Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие безработицы.Стрессовые фазы безработицы(Пельцман)

Поиск

Под безработицей понимается отсутствие работы на протяжении определенного периода времени.

Затяжная безработица во многом влияет на моральное и физическое состояние работника. Зачастую безработный ожидает помощи от других людей, полагается на чужие решения, сомневается в своей профессиональной подготовке, уходит от решения профессиональных проблем и возможно даже подспудное нежелание и боязнь устроиться на работу, адаптация к отсутствию работы и отказ от ее поиска. Возможен другой вариант поведения безработного, который характеризуется активной позицией - постоянный поиск работы, возможное переобучение и активная адаптация к условиям труда, новому коллективу.

Выделено несколько фаз развития специфических стрессовых состояний.

Фаза 1 – состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить при этом, что наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет. В данном случае предвидение этого неприятного события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Фаза 2 – наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3–4 месяца после потери работы. Но уже в первые недели без работы многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость из-за наличия свободного времени. Появляется удовлетворение жизнью. Некоторые отмечают улучшение состояния здоровья. Начинаются активные поиски нового места работы.

Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не поддаются устранению. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых.

Фаза 3 – утяжеление состояния. Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия работы. Обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психики, финансов, социального положения человека. Наблюдаются дефицит активного поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Подрываются силы противостояния неприятностям. Особенно велики деструктивные изменения при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или черной работе. Не менее неприятны для человека колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды. Они могут вести к прекращению поисков.

Фаза 4 – беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. Порой люди боятся найти работу. Социальные службы общества не предпринимают усилий для того, чтобы помочь человеку трудоустроиться. Задача психолога состоит в том, чтобы выяснить реальные нужды людей, понять их состояние и создать условия, соответствующие их внутренним потребностям.

32.Профессиональная карьера и ее типы

При определении карьеры используют ряд взаимосвязанных понятий: перемещение, мобильность, продвижение. Пространственно-территориальное перемещение — наиболее широкое из них. Мобильностьесть изменение положения индивида в обществе, его социального статуса. Продвижение — это движение по служебной лестнице, производство в чин.

Сегодня карьеру чаще понимают в широком смысле слова — как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход с одной ступени профессионализма на другую; как динамику и общую последовательность этапов развития человека в основных сферах жизнедеятельности (труд, семья, досуг); как динамику социально-экономического и статусно-ролевых позиций; как форму социальной активности человека; как успешность всей жизни человека; как стремление человека достигать положения, позволяющего ему наиболее полно удовлетворять свои потребности; активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способов жизнедеятельности, обеспечивающее его устойчивость в потоке социальной жизни; как успешность жизни в целом; как собственные суждения субъекта об успехах и неудачах; как взаимосвязь личностного и профессионального развития человека.

В качестве психологических компонентов карьеры выделяют характер целей, которые ставит человек, включаясь в социальную деятельность, систему побуждающих его мотивов, степень актуализации способностей специалиста и др. [12, 13]. Нередко построение карьеры понимается как процесс профессионального самоопределения, т. е. как чередующиеся выборы, имеющие в своей основе устойчивую «Я-коицепцию» личности — относительно целостное личностное образование, постепенно изменяющееся по мере социального, психологического и профессионального созревания личности, а самоопределение рассматривается как составная часть карьеры [3, 46, 47, 70, 71, 108, 143].

В научной литературе представлено множество типологий карьерных процессов по разным основаниям: «вертикальная», иерархическая карьера управленца и «горизонтальная» — специалиста; профессиональная (как прохождение ряда стадий развития) и внутриорганиза-ционная (как траектория движения работника в организации). Особенности карьеры классифицируют по форме: идеальная — развитие по восходящей (прогрессивный тип); линейная — развитие и спады в непрерывной последовательности; нелинейная — скачки, прорывы после продолжительных периодов линейного роста; регрессивная (имеющая выраженные «затухающие» части); стагнирующая — отсутствие каких-либо существенных изменений в течение длительного времени.

Аналогична вышеприведенной классификация по динамике: обычная — как профессиональное развитие с прохождением основных этапов профессиональной жизни; стабильная — как прямое продвижение по единственному и постоянному пути; нестабильная — в которой после этапов проб и упрочения следуют новые пробы. В более дифференцированном варианте различают карьеру: нормальную — постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом (считается, что должность обычно осваивается в среднем за 3-5 лет); скоростную — стремительное, но последовательное должностное перемещение по вертикали организационной структуры — должность осваивается за 1-3 года (особо одаренные, талантливые люди, «особенные случаи»); десантную — спонтанное замещение руководящих должностей [86, 117, 143 и др.].

Исследователи выделяют несколько механизмов карьерного процесса: 1) активность, энергичность человека; 2) внешние источники — социальная среда (потребности, интересы общества и др.); 3) конкуренция как механизм карьерного отбора. Признается, что карьерные цели чаще находятся в зоне пресечения интересов индивида, организации, общества. Карьерная стратегия представляет собой способ продвижения, призванный обеспечивать оптимальное использование движущих механизмов и ослаблять действие любых сдерживающих факторов и сопротивления («Расширять пространство своей судьбы. Укреплять то, что содействует жизни». Э. Фромм). Основная цель потенциирования карьерного процесса самим субъектом и руководством — организация «карьерного пространства». Стратегическая цель — обеспечение стратегической устойчивости карьерного процесса.

33.Профессиональные стратегии и профессиональные цели

Профессионализм личности заключается не только в успешном освоении деятельности, но и в осознанных и адекватных решениях, связанных с выбором профессии и вариантами развития профессиональной карьеры с точки зрения согласования своих возможностей и интересов, а также требований профессиональной среды, что предполагает владение психологическими стратегиями профессионального развития.

Наиболее конструктивными, с точки зрения интересующей нас проблемы, являются предложенные Л.М.Митиной [1] модели профессионального функционирования личности педагога, которые не только раскрывают логику выбора профессии, подготовки к ней, но и рассматривают стратегии профессионального развития личности. В данной модели автор выделяет стадии профессионального развития и стратегии, доминирующие в них:

стадия профессионального самоопределения − пассивная стратегия профессионального поведения, проявляющаяся в приспособлении и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам;

стадия профессионального самовыражения − активная стратегия профессионального поведения, направленная на развитие и проявляющаяся в стремлении к профессиональному самовыражению и самореализации личности профессионала;

стадию самореализации − стратегия выхода за рамки профессии, направленная на реализацию творческого потенциала.

Стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде были описаны Н.Бетц, а вслед за ним – Е.А.Могилевкиным. В соответствии с их точкой зрения формируемая в вузе профессиональная база должна включать в себя такие понятия как «карьерная компетентность» и «карьерная самоэффективность». Карьерная компетентность выражается в системном представлении о карьере, возможностях и путях карьерного роста, а карьерная самоэффективность – это способность к карьерному целеполаганию, карьерному планированию и умению решать карьерные проблемы [4]. В исследовании И.В.Афанасенко представлены три вектора предметной направленности стратегий построения профессиональной карьеры: на себя (адаптация, стагнация, развитие), на преобразование других людей (манипуляция и сотрудничество) на преобразование профессиональной деятельности (стабилизация и сотрудничество) [5].

Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целе- образование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата - «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональном целеполагании, различают:

сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое)

слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).

Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл - это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя. Эмоции - субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной деятельности, окрашивая ценностные ориентации, идеалы превращают их в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему духовных ценностей человека, его профессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыслы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий может наблюдаться потеря смысла работы. У человека «опускаются руки» при малейших трудностях.

Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров.

34.Проблемы профессионального здоровья

В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на челове­ка как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вы­ звано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузка­ ми, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность.

Продуктивной основой для анализа комплекса вопросов, относящихся к про­блеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности [7, 9]. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности — от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Процесс непрерывного психологического сопро­вождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специ­алиста и его последующего профессионального функционирования. Таким обра­зом, данная концепция ориентирует практическую психологию на формирование целостного (т. е. не усеченного по составу исследуемых проблем) и достаточно сбалансированного (по степени их изученности) знания о психологическом обес­печении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути.

Пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкла­дывать в понятие профессионального здоровья. Определенные соображения на этот счет уже высказываются. Так, В. А. Пономаренко [8] рассматривает профес­сиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенса­торные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Централь­ный пункт в данной трактовке — вопрос о функциональных состояниях и, соответ­ственно, оценке функциональных резервов. Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия. По мнению А. Г. Маклакова [4], профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональ­ной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Теперь остановимся, следуя логике концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, на обсуждении ряда вопросов профессиональ­ного здоровья и долголетия. Сразу оговоримся, что их современное освещение в литературе представлено явно неполно и неравномерно, что не позволяет пока дать исчерпывающие ответы на многие из этих вопросов.

Профессиональная патология

Профессиональная патология, или учение о профессиональных болезнях, - раздел клинической медицины, предметом изучения которого являются болезни, возникающие под влиянием неблагоприятных условий производственной среды или трудового процесса. Профессиональная патология посвящена изучению вопросов клиники, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики тех заболеваний, в этиологии которых воздействию неблагоприятных факторов производственной среды принадлежит решающая роль. Факторы производственной среды или трудового процесса, оказывают
неблагоприятное влияние на организм работающих, а при определенной длительности и интенсивности этого влияния вызывающие патологические состояния или развитие соответствующих нозологических форм болезнен, называются профессиональными
вредностями.

Профессиональные вредности чаще всего связаны с производственным процессом, его технологией и оборудованием. Сюда относится: а) химические токсические вещества; б) производственная пыль; в) физические факторы (шум, вибрация, повышенное или пониженное атмосферное давление, высокая и низкая температура, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, электромагнитное, ионизирующее и лазерное излучение, повышенный уровень статического электричества и др.); г) биологические производственные факторы (антибиотики, грибы-продуценты, дрожжевые и дрожжеподобные грибы, микро- и макроорганизмы, ферментные препараты и др.).

Профессиональные вредности могут быть связаны также с трудовым процессом, его организацией, напряженностью и длительностью. Сюда относятся: а) физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата - подъем и переносе тяжестей, длительное неудобное положение тела и т. д.; б) перенапряжение отдельных органов и систем (мышц, нервной системы, органов зрения, слуха и др.); в) частые однообразные движения; г) гиподинамия и т. д.

Профессиональные вредности не только способны вызывать профессиональные заболевания, но могут оказывать влияние и на течение общих, этиологически не связанных с трудовой деятельностью, болезней сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания, кроветворных органов, опорно-двигательного аппарата, кожи и др., вызывая их обострения, осложнения и рецидивы.

Неуклонный рост заболеваний аллергической этиологии, связанный в определенной степени с увеличением производства и применением различных химических веществ, являющихся потенциальными аллергенами, получил отражение и в клинике профессиональных болезней (рост числа случаев профессиональных аллергозов верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы, псориаза, дерматозов и др.). Это определяет необходимость разработки комплекса специфической аллергодиагностики профессиональных аллергозов, наиболее раннего их распознавания, методов специфической «этиологической» терапии и правильного подхода к решению вопросов медицинской и социально-трудовой реабилитации больных.

Серьезное внимание профпатологов и гигиенистов привлекает и проблема возникновения опухолей от производственных канцерогенов и их профилактика.

Большое значение на современном этапе приобретает оптимальное решение вопросов медицинской и трудовой реабилитации больных со стертыми (пограничными) формами профессиональных заболеваний.

Таким образом, наряду с далеко еще не решенными, так называемыми старыми проблемами в области пылевой патологии, гематологии, вибрационной, шумовой патологии и других форм, которые сохраняют свою актуальность, перед современной клиникой профпатологии встают новые задачи, новые весьма важные и сложные проблемы, разрешение которых требует и новых методологических подходов, новых организационных форм. Для успешного решения поставленных задач наряду с разработкой общетеоретических основ гигиены труда и профессиональной патологии особого внимания требует правильное использование их для практики здравоохранения.

36.Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация – по большому счету перенос своих профессиональных качеств и навыков в повседневную жизнь. Примеров профессиональной деформации огромное множество и перечислять их можно бесконечно.

Каждый из нас большую часть своей жизни проводит на работе, и мы неосознанно переносим какие-либо профессиональные навыки и привычки в личную жизнь. Именно по такой деформации можно определить, чем по жизни занимается человек. Ведь согласитесь, если на вашем пути встречается человек, постоянно указывающий что и как правильно делать, вы невольно решите что он учитель. А знакомого пытающегося решить ваши личные проблемы вы посчитаете психологом. Из всего перечисленного выше и складывается понятие профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Виды профессиональной деформации

Общепрофессиональные деформации – деформации свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;

Специальные профессиональные деформации – данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката – изворотливость, у прокурора – обвинительная способность;

Профессионально-типологические деформации – виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности;

Индивидуальные деформации – деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность.

37.Стрессогенные факторы профессиональной деятельности

Работы в области исследования профессионального стресса в целом имеют эмпирическую направленность и представляют собой описание разнообразных факторов, обусловливающих развитие стресса, способов и механизмов адаптации человека к условиям рабочей ситуаций, набора диагностических методик и оптимизационных процедур.

Выделяют достаточно большое количество видов профессионального стресса, которые могут быть вызваны различными факторами, связанными с трудовой деятельностью, с ролью работника в организации, с взаимоотношениями на работе, с деловой карьерой, с организационной структурой и психологическим климатом, неорганизационными факторами. Имеющиеся классификаций профессионального стресса, отличаются как степенью детализации, так и концептуальными подходами. Например, Ю.В. Щербатых [37] все факторы, вызывающие производственный стресс, предлагает условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).

К первой группе (объективные факторы стресса) относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно — так, например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.

Группы факторов Факторы Краткая характеристика
Коммуникативные 1.Вертикальная структура 2.Горизонтальная структура Формальные отношения в системе подчиненности. Неформальные отношения с сотрудниками и клиентами.
Информационные 1.Алгоритмизация 2. Эвристичность Последовательность и упорядоченность операций. Объем творческого компонента труда.
Эмоциогенные 1.Ответственность 2. Опасность Мера влияния на судьбы других людей. Степень риска для своего здоровья и жизни.
Физиолого-гигиенические 1. Обитаемость 2. Ритмичность Вредные факторы рабочей среды Соотношение с биоритмами организма

38.Психогигиена профдеятельности

Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности — разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала. Очевидно, что эти задачи не могут решаться в отрыве от общих проблем психогигиены. Кроме того, на производстве зачастую трудно выделить их из общей психологической работы, которая помимо психологической оптимизации деятельности всегда несет психотигиеническую нагрузку. Так, уже психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение, особенно в тех видах деятельности, которые связаны с работой в сложных или опасных условиях (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжелые климатические условия и пр.). Но психотравмирующие факторы, которые могут привести к невротизации, имеются и в обычных широко распространенных профессиях, где отбор практически не проводится, — например, в деятельности учителя. В этих случаях психогигиенические функции необходимо передавать системе профориентации для выявления групп риска по отношению к воздействию профессиональных вредностей данной специальности. Здесь тесно переплетаются задачи психогигиены и психопрофилактики.

На этапе профессионального обучения основной задачей психогигиены выступает профилактика эмоциональной напряженности, дидактогений, т. е. психологических реакций на негативное воздействие педагога, а также переутомления, особенно частого в период экзаменационных сессий (Вопросы..., 1971).

В задачи психогигиены на этапе регулярной профессиональной деятельности входят изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, непосредственно связанных с особенностями данной деятельности. Это прежде всего отрицательные факторы рабочей среды: высокие и низкие температуры, влажность, вибрация, шум и пр., негативное воздействие которых на психику человека достаточно подробно описано (напр.: Вопросы..., 1971). Эти факторы специфичны для каждого вида профессиональной деятельности. Существует также ряд неспецифических негативных факторов, которые могут возникать в любом виде профессиональной деятельности, Можно выделить две группы таких факторов.

1. Объективные—порождаемые условиями самой работы или неправильной ее организацией. Сюда относятся, например, переутомление, чрезмерная психическая напряженность, отрицательный социально-психологический климат и конфликты в коллективе, резкое изменение профессиональных требований в конкретной области.

2. Субъективные — прежде всего такие особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным и, в значительной степени, естественным трудностям профессиональной деятельности. Отрицательное воздействие этих факторов может проявляться даже в объективно благоприятных условиях деятельности и приводить к возникновению негативных психических состояний и неврозов.

Обе группы факторов тесно связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям личности, нежелательным для данной деятельности и переводящим человека в группу риска. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя именно при дополнительном объективном воздействии отрицательных особенностей деятельности.

39.Феномен «эмоционального выгорания».Методы и методики диагностики,профилактики эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении.

Впервые этот феномен был описан в США в 1974 году и получил название «burnout».
Синдром эмоционального выгорания рассматривается в психологии как следствие огромных эмоциональных затрат, при которых всегда требует общение с людьми. Подобному патологическому состоянию особенно подвержены люди таких профессий как, педагоги, медицинские работники, руководители предприятий, торговые представители, социальные работники и т.п.

На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий. Так, согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития:

Первая стадия. На этой стадии патологии человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям;

Вторая стадия. Этот этап сопровождается стрессом и его типичными проявлениями;

Третья стадия. Возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции;

Четвертая стадия. На этом этапе эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания хронического стресса, проявляясь как психологическое и физическое истощение и переживание собственного неблагополучия.

Клинические проявления эмоционального выгорания условно делятся на три обширные группы: физические поведенческие и психологические. В первую группу входят такие симптомы, как синдром хронической усталости, проявления астении, головные боли, нарушения со стороны пищеварительной системы, потеря или стремительный набор массы тела, нарушения сна, артериальная гипертензия, тремор конечностей, тошнота, одышка, боли в сердце и т.д. Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее.

Профилактика описываемого синдрома крайне важна для представителей всех профессий, в особенности тех, что входят в группу риска. По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т.п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало. Профилактика профессиональных стрессов должна являться важной задачей и для руководителей. Демонстрация карьерных перспектив, грамотная система поощрений, по возможности внесение разнообразия в деятельность подчиненных, проведение совместных праздников и просто поддержание дружественной атмосферы в коллективе.


 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.019 с.)