Тема 15. Педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Педагогические технологии



Проблемы образования и предпосылки возникновения педагогических технологий. Различные взгляды на определение педагогической технологии.

Педагогическая технология как продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (Монахов).

Источники возникновения педагогических технологий.

Классификация педагогических технологий в соответствии с принятой системой.

Современное традиционное обучение. Его основные характеристики.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированной педагогики.

Проблемное обучение.

Технология программированного обучения.

 

Тема 16. Преподаватель как основная фигура педагогического процесса

Педагог как человек, имеющий соответствующую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Значимость педагогической деятельности в современном обществе.

Определяющие черты личности педагога. Педагогическое мастерство как синтез взаимообусловленных психолого – педагогических знаний, навыков, умений, способов мышления, эмоционально-волевых проявлений, высокоразвитых личностных качеств, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Факторы повышения эффективности преподавания.

 

Тема 17. Организация и методика работы педагогического коллектива

Педагогический коллектив.

Кафедра как основное структурное научно-педагогическое подразделение вуза, объединяющее профессорско-преподавательский состав одной или нескольких родственных учебных дисциплин.

Функции: внешние и внутренние.

Внешние функции: организационно-методическая работа, обеспечивающая учебно-воспитательный процесс.

Внутренние функции - внутрикафедральная работа: профессиональный рост преподавателей, воспитательная работа с членами кафедрального коллектива, методическая работа кафедры и предметно-методических комиссий, научно-исследовательская работа преподавателей и кафедры в целом.

 


Сущность, предмет и задачи методики преподавания экономики

Понятие «методика» означает путь исследования, теория, учение.

Методика - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика преподавания - учение о методах обучения и воспитания. Эта наука имеет свою практику, теорию, методологию.

Предмет методики преподавания - процесс обучения обучаемых, его закономерности. Методика разрабатывает: 1) средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; 2) нормативные требования к деятельности педагогов.

Методика преподавания - это синтез современных исследований по комплексу экономических дисциплин, экономической и педагогической психологии и современных технологий учебы относительно конкретной отрасли знаний. Методика преподавания экономических дисциплин - это своеобразный мост между экономической информацией и психолого-педагогической подготовкой преподавателей. Поэтому преподавать ее могут те, кто имеет и экономическую, и педагогическую подготовку.

Дидактичные методы - это теоретические установки и принципы обучения, которые в зависимости от специфики каждой экономической дисциплины и стиля преподавания используются в качестве соединения методических приемов и средств преподавания информации.

Цели и задачи дисциплины

Методика преподавания - это современный механизм реализации задач модернизации и активизации изучения экономических дисциплин в условиях создания инновационной информационной образовательной среды, движущая сила повышения качества экономического образования в Украине. Основными задачами МПЭ являются:

ü овладение как общими закономерностями обучения и воспитания, так и их спецификой для экономических учебных курсов;

ü изучение путей и средств обучения экономическим дисциплинам на высоком уровне;

ü освоение современных методик подготовки и проведения учебных занятий;

ü углубление навыков преподавателя по руководству самостоятельной работой;

ü обеспечение единства обучения и воспитания в учебном процессе. Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников, не должна выступать на первый план. Ученики не любят, когда им бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание.

Роль и значение методики преподавания экономики в современных условиях возрастает. Это поясняется рядом факторов:

ü любой специалист выступает не только исполнителем, но и творцом, следовательно он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег;

ü экономическое, идеологическое, политическое настолько переплелись, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи;

ü экономическая практика нуждается в теоретическом обосновании и теоретически подкованных специалистах;

ü право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой.

 

Сущность и факторы успеха педагогического процесса

 

Под учебным процессом в вузе понимается целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского, учебно-воспитательного, административно-хозяйственного персонала и студентов, обеспечивающая подготовку специалистов высокой квалификации, предусмотренных учебным планом.

Учебно-воспитательный процесс предусматривает возможность:

а) получения гражданином знаний, умений и навыков в социальной, научной и технической сферах;

б) интеллектуального, морального, духовного, эстетического и физического развития личности, которое способствует формированию, знающего умелого и воспитанного человека.

Формы обучения:

- дневная (очная);

- вечерняя;

- заочная (дистанционная);

- экстерном.


Формы организации учебного процесса:

1) учебные занятия;

2) самостоятельная работа;

3) практические занятия;

4) контрольные занятия.

 

Основные виды занятий: лекции, семинары, консультации.

Участниками учебно-воспитательного процесса в вузах являются: педагогические и научно-педагогические работники; лица которые учатся в высших учебных заведениях; работники высших учебных заведений (специалисты, старшие лаборанты, заведующие учебными лабораториями, методисты и т. д.).

Сущность и факторы успеха педагогического процесса

 

Педагогический процесс - синтез двух его сторон - учения и преподавания. Учение -целенаправленная деятельность обучаемых, нацеленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Преподавание - управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков (квалификации). Исходя из этого, выделяется три фактора педагогического успеха: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают. Во-первых, успех учения зависит от доступности материала к пониманию содержания материала, объема и системы преподавания. Во-вторых, успешность зависит от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик. В-третьих, - от контингента обучаемых (индивидуальных характеристик психического развития обучаемого, социально-психологического климата коллектива).

Основные слагаемые педагогического процесса

1) формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;

2) возбуждение интереса к изучению данной учебной дисциплины;

3) обучение умению учиться;

4) побуждение к стремлению самостоятельно обучаться;

5) воспитание в процессе обучения.

 


3. Принципы обучения экономическим дисциплинам и их

Характеристика

 

При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принцип обучения.

Принципы обучения – это руководящие идеи положения, определяющие требования к содержанию, организации и методике обучения.

Основные педагогические принципы:

1) принцип научности преподавания предлагает:

- научное изложение материала с учетом последних достижений науки, отказ от устаревших экономических догм;

- внимание к мировоззренческой стороне обучения;

- пропаганду успехов в развитии экономики в Украине;

- использование данных педагогики и психологии;

 

2) принцип практической направленности предполагает:

- раскрытие особенностей экономики Украины в современных условиях;

- показ роли специальности, по которой обучаются студенты в жизни страны;

- ознакомление с особенностями работы педагога, о требованиях к нему;

- моделирование на семинарских, практических занятиях проблемных ситуаций;

- встречи с педагогами средней школы;

 

3) принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала предполагает:

- базирование нового материала на предыдущем занятии;

- изучение материала от простого к сложному;

- учитывать междисциплинарные связи;

- сокращать до минимума паузы в изучении учебного материала;

 

4) принцип доступности обучения по глубине и наглядности с учетом экономической подготовки обучаемых предполагает:

- ознакомление педагога со всей программой обучения;

- знать уровень экономической грамотности обучаемых;

- не усложнять без необходимости учебный материал;

- организовать встречи с руководителями различных предприятий и экскурсии на них;

 

5) принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении предполагает:

- учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

- дифференцировать учебный материал;

- организовывать работу во внеучебное время;

- проводить консультации;

- уметь выделять одаренных учащихся;

 

6) принцип наглядности предполагает:

- широкое использование на занятиях технических средств обучения и правила их применения (по методу, времени, продолжительности и т.д.);

- применение макетов, схем, таблиц, газет, журналов;

- моделирование отдельных экономических ситуаций;

- организацию тренингов, экономических и ролевых игр, участие в пресс-конференциях, презентациях, круглых столах, научных конференциях и экскурсиях на предприятия;

 

7) принцип сочетания обучения и воспитания предполагает:

- пропаганду лучших достижений в экономике Украины;

- воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине;

- развитие лучших гражданских качеств у учащихся;

- формирование чувства гордости за свою страну и стремление сделать ее лучше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.71.254 (0.019 с.)