Дидактика как педагогическая теория обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактика как педагогическая теория обучения.



Понятие «дидактика» и ее исследование в педагогике. Основные категории: процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения. Выделение из дидактики частных методик преподавания учебных дисциплин, ее влияние на их развитие. Задачи современной дидактики. Нормативные документы, отражающие содержание образования Государственный образовательный стандарт (стандарт - норма, образец), базисный учебный план - составная часть Государственного стандарта, типовые учебные планы. Учебные программы: типовые, рабочие, авторские. Структура учебных программ.

1.4. Методы обучения и их классификация.

Понятие «метод обучения». Основные группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы продуктивного обучения; методы контроля и самоконтроля в обучении. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Словесные методы обучения: рассказ, беседа, учебная лекция.Наглядные методы обучения: методы иллюстрации и демонстраций. Демонстрация учебного кино. Использование учебного телевидения, информационных технологий. Связь

наглядных и словесных методов обучения. Практические методы обучения: выполнение упражнений, лабораторные опыты, задания учебно-тренировочного характера. Индуктивные и дедуктивные методы: репродуктивные и проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы.

1.5. Творческие методы обучения. Типы творческих уроков.

Креативные (творческие) методы обучения: придумывания, метод «если бы...», метод гиперболизации, метод агглютинации (соединить несоединимые в реальности качества), метод аналогии и ассоциации. Типы творческих уроков: урок-фантазия, урок-путешествие, урок-игра, уроки технического, прикладного творчества и т.д. Методы развития воображения, фантазии, творческих способностей детей. Методика Дж.Родари.

1.6. Формы учебных занятий. Урок - основная форма обучения.

Понятие о формах учебных занятий (уроки, лекции, семинары, групповые формы занятий, практикумы, факультативные занятия, защита творческих работ, домашняя учебная работа студентов).

Урок - основная форма обучения. Типы уроков: традиционные; уроки когнитивного (познавательного), креативного (творческого), оргдеятельностного, коммуникативного типа. Структура урока. Педагогические требования к уроку. Подготовка преподавателя к уроку. Календарно-тематический план, рабочий план и конспект урока. Индивидуальный урок, его особенности.

1.7. Семья и социум в формировании и развитии личности ребенка.

Семья как личностно-развивающее пространство. Структура семейных отношений, культивирование ценностного отношения к членам семьи, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье).

Социокультурная сфера как фактор формирования личности. Сотрудничество школы, семьи, культурно-досуговых учреждений, учреждений дополнительного образования (спортивных секций, детских спортивных школ, экологических центров, домов детского творчества), детских музыкальных, художественных школ и школ искусств в формировании личности ребенка, развитии его творческих способностей. Формы сотрудничества.

1.8. Профессиональная деятельность и личность педагога.

Основные виды педагогической деятельности. Единство обучения и воспитания. Содержание педагогического мастерства: гуманистическая направленность личности, педагогические способности, педагогическая техника. Профессиональный рост, творческая индивидуальность, профессиональное саморазвитие педагога, педагогическая техника как форма организации поведения преподавателя. Самовоспитание в профессиональном становлении молодого педагога.

1.9. Народная педагогика как форма самовоспитания общества.

Основные направления народной педагогики - воспитание людей всех возрастов, формирование их отношений между собой и окружающим миром (обряды, обычаи, сказки, пословицы, поговорки, домострой). Труд - фундамент народной системы воспитания. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Народные традиции физического, экономического, экологического воспитания, эстетизация среды обитания. Совершенный человек как цель народного воспитания. Образ совершенного человека в сказках разных народов, былинах, пословицах, русских народных песнях. Признаки природосообразности в народной педагогике.

Идеи и опыт народной педагогики в воспитании детей.

Понятие народная педагогика. Детский фольклор-неписанная хрестоматия по народной дидактике для детей разных возрастов. Средства народной педагогики. Пословицы. Многозначность пословицы как педагогического суждения. Воспитание трудолюбия - ведущая идея пословицы. Русские народные загадки -материал для умственного и творческого развития школьников. Сказки. Особенность сказок как народных средств воспитания и формирования нравственного идеала. Педагогические цели сказок. Скороговорки метод развития чистоты речи. Применение различных жанров народного творчества в обучении и воспитании детей.

1.11. Организация праздников в школе.

Школьный праздник как комплексная воспитательная деятельность, целостная система художественных образов, средств эмоциональной выразительности (карнавальность, театральность, другие жанры художественного творчества). Циклограмма школьных праздников. Методика организации и проведения.

1.12. Андрагогика - наука об образовании взрослых. Особенности деятельности специалистов-андрагогов.

Объект и предмет науки. Концепция непрерывного образования взрослых. Структура и формы образования взрослых в России. Общее и различное в педагогике и андрагогике. Основные роли и функции преподавателя в андрагогической модели обучения. Принципы взаимодействия обучающихся и обучающих в процессе планирования, организации, реализации и оценки процесса обучения. Основные умения, навыки, знания, качества и ценностные ориентации преподавателя - андрагога.

1.13. Методы контроля и самоконтроля в учебной и творческой деятельности учащихся.

Понятие о контроле за учебной деятельностью. Педагогические требования к контролю в процессе обучения. Методы устного контроля. Индивидуальный и фронтальный опрос. Методы письменного контроля. Письменные контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, тесты. Методы контроля в детских школах искусств, музыкальных школах, учреждениях дополнительного образования. Просмотры произведений изобразительного, декоративно-прикладного, фото искусства учащихся. Выставки учебных работ.

Контрольные, открытые уроки-показы в классах хореографии, театрального искусства, отделения раннего эстетического развития. Прослушивание: технические зачеты, академические концерты на музыкальных отделениях детских школ искусств.

Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.

Сущность педагогического взаимодействия. Роль общения в развитии личности. Виды отношений педагогов с учащимися. Стили педагогического общения: авторитарный, либеральный, демократический. Педагогический такт и этика преподавателя во взаимоотношениях с учащимися, коллегами, родителями.

Педагогика сотрудничества как смысл совместной деятельности педагогов и учащихся.

Педагогическая технология организации коллективной деятельности детей.

Сотрудничество школы, семьи, общественных организаций, учреждений культуры в совместной воспитательной работе, участие в организации совместных коллективных дел детей.

Психология.

2.1 Психология как наука. Методы исследования в психологии.

Происхождение термина «Психология». Объект и предмет психологии. Понятие «психика». Определение психологии как науки. Отрасли психологии.

Основные методы психологических исследований, применяемые для сбора информации. Наблюдение. Самонаблюдение. Виды наблюдения в психологии. Эксперимент как метод познания психических явлений. Особенности эксперимента и его применение в психологии. Вспомогательные методы психологических исследований: анкеты - сбор фактов на основе письменного опроса. Закрытые и открытые анкеты; беседа, интервью - сбор фактов в процессе личного общения; анализ продуктов деятельности - сбор фактов при анализе результатов психологической деятельности (игровой, трудовой, учебной), анализ документов. Тесты. Биографический метод исследования (изучение психики на основе фактов исследования биографии человека).

2.2. Память. Виды и особенности памяти.

Определение и общая характеристика памяти. Значение памяти в жизни и деятельность человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, по смежности, сходству и контрасты.

Виды памяти и их особенности. Классификация видов памяти по характеру технической деятельности: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная; по характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная. Деление памяти по времени хранения информации: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая.

Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Осмысленное и механическое запоминание. Метод повторения. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание. Влияние памяти на развитие личности, специалиста, его профессиональную деятельность. Способы сохранения памяти.

2.3. Воображение и творчество.

Понятие о воображении. Виды воображения, их особенности. Пассивное, активное. Воссоздающее воображение - конструирование новых образов. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов; реалистическое, фантастическое; мечты. Функции воображения: предвосхищение будущего, стимулирование, планирование. Роль воображения в жизни человека. Воображение и мышление.

Воображение и творчество. Приёмы создания образа воображения: гиперболизация (преувеличение или преуменьшение), агглютинация («склеивание» различных, в повседневной жизни несовместимых качеств, частей), метафора (перенесение значения с одного предмета на другой), схематизация. Роль воображения в профессиональной деятельности.

2.4. Мышление как высший психический процесс.

Понятие о мышлении. Теоретическое и практическое мышление. Подвиды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Виды мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Воля и процесс мышления. Влияние интеллектуальных чувств (сомнение, уверенность, любознательность) на процесс мышления. Качества ума, интеллектуальные: гибкий ум, широкий ум, быстрота мысли, целеустремленность и самостоятельность мышления, интуиция. Репродуктивность и творческое мышление, особенность творческого мышления - индивидуальность и оригинальность результата.

2.5. Эмоциональная сфера личности.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Понятие об эмоциях. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, оценочная, стимулирующая.

Влияние эмоций на настроение и поведение человека. Эмоциональные состояния: аффект, стресс, страсть настроения, чувство. Чувство как развитая и сложная форма эмоциональных процессов человека. Виды высших чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические, профессиональные.

Эмоциональные свойства личности: впечатлительность, отзывчивость. Проявление чувств и эмоций в различных видах деятельности: учебной, творческой, в общении и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.038 с.)