Классификация и характеристика основных методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и характеристика основных методов



Обучения

 

Метод обучения – это основные способы совместной деятельности обучающего и обучаемого в педагогическом процессе.

Факторы, определяющие применение тех или иных методов обучения:

 

1) цели и содержание учебного материала. Разные учебные дисциплины одинаковыми методами преподавать нельзя;

2) состав учебной группы (по возрасту, по уровню подготовки, по количеству);

3) материально-технические возможности школы или вуза (библиотека, музеи, компьютеры и т.д.).

Классификация методов обучения

По источнику передачи знаний различают следующие методы:

1) устное изложение материала - метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);

2) обсуждение изучаемого материала - повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);

3) наглядный метод -– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);

4) практическая работа - метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);

5) самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).

По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала и их активности:

1) академический - знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;

2) активный - «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого материала;

3) интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.

 

По способу передачи информации различают:

1) прямое обучение - преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;

2) исследование - вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;

3) моделирование - участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций.


Основные методы обучения:

1. Устное изложение материала

Требования к методу:

- высокая научность;

- тесная связь с жизнью;

- убедительность, логичность, эмоциональность;

- проблемность и вовлечение обучаемых в познании нового.

Формы реализации- рассказ, лекции, консультации, инструктаж) и т.д.

2. Обсуждение изучаемого материала. Это двухсторонний педагогический процесс, преследующий цель повторения, закрепления материала и получение новых знаний.

 

Требования к методу:

- умение интересно ставить вопросы;

- управлять аудиторией;

- развивать дискуссию;

- объективно оценивать знание учащихся.

 

Формы реализации: беседа, классно-групповые занятия, семинар, индивидуальное собеседование, конференции, круглые столы и т.д.

 

3. Показ (демонстрация). Это такая форма занятия, когда слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами с комментариями к ним.

 

Требования к методу:

- строгость отбора пособий и материалов;

- соблюдение меры;

- умение сочетать слово и показ.

 

Формы реализации- личный показ преподавателем демонстрации средств наглядности.

4. Упражнение – сознательное и многократное повторение определенных операций (действий) обучаемыми под руководством преподавателя.

 

Требования к методу:

- соблюдать последовательность упражнений и перехода от простого к сложному;

- создавать и поддерживать интерес;

- обучить самоконтролю;

- обеспечить состязательность.

 

Формы реализации - практические задания, тренинги.

 

5. Практическая работа. Этот метод требует определенных знаний, умений и навыков.

Требования к методу:

- иметь четкий план и цель занятия;

- обеспечить необходимое оборудование и материалы;

- сочетать индивидуальный и коллективный подходы.

 

6. Самостоятельная работа. Это когда обучаемые во внеучебное время отрабатывают полученные индивидуальные задания или занимаются самообразованием.

 

5. Система форм высшего экономического образования в

Украине

Формы учебного процесса:

Ø общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающиеся в учебном плане, расписании (лекции, уроки, семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Ø специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

Система форм высшего экономического образования:

• лекции;

• семинары, практические занятия;

• работа на компьютере;

• индивидуальное собеседование;

• рефераты, контрольные, курсовые работы;

• самостоятельная работа студентов;

• деловые игры;

• теоретические конференции;

• консультации преподавателей;

• производственная, педагогическая, преддипломная практика;

• зачеты, экзамены.

Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.

Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) - фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом. МПЭ синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний.

Основная проблема МПЭ - каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.

Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.

Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.

 

6. Сущность и цели наглядности в преподавании экономических дисциплин

 

В основе принципа наглядности лежит процесс познания человеком окружающего мира:

1) непосредственно-чувственый, когда объект познается с помощью органов ощущения;

2) опосредованный, когда явления и объекты не воспринимаются чувственно (приборы, фотографии, звукозаписи, моделирование и т.д.).


Причины, требующие применения этого принципа:

- ощущения – это первый этап познания человеком мира;

- познание – это единство чувственного и логического;

- 80% информации человек получает через зрение;

- образность усиливает запоминание материала.

 

Наглядность в преподавании - комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых: на зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Наглядное обучение построено на конкретных образах.

Цели:

1) формирование правильных представлений об изучаемом с помощью воздействия на психику обучаемых;

2) активизация мыслительных процессов и учебной активности.

Наглядность содействует развитию внимательности в той мере, в которой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание, но цель использования наглядности заключается в том, чтобы на определенном этапе познания обучаемые перешли от образа к обобщению.

 

Формы наглядности, используемые в учебном процессе:

- внутренняя - опора на прежние, отложившиеся в сознании образы;

- внешняя - состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде.

По видам внешняя наглядность подразделяется на натуральную, словеснообразную и изобразительную.

Натуральная - использование предметов, экспонатов такими, какими они есть в действительности.

Словеснообразная - использование художественных образов, ярких сравнений.

Изобразительная - применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы.

Изобразительная делится на:

ü образные средства (портреты, фотографии, картины);

ü условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска);

ü экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные);

ü звуковые средства (аудиозаписи).

Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ГСО).

 

Методические требования к наглядному обучению:

 

1) не допускается использовать более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2-часовой лекции по экономической дисциплине;

2) наглядность эффективна в сочетании со словом преподавателя;

3) учебный кинофрагмент сработает результативно, если будет продолжаться не менее 2 и не более 8 минут.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.015 с.)