Основы экономической психологии: понятие, предмет, цель, направления исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы экономической психологии: понятие, предмет, цель, направления исследований



Экономическая психология – это наука, занимающаяся исследованием поведения людей в условиях экономических отношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления.

Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.

Предметом экономической психологии являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.

Экономическое поведение – это поведение людей, вызванное экономическими стимулами, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

В настоящее время в отечественной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

· экономико-психологическая методология;

· история экономической психологии;

· психология экономической культуры;

· психология хозяйственных организаций;

· психология трудовых отношений;

· психология занятости;

· психология домашнего хозяйства;

· психолого-профессиональная и экономическая стратификация;

· психология истории хозяйства;

· психология экономического знания;

· психология денег;

· психология потребителя;

· психология спроса;

· психология накопления;

· психология экономического поведения;

· макроэкономическая психология;

· психология предпринимательской деятельности;

· психология рекламы;

· психология принятия решений в хозяйственной деятельности.

 

Деятельность: понятие, виды, компоненты

Деятельность - специфический вид человеческой активно­сти, направленный на познание и творческое преобразование, со­вершенствование действительности, самого себя и условий своего существования.

В деятельности человек:

1) создает предметы материальной и духовной культуры;

2) преобразует и развивает свои способности;

3) сохраняет и совершенствует природу;

4) строит общество и участвует в системе его различных структур, организаций и отношений;

5) создает то, что без его активности не существовало в при­роде.

Творческий характер человеческой деятельности проявляет­ся в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природ­ной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обу­словленные возможности.

Основные виды деятельности, свойственные всем людям:

1. Общение – это вид деятельности, направлен­ный на обмен информацией между общающимися людьми.

2. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

3. Учение – это вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

4. Труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование ору­дий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения про­изводительности и качества труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

 

Строение деятельности

1. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ра­ди чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной дея­тельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности:

1) органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребно­стей организма. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

2) функциональные мотивы удовлетворяют­ся с помощью разного рода культурных форм активности, напри­мер, игр и занятий спортом.

3) материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов до­машнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредст­венно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребно­сти.

4) социальные мотивы порождают различные виды деятельно­сти, направленные на то, чтобы занять определенное место в об­ществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

5) духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

2. Цель деятельности - это ее конечный продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретен­ные в ходе деятельности, творческие результаты (мысль, идея, теория, произведения искусства).

3. Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения, навыки, предметом тру­довой деятельности - создаваемый материальный продукт.

4. В структуре деятельности выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

1) действие - это часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную осознанную че­ловеком цель.

2) операция - это способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

5. Средства осуществления деятельности - это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

 

Взаимосвязь психических процессов и деятельности

Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему необходимо сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суж­дения, делать умозаключения. Следовательно, без участия психи­ческих процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участ­вуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приоб­ретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направле­ние и скорость движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, че­ловек не в состоянии представить и вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, усло­вием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображе­ния есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее процессам одновременно: запоминанию и воспроизведе­нию.

Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуется словосочетанием «ре­чевая деятельность». «Поскольку внутренние психические про­цессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.356 с.)