Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ІІ. Организационно-методические указания

Поиск

С.И. Кудинов, А.И. Савченко

 

Вопросы и ответы

для самостоятельной подготовки

студентов к Государственному экзамену

по психолого-педагогической подготовке

 

 

Симферополь, 2013


УДК – 371/33

ББК – 6501/74.58

К – 88

 

С.И. Кудинов, А.И. Савченко.Вопросы и ответы для самостоятельной подготовки студентов к Государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке – Симферополь, 2013. - 120 с.

 

 

Настоящее пособие призвано оказать помощь студентам университета для успешной сдачи государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке.

Оно может быть использовано и при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине: «Методика преподавания экономики».

Пособие может представлять интерес и для преподавателей экономических дисциплин.

 

 

© Симферополь, 2013


Содержание

Методика преподавания экономики. Ведение……………………….7

Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания экономики»………………………………………………………………………….8

1. Сущность, предмет и задачи методики преподавания экономики…16

2. Сущность и факторы успеха педагогического процесса……………17

3. Принципы обучения экономическим дисциплинам и их характеристика…………………………………………………………………………19

4. Классификация и характеристика основных методов обучения …...20

5. Система форм высшего экономического образования в Украине….23

6. Сущность и цели наглядности в преподавании экономических дисциплин……………………………………………………………………….24

7. Современные проблемы организации экономического образования в Украине в свете Болонского процесса……………………………………...26

8. Экономическое мышление как цель экономического образования..27

9. Источники экономической информации и их особенности………..29

10. Активизация обучения как педагогическая проблема……..............30

11. Основное назначение лекций по экономическим дисциплинам, их основные виды и требования к ним………………………………………...32

12. Понятие педагогических технологий, признаки и классификация..33

13. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по экономическим дисциплинам…………………………………………..35

14. Содержание, задачи и цели изучения экономики в средней школе……………………………………………………………………………37

15. Методика проведения тренингов в экономическом обучении…………………………………………………………………………38

16. Сущность интерактивного обучения и его значение…….............40

17. Основы организации самостоятельной работы (СРС) при изучении экономических дисциплин……………………………………………….41

18. Консультации, их роль в управлении самостоятельной работой студентов………………………………………………………...................43

19. Кредитно-модульная система оценивания знаний……….............44

20. Тест как форма обучения, контроль и оценивание знаний……..46

21. Концепция экономического образования в Украине……………38

22. Требования к учителю экономики в средней школе и его функции…………………………………………………………………………48

23. Содержание и место самостоятельной работы преподавателя экономических дисциплин…………………………………………………..52

24. Педагогическое мастерство преподавателя экономических дисциплин…………………………………………………………………………...54

25. Психолого-педагогические основы методики преподавания……..55

26. Основные направления совершенствования высшего образования в Украине…………………………………………………….............................57

27. Определяющие черты личности педагога…………………………58

28. Гуманизация учебно-воспитательного процесса…………………59

29. Основные категории дидактики……………………………………61

30. Объект, предмет, задачи и функции педагогики………………….61

Литература……………………………………………………………..63

Коммуникационые процессы в обучении. Введение…....64

1. Общение. Его структура, стороны и функции…………………67

2. Вербальная коммуникация. Речь……………………………….67

3. Роль невербального общения в коммуникационном процессе.68

4. Интерактивная сторона общения. Кооперация и конкуренция.69

5. Особенности мыслительных процессов, культура профессионального мышления педагога………………………………………….69

6. Трансактный анализ общения (Э.Берн)…………………………70

7. Формирование первого впечатления и ошибки восприятия…..70

8. Психологические механизмы межличностного восприятия…..72

9. Информационная среда учебной деятельности, информационно-образовательная среда и информационно-обучающая среда………...73

10. Учебные действия в педагогической деятельности как средство решения учебных задач…………………………………………………74

11.Общение в педагогической деятельности как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса…………...75

12. Проблемы коммуникации в межличностном общении………76

13. Общение в коллективе. Механизмы группового воздействия на личность…………………………………………………………………77

14. Информационная культура педагога, пути ее развития, этапы становления. ……………………………………………………………77

15. Структура рабочей группы как совокупность различных психотипов личности…………………………………………………………78

16. Роль и функции коммуникации в конфликте…………………79

17. Информационная компетентность преподавателя высшей школы…………………………………………………………………………80

18. Влияние темперамента на обучение и поведение учащихся….81

19. Организационно-экономические условия реализации инновационно- образовательных технологий………………………………….82

20. Характер учебной деятельности студентов и их взаимодействие с преподавателем…………………………………………………………83

21. Технологии дистанционного обучения. Интерактивность в дистанционном обучении…………………………………………………..84

22. Педагогический менеджмент при публичном выступлении….85

23. Управление вниманием в ходе публичного выступления……86

24. Элементы педагогического менеджмента в споре и дискуссии. Виды спора………………………………………………………………87

25. Принципиальные модели, процессы коммуникации и их применение…………………………………………………………………88

26. Коммуникационные барьеры общения……………………….89

27. Психология педагогического влияния и дисциплина обучения……………………………………………………………………….90

28. Интерактивные методы обучения…………………………….91

29. Методы воздействия на личность в процессе общения…….92

30. Учебная деятельность с использованием современных средств массовой коммуникации и компьютерных технологий……………..92

Литература…………………………………………………………93

Психология деятельности и учебный менеджмент. Введение94

1. Учебная дисциплина "Психология деятельности и учебный менеджмент":………………………………………………………………96

2. Предмет и основы учебной дисциплины «Психология деятельности и учебный менеджмент»……………………………………97

3. Основы экономической психологии: понятие, предмет, цель, направления исследований…………………………………………….98

4. Деятельность: понятие, виды, компоненты………………….99

5. Строение деятельности……………………………………….100

6. Взаимосвязь психических процессов и деятельности………101

7. Психологическая готовность к деятельности: понятие, компоненты……………………………………………………………………102

8. Понятие об экономическом сознании……………………….103

9. Предпринимательство: понятие, структура, функции……...103

10. Психологический портрет предпринимателя……………….104

11. Личность как субъект деятельности. Структура личности...104

12. Этапы развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов).105

13. Трудовой коллектив: понятие, стадии развития…………….107

14. Стили руководства и принцип дополнительности в управлении организацией………………………………………………………….108

15. Корпоративная культура: понятие, компоненты…………...109

16. Социально-психологический климат в коллективе………..109

17. Профессиональный успех: понятие, этапы формирования, среда……………………………………………………………………….110

18. Профориентация: понятие, факторы………………………...110

19. Понятие о профессиологии и профессиограмме……………111

20. Профдиагностика: профотбор и профподбор……………….112

21. Профессиональный конфликт: понятие, виды………………112

22. Динамика профессионального конфликта…………………...113

23. Профессиональный стресс: понятие, виды…………………..113

24. Динамика профессионального стресса………………………114

25. Учебный менеджмент: понятие, цель, задачи, принципы…..114

26. Профессиональное самоопределение: понятие, влияющие факторы…………………………………………………………………….114

27. Выбор профессии, признаки ошибки выбора……………….115

28. Профессиональная самореализация: карьера, самоактуализация………………………………………………………………………116

29. Пирамида познания……………………………………………117

30. Мотивация профессиональной карьеры……………………...118

Литература…………………………………………………………118

 

 


Введение

Целью курса: «Методика преподавания экономики» является предоставление знаний по экономике, хозяйственной деятельности, воспитание экономического мышления.

Особенностью данного курса является попытка приблизить методику преподавания экономических дисциплин к лучшим образцам педагогической науки.

Предназначение этой дисциплины состоит в получении начальных представлений о методики преподавания вообще и особенностях проведения лекционных и семинарских занятий по экономике.

Обязательность преподавателя любой дисциплины – научить студентов активно мыслить, сформировать у них умение самостоятельно находить знания и самостоятельно учиться.

Право преподавать экономические дисциплины налагает на выпускника вуза особые требования как к специалисту в условиях динамичной смены экономической ситуации в Украине.

Основными задачами методики преподавания экономики являются:

- овладение как общими закономерностями и воспитания, так и их спецификой для экономических курсов;

- изучение путей и средств обучения экономическими дисциплинами;

- углубление навыков самостоятельной работы студентов;

- обеспечение единства обучения и воспитания в учебном процессе.

Практическое значение курса состоит в приобретение основ методических знаний, которые могут помочь молодому преподавателю в начале теоретического пути педагога.

Учебо-методическое пособие для студентов очной формы обучения для сдачи комплексного государственного экзамена по дисциплине «Методика преподавания экономики» содержит теоритические и практические рекомендации для успешной сдачи государственного экзамена студентами, а также может способствовать повышению уровня методической подготовки преподавателей экономических дисциплин.

Целью данного пособия является более углубленное изучение учебной программы «Методика преподавания экономики», выделение наиболее важных и актуальных вопросов, выносимых на государственный экзамен, предлагается план ответа на вопрос в билете.

 


І. Цели и задачи дисциплины

«Методика преподавания экономики»

Цель: сформировать у студентов знания методики преподавания, выработать первичные навыки преподавательской деятельности, решения психолого-педагогических ситуаций и анализа педагогического процесса.

Задачи:

§ Овладение теоретическими основами методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности;

§ усвоение комплекса практических приемов и методов преподавания;

§ выработка практических навыков и умений самостоятельного изучения методик и решения методико-педагогических ситуаций;

§ теоретическая и методическая подготовка к педагогической практике.

 

III. Содержание программы

Тема 11. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа преподавателя, обеспечивающая глубокие и прочные знания по своей и смежным дисциплинам, способствующая профессиональному росту, приучающая к постоянному теоретическому и методическому творчеству, формирующая и развивающая навыки научного исследования, воспитывающая собранность, целеустремленность, волю.

Самостоятельная работа преподавателя включает: изучение руководящих педагогических документов, усвоение учебно-методических материалов, разработку учебных материалов, методическую работу, научно-исследовательскую работу, глубокую психолого-педагогическую подготовку.

Самостоятельная работа учащихся способствует более глубокому и всестороннему овладению знаниями. Основные виды самостоятельной работы учащихся: самостоятельная работа на лекции, работа с литературой, подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам, написание курсовых и дипломных проектов.

Требования к самостоятельной работе.

Консультация как одна из форм учебно-воспитательного процесса, направленная на оказание помощи в самостоятельной работе и коррекцию учебной деятельности студентов.

Тема 12. Подготовка и осуществление контроля в процессе обучения

 

Контроль в учебном процессе – это специфическая форма обратной связи студентов с преподавателем, объективно необходимая и закономерная, сочетающая в себе как проверку уровня усвоения знаний, так и обучение и воспитание.

Функции контроля. Его виды, формы и методы.

Требования к контролю. Методика подготовки и осуществления контроля в учебном процессе.

Оценка как логический итог учебного контроля, ее функции.

 

Тема 13. Наглядность

Наглядность в преподавании как комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на органы чувств обучаемых с целью повышения эффективности преподавания и учения.

Необходимость наглядности в современном учебно-воспитательном процессе. Формы и виды наглядности.

Методические правила, обеспечивающие эффективность использования наглядности.

 

Тема 14. Организация и методика проведения педагогической практики студентов

Педагогическая практика студентов экономистов как важный составляющий элемент учебного процесса: практическое подкрепление теоретических знаний, овладение навыками и умениями, необходимыми для профессиональной педагогической деятельности. Задачи педагогической практики. Задачи педагогической практики:

1. Научить студентов методике подготовки и проведения учебных занятий: формулировать цель занятия, его главную идею и мировоззренческую направленность; отбирать учебный материал; применять наиболее эффективные методы и приемы обучения; составлять тексты и планы-конспекты занятий (лекций, семинаров).

2. Выработать навыки преподавания экономических дисциплин во всех его формах.

3. Овладеть методикой использования технических средств обучения, наглядных пособий.

4. Овладеть методикой проверки знаний обучаемых, технологией контроля и оценки знаний. Содержание педагогической практики. Отчетность. Итоговая конференция.

 

Характеристика

 

При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принцип обучения.

Принципы обучения – это руководящие идеи положения, определяющие требования к содержанию, организации и методике обучения.

Основные педагогические принципы:

1) принцип научности преподавания предлагает:

- научное изложение материала с учетом последних достижений науки, отказ от устаревших экономических догм;

- внимание к мировоззренческой стороне обучения;

- пропаганду успехов в развитии экономики в Украине;

- использование данных педагогики и психологии;

 

2) принцип практической направленности предполагает:

- раскрытие особенностей экономики Украины в современных условиях;

- показ роли специальности, по которой обучаются студенты в жизни страны;

- ознакомление с особенностями работы педагога, о требованиях к нему;

- моделирование на семинарских, практических занятиях проблемных ситуаций;

- встречи с педагогами средней школы;

 

3) принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала предполагает:

- базирование нового материала на предыдущем занятии;

- изучение материала от простого к сложному;

- учитывать междисциплинарные связи;

- сокращать до минимума паузы в изучении учебного материала;

 

4) принцип доступности обучения по глубине и наглядности с учетом экономической подготовки обучаемых предполагает:

- ознакомление педагога со всей программой обучения;

- знать уровень экономической грамотности обучаемых;

- не усложнять без необходимости учебный материал;

- организовать встречи с руководителями различных предприятий и экскурсии на них;

 

5) принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении предполагает:

- учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

- дифференцировать учебный материал;

- организовывать работу во внеучебное время;

- проводить консультации;

- уметь выделять одаренных учащихся;

 

6) принцип наглядности предполагает:

- широкое использование на занятиях технических средств обучения и правила их применения (по методу, времени, продолжительности и т.д.);

- применение макетов, схем, таблиц, газет, журналов;

- моделирование отдельных экономических ситуаций;

- организацию тренингов, экономических и ролевых игр, участие в пресс-конференциях, презентациях, круглых столах, научных конференциях и экскурсиях на предприятия;

 

7) принцип сочетания обучения и воспитания предполагает:

- пропаганду лучших достижений в экономике Украины;

- воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине;

- развитие лучших гражданских качеств у учащихся;

- формирование чувства гордости за свою страну и стремление сделать ее лучше.

 

Обучения

 

Метод обучения – это основные способы совместной деятельности обучающего и обучаемого в педагогическом процессе.

Факторы, определяющие применение тех или иных методов обучения:

 

1) цели и содержание учебного материала. Разные учебные дисциплины одинаковыми методами преподавать нельзя;

2) состав учебной группы (по возрасту, по уровню подготовки, по количеству);

3) материально-технические возможности школы или вуза (библиотека, музеи, компьютеры и т.д.).

Классификация методов обучения

По источнику передачи знаний различают следующие методы:

1) устное изложение материала - метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);

2) обсуждение изучаемого материала - повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);

3) наглядный метод -– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);

4) практическая работа - метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);

5) самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).

По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала и их активности:

1) академический - знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;

2) активный - «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого материала;

3) интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.

 

По способу передачи информации различают:

1) прямое обучение - преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;

2) исследование - вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;

3) моделирование - участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций.


Основные методы обучения:

1. Устное изложение материала

Требования к методу:

- высокая научность;

- тесная связь с жизнью;

- убедительность, логичность, эмоциональность;

- проблемность и вовлечение обучаемых в познании нового.

Формы реализации- рассказ, лекции, консультации, инструктаж) и т.д.

2. Обсуждение изучаемого материала. Это двухсторонний педагогический процесс, преследующий цель повторения, закрепления материала и получение новых знаний.

 

Требования к методу:

- умение интересно ставить вопросы;

- управлять аудиторией;

- развивать дискуссию;

- объективно оценивать знание учащихся.

 

Формы реализации: беседа, классно-групповые занятия, семинар, индивидуальное собеседование, конференции, круглые столы и т.д.

 

3. Показ (демонстрация). Это такая форма занятия, когда слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами с комментариями к ним.

 

Требования к методу:

- строгость отбора пособий и материалов;

- соблюдение меры;

- умение сочетать слово и показ.

 

Формы реализации- личный показ преподавателем демонстрации средств наглядности.

4. Упражнение – сознательное и многократное повторение определенных операций (действий) обучаемыми под руководством преподавателя.

 

Требования к методу:

- соблюдать последовательность упражнений и перехода от простого к сложному;

- создавать и поддерживать интерес;

- обучить самоконтролю;

- обеспечить состязательность.

 

Формы реализации - практические задания, тренинги.

 

5. Практическая работа. Этот метод требует определенных знаний, умений и навыков.

Требования к методу:

- иметь четкий план и цель занятия;

- обеспечить необходимое оборудование и материалы;

- сочетать индивидуальный и коллективный подходы.

 

6. Самостоятельная работа. Это когда обучаемые во внеучебное время отрабатывают полученные индивидуальные задания или занимаются самообразованием.

 

5. Система форм высшего экономического образования в

Украине

Формы учебного процесса:

Ø общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающиеся в учебном плане, расписании (лекции, уроки, семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Ø специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

Система форм высшего экономического образования:

• лекции;

• семинары, практические занятия;

• работа на компьютере;

• индивидуальное собеседование;

• рефераты, контрольные, курсовые работы;

• самостоятельная работа студентов;

• деловые игры;

• теоретические конференции;

• консультации преподавателей;

• производственная, педагогическая, преддипломная практика;

• зачеты, экзамены.

Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.

Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) - фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом. МПЭ синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний.

Основная проблема МПЭ - каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.

Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.

Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.

 

6. Сущность и цели наглядности в преподавании экономических дисциплин

 

В основе принципа наглядности лежит процесс познания человеком окружающего мира:

1) непосредственно-чувственый, когда объект познается с помощью органов ощущения;

2) опосредованный, когда явления и объекты не воспринимаются чувственно (приборы, фотографии, звукозаписи, моделирование и т.д.).


Причины, требующие применения этого принципа:

- ощущения – это первый этап познания человеком мира;

- познание – это единство чувственного и логического;

- 80% информации человек получает через зрение;

- образность усиливает запоминание материала.

 

Наглядность в преподавании - комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых: на зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Наглядное обучение построено на конкретных образах.

Цели:

1) формирование правильных представлений об изучаемом с помощью воздействия на психику обучаемых;

2) активизация мыслительных процессов и учебной активности.

Наглядность содействует развитию внимательности в той мере, в которой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание, но цель использования наглядности заключается в том, чтобы на определенном этапе познания обучаемые перешли от образа к обобщению.

 

Формы наглядности, используемые в учебном процессе:

- внутренняя - опора на прежние, отложившиеся в сознании образы;

- внешняя - состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде.

По видам внешняя наглядность подразделяется на натуральную, словеснообразную и изобразительную.

Натуральная - использование предметов, экспонатов такими, какими они есть в действительности.

Словеснообразная - использование художественных образов, ярких сравнений.

Изобразительная - применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы.

Изобразительная делится на:

ü образные средства (портреты, фотографии, картины);

ü условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска);

ü экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные);

ü звуковые средства (аудиозаписи).

Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ГСО).

 

Методические требования к наглядному обучению:

 

1) не допускается использовать более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2-часовой лекции по экономической дисциплине;

2) наглядность эффективна в сочетании со словом преподавателя;

3) учебный кинофрагмент сработает результативно, если будет продолжаться не менее 2 и не более 8 минут.

 

Особенности

Изучение экономических дисциплин должно основываться на поиске информации, направленной на формирование экономического мышления. Источниками экономической информации являются:

1) газеты, журналы, книги - печатные средства экономической информации;

2) лекции, доклады, семинары и другие устные средства экономической информации;

3) радио, телевидение, записи на аудио и видео дисках и др.;

4) интернет.

По содержанию среди источников информации можно выделить:

ü персональные труды теоретиков экономической науки. Используя эти источники, необходимо учитывать особенности периода написания работы;

ü с правочники, дающие базовые понятия экономических категорий;

ü с татистические источники, позволяющие с помощью цифр и их сравнения аргументировать экономические процессы;

ü у чебники и учебные пособия, содержащие наиболее полное, последовательное и логическое изложение экономической дисциплины;

ü э кономическая периодика - газеты, журналы (монографии, статьи, тезисы докладов, авторефераты), экономические новости, являющиеся оперативным, актуальным источником информации;

ü з аконодательные акты.

Успех в работе может принести только использование источников во всем их объеме и разнообразии.

Особенности экономической информации

Особенности видов экономической информации можно рассматривать с точки зрения фактической, оценивающей и рекомендационно-практической информации. Фактическая экономическая информация является учебным материалом, информацией для размышления и дискуссий. Оценивающая экономическая информация - анализ новых научных идей, взглядов и концепций. Рекомендационно-практическая информация связана с использованием конкретных приемов, механизмов и принципов, обеспечивающих принятие эффективных экономических решений и достижением конкретных результатов экономической деятельности.

Цифровая информация - важная составная форма выражения и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем. Оптимальное количество цифр для успешного усвоения цифровой информации – 5-7.

Методика работы с экономическими источниками

Методическая компетентность преподавателя экономики выявляется в применении эффективных средств подачи экономической информации. Экономическая информация, используемая в учебном процессе, должна быть систематизирована и структурирована посредством распределения информации на информационный, расширенный, проблемный, синтезирующий и контрольный блоки. В информационном блоке подаются базовая информация, ключевые понятия, принципы, формулы, цифровой материал. В расширенном блоке преподаватель раскрывает информацию для полемики и направления будущих исследований. В проблемно-синтезирующем блоке приводятся задачи и задания проблемного характера на основе изученного материала или на основе синтеза материалов нескольких тем.

Контрольный блок включает все виды тестов, вопросов, заданий для проверки усвоения учебной информации студентами.

При работе с экономическими источниками важно в потоке информации выбирать необходимые сведения.

 

Содержание, задачи и цели изучения экономики

В средней школе

Экономическое образование в школе – это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний, умений, поведенческих навыков, способствующих применению экономической теории и практики в конкретных ситуациях.

Основные задачи экономической подготовки школьников:

1)социально-личностное развитие школьников, т.е. формирование ценных установок, качеств, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в дальнейшем;

2) поведенческий и ценностно-смысловой аспект будущей карьеры школьника;

3) гражданское становление человека как гражданина Украины.

В средней школе при изучении экономики необходимо учитывать возраст учеников, их способность воспринимать экономические понятия и жизненный опыт.

Изучение экономики в средней школе направлено на достижение следующих целей:

- усвоение основ знаний о современной экономике;

- формирование осознанного гражданского экономического поведения;

- понятие экономических потребностей своей семьи;

- понятие об источниках формирования доходов граждан, семьи и общества;

- уяснение роли государства в экономической жизни общества;

- обучение анализу конкретных экономических ситуаций в семье и обществе;

- развитие экономического мышления;

- овладевать умением получать и практически ее осмысливать;

- вникать в экономическую ситуацию;

- подходить к оценке событий общественной и политической жизни Украины с экономической точки зрения.

Для достижения общих целей останавливают внимание на различных проблемах и знания преподносятся на уроках.

Методы и формы проведения занятий подбирает сам учитель.

Обучении

 

Термин «тренинг» имеет происхождение от английского слова, что переводится как воспитание, учеба, подготовка. Тренинг - это лишь англоязычная форма привычного слова «тренировка» как учебы с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельности. Другое дело, что формы тренинга со временем модернизируются. Опыт свидетельствует, что каждые 5-10 лет происходит обновление методических приемов. Современные технологии учебы бизнеса в значительной мере основываются на проведении специальных тренингов. Если разобраться, то и комбинированный тип урока имеет элементы типичного тренинга на закрепление базовых учебных знаний и навыков. А выполнение студенческих коллективных проектов - это тоже разновидность тренинга на развитие исследовательских навыков и профессиональных умений.

В экономическом образовании мы будем иметь дело с учебными тренингами, которые направлены на предоставление конкретных знаний, умений и навыков для формирования конкретных форм социального поведения в экономической сфере.

В настоящий момент в Украине действуют много агентств по развитию экономического предпринимательства, которые готовят тренинги по бизнес-дисциплинам и подготавливают тренеров для проведения семинаров. Важной особенностью тренинговых форм учебы является их направленность на практическую, а не на теоретическую учебу. Для тренингов очень подходит высказывание: «научить так. чтобы научиться делать самому».

Тренинговые технологии реализуют основные принципы инновационных методов учебы в подготовке современного предпринимателя. Эти технологии являются разновидностью образовательных технологий. Термин «тренинговый метод» используют в качестве более узкого понятия в сравнении с тренинговой техникой. Тренинговая техника характери- зует успеваемость и жизненные планы, которые более важны, чем затраты денег на одного ученика: количество учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе все работают один на одного, дело учителя за малым - помочь классу хорошо организовать уроки. Группа может включать от двух до двенадцати учеников, хотя высший предел достаточно условен. Педагоги давно увидели и определили в своей работе влияние микро-социальной среды на развитие человека.

Одной из форм работы малых групп является проектная работа. Проектная работа - это вид работы, целью которой является подготовка определенного конечного продукта совместной творческой деятельности группы студентов под руководством преподавателя. В проектной р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.013 с.)