Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Объект, предмет, задачи методики преподавания в высшей школе

Поиск

 

Методика - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения как одного из важнейших составляющих человеческой деятельности. Предметные сферы методики: методы, средства, организационные формы учебно-воспитательного процесса, комплекс нормативных требований к деятельности обучающих и обучаемых.

Уровни и области применения методики. Межпредметные связи.

Основы методики преподавания общественных дисциплин. Особенности методики преподавания экономических дисциплин. Возрастание роли экономических дисциплин в современном обществе и соответственно – методики преподавания экономики.

Система образования Украины: структура, уровни. Целеполагающие субъекты системы образования. Требования к специалистам экономических специальностей.

 

Тема 2. Основные педагогические категории

Педагогика как наука.

Воспитание в системе образования: социальный, целенаправленный процесс формирования личности (поведения, мировоззрения, отношения к действительности). Виды воспитания.

Развитие – объективный процесс внешнего и внутреннего, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Виды развития.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица реализуются общественно обусловленные задачи.

Образование как система с определенной иерархией элементов; как процесс, предполагающий протяженность во времени и определенные изменения состояния участников процесса; как результат окончания учебно-воспитательного учреждения. Структура педагогического процесса. Педагогические принципы и их роль в организации педагогической деятельности.


Тема 3. Методы и формы обучения

Формы организации обучения. Различия форм организации в школе и вузе. Выбор форм проведения занятия. Модификация форм в зависимости от используемой технологии обучения. Виды организационных форм.

Метод как непосредственное действие педагога и учащихся, посредством которого передается и принимается содержание. Выбор методов обучения, в зависимости от целей, задач, содержания, принципов деятельности и готовности учащихся.

Классификация методов обучения по различным критериям.

Основные методы: рассказ, беседа, упражнение, иллюстрация, демонстрация – их основные характеристики и особенности использования.

 

Тема 4. Закономерности и этапы педагогического процесса

 

Педагогический процесс, его функции и основные характеристики: уровень организации, уровень управления, продуктивности, технологичности, экономичности, протяженности. Этапы педагогического процесса, его организационная и функциональная сторона. Учение и преподавание и их компоненты.

Закономерности продуктивного педагогического процесса: 1) динамики педагогического процесса; 2) развития личности; 3) управления учебно-воспитательным процессом; 4) стимулирования; 5) единства преподавания и учения; 6) единства восприятия, мышления и практического применения; 7) обусловленности.

Внутренние и внешние противоречия, возникающие в ходе педагогического процесса.

 

Тема 5. Психологические основы обучения

Педагогическая психология как направление психологии, занимающейся изучением механизмов, закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками, исследующее индивидуальные различия в этих процессах, закономерности развития творческого мышления, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, между учащимися.

Знания, умения, навыки, их сущность и виды.

Ассоциативно- рефлекторная концепция усвоения знаний, умений, навыков: ее сущность, механизмы. Стратегии интериоризации и экстериоризации – их сущность, этапы формирования знаний, умений, навыков.

Основные формы проявления психики человека; психологическая формула успешного обучения. Познавательные психические процессы и их роль в процессе обучения. Психологические аспекты организации учебного процесса. Штейнеровские школы.

Тема 6. Методика изучения учащихся

Необходимость изучения учащихся в ходе педагогического процесса.

Основные методы изучения учащихся: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование и их разновидности.

Педагогическое наблюдение. Материалы для педагогического наблюдения и анализа.

Тестирование: подбор методик, подготовка и организация. Анализ полученных результатов.

Социометрия. Необходимость изучения отношений в коллективе. Подготовка, проведение, обработка и анализ результатов.

 

Тема 7. Экономические источники и методы работы с ними

Источниковедение как научная дисциплина.

Основные виды источников по экономическим дисциплинам, их преимущества и недостатки. Основные виды работы с экономическими источниками. Методические правила работы с экономическими источниками. Справочные издания. Работа с каталогом.

Тема 8. Организация и методика изучения экономики в школе

Основные направления реформирования системы образования Украины. Понятие инвариантной и вариативной части учебного плана.

Осуществление экономического образования в школах Украины (различные направления и подходы).

Зарубежные фонды, осуществляющие поддержку экономического образования на территории Украины: «Возрождение», «Тасис», «Евразия».

Урок как основная форма проведения учебных занятий в школе. Виды и структура урока. Критерии оценивания проведенного занятия.

 

Тема 9. Методика подготовки и чтения учебной лекции

Лекция как основная форма организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведения, опирающаяся на устное общение преподавателя с учащимися с целью передачи научного, теоретического материала.

Основные функции лекции: просветительная, информационно-образовательная, идейно-воспитательная, мобилизационно-организаторская, формирующая.

Основные требования к лекции.

Виды лекций: вводная, лекция – информация, обзорная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекциях заранее запланированными ошибками, лекция - консультация, лекция - конференция.

Структура традиционной лекции. Факторы успеха лекции и этапы ее подготовки.

Методика чтения учебной лекции.

 

Тема 10. Методика подготовки и проведения семинарского занятия

Семинар как основная форма организации учебно-воспитательного процесса, имеющая своей целью расширение и углубление полученных знаний, выработку практических умений и навыков, а также контроль за уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

Основные функции семинарского занятия: учебно-познавательная, обучающая, побудительная, воспитательная.

Структура семинарского занятия и его подготовка.

Нетрадиционные формы проведения семинарских занятий.

 

Тема 11. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа преподавателя, обеспечивающая глубокие и прочные знания по своей и смежным дисциплинам, способствующая профессиональному росту, приучающая к постоянному теоретическому и методическому творчеству, формирующая и развивающая навыки научного исследования, воспитывающая собранность, целеустремленность, волю.

Самостоятельная работа преподавателя включает: изучение руководящих педагогических документов, усвоение учебно-методических материалов, разработку учебных материалов, методическую работу, научно-исследовательскую работу, глубокую психолого-педагогическую подготовку.

Самостоятельная работа учащихся способствует более глубокому и всестороннему овладению знаниями. Основные виды самостоятельной работы учащихся: самостоятельная работа на лекции, работа с литературой, подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам, написание курсовых и дипломных проектов.

Требования к самостоятельной работе.

Консультация как одна из форм учебно-воспитательного процесса, направленная на оказание помощи в самостоятельной работе и коррекцию учебной деятельности студентов.

Тема 12. Подготовка и осуществление контроля в процессе обучения

 

Контроль в учебном процессе – это специфическая форма обратной связи студентов с преподавателем, объективно необходимая и закономерная, сочетающая в себе как проверку уровня усвоения знаний, так и обучение и воспитание.

Функции контроля. Его виды, формы и методы.

Требования к контролю. Методика подготовки и осуществления контроля в учебном процессе.

Оценка как логический итог учебного контроля, ее функции.

 

Тема 13. Наглядность

Наглядность в преподавании как комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на органы чувств обучаемых с целью повышения эффективности преподавания и учения.

Необходимость наглядности в современном учебно-воспитательном процессе. Формы и виды наглядности.

Методические правила, обеспечивающие эффективность использования наглядности.

 

Тема 14. Организация и методика проведения педагогической практики студентов

Педагогическая практика студентов экономистов как важный составляющий элемент учебного процесса: практическое подкрепление теоретических знаний, овладение навыками и умениями, необходимыми для профессиональной педагогической деятельности. Задачи педагогической практики. Задачи педагогической практики:

1. Научить студентов методике подготовки и проведения учебных занятий: формулировать цель занятия, его главную идею и мировоззренческую направленность; отбирать учебный материал; применять наиболее эффективные методы и приемы обучения; составлять тексты и планы-конспекты занятий (лекций, семинаров).

2. Выработать навыки преподавания экономических дисциплин во всех его формах.

3. Овладеть методикой использования технических средств обучения, наглядных пособий.

4. Овладеть методикой проверки знаний обучаемых, технологией контроля и оценки знаний. Содержание педагогической практики. Отчетность. Итоговая конференция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.007 с.)