Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие речевых сообщенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма звуковой (речевой) волны является функцией, которая связывает мгновенное речевое давление со временем. Речевое давление есть сила, с которой речевая волна давит на единицу площади, обычно перпендикулярной к губам говорящего и расположенной на расстоянии 1 м от него. Речевой звук является сложным. Он включает ряд обертонов (формант), находящихся в гармоническом отношении к основному тону. Разборчивость речи определяется формантами, большинство которых расположено в полосе частот от 300 до 3400 Гц. Поэтому эта полоса частот и принята для телефонной передачи речи. При этом слоговая разборчивость составляет около 90%, а разборчивость фраз – 99%. Для повышения разборчивости речи увеличивают ее интенсивность. Важным условием восприятия речи является различение длительности произнесения отдельных звуков и их комбинаций. Среднее время длительности произнесения гласного равно примерно 0,35с. Длительность согласных колеблется от 0,02 до 0,30с. При восприятии потока речи особенно важно различение интервалов между словами или группами слов. Исключение пауз или их неверная расстановка может привести к искажению смысла воспринимаемой речи. Восприятие и понимание речевых сообщений (аудирование) в значительной мере зависит от темпа их передачи. Оптимальным считается темп 120 слов/мин. Сообщения достаточно хорошо воспринимаются при темпе речи 160 слов /мин. Чтобы речевые звуки были понятными, их интенсивность должна превышать интенсивность шумов примерно на 6 дБ. Но обнаружить звуки можно даже и в том случае, если интенсивность речи меньше интенсивности шума (примерно также на 6 дБ). Если одновременно увеличивать уровни речи и шума, оставляя постоянным их отношение, то разборчивость речи будет повышаться, но лишь до некоторого предела, за которым наблюдается ее падение. При увеличении уровня речи до 120 дБ и шума до 115 дБ (отношение речи к шуму остается +5 дБ) разборчивость речи ухудшается примерно на 20%. Уровень речи лежит в пределах 30–50 дБ. Уровень согласных звуков на 20 дБ ниже, чем уровень гласных. С учетом перемещения говорящего уровень речи может меняться на 50 дБ. Уровень речи в 1 дБ не улавливается. Речь обладает не только акустическими, но и некоторыми другими специфическими характеристиками. Слово имеет определенный фонетический, фонематический, слоговой, морфологический состав, является определенной частью речи, несет определенную смысловую нагрузку. Важным фактором, влияющим на опознание слов, является их частотная характеристика. Чем чаще встречается слово, тем при более низком отношении уровня речи к уровню шума оно опознается. При восприятии отдельных слогови словсущественную роль играют их фонетические характеристики. При восприятии словосочетанийв действие вступают синтаксические зависимости, а фонетические отступают на второй план. Аудирование представляет собой многоуровневый процесс, в котором сочетаются фонетический, синтаксический и семантический уровни. При этом вышележащие уровни играют ведущую роль, определяя ход всего процесса аудирования, что необходимо иметь в виду при организации речевых сообщений. Изучение особенностей восприятия речи для инженерной психологии имеет принципиальное значение, так как язык, сформировавшийся в процессе длительной истории человечества, представляет собой весьма эффективную систему кодирования информации, адресованной человеку.
Характеристики тактильного анализатора Существующие способы передачи информации человеку рассчитаны в основном на зрительный и слуховой анализаторы, которые в силу этого нередко оказываются перегруженными. Возникает вопрос о возможности использования других сенсорных каналов, в частности, тактильного. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинетических сигналов. Наиболее четко воспринимается раздражение прикосновения (тактильные раздражения) дистальных частей тела, особенно кончиков пальцев. Абсолютный порог чувствительности на дистальных частях тела обладает широким диапазоном – от 3 до 300мг/мм2. Порог различения (дифференциальный порог) равен примерно 0,07 исходной величины давления. Временной порог тактильной чувствительности равен 130 мс. Пространственный порог колеблется от 1 до 67 мм. Поскольку осязательное восприятие есть развернутый процесс, то скорость приема информации здесь невелика. По этому показателю осязание значительно уступает зрению. Однако в ходе тренировки наблюдается редукция ощупывающих движений и повышение роли тактильных компонентов осязания. При определенных условиях возможно точное опознание несложного объекта при простом прикосновении. Тактильный анализатор используется для передачи информации человеку редко. Однако в некоторых случаях его использование может способствовать повышению эффективности деятельности человека-оператора. Так, применение «тактильного кода» (простые геометрические фигуры) может повысить скорость и точность действий оператора (рис. 9.4) и (рис. 9.5). /Pict 9-05/ и /Pict 9-06/ Этому способствуют и специально разработанные формы клавиатур (рис. 9.6). /Pict 9-07/ и /Pict 9-08/ Рис. 9.4 Формы рукояток для безошибочного тактильного распознавания Рис. 9.5 Легко различимые на ощупь формы ручек управления
Рис. 9.6 Специальные формы клавиатуры При нарушении зрения роль тактильного анализатора резко возрастает. У слепого и слепо-глухого человека он становится основным каналом, по которому информация о внешней среде передается в мозг. При определенной тренировке человек может научиться различать с высокой точностью тактильные и особенно вибрационные сигналы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.143 (0.005 с.) |