Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.4. Праксические состояния человека-оператора

Поиск

В инженерной психологии один из научных подходов к пониманию деятельности человека базируется на том, что деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремит­ся достигнуть в процессе ее выполнения. Основой моти­ва является потребность человека. В потребностях заключены "пружины" человеческой деятельности. Мотив – это форма субъективного отражения потребностей. Цель как регулятор деятельности – это идеальный или мыслимо представляемый ее результат, то есть то, чего еще нет реально, но что должно быть получено в итоге деятельности (рис. 21.1). /Pict 21-01/

 

 

Рис. 21.1. Связь между потребностью, мотивом и целью

В идеальном случае человек-оператор располагает всем необходимым (цель-средство-результат) для быстрого и успешного выполнения своих функций и находится в состоянии функционального комфорта.

В большинстве же случаев он вынужден:

– самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях;

– вести самостоятельный поиск средств деятельности;

– добиваться положительного результата длительное время, прилагая для этого большие усилия, и работать в условиях дефицита информации об итогах работы.

Разнообразные ситуации, которые возникают в этих условиях, создают соответствующие им пракcические состояния (табл. 21.1). / Pict 21-02/


Таблица 21.1 Праксические состояния как следствия условий работы человека-оператора

 

 

В русском языке существует большое число терминов, характеризующих психические состояния человека, которые возникают в различных ситуациях. Мы рассмотрим только те из них, которые являются результатом особенности ситуаций, возникающих в системе «Человек-машина» или «Человек-техника-среда».

Состояние функционального комфорта возникает тогда, когда у человека-оператора четко обозначена цель, имеется достаточность средств для её достижения и результаты его труда очевидны.

Состояние психического утомления развивается в процессе работы человека-оператора, если он произвел чрезмерные временные, материальные и другие затраты. Это означает, что он имел ясно сформулированную цель деятельности, располагал всем необходимым для ее достижения, но получение резуль­тата потребовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой.

Состояние ожидания ре­зультата и вызывает состояние психического утомления, под кото­рым понимается целостная характеристика психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающая снижение интенсивности психических процессов в зависимости от длительности усилий по достижению необходимых результатов.

Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку-оператору для решения поставленных перед ним задач. В данной ситуации человеку-оператору известны цели и результат, но он не готов к немедленной работе и испыты­вает дефицит средств (информации, условий, оборудо­вания).

Состояние психической напряженности является следствием «неготовности» средств, имеющихся у человека-оператора, и понимается как целостная характеристика психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающая предельную интенсивность психических процессов, обусловленных внезапным включением человека-оператора в значимую ситуацию и энергичным выбором адекватного алгоритма ее разрешения.

Состояние отсутствия мотивации испытывается человеком-оператором в ситуациях, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель работы приносится извне в форме побуждения. Человек-оператор при этом обеспечен всеми необходимы­ми средствами и, следуя требованиям, более или менее легко получает результат, но работоспособность при этом неуклонно снижается.

Безразличие к цели, ради которой выполняется работа, является причиной возникновения и развития состояния отсутствия мотивации – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей дезактивацию психических процессов и определяемой отсутствием каких-либо ожиданий от ситуации при обеспечении алгоритмом ее решения.

Состояние эмоционального стресса человек-оператор испытывает практически только в особых, экстремальных ситуациях. При этом сущность эмоциональ­ного стресса заключается в том, что цель деятельности четко сформулирована, но человек-оператор лишен средств получения результата работы и итог развития событий зависит практически только от него.

Беспомощность человека-оператора, его неспособность обеспечить, например, безопасность окру­жающих его людей и свою собственную, кажущаяся ему неотвратимость неудачи в решении поставленной цели служат причиной возникновения состояния эмоционального стрес­са – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей разрушение психических процессов и определяемой внезапным появлением чрезвычайных значимых стимулов и отсутствием способов разрешения возникшей ситуации.

Состояние монотонии является наиболее распространенным состоянием человека-оператора во многих областях трудовой деятельности. Такие особенности современного производства, как сложность производимой продукции, симплификация (упрощение) труда, работа на конвейере, часто приводит к тому, что человек-оператор отделен от действительной цели своего труда и не знает результатов своих трудовых затрат. Ему предоставлены только средства деятельности в виде материалов, оборудования, технологии и алгоритма работы.

Эта изолированность от цели и результатов своего труда приводит к возникновению и развитию состояния монотонии – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей дисгармонию психических процессов и определяемой низкой ценностью содержания и характера работы и недооценкой смысла и важности усилий субъекта.

Состояние тревожности традиционно понимается как одно из свойств личности и не рассматривается как продукт усилий, сложившихся в трудовой деятельности. Однако эмпирические данные показывают, что состояние тревожности существует и у человека-оператора. Причем это состояние прямо связано с особенностями работы и оказывает значительное влияние на успешность труда. Объясняются эти особен­ности тем, что ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс до такой степени, чтобы полностью исключить элемент неопределенности. Человека-оператора могут преследовать неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения.

В этом заключается причина развития состояния тревожности – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей концентрацию и длительную фиксацию психических процессов на предполагаемом нежелательном результате из-за отсутствия алгоритма понимания назревающих событий.

Индифферентное состояние свойственно человеку-оператору, совершенно не включенному заинтересованно в производственную ситуацию. Ему не известны ни цели систе­мы, в которой он оказался, ни перечень средств, которые эта система использует ради достижения неизвестного ему результата.

Если рассматривать возможные состояния человека-оператора не с точки зрения условий работы (осознанности цели, наличия средств ее достижения и результата тру­да), а с точки зрения его готовности к активным дейст­виям, то и здесь имеют место такие же состояния как были рассмотрены выше, но их количество меньше.

С одной стороны ситуация в СЧМ может оказаться:

– внезапной, неожиданной для человека-оператора, требующей срочной мобилизации всех его сил и средств;

– стандартной, стереотипной, позволяющей реагировать мгновенно;

– ожидаемой заранее до наступления событий.

С другой стороны человек-оператор может располагать готовыми алгоритмами решения этих ситуаций, способами их логического и интеллектуального анализа и принятия решения на этой основе. Но в некоторых случаях он не имеет рациональных объяснений происходящему, по­этому не может найти адекватную модель поведения и реагирует на ситуацию эмоционально: испытывает страх, подавленность, ожидает неотвратимых неудач и т. п.

Классификация ситуаций и соответствующих им способов реагирования показывает возможность возникновения шести только отрицательных состояний (табл. 21.2). /Pict 21-03/

Таблица 21.2 Праксические отрицательные состояния как следствие степени готовности человека-оператора к работе

 

 

Если человек-оператор понимает ситуацию и знает способы ее разрешения, то усилия, необходимые для их реализации при внезапной ситуации в экстремальных условиях, продуцируют состояниепсихической напряженности.

Внезапная ситуация при условии, что человек-оператор может реагировать на нее только эмоционально, вызывает состояние эмоционального стресса.

Стереотипная ситуация, разрешаемая на основе знаний и навыков, приводит при длительной работе к состояниюотсутствия мотивации.

Стереотипная ситуация, разрешаемая стереотипной реакцией, требует у человека-оператора минимальных усилий и приводит при длительной работе к состоянию монотонии.

Длительная ожидаемая и приближаемая усилиями человека-оператора ситуация продуцирует состояниепсихического утомления в том случае если, он владеет необходимыми способами деятельности и длительное время их реализует.

Если ситуация предвосхищается человеком-оператором, то он ожидает наступления нежелательного события, не зная, как можно что-либо изменить. Это приводит к состояниютревожности.

Такая классификация позволяет диагностировать состояние человека-оператора, прогнозировать эти состояния и управлять ими.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.82 (0.007 с.)