели «специального обращения» и в медико-психологической терапии преступника. В основе модели специального обращения лежит идея использования при исполнении наказания достижений психологии, социологии, педагогики, психиатрии, психотерапии путём диагностики личности и построения на основе этого терапии и соответствующего психологического воздействия. Медицинская модель является особой формой модели специального обращения с преступником. Согласно данной модели – преступность возникает из структурных нарушений личности, которые поддаются излечению специальными психиатрическими методами.

Современная школа криминологии исходит из того, что наказание нацелено на то, чтобы в качестве реакции на преступление установить границу между преступным и непреступным поведением и усилить правосознание общества и солидарность законопослушных граждан. Современная школа криминологии разработала модель ресоциализации, которая ориентирована на усиление социальной связи преступников с теми социально-конформными общинами, в которых они живут. Тюрьмы из данной модели не исключаются, но к ним прибегают как к крайнему средству и сроки заключения снижены до минимума. В настоящее время предполагается, что чем меньше кара и слабее изоляция, тем больше шансов уберечь личность от разрушения и укрепить в ней позитивное начало необходимое для законопослушной жизни.

Ресоциализация осуждённых – это процесс восстановления навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания, предполагающий социальное познание, общение, овладение навыками практической деятельности, то есть преобразование самого человека.

Ресоциализация осуждённых представляет собой сложную систему реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности.

За рубежом термин ресоциализация практически не употребляется, применяется – «социальная терапия». К основным направления социальной терапии относят обучение осуждённых, труд, занятия спортом, участия в культурно-просветительских мероприятиях.

Соответствующие модели по разному реализовывались на практике. Современная пенитенциарная деятельность зарубежных цивилизованных стран базируется на теории исправления. В конце 50-х начале 60-х годов в США получила широкое распространение медицинская модель социальной помощи. Пенитенциарные заведения стали исправительными институтами. Был введён ряд программ индивидуальной и групповой психотерапии в тюрьмах. Охранники получили статус консультантов. Были расширены программы профессионального и общеобразовательного обучения и всё чаще стали применяться неопределённые приговоры, то есть заключённые освобождались, когда их можно было считать реабилитированными, при этом исходили из попытки переделать человека, а не сломать характер заключённого.

В начале 50-х годов в клинической практике модификации поведения заключённых стала применяться бихевиористическая теория. Психотерапевты данного направления руководствуются положением о том, что любые психические и эмоциональные расстройства являются определённым видом неадаптивного поведения, то есть поведение неадекватного по отношению к требованиям действительности и возникающему в результате закрепления тех или иных реакций, привычек. Метод модификации начал рассматриваться в качестве конкретного механизма, который должен помочь не только исправлять, но и формировать заданное поведение людей. На практике модификация поведения была реализована в программе «отработки контрольных блоков». Данная программа применялась в эксперименте по модификации поведения в тюрьме особого режима в Эригоне штата Эллинойз. В камерах контрольного блока содержались в полной изоляции 72 заключённых, которые по мнению властей были слишком трудными для обычных тюрем, они были изолированы, лишены всяких контактов, им не разрешалось работать, читать, вести переписку, наносить визиты. Всё обычное для остальные заключённых считалось для них привилегиями, которые нужно было заработать. Другой метод модификации – «терапия отвращения». В качестве исправительных средств за малейшее нарушение режима заключённым вводились препараты вызывавшие остановку дыхания на несколько минут, что порождало паническое чувство страха смерти либо вводили препараты провоцирующие длительную и мучительную рвоту. Применялись такие методики в США, Англии. Методика «знаковой экономии» характеризует иной метод модификации поведения, которые носит не только характер наказания, но и осознание поступков индивидов к которым его стремятся приучить. Данная методика состоит в том, что первоначально определяются те виды поведения, которые необходимо сформировать и закрепить в группе осуждённых (проведение досуга, учёба, труд, режим). За каждый акт желаемого поведения сотрудник выдаёт заключённому определённый «знак». Знак может носить различные внешние формы – жетон, квитанция, запись в карточке, которая означает, что в конце какого-то срока обладатель знака может воспользоваться теми или иными благами. Выбор знаков и стоящих за ними благ зависит от условий программы. Программа специального лечения и воздействия – направлена на реабилитацию заключённого, которая применялась в Федеральном Центре по изучению проблем исправления в Батнере штата Северная Каролина, США. Цель данной программы – отбор наиболее трудных заключённых, проведение их лечения от наркомании в том числе с помощью электрошока, гипноза и возвращения их в тюрьму, а также направлена на выявление заключённых более восприимчивых к методам реабилитации. Данная программа вызвала массовые самоубийства, забастовки и бунты.

В настоящее время в отечественной психологии формируются идеи позитивного влияния на осуждённых средств воздействия, исправления и ресоциализация осуждённых по большей части происходит в процессе индивидуальной воспитательной работы. Психолог начинает работу с осуждённым с изучения его личного дела. По итогам изучения личного дела психолог формирует мнение об особенностях воли, направленности личности осуждённого и фиксирует данное мнение документально. Затем ознакомительная беседа с осуждённым, клинические беседы, обобщает сведения полученные при наблюдении за осуждённым, изучает переписку осуждённого и в итоге составляет программу исправления направленную на конкретного осуждённого с учётом его индивидуально-психологических особенностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.004 с.)