Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация и характеристика основных методовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обучения
Метод обучения – это основные способы совместной деятельности обучающего и обучаемого в педагогическом процессе. Факторы, определяющие применение тех или иных методов обучения:
1) цели и содержание учебного материала. Разные учебные дисциплины одинаковыми методами преподавать нельзя; 2) состав учебной группы (по возрасту, по уровню подготовки, по количеству); 3) материально-технические возможности школы или вуза (библиотека, музеи, компьютеры и т.д.). Классификация методов обучения По источнику передачи знаний различают следующие методы: 1) устное изложение материала - метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция); 2) обсуждение изучаемого материала - повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия); 3) наглядный метод -– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи); 4) практическая работа - метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования); 5) самостоятельная работа (групповая или индивидуальная). По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала и их активности: 1) академический - знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде; 2) активный - «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого материала; 3) интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.
По способу передачи информации различают: 1) прямое обучение - преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета; 2) исследование - вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов; 3) моделирование - участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций. Основные методы обучения: 1. Устное изложение материала Требования к методу: - высокая научность; - тесная связь с жизнью; - убедительность, логичность, эмоциональность; - проблемность и вовлечение обучаемых в познании нового. Формы реализации- рассказ, лекции, консультации, инструктаж) и т.д. 2. Обсуждение изучаемого материала. Это двухсторонний педагогический процесс, преследующий цель повторения, закрепления материала и получение новых знаний.
Требования к методу: - умение интересно ставить вопросы; - управлять аудиторией; - развивать дискуссию; - объективно оценивать знание учащихся.
Формы реализации: беседа, классно-групповые занятия, семинар, индивидуальное собеседование, конференции, круглые столы и т.д.
3. Показ (демонстрация). Это такая форма занятия, когда слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами с комментариями к ним.
Требования к методу: - строгость отбора пособий и материалов; - соблюдение меры; - умение сочетать слово и показ.
Формы реализации- личный показ преподавателем демонстрации средств наглядности. 4. Упражнение – сознательное и многократное повторение определенных операций (действий) обучаемыми под руководством преподавателя.
Требования к методу: - соблюдать последовательность упражнений и перехода от простого к сложному; - создавать и поддерживать интерес; - обучить самоконтролю; - обеспечить состязательность.
Формы реализации - практические задания, тренинги.
5. Практическая работа. Этот метод требует определенных знаний, умений и навыков. Требования к методу: - иметь четкий план и цель занятия; - обеспечить необходимое оборудование и материалы; - сочетать индивидуальный и коллективный подходы.
6. Самостоятельная работа. Это когда обучаемые во внеучебное время отрабатывают полученные индивидуальные задания или занимаются самообразованием.
5. Система форм высшего экономического образования в Украине Формы учебного процесса: Ø общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающиеся в учебном плане, расписании (лекции, уроки, семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования). Ø специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов. Система форм высшего экономического образования: • лекции; • семинары, практические занятия; • работа на компьютере; • индивидуальное собеседование; • рефераты, контрольные, курсовые работы; • самостоятельная работа студентов; • деловые игры; • теоретические конференции; • консультации преподавателей; • производственная, педагогическая, преддипломная практика; • зачеты, экзамены. Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования. Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) - фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом. МПЭ синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний. Основная проблема МПЭ - каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения. Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности. Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.
6. Сущность и цели наглядности в преподавании экономических дисциплин
В основе принципа наглядности лежит процесс познания человеком окружающего мира: 1) непосредственно-чувственый, когда объект познается с помощью органов ощущения; 2) опосредованный, когда явления и объекты не воспринимаются чувственно (приборы, фотографии, звукозаписи, моделирование и т.д.). Причины, требующие применения этого принципа: - ощущения – это первый этап познания человеком мира; - познание – это единство чувственного и логического; - 80% информации человек получает через зрение; - образность усиливает запоминание материала.
Наглядность в преподавании - комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых: на зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Наглядное обучение построено на конкретных образах. Цели: 1) формирование правильных представлений об изучаемом с помощью воздействия на психику обучаемых; 2) активизация мыслительных процессов и учебной активности. Наглядность содействует развитию внимательности в той мере, в которой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание, но цель использования наглядности заключается в том, чтобы на определенном этапе познания обучаемые перешли от образа к обобщению.
Формы наглядности, используемые в учебном процессе: - внутренняя - опора на прежние, отложившиеся в сознании образы; - внешняя - состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде. По видам внешняя наглядность подразделяется на натуральную, словеснообразную и изобразительную. Натуральная - использование предметов, экспонатов такими, какими они есть в действительности. Словеснообразная - использование художественных образов, ярких сравнений. Изобразительная - применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы. Изобразительная делится на: ü образные средства (портреты, фотографии, картины); ü условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска); ü экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные); ü звуковые средства (аудиозаписи). Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ГСО).
Методические требования к наглядному обучению:
1) не допускается использовать более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2-часовой лекции по экономической дисциплине; 2) наглядность эффективна в сочетании со словом преподавателя; 3) учебный кинофрагмент сработает результативно, если будет продолжаться не менее 2 и не более 8 минут.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.105 (0.011 с.) |