Определяющие черты личности педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определяющие черты личности педагога



Разумеется, любой педагог — это прежде всего человек. Двух совершенно одинаковых педагогов нет — это очевидно.

Поэтому, конечно же комплекс черт личности педагога — это не догма, не аксиома, а скорее модель (даже эталон) того, каким хотят видеть современного педагога общество, коллеги, ученики.

1. Нравственная культура — это твердое и последовательное мировоззрение; ясная и яркая направленность (на работу вообще, на передачу знаний, навыков, умений, на постоянный творческий рост); идейно-политическая зрелость.

2. Страстная убежденность. Человек неубежденный никого не убедит.

3. Высокая профессиональная подготовка, широкий общекультурный кругозор, постоянное стремление к новым знаниям. В наше стремительно меняющееся время даже самая высокая профессиональная подготовка не гарантирует спокойной жизни педагогу. Без обновления знаний сегодня трудно любому работнику, а педагогу — вообще невозможно.

4. Инициатива, самостоятельность, новаторство. Педагог по самой своей сути должен быть постоянно готов и настроен на инновации как по содержанию, так и по форме своего труда.

5. Высокая дисциплина, исполнительность, ответственность за порученное дело. Недостатки и брак преподавателя — это прорехи в работе будущего специалиста.

6. Безукоризненный моральный облик. Только педагог, не имеющий моральных изъянов в глазах студентов, может рассчитывать на то, что каждое его слово дойдет до ума и сердца учеников.

Требование к учителю

Первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей, которые представляют собой качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.

Главные группы способностей

Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности, заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Функции педагога

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются: обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную,
организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог - главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

 

23. Содержание и место самостоятельной работы

преподавателя экономических дисциплин

Основными направлениями работы преподавателя над собой должны быть:

1) изучение руководящих педагогических документов (приказов декретов, инструкций, положений);

2) изучение учебно-методических материалов по предмету преподавания (учебный план, рабочая программа, тематический план, частная методика);

3) работа над литературой и источниками по своей профессии;

4) постоянное обогащение психолого-педагогических знаний, умений, навыков;

5) работа над учебными материалами: текстами лекций, рабочими планами проведения семинаров;

6) методическая работа (частные методики, методические разработки и пособия);

7) научно-исследовательская работа (подготовка диссертаций, монографий, учебников и учебных пособий).

Самостоятельная работа занимает очень важное место в жизни и деятельности педагога. Она способствует профессиональному становлению и росту педагога, обеспечивает глубокие и прочные знания — вначале по своей учебной дисциплине, а затем — и по смежным; приучает к систематическому творческому труду; формирует и развивает навыки научного исследования.

Значение и роль самостоятельной работы для педагога постоянно возрастает, и это вытекает из целого ряда факторов:

- постоянно растут объем и скорость расширения, углубления информации (по подсчетам современных специалистов, удвоение информации по конкретной отрасли человеческого знания происходит примерно в течении пяти лет);

глубокие перемены в социально-экономической деятельности требуют от преподавателя-экономиста постоянного переосмысливания старого опыта и оперативного анализа инноваций;

- любой преподаватель сегодня и специалист-экономист, и организатор экономического образования, и педагог-воспитатель, и практический исследователь педагогики, психологии, социологии;

- рост образованности, эрудиции и осведомленности большинства обучаемых требует постоянного интеллектуального развития самого обучающего.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что практика выработала и закрепила ряд требований к самостоятельной работе, важнейшими из них являются:

ü планомерность (каждый раз педагог должен четко знать, зачем он это делает);

ü соблюдение режима, т.е. оптимальное соотношение труда и отдыха (недогрузка и перегрузка в умственной деятельности одинаково пагубны);

ü регулярность и последовательность (работа над собой должна стать органической потребностью);

ü сознательная активность (не плестись в хвосте жизни, а активно искать новое, бороться за собственный теоретический рост);

ü работать не только на себя, но и на обучаемых (чтобы всегда было чему учить, но при этом что-то обязательно должно оставаться для себя).

Такой, в общем виде, представляется самостоятельная работа — важная неотъемлемая составляющая жизни и деятельности педагога.

Отсюда со всей неизбежностью следует, что для преодоления трудностей и проблем в самостоятельной работе необходимы постоянное усердие, внимание, изучение и освоение опыта более опытных коллег, коррекция собственной работы.

 

24. Педагогическое мастерство преподавателя экономических дисциплин

Для каждого преподавателя работа может быть ремеслом или мастерством. Передача «живого опыта» не может происходить с помощью только текста. Как известно, основным заданием экономической учебы является передача профессиональных знаний, умений и навыков, ценностей, опыта творческой и социально-экономической деятельности. Наиболее известные специалисты соглашаются, что под словом «учеба» мы понимаем:

•приобретение того знания, которое добывается в процессе изучения;

•саморазвитие путем личной активности;

•изменение в поведении как результат получения опыта.

В компетентность преподавателя экономических дисциплин входит не только профессиональная, но и психолого-педагогическая составляющая. Психологический аспект компетентности преподавателя экономических дисциплин основывается на изучении таких предметов, как общая и педагогическая психология, экономическая психология, учебный менеджмент. Педагогический аспект компетентности включает в себя дидактические и методические особенности преподавания экономических дисциплин.

Качество экономического образования и успеваемости учебы - это основные факторы эффективности современной учебы. При условии их влияния на деятельность студентов они делятся на организационные, мотивационные, методические.

Интерактивная компетентность:

•владение стратегиями взаимодействия со слушателями;

•умение координировать командную работу в процессе игры: правильно распределить игровые роли, четко сформулировать цели и задания взаимодействия;

•четкая формулировка проблемы;

•квалифицированное проведение инструктажа, консультирование;

•умение руководить групповым взаимодействием, межличностными и деловыми конфликтами;

•методические навыки руководства дискуссией, спором, полемикой и проектированием более эффективных стратегий поведения слушателей разного возраста.

Игротехническая компетентность:

•наличие профессиональных знаний по интерактивным технологиям (их назначение, специфика, принципы разрабатывания и проведения);

•знание способов психологической поддержки тех, кто играет;

•владение приемами и навыками создания творческой атмосферы;

•понимание значения образовательной результативности игровых технологий.

Научное экономическое мышление отражает экономику всесторонне и в ее целостности. Следовательно, преподаватель экономических дисциплин должен:

1) обладать способностью критически преодолевать односторонние взгляды;

2) понимать процессы экономического развития;

3) выявлять связь между прошлым, настоящим и будущим, между переходящими и прочно остающимися, повторяющимися экономическими явлениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.019 с.)