Учебная деятельность с использованием современных средств массовой коммуникации и компьютерных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная деятельность с использованием современных средств массовой коммуникации и компьютерных технологий



Интернет предоставляет следующие возможности для целей образования: 1) электронная почта - для обмена информацией между студентами и преподавателями; 2) списки рассылки - для рассылки общей информации учебной группе и организации коллективных обсуждений; 3) передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер организовать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным обеспечением; 4) использование технологий WWW, которые в настоящее время могут служить базовыми технологиями для поддержки учебного процесса и тренинга в области СИТ и организации дистанционного образования с интерактивными и кооперативными элементами; 5) доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через Интернет.

 

Литература

1. Лучанская В.В., Коммуникационные процессы обучения. – Методическое пособие. – Симферополь, 2006.

2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.

3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб., 1999.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат – М., 2006.

Долинер Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты –Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003

5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 2002.

6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М., 2004.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.

8. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. - СПб., 2001.

9. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

10. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

11. Реформы образования. Аналитический обзор. Под общей редакцией В.М.Филиппова.- М., 2003.

12. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М.: Академия, 2000.

13. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. Под ред. Проф. А.Н. Тихонова. - М., 2007.

14. Управление образовательными системами: Для студентов вузов. Шамова Т.И. - М.: Академия, 2003.

15. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. –К.: «Ваклер».–2003.

Библиотеки

http://www.nbuv.gov.ua Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского

http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

http:// www.dissertational.narod.ru Российская библиотека диссертаций

http://orel.rsl.ru Открытая Российская электронная библиотека

 

Психология деятельности и учебный менеджмент

Введение

Совершенствование системы образования Украины направлено на решение важнейшей стратегической задачи – духовное преобразование современного общества. Новые подходы к человеку, к реализации индивидуальных и социальных ценностей в любой сфере его деятельности, в том числе и экономической, должны опираться на психологические знания.

«Психология деятельности и учебный менеджмент» - новая интегральная дисциплина, представляющая собой синтез отраслей двух наук, психологии и педагогики. Главная цель курса «Психология деятельности и учебный менеджмент» - сформировать теоретические знания психологических основ человеческой деятельности, в том числе профессиональной, возможностей самоуправления и самообразования, а также заложить основы элементарных педагогических умений.


Цели и задачи изучения дисциплины

 

Изучение курса имеет цель дать студентам экономических специальностей с правом преподавания экономики теоретические знания психологических основ деятельности и учебного менеджмента, а также сформировать первоначальные умения психологического анализа различных аспектов профессиональной деятельности и организации своей деятельности как преподавателя экономических дисциплин.

Задачи изучения учебной дисциплины:

- сформировать понимание взаимосвязи психических явлений и человеческой деятельности вообще и учебной, профессиональной деятельности в частности;

- изучить психологические особенности труда в организации, делового общения, профессиональных конфликтов и стрессов, а также методы их регуляции;

- дать основы планирования и управления образовательным процессом;

- научить пользоваться психодиагностическими методиками и методами планирования и управления учебным процессом на уровне первоначальных умений;

- сформировать умение управлять своим психическим состоянием в процессе учебной и профессиональной деятельности.

 

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- понятие и строение человеческой деятельности, ее виды и развитие;

- взаимосвязь психических процессов, свойств, состояний и деятельности;

- психологические особенности профессионального стресса и управление им;

- технологии успеха в профессиональной деятельности;

- актуальные проблемы делового общения;

- причины, предупреждение, разрешение деловых конфликтов;

- основные понятия профориентации;

- психологические особенности труда в организации;

- основы психодиагностики и управления своим психологическим состоянием;

- проблемы, решаемые учебным менеджментом;

- основы самоуправления в образовательном процессе.

УМЕТЬ:

- дать грамотную оценку психологическим факторам, влияющим на эффективность профессиональной деятельности;

- вести деловое общение в различных ситуациях;

- анализировать предконфликтные, конфликтные ситуации и психологически правильно предупреждать и разрешать их;

- использовать знания психологии и учебного менеджмента в решении актуальных проблем профессиональной и учебной деятельности;

- пользоваться психодиагностическими методами на уровне первоначальных умений;

- заниматься при необходимости аутотренингом, управлять своим психологическим состоянием;

- применять основные положения учебного менеджмента в качестве преподавателя и с целью профессионального самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учебная дисциплина "Психология деятельности и учебный менеджмент":

Человек, живя в обществе, общаясь с другими людьми, за­нимаясь деятельностью, развивает задатки и превращает их в спо­собности. В процессе жизни и деятельности человек формирует помимо способностей характер, направленность, волю, чувства, удовлетворяет свои материальные потребности, приобретает речь и мышление и т.д., то есть формирует свою индивидуальную пси­хологию. Каждый человек не только физически, физиологически, но психологически существенно отличается от других людей.

Экономисту чаще всего приходится иметь дело не только с отдельными личностями, а с малыми или большими группами лю­дей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, настроения, мнения, оценки и т.д. То есть все то, что в психологии и других науках по­лучило название - морально-психологический или социально- психологический климат коллектива.

«Психика» (в переводе с греческого - душа) - это субъектив­ный образ объективного мира. Она присуща человеку и живот­ным.

Деятельность - специфический вид человеческой активно­сти, направленный на познание и творческое преобразование, со­вершенствование действительности, самого себя и условий своего существования.

Основные задачи в изучении курса «Психология деятельно­сти и учебный менеджмент» состоят в том, чтобы:

1. Изучение психологиче­ских основ деятельности вообще и экономической профессио­нальной деятельности в частности, а также основ учебного менеджмента.

2. Формирование первоначальных навыков и умений гра­мотного психологического анализа различных аспектов профес­сиональной деятельности.

 

2. Предмет и основы учебной дисциплины «Психология деятельности и учебный менеджмент»

Традиция, которая была заложена Декартом, дала повод для появления двух подходов в психологии – менталистский, где психология выступает как наука о духе, и бихевиоральный, где предпринята попытка придать психологии естественнонаучный характер. Но с методологической точки зрения эти направления в своем основании имеют общую двухчленную схему анализа: воздействие на рецептирующие системы субъекта, отсюда возникающие ответные – объективные и субъективные – явления, вызываемые данными воздействиями. Главная задача, которая ставилась, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. В бихевиоризме – это двучленная схема – стимул-реакция.

Неудовлетворительность этой схемы заключаеться в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром (предметную деятельность).

Предлагается трехчленная схема: воздействие объекта – деятельность субъекта – изменение текущих состояний субъекта. Т.е. сознание определяется общественным бытием людей. Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект».

Предметом психологии – является психически управляемая деятельность. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных.

Принцип единства сознания и деятельности. С.Л.Рубинштейн, 30-е годы. Сознание порождается деятельностью (бытие определяет сознание); когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия. Единство, но не тождество сознания и действия. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения (исследования: ТППФ П.Я.Гальперина; ведущая деятельность у Д.Б.Эльконина; исследования по восстановлению чувствительности: разные задачи – разные возможности). Сознание и жизнь, сознание и поведение, сознание и деятельность взаимосвязаны. Сознание с необходимостью формируется деятельностью. Сознание постоянно проявляется в деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.011 с.)