Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы экономической психологии: понятие, предмет, цель, направления исследований↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическая психология – это наука, занимающаяся исследованием поведения людей в условиях экономических отношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления. Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков. Предметом экономической психологии являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение. Экономическое поведение – это поведение людей, вызванное экономическими стимулами, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений. В настоящее время в отечественной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач: · экономико-психологическая методология; · история экономической психологии; · психология экономической культуры; · психология хозяйственных организаций; · психология трудовых отношений; · психология занятости; · психология домашнего хозяйства; · психолого-профессиональная и экономическая стратификация; · психология истории хозяйства; · психология экономического знания; · психология денег; · психология потребителя; · психология спроса; · психология накопления; · психология экономического поведения; · макроэкономическая психология; · психология предпринимательской деятельности; · психология рекламы; · психология принятия решений в хозяйственной деятельности.
Деятельность: понятие, виды, компоненты Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на познание и творческое преобразование, совершенствование действительности, самого себя и условий своего существования. В деятельности человек: 1) создает предметы материальной и духовной культуры; 2) преобразует и развивает свои способности; 3) сохраняет и совершенствует природу; 4) строит общество и участвует в системе его различных структур, организаций и отношений; 5) создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Основные виды деятельности, свойственные всем людям: 1. Общение – это вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. 2. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). 3. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. 4. Труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности и качества труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Строение деятельности 1. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности: 1) органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. 2) функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом. 3) материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. 4) социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. 5) духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. 2. Цель деятельности - это ее конечный продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в ходе деятельности, творческие результаты (мысль, идея, теория, произведения искусства). 3. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения, навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. 4. В структуре деятельности выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. 1) действие - это часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную осознанную человеком цель. 2) операция - это способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. 5. Средства осуществления деятельности - это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.
Взаимосвязь психических процессов и деятельности Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему необходимо сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения, делать умозаключения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направление и скорость движения, времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить и вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности. Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее процессам одновременно: запоминанию и воспроизведению. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуется словосочетанием «речевая деятельность». «Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.6 (0.007 с.) |