Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспроизведения предъявляемой информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для облегчения запоминания и увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональная группировка исходного материала, переход на более крупные оперативные единицы запоминаемого материала, направленность на прочность запоминания (запоминание более прочно при установке запомнить материал на более длительное время, чем на более короткое). Объем и точность запоминания зависят не только от того, что человек сделал в прошлом, но и от того, что он предполагает делать в будущем. Запоминание произошедшего события зависит от того, насколько точно оно было предсказано. Забывание – сложный и неравномерный процесс. Кривая забывания характеризуется резким падением вниз в первые часы после запоминания материала. Выделяют три вида (причины) забывания: – потеря информации из-за ее не использования; – потеря информации в результате интерференции (влияние предыдущей информации на последующую и наоборот); – забывание, обусловленное мотивацией (установка на забывание ненужной информации). Воспроизведение – извлечение информации, хранящейся в памяти. Оно может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным). Эффективность воспроизведения зависит от организации хранимой информации. Воспроизведение – сложный процесс, включающий определенное преобразование информации. Мышление и его виды Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозге в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление связано с речью. В отличие от ощущений, восприятий и представлений мышление есть процесс обобщенного и опосредственного отражения действительности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое и оперативное мышление. Наглядно-действительное – анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними. Наглядно-образное – процесс трансформации перцептивных образов и представлений объектов. Словесно-логическое (понятийное) – процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира. Теоретическое – выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Оперативное мышление – процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему мысленных и практических преобразований. Основными компонентами оперативного мышления являются: – структурирование; – динамическое узнавание; – формирование алгоритма решения. Структурирование – образование более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации между собой. Д инамическое узнавание – узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации. Формирование алгоритма решения – выработка принципов и правил решения задачи. Наиболее важными для оператора являются оперативное и наглядно-образное мышление. Тема 2.6 Принятие решения и управляющие действия в деятельности оператора Принятие решения оператором На основании принятой и проанализированной информации оператор принимает необходимое решение по управлению. Процедура принятия решения является центральной на всех уровнях приема и переработки информации. В самом общем виде процедура принятия решения включает формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации. К основным объективным и субъективным условиям, определяющим реализацию процессов решения в деятельности оператора, можно отнести: – наличие дефицита информации и времени, стимулирующих «борьбу» гипотез (рис. 11.1). /Pict 11-01 /
Рис. 11.1 Время принятия решения в зависимости от числа проверяемых оператором логических условий: 1– при дефиците информации; 2– в спокойных условиях
– наличие некоторой неопределенной ситуации, определяющей «борьбу» мотивов у субъекта, принимающего решение; – осуществление волевого действия, обеспечивающего преодоление неопределенности, выбор гипотезы и принятие на себя той или иной ответственности. Условия принятия решения во многом зависят от степени неопределенности. Различают следующие виды неопределенности: – неопределенность, обусловленная большим числом объектов, включенных в ситуацию (избыток информации); –неопределенность, вызванная недостатком информации; – неопределенность, порожденная слишком высокой «платой» за определенность, вносимую субъектом, принимающим решение. Процедура принятия решения и его качество в различных ситуациях неопределенности будет иметь разный характер. Поэтому в зависимости от состояния исходной информации могут быть три вида решения: – детерминированное; – вероятностное; – предельное. Однако в любом случае в процессе принятия решения необходимо разумное снижение неопределенности. Проблема выработки и принятия решения условно имеет следующие аспекты: – логико-психологический; – операциональный; – функционально-динамический; – формализованный; – личностный. С логико-психологической точки зрения процесс переработки информации и принятия решения связан: с формулированием задачи; поиском, накоплением и анализом информации, необходимой для принятия решения; с выявлением и оценкой проблемной ситуации; с построением системы гипотез; с реализацией выдвинутой программы действий. С операциональной точки зрения процедура принятия решения складывается из информационной подготовки и собственно принятия решения. При этом информационная подготовка принятия решения складывается из внешнего и внутреннегоинформационногообеспечения. Внешнее информационное обеспечение требует решения проблем, связанных с вопросами определения количества и качества информации, необходимой и достаточной для принятия решения и оптимального представления этой информации оператору. Внутреннее информационное обеспечение сводится к процедурам, объединенным в две группы: поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации; построение текущих образов или оперативных концептуальных моделей. Функционально-динамическийаспект принятия решения связан с реализацией комплекса внутренних психологических механизмов. Организация процесса принятия решения в этом случае достаточно сложна и требует взаимодействия различных психологических механизмов. Что касается самого действия принятия решения, то оно одномоментно и подчиняется, возможно, некоторому универсальному закону. Формализованный аспект описания процедуры принятия решения складывается из двух частных проблем: количественного описания входных и выходных данных и формализованного описания самих процессов. Для решения первой проблемы используется различный математический аппарат (теория игр, теория массового обслуживания, факторный анализ и т.п.). Решение второй проблемы значительно сложнее. Формальное описание процессов принятия решений возможно лишь на основе использования методов, обладающих определенными лингвистическими возможностями (например, аппарат формальных грамматик). Личностный аспект связан с влиянием мотивационно-установочной и эмоционально-волевойсфер на протекание информационных процессов. Принятие решения весьма индивидуально. На основе выявления индивидуальных типологических различий предложена классификация типов решений, при которой учитывается соотношение процессов построения (П) и контроля выдвигаемых гипотез (К). В зависимости от этого различают следующие типы решений: П>>К – импульсивные решения (процессы построения гипотез резко преобладают над контрольными процессами); П>К – решения с риском; П=К – уравновешенные решения; П<К – осторожные решения; П<<К – инертные решения (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими медленно и неуверенно). Наиболее эффективными при наличии необходимых знаний оказываются операторы, склонные к принятию решений с риском, но обладающие осмотрительностью. На процессы принятия решения большое влияние оказывает и «эмоциональный феномен», обеспечивающий снятие неопределенности на основе действия механизмов эмоций. Экспериментально показано, что без эмоциональной активации невозможно решение субъективно сложной мыслительной задачи. Эта активация порождается как общей ситуацией, в которой протекает деятельность (ситуационные эмоции), так и результатом интеллектуального процесса (интеллектуальные эмоции). При решении простых задач роль ситуационных эмоций разного знака однозначна. При решении творческих задач отрицательные эмоции могут играть положительную роль. Поэтому можно говорить об управлении процессами решений за счет искусственно создаваемой эмоциональной активации. Интересными являются также результаты исследований мотивационных основ решения задачи. Эксперименты проводились в группах с разной мотивационной установкой: сделать как можно лучше; сделать не хуже других; лишь бы сделать. Эффективность решения задачи в первой группе оказалась в 1,5 раза выше, чем во второй и в 2 раза выше, чем в третьей. В заключение необходимо отметить, что структура и механизмы процедуры принятия решения не являются стабильно-универсальными на разных уровнях психического отражения. Они изменяются при переходе от перцептивно-опознавательного уровня к речемыслительному, так как каждый уровень представляет собой качественно новое структурно-системное образование. Главное здесь заключается в переходе от перебора и выбора гипотез к построению гипотез (концептуальных моделей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.007 с.) |