Допрос по методу когнитивного интервью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Допрос по методу когнитивного интервью.



Психология допроса. 2 компонента:

- коммуникативный;

- когнитивный.

Их содержание различно в зависимости от разновидностей допроса. При допросе в неконфликтной ситуации: коммуникативный – установление контакта с допрашиваемым. когнитивный – оказание помощи. В конфликтной ситуации: коммуникативный – установление контакта, когнитивный – выявление лжи в показаниях допрашиваемого.

Допрос в неконфликтной ситуации.

Допрос по методу когнитивного интервью. При допросе информация получается следователем, «извлекается» из памяти другого человека. Получение данной информации может быть проблематичным, в следствие отсутствия у следователей необходимых знаний об особенностях сохранения информации в памяти человека и отсутствие соответствующих навыков его извлечения. Следователь для получения данной информации может прибегать к методам разработанным в рамках когнитивной психологии. Одна из областей психологии, которая изучает соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. В рамках когнитивной психологии разработан и широко применяется за рубежом метод когнитивного интервью (может применяться как метод допроса, либо опроса).

Когнитивное интервью – это метод получения достоверной исчерпывающей личностной (субъективной) информации от потерпевших и свидетелей преступления о признаках внешности, поведении преступника и обстоятельствах преступления на основе реализации системы приёмов базирующихся на достижениях когнитивной психологии. Авторы методики – американские специалисты Рональд Фишер и Эдвард Гейзельман. Данный метод апробировался в 80-е годы, окончательно методика была сформирована в 1992 году. Методика стала применяться следователями в различных странах и сразу же показа свою эффективность. После освоения данной методики работники ПО стали получать на 47-50% больше значимой информации по сравнению с тем, что удавалось достичь на базе традиционных подходов. В основе данного метода лежат выявленные закономерности функционирования человеческой памяти и прежде всего 2 принципа:

1) Принцип специфичности кодирования и воспроизведения информации.

2) Принцип мультикомпонентности следа памяти.

1 – эффективность припоминания предопределяется степенью сходства условий припоминания с условиями восприятия и запечатления в памяти (кодирования информации).

2 – устанавливает, что каждый такой след памяти не является единым, неделимым, обобщённым представлением события прошлого. Напротив, след памяти рассматривается как сложный конгломерат состоящий из множества разнородных признаков. При этом в определённый момент постособытийной ситуации некоторая часть этих признаков доступна для припоминания, а какие-то признаки упускаются из виду, хотя их следы остаются в памяти и при определённых условиях активизируются.

Цель когнитивного интервью состоит в том, чтобы при помощи определённых приёмов активизировать различные слои памяти допрашиваемого лица.

Таких приёмов 4:

1) Мысленные, а затем вербальные воссоздание, восстановление контекста событий.

2) Детализация.

3) Припоминание обстоятельств в различной последовательности.

4) Смена перспективы.

1 – предполагает следующее. Допрашиваемому лицу предлагается в форме свободного рассказа дать описание окружающей обстановке (общего вида помещения, расположения мебели, погодных условий, освещённости, своего местонахождения в этой обстановке, испытанных чувств и переживаний, реакций на происходящие события и обстоятельств, сопутствующих этому событию). Причём свободный рассказ лица проводится на том самом месте, где происходили события, по поводу которых даются показания. При данном приёме даётся характеристика окружающей материальной микросреды, на фоне и при опосредованном воздействии которой протекало преступное событие. Об обстоятельствах и участниках события при воссоздании контекста речь пока не ведётся.

2 – представляет собой детальное описание события. На данном этапе следователь должен убедить допрашиваемого рассказать об обстоятельствах преступления как можно подробнее, не упуская никаких мелочей, которые кажутся допрашиваемому незначительными, даже если это детали, пустяки, но тем не менее он убеждён, что они имели место в действительности. Эти детали следователь должен узнать.

3 – обычно рассказ идёт с самого начала последовательно. Некоторые люди могут припомнить больше информации воспроизведя событие в обратном порядке. Следователь может предложить допрашиваемому начать описание с факта, который произвёл на него самое сильное впечатление. Затем - от этого факта продвигаться во времени вперёд или назад. Возможно также, предложить начать рассказ о событии с конца последовательно продвигаясь к началу.

4 – следователь просит допрашиваемого описать событие, поставив себя на место какого-то другого присутствовавшего при этом наблюдателя. В таком случае событие описывается с позиции каждого из очевидцев.

Метод когнитивного интервью является остаточно чётко структурированным. Процедуру допроса по методу когнитивного интервью разделяют на 5 этапов:

1) Создание предпосылок. На данном этапе формируются условия, организационно-психологические факторы, которые обеспечивают успех получения полезной для дела информации. Данные предпосылки создаются сразу же по вступлении следователя во взаимодействие с носителем информации, ещё до начала речевой коммуникации касающейся существа дела. На данном этапе необходимо по незначительным вербальным и невербальным реакциям, признакам, деталям получить социально-психологическую характеристику образа партнёра по речевому общению, используя данную информацию установить с ним отношения доверия. взаимопонимания и, в том числе, создать благоприятное впечатление о допрашивающем. Если психологический контакт успешно установлен, то допрашиваемый сможет эффективно участвовать в данном допросе по данной методике.

2) Свободный рассказ. На данной стадии предлагается воссоздать общий и детальный планы события в свободной повествовательной форме. Не рекомендуется прерывать рассказчика или задавать ему какие-нибудь детализирующие вопросы. Наиболее важные обстоятельства, объекты, фрагменты и детали сюжета должны фиксироваться следователем в своих записях для уточнения и детализации на следующих стадиях. Особое внимание необходимо уделить ярким, отчётливым, хорошо запомнившимся образам, которые остались у допрашиваемого в памяти. На данной стадии следователь определяет для себя стратегию постановки вопросов на следующей стадии.

3) Стадия зондирования (пробинга). На данной стадии следователь пытается зондировать коды памяти. Процедура данной стадии начинается с того, что допрашиваемому напоминается важность концентрации его внимания на наиболее существенном коде памяти и воссоздании контекста описываемого события. Для того, чтобы лучше сосредоточиться человеку может быть предложено закрыть глаза. По ходу зондирования следователь задаёт вопросы, при этом напоминает о необходимости воссоздавать все детали, но следователь не должен прерывать повествования. Процедура вызывания наиболее значимого образа, начинается с воссоздания окружающих условий и психологического контекста связанного со специфическим моментом события. При этом необходимо анализировать как слова допрашиваемого, так и его невербальные действия. Следователь должен попросить допрашиваемого насколько возможно более отчётливо мысленно воспроизвести этот образ и как можно детальнее его описать. Эти 2 компонента должны быть разделены временным интервалом. Распространённая ошибка – следователь предлагает вызвать данный образ и не оставляя времени для того, чтобы этот образ отчётливо представился допрашиваемому, сразу же просит его описать. Следователь должен сформулировать вопросы таким образом, чтобы направить внимание на нужную часть образа и попросить дать детальные исчерпывающие описания. На данной стадии возможно, что из данного образа извлекается не вся информация. В таком случае могут задаваться более детализирующие вопросы. После получения всей необходимой информации из наиболее яркого образа следователь таким же образом производит зондирование оставшихся образов. После этого может быть полезно осуществить повторное зондирование образов активизированных ранее.

4) Обзорная стадия. На данной стадии осуществляется совместный, вместе с допрашиваемым лицом обзор и анализ информации, которая воспринята следователем и зафиксирована в его памяти. Это даёт возможность допрашиваемому лицу проверить точно ли понята и записана то что говорил, а также что было упущено (в процессе обзора предоставляется дополнительная возможность для припоминания новой информации). Чтобы эта возможность была использована следователь должен говорить медленно каждую фразу и делая паузу после каждого фрагмента интервью. Перед началом обзорной части следователь просит допрашиваемого сразу сообщать ему если тот вспоминает что-то новое или если следователь что-то понял неправильно и его запись следует откорректировать. Если по ходу обзора выявляются какие-то дополнительные образы, то также проводится их пробинг.

5) Выясняются полные сведения о допрашиваемом. Следователь предлагает позвонить, если допрашиваемый что-то вспомнит. Перед расставанием – сохранить позитивное впечатление.

При осуществлении допроса по методу когнитивного интервью применяются различные приёмы припоминания специфических признаков.

Существуют 2 основные принципа, на которых базируются приёмы припоминания:

1) Знание о событии представленном в сознании, памяти человека в виде набора отдельных характеристик, признаков этого события.

2) Различные признаки находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому припоминание одного из признаков может стимулировать припоминание других признаков, которые с ним связаны. Например, если человек не может вспомнить имя преступника, то он может достаточно легко припомнить характеристики этого имени. Поэтому основной приём, которым пользуется следователь заключается в том, чтобы побудить допрашиваемого думать о частных признаках. Любой воспринятый образ, объект может быть описан посредством бесконечно большого перечисления признаков. Например, если свидетель видел номерной знак удаляющейся машины, но не может его вспомнить, он может припомнить определённые частные характеристики этого номера, например буквенные символы данного номера были согласными, две цифры повторялись, первая цифра номера была кругообразной, цифры номера имели сходства с номером телефона и т.д.

Признаки, о которых идёт речь, могут быть подразделены на 3 группы:

1) Свойства припоминаемого объекта, которые не связаны с контекстом события.

2) Характеристики объекта, проявляющиеся в специфическом контексте.

3) Личностно значимые или субъективные интерпретации события.

Процедуры припоминания одинаковы для всех типов восприятия воспоминаний, о которых даются показания.

1 – следователь может предложить допрашиваемому думать о следующих событийно независимых признаках:

1) Частота встречаемости (редкое имя или распространённое).

2) Этническая, национальная принадлежность.

3) Длина. Сколько слогов.

4) Какой слог имени был ударным.

5) С какой буквы начиналось имя.

2 – контекстуальные признаки.

1) Особенности голоса говорящего.

2) Визуальный паттерн. Следователь предлагает подумать о почерке, которым было написано имя.

3) Локальный контекст. Где стоял говорящий во время произнесения имени или на каком конкретном месте в рамках листа бумаги было написано имя.

4) Связь с другими именами.

3 – субъективные признаки имён

1) Сходство с другими именами.

2) Привязка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.36 (0.024 с.)