Некорректный язык описания личности при сообщении результатов тестирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некорректный язык описания личности при сообщении результатов тестирования



Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации. Это выражается в употреблении таких терминов, как: тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т. п. Клиенту часто говорится, какой он упорный, замкнутый, осмотрительный. Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает: педантичностью, упрямством, раздражительностью и т. п. Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.

27.Профпригодность и профадаптация

Профессиональная пригодность - это соответствие моральных качеств, психофизиологических показателей и интересов определенному виду трудовой деятельности. Профессиональная пригодность во многом зависит от трудовой мотивации и склонностей индивида реализовать свои потенциальные возможности и способности в какой-либо отрасли.

По мере накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности того или иного индивида.

В рамках определенного производства складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых являются личностные характеристики работника. Можно выделить основные качества личности, которые наиболее востребованы в современных условиях:

1) коммуникабельность;

2) целеустремленность;

3) ответственность;

4) высокое интеллектуальное развитие и хорошая обучаемость;

5) соответствие психологических особенностей профилю работы.

Особое значение имеет соответствие психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей, например в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и желание помочь людям; в военных специальностях - патриотичность, ответственность, дисциплина и моральная стойкость.

Для определения набора профессионально значимых свойств личности существуют определенные методики как в образовательных учреждениях, так и в психологических службах на производстве, они обычно состоят из прохождения тестов и собеседования с кандидатами. Важнейшим качеством личности при приеме на работу является ответственность.

Под профессиональной адаптацией обычно понимают "вживание" сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе. Профессиональная адаптация включает самоидентификацию с новой ролью, статусной характеристикой и принятие культуры и ценностей профессиональной среды.

Социализация (адаптация) работника на новом рабочем месте зависит от того, насколько хорошо человека принимает коллектив, да и вся организация в целом.

Ресоциализация - повторная социализация, связанная с переходом на новую должность или на другое место работы с сохранением прежней должности.

Адаптивное профессиональное поведение включает:

1) функциональное поведение, т. е. соответствующее данной профессиональной роли и адекватное в данных условиях;

2) экономическое поведение, когда индивид ориентируется на оптимальный баланс между вкладом в трудовой процесс и компенсацией вложенных усилий;

3) стратификационное поведение - ориентацию на достижение определенных статусных характеристик;

4) инновационное поведение, которое предполагает введение в трудовую деятельность новшеств;

5) конформное поведение, которое характеризуется приспособлением индивида к установкам и мнению большинства в коллективе;

6) конвенциональное поведение основано на установлении договоренности (явной или латентной) на поддержание определенных статусно-ролевых позиций;

7) церемониально-субординационное поведение, которое включает соблюдение профессионального этикета, продуцирование и транспортировку культурных паттернов профессии и профессиональных традиций.

Дезадаптивным профессиональным поведением считается:

1) характерологическое поведение, под которым понимается проекция личностных характеристик (в основном неконгруентных) на рабочую среду;

2) противоправное поведение;

3) административно-управленческое поведение с превышением служебных и профессиональных полномочий;

4) дисфункциональное поведение, включая профессиональную некомпетентность;

5) индивидуально-целевое поведение, связанное с реализацией личных целей вне зависимости от пожеланий коллектива;

6) имитационное поведение, проявляющееся в псевдоактивности работника;

7) отклоняющееся поведение, характеризующееся асоциальными привычками и склонностями в профессиональной деятельности.

Посредством трудового поведения человек не только сам приспосабливается к трудовой среде, но и преобразует ее в соответствии со своими профессиональными установками.

28.Профессионализм и модели специалиста

Психология профессионализма — один из разделов психологии труда, находящийся на пересечении психологии труда и акмеологии [88] (см. рис. 2.1).

А. К. Маркова в связи с характерной ролью человека в процессе деятельности и отношения к ней выделяет разные виды труда, отражающие личностную и профессиональную зрелость человека, этапы его восхождения на вершину профессионализма [88]:

Труд по самообслуживанию Человек — индивид
Потребительный труд Человек — работник
Общественно-полезный труд Человек — социальный индивид
Исполнительный производительный труд Человек — деятель
Квалифицированный производительный труд Человек — специалист
Совместный организованный производительный труд Человек — участник совместного труда
Свободный самостоятельный производительный труд Человек — субъект труда
Труд по самообслуживанию Человек — индивид
Профессиональный производительный труд Человек — профессионал, компетентный деятель
Творческий производительный труд Человек-творец — изобретатель, новатор, суперпрофессионал

Профессионализм понимается как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда («нормативный профессионализм»); «реальный профессионализм» отражает факт обладания человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой личности [88, с. 31]. Смежным с профессионализмом является понятиекомпетентности — совокупности знаний, осведомленности, авторитета в какой-либо области.

Различаются следующие виды профессиональной компетентности:

♦ специальная компетентность — высокий уровень владения профессиональной деятельностью, способность проектировать свое профессиональное развитие;

♦ социальная компетентность — владение приемами профессионального общения, сотрудничества, позволяющими успешно выполнять совместную деятельность, ответственность за результаты своего профессионального труда;

♦ личностная компетентность — владение приемами самовыражения и саморазвития, средствами противодействия профессиональной деформации личности;

♦ индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития личности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд — без перегрузок, хронической усталости, возрастного снижения продуктивности.

Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой труда. В профессиях типа «человек-человек» особое значение приобретает подсистема психологической компетентности, обеспечивающая эффективное взаимодействие в субъект-субъектных отношениях. Психологическую компетентность понимают как систему знаний о человеке как индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, включенном в межличностное взаимодействие, которая обеспечивает его эффективность. В свою очередь в психологической компетентности различают несколько подсистем:

♦ социально-перцептивную (знание людей в силу наблюдательности и проницательности);

♦ социально-психологическую (знание закономерностей поведения и деятельности человека, включенного в социальную группу);

♦ аутопсихологичёскую (самопознание, самооценка, самоконтроль эмоций, состояний, работоспособности, поведения, а также самоэффективность);

♦ коммуникативную (знание стратегий и методов эффективного общения);

♦ психолого-педагогическую (знание методов осуществления влияния).

При акмеологическом подходе профессионализм понимается не только как условие достижения высоких профессиональных результатов, но и в широком смысле — как успешность реализации человека в жизни; профессионализм понимается как своеобразие психологической организации личности, в том числе как отношение человека к труду и состоянию своих профессионально важных качеств. Поэтому можно различить две стороны профессионализма: состояние мо-тивационной сферы человека (мотивы, смыслы, цели, удовлетворенность трудом) и состояние операционной сферы (приемы, средства деятельности, способности, знания, умения, навыки) [88, с. 39-41]. Интеграция вышеуказанных составляющих выражается в понятии «модель специалиста».

Различают модель специалиста и модели подготовки специалиста, модели начинающего, опытного и успешного специалиста. Модель специалиста может включать следующие компоненты:

♦ профессиограмму (описание психологических требований профессии к деятельности и личности человека);

♦ профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста, его профессиональных задач в условиях конкретной должности — на данном рабочем месте);

♦ квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды).

29.Самопрезентация:правила поведение на собеседовании

Самопрезентация — это умение словесно красиво и эффектно показать самого себя, продемонстрировав свои лучшие профессиональные и личностные качества.

Чтобы успешно презентовать себя на собеседовании, будьте готовы ответить на такие вопросы:

расскажите о себе;

опишите себя со стороны — как вас видят друзья, знакомые;

расскажите о последнем месте работы и причине ухода;

опишите вашего бывшего начальника;

что вы слышали о нас;

почему вы хотите работать именно в нашей компании;

какие ваши сильные стороны;

какие у вас недостатки;

что вам больше всего нравится выполнять на работе;

что вам не нравилось на бывшей работе;

чем вы увлекаетесь помимо работы;

какая у вас цель в жизни;

каким вы видите себя через пять (десять) лет;

на какую зарплату вы рассчитываете.

Успешная самопрезентация на собеседовании состоит в том, чтобы даже негативную информацию о себе (увольнение, судимость, отсутствие диплома) показать работодателю с выгодной стороны, а недостатки превратить в достоинства. Расскажите, какой урок вы извлекли из совершенных ошибок. Подготовьтесь к неожиданным компрометирующим вопросам и словесным ловушкам, типа «Если бы вам повысили жалование на бывшей работе, вы бы вернулись туда?»

Жесты тоже помогают создавать ваш образ. Поэтому, если у вас запланировано собеседование, продумайте следующие моменты:

Как и когда вы улыбаетесь?

Как вы держите осанку, когда сидите?

Удается ли вам налаживать зрительный контакт?

Не выглядите ли вы нервным, суетливым?

Как вы держите свои руки при разговоре?

Насколько уверенно вы входите в комнату?

Что выражает ваше рукопожатие — силу или неуверенность?

Не нарушаете ли вы личное пространство человека при общении?

Не прикасаетесь ли к себе слишком часто во время разговора?

Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять, как вести себя на собеседовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.024 с.)