Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.4. Праксические состояния человека-оператораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В инженерной психологии один из научных подходов к пониманию деятельности человека базируется на том, что деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достигнуть в процессе ее выполнения. Основой мотива является потребность человека. В потребностях заключены "пружины" человеческой деятельности. Мотив – это форма субъективного отражения потребностей. Цель как регулятор деятельности – это идеальный или мыслимо представляемый ее результат, то есть то, чего еще нет реально, но что должно быть получено в итоге деятельности (рис. 21.1). /Pict 21-01/
Рис. 21.1. Связь между потребностью, мотивом и целью В идеальном случае человек-оператор располагает всем необходимым (цель-средство-результат) для быстрого и успешного выполнения своих функций и находится в состоянии функционального комфорта. В большинстве же случаев он вынужден: – самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях; – вести самостоятельный поиск средств деятельности; – добиваться положительного результата длительное время, прилагая для этого большие усилия, и работать в условиях дефицита информации об итогах работы. Разнообразные ситуации, которые возникают в этих условиях, создают соответствующие им пракcические состояния (табл. 21.1). / Pict 21-02/ Таблица 21.1 Праксические состояния как следствия условий работы человека-оператора
В русском языке существует большое число терминов, характеризующих психические состояния человека, которые возникают в различных ситуациях. Мы рассмотрим только те из них, которые являются результатом особенности ситуаций, возникающих в системе «Человек-машина» или «Человек-техника-среда». Состояние функционального комфорта возникает тогда, когда у человека-оператора четко обозначена цель, имеется достаточность средств для её достижения и результаты его труда очевидны. Состояние психического утомления развивается в процессе работы человека-оператора, если он произвел чрезмерные временные, материальные и другие затраты. Это означает, что он имел ясно сформулированную цель деятельности, располагал всем необходимым для ее достижения, но получение результата потребовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой. Состояние ожидания результата и вызывает состояние психического утомления, под которым понимается целостная характеристика психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающая снижение интенсивности психических процессов в зависимости от длительности усилий по достижению необходимых результатов. Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку-оператору для решения поставленных перед ним задач. В данной ситуации человеку-оператору известны цели и результат, но он не готов к немедленной работе и испытывает дефицит средств (информации, условий, оборудования). Состояние психической напряженности является следствием «неготовности» средств, имеющихся у человека-оператора, и понимается как целостная характеристика психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающая предельную интенсивность психических процессов, обусловленных внезапным включением человека-оператора в значимую ситуацию и энергичным выбором адекватного алгоритма ее разрешения. Состояние отсутствия мотивации испытывается человеком-оператором в ситуациях, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель работы приносится извне в форме побуждения. Человек-оператор при этом обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям, более или менее легко получает результат, но работоспособность при этом неуклонно снижается. Безразличие к цели, ради которой выполняется работа, является причиной возникновения и развития состояния отсутствия мотивации – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей дезактивацию психических процессов и определяемой отсутствием каких-либо ожиданий от ситуации при обеспечении алгоритмом ее решения. Состояние эмоционального стресса человек-оператор испытывает практически только в особых, экстремальных ситуациях. При этом сущность эмоционального стресса заключается в том, что цель деятельности четко сформулирована, но человек-оператор лишен средств получения результата работы и итог развития событий зависит практически только от него. Беспомощность человека-оператора, его неспособность обеспечить, например, безопасность окружающих его людей и свою собственную, кажущаяся ему неотвратимость неудачи в решении поставленной цели служат причиной возникновения состояния эмоционального стресса – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей разрушение психических процессов и определяемой внезапным появлением чрезвычайных значимых стимулов и отсутствием способов разрешения возникшей ситуации. Состояние монотонии является наиболее распространенным состоянием человека-оператора во многих областях трудовой деятельности. Такие особенности современного производства, как сложность производимой продукции, симплификация (упрощение) труда, работа на конвейере, часто приводит к тому, что человек-оператор отделен от действительной цели своего труда и не знает результатов своих трудовых затрат. Ему предоставлены только средства деятельности в виде материалов, оборудования, технологии и алгоритма работы. Эта изолированность от цели и результатов своего труда приводит к возникновению и развитию состояния монотонии – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей дисгармонию психических процессов и определяемой низкой ценностью содержания и характера работы и недооценкой смысла и важности усилий субъекта. Состояние тревожности традиционно понимается как одно из свойств личности и не рассматривается как продукт усилий, сложившихся в трудовой деятельности. Однако эмпирические данные показывают, что состояние тревожности существует и у человека-оператора. Причем это состояние прямо связано с особенностями работы и оказывает значительное влияние на успешность труда. Объясняются эти особенности тем, что ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс до такой степени, чтобы полностью исключить элемент неопределенности. Человека-оператора могут преследовать неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения. В этом заключается причина развития состояния тревожности – целостной характеристики психической деятельности и поведения субъекта за некоторый период времени, показывающей концентрацию и длительную фиксацию психических процессов на предполагаемом нежелательном результате из-за отсутствия алгоритма понимания назревающих событий. Индифферентное состояние свойственно человеку-оператору, совершенно не включенному заинтересованно в производственную ситуацию. Ему не известны ни цели системы, в которой он оказался, ни перечень средств, которые эта система использует ради достижения неизвестного ему результата. Если рассматривать возможные состояния человека-оператора не с точки зрения условий работы (осознанности цели, наличия средств ее достижения и результата труда), а с точки зрения его готовности к активным действиям, то и здесь имеют место такие же состояния как были рассмотрены выше, но их количество меньше. С одной стороны ситуация в СЧМ может оказаться: – внезапной, неожиданной для человека-оператора, требующей срочной мобилизации всех его сил и средств; – стандартной, стереотипной, позволяющей реагировать мгновенно; – ожидаемой заранее до наступления событий. С другой стороны человек-оператор может располагать готовыми алгоритмами решения этих ситуаций, способами их логического и интеллектуального анализа и принятия решения на этой основе. Но в некоторых случаях он не имеет рациональных объяснений происходящему, поэтому не может найти адекватную модель поведения и реагирует на ситуацию эмоционально: испытывает страх, подавленность, ожидает неотвратимых неудач и т. п. Классификация ситуаций и соответствующих им способов реагирования показывает возможность возникновения шести только отрицательных состояний (табл. 21.2). /Pict 21-03/ Таблица 21.2 Праксические отрицательные состояния как следствие степени готовности человека-оператора к работе
Если человек-оператор понимает ситуацию и знает способы ее разрешения, то усилия, необходимые для их реализации при внезапной ситуации в экстремальных условиях, продуцируют состояниепсихической напряженности. Внезапная ситуация при условии, что человек-оператор может реагировать на нее только эмоционально, вызывает состояние эмоционального стресса. Стереотипная ситуация, разрешаемая на основе знаний и навыков, приводит при длительной работе к состояниюотсутствия мотивации. Стереотипная ситуация, разрешаемая стереотипной реакцией, требует у человека-оператора минимальных усилий и приводит при длительной работе к состоянию монотонии. Длительная ожидаемая и приближаемая усилиями человека-оператора ситуация продуцирует состояниепсихического утомления в том случае если, он владеет необходимыми способами деятельности и длительное время их реализует. Если ситуация предвосхищается человеком-оператором, то он ожидает наступления нежелательного события, не зная, как можно что-либо изменить. Это приводит к состояниютревожности. Такая классификация позволяет диагностировать состояние человека-оператора, прогнозировать эти состояния и управлять ими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.82 (0.007 с.) |