Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стокгольмский синдром. Понятие обученной беспомощности.

Поиск

Стокгольмский синдром – это психологическое явление в области психологии жертвы, которое характеризуется появлением положительного отношения, симпатии у жертвы к преступнику. Чаще всего термин «Стокгольмский синдром» используется в отношении психологии заложников. Другие термины – Лиманский синдром, синдром заложника.

Стадии развития Стокгольмского синдрома:

1) У заложников формируется положительное отношение к преступникам.

2) У заложников формируется отрицательное отношение к правоохранительным органам.

3) У преступника может сформироваться положительное отношение к заложникам.

Стадия 1. Стокгольмский синдром начинает развиваться с момента захвата заложников, при этом существует следующая закономерность. Чем более пугающей, насильственней, агрессивней, шокирующей будет ситуация в момент захвата заложников, тем с большей вероятностью у заложников предрасположенных к этому может появиться Стокгольмский синдром. В момент захвата у заложников формируется образ преступника, при этом формируется достаточно устойчивый стереотип – преступник самый плохой человек – резкое негативное отношение к этим преступникам. Если поведение преступников каким-то образом не вписывается в данный стереотип, противоречит ему хоть в мелочи (кормят, поят и т.д.), то у заложников может произойти такое явление как «смещение стереотипа». При этом отношение к преступнику меняется на резко противоположное. Положительное отношение к преступнику требует объяснения мотивов его поведения, поэтому у заложников наблюдается объяснение причин поведения преступника внешними обстоятельствами (включается механизм оправдания).

Стокгольмский синдром возникает не у любого человека. Он может появиться у людей с развитыми механизмами психологической защиты, Стокгольмский синдром – механизм защиты. Неадекватный механизм, направленный на защиту психики человека от его негативного изменения. Также Стокгольмский синдром может появиться у людей, которые привыкли находиться в зависимом, подчинённом положении. Возникает с большей вероятностью у людей склонных к самообвинению.

Стокгольмский синдром не может возникнуть у людей – «человек, который сделал себя сам».

Стадия 2. Появление отрицательного отношения у заложника к ПО. Заложники не имеют понятия каким образом ПО будут их освобождать, не пострадают ли сами заложники. Перед заложниками на данной стадии фактически возникают 2 угрозы. Первая - видимая контролируемая угроза исходит от преступников, заложники наблюдают за поведением преступников и у них возникает иллюзия контроля. Вторая – невидимая неконтролируемая угроза исходит от ПО, что они делают, как они будут освобождать заложников неизвестно. Человек, больше всего боится неизвестности. Поэтому в данной ситуации получается, что заложники гораздо в большей степени чем преступников начинают бояться ПО.

Стадия 3. Наступает не всегда. Общее отрицательное отношение к ПО со стороны как преступников, так и заложников. Данная стадия наступает только после 2-х первых. Условия Стокгольмского синдрома у преступников:

1) Небольшое число заложников.

2) Длительное время удержания заложников (от нескольких дней).

3) Заложники содержаться не изолированно от преступников.

4) Заложникам не запрещено общаться с преступниками.

5) Заложники и преступники принадлежат к одной социокультурной группе.

Значение Стокгольмского синдрома для ПО.

1) Стокгольмский синдром затрудняет расследование преступлений.

2) Затрудняет квалификацию преступления, выявление соучастников преступления. Действия некоторых заложников не известно как квалифицировать.

3) Стокгольмский синдром 3-й стадии облегчает операцию по освобождению заложников, так как уменьшает вероятность того что преступники реально выполнят соответствующие угрозы жизни и здоровью этих заложников.

Выученная беспомощность — состояние человека или животного, в котором они научились вести себя беспомощно, даже при том, что возможность улучшения появляется после исчезновения вредных обстоятельств, в которые человек или животное были поставлены. Согласно теории обученной беспомощности, большие депрессивные расстройства и связанные психические болезни вызываются отсутствием контроля над результатами ситуации, в которую человек попал. Автором понятия был американский психолог Мартин Селигман.

В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и его сотрудниками. Типичный эксперимент такого рода проводился на двух группах животных, обычно собаках. Животные эксперим. группы жестко закреплялись ремнями в павловском станке и подвергались серии болезненных ударов электрическим током; контрольная группа животных не подвергалась ударам тока. В тестовой фазе эксперимента, предполагавшей научение избеганию удара током, собака должна была прыгать через низкий барьер в раскачивающийся ящик. Животные из контрольной группы быстро научались избегать удара током, перепрыгивая через барьер, в то время как животные из эксперим. группы предпочитали просто терпеливо сносить боль, не предпринимая к.-л. попыток спастись от нее. Полученный опыт привел их в состояние В. б. — отсутствия мотивации реагировать бегством в ситуации, где существовала реальная возможность спасения.

Решающим фактором в развитии состояния беспомощности, по-видимому, стало то, что самый первый опыт животного в этом эксперименте был связан с неизбежностью ударов электрическим током. Селигман усматривал в таком синдроме беспомощности аналогию с этиологией хронической неудачливости и реактивной депрессии у людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.008 с.)