Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманизация учебно-воспитательного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В государственной национальной программе «Освіта» (Украина XXI века) был определен курс на гуманизацию системы образования, которое должно быть направлено на формирование и развитие духовной культуры молодежи. Гуманизация образования – это переориентация образования с предметно-содержательного принципа изучения основ наук на изучение целостной картины мира и прежде всего – мира культуры, мира человека, на формирование у молодежи гуманитарного и системного мышления. Гуманизация образования – это центральная составная часть нового педагогического мышления, в центре которого стоит человек. Пути гуманизации образования: - формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса; - воспитание участников педагогического процесса в духе морально-эмоциональной культуры взаимоотношений; - формирование учащихся эмоциональному пониманию человека, создание материально-технических условий для нормального функционирование педагогического процесса, воспитывающего гуманную личность; Гуманизация образования предполагает: 1) введение системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании, формах и методах обучения; 2) отказ от взглядов на образование как только систему подготовки кадров; 3) пересмотр содержания образования, отражение в нем в доступной форме мировых философских и общекультурных ценностей; 4) повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин; 5) отношение к человеку, как имеющему право на уникальность и свободу. Опыт вузов Украины показывает, что с первых дней учебы у студентов надо развивать: - талерантность; - логическое мышление; - альтернативное рассуждение; - приоритет моральных ценностей; - культуру интеллектуального труда; - уважение к университету и выбранной специальности; - чувство сопричастности к гражданским процессам в Украине, патриотизм. Основные категории дидактики Дидактика – это наука об обучении и образовании, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Преподавание – деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, управления и опыта возникают новые формы поведения и деятельности. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знания – понятия, схемы, факты, законы, закономерности окружающего мира. Знания могут быть эмпирическими (полученными в ходе опыта жизни человека) и приобретенными (полученными при помощи логического мышления). Умение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремятся обучаящиеся, будущее, к которому направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Форма – способ существования учебного процесса, связанного с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются учебники, классное оборудование, мастерство преподавателя и т.д. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса.
Объект, предмет, задачи и функции педагогики Объект педагогики – это явление действительности, которое обусловливает развитие человека; иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук. Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Предметом педагогики выступает образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика, в первую очередь, изучает три главных составляющих образовательного процесса: – цели обучения (для чего учить); – содержание обучения (чему учить); – формы и методы обучения (как учить). Основные задачи педагогики: 1) выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и распространение педагогического опыта; 3) прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; 4) разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания; 5) внедрение результатов педагогических исследований в практику образования; 6) изучение зарубежного опыта, обмен информацией; 7) повышение эффективности работы учебно-педагогических учреждений. Педагогическая действительность совмещает две функции: 1) научно-теоретическая функция, которая реализуется на уровнях: – описательном (изучение передового опыта); – диагностическом (выявление состояния успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); – прогностическом (исследование педагогического процесса и построение новых моделей). 2) конструктивно-техническая функция реализуется на уровнях: – проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий); – преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); – рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания). Литература Основная 1. Узунов Ф.В., Узунов В.В., Узунова Н.С. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – Симферополь, 2009. 2. Туляков Ю.Т., Яковлев В.М. Методика преподавания экономики: Учебное пособие. – Симферополь, 2003. 3. Туляков Ю.Т. Основы методики преподавания. – Симферополь, 1998. 4. Савельев В.П., Туляков Ю.Т. Самостоятельная работа – важная составная часть учебного процесса. – Симферополь, 1993. 5. Крамаренко В.П. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное пособие. – Симферополь: Таврида, 2002. 6. Кожевников К.П. Методика подготовки лекции. – К.: 1998. 7. Пометун О.И. Современный урок. Интерактивные методы обучения: Научно-методическое пособие 8. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций / автор-составитель Н.Н. Наволокова. – Х.: Изд. группа «Основа», 2011. 9. Аксенова О.В. Методика преподавания экономики. – К.: КНЭУ, 1998. 10. Зиновьев Ф.В. Методика экономического обучения: Учебное пособие для экономических вузов. – Симферополь: Таврида, 2001. Дополнительная 1. Бобир О.В. Этикет учителя. – К.: – 2004. 2. Дичківська І. Інноваційні педагогічні технології. К.: – 2004. 3. Головінський І. Педагогична психологія. К.: – 2003. 4. Щербань П.М. Прикладна педагогіка. К.: – 2002. Ресурсы Интернет 1. Скибицкий Э.Т. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАУ, 2008. – 166 с. 2. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебно-методический комплекс. – Минск: БГУ, 2006. 3. Внедрение в общеобразовательный процесс вуза современных образовательных технологий: Методическое пособие / автор-соавтор А.Э. Касаткина. – Кемерово, ГОУ «КРИП и ПРО», 2007. Коммуникационые процессы в обучении Введение Ключевым фактором развития методологии обучения мировым научно педагогическим сообществом являются новые направления поиска решения проблем педагогической коммуникации в информационно-коммуникационной среде – на пересечении естественнонаучных, технических, социально-гуманитарных дисциплин и междисциплинарных направлений. Их сочетание возможно путем сближения позиций и взглядов на коммуникацию как общий объект исследований, взаимную интеграцию концепций, методологии и терминологии, что, несомненно, содействует приращению нового знания в области педагогики, методологии обучения информатике и предметам на ее основе, инициированию междисциплинарных исследований на локальном, национальном, транснациональном и глобальном уровнях. Педагогическая коммуникация представляет собой развивающееся педагогическое научное направление, в котором исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых, гипертекстовых) сообщений для формирования знаний и взаимопонимания в соответствующих обучению контексте, информационной и коммуникативной компетентности. Данная проблемная область практически ориентирована на цели эффективного и результативного использования и достижения коммуникативной компетентности в педагогической практике и научной деятельности, коммуникативный подход к обучению в электронной среде, характеризуемый как педагогическая и компьютерно-опосредованная коммуникация.
I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины Цель изучения дисциплины: рассмотреть современные разработки, теории и методики обучения, опосредованного системой взаимоотношений между участниками учебного процесса и образовательным сообществом, характеризуемого как непрерывный коммуникативный процесс, т.е. теории и методики педагогической коммуникации; сформировать у будущих специалистов систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Рассматриваются известные теоретические подходы к коммуникации в преломлении к электронной среде. Адаптация информационных и коммуникационных технологий подразумевает обучение коммуникативным навыкам, этике поведения в сети, изменение роли преподавателя и студентов в процессе обучения, взаимодействия методами сотрудничества. Рассматриваются вопросы компьютерно-опосредованной коммуникации, педагогической коммуникации, электронной образовательной среды, а также об образовательных сообществах, этических проблемах, обучении в сотрудничестве, о развитии Интернета в целях образования. Изучение общих закономерностей педагогической коммуникации предполагает следующие задачи: • анализ и характеристику педагогической коммуникации как междисциплинарного феномена в контексте процесса формирования на региональном, национальном, межнациональном и глобальном уровнях; • выявить специфику развития понятийно-терминологического аппарата педагогической коммуникации в качестве условия становления данного направления, для реализации обучения и учения, научной деятельности в среде с глобальной информационной и коммуникационной инфраструктурой; • охарактеризовать педагогическую коммуникацию в структуре современного научного знания, в качестве компонента теории и практики коммуникации и компьютерно-опосредованной коммуникации (как ее прикладной области) путем современных методологических подходов (междисциплинарных, педагогических, обучения информатике), при этом учитывая динамику изменений средств коммуникации в развитии общества; • определить специфику проблем обучения педагогической коммуникации, исходя из динамики развития образовательного и академического сетевого сообщества, формирования информационных потоков, изменений в способах реализации интеллектуальной, профессиональной и научной деятельности. Развитие области педагогической коммуникации регулируется понятийно-терминологическим аппаратом, формирование которого происходит динамически, благодаря привнесению из смежных научных областей поликультурных, социокультурных и технологических контекстов, в том числе вненаучного социального познания, оперирующих терминами коммуникации. Органичное включение педагогической коммуникации в образовательную деятельность в мировом образовательном и научном сообществе сопряжено с социальными проблемами и последствиями, актуализирующимися при запаздывающем освоении информационно-компьютерных технологий в национальном и региональном образовании, низкой коммуникативной компетентности участников педагогического процесса.
II. Междисциплинарные связи Изучение дисциплины "Коммуникационные процессы обучения" базируется на интеграции теоретических и практических знаний, изучается в фокусе многих наук: теории коммуникации, психологии, маркетинга, менеджмента, математики, социологии и других наук. В результате изучения дисциплины студент должен знать: · процесс формирования образовательной информационно-коммуникационной среды на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); · теоретические и методологические основы обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде - в рамках учебных курсов предметов: на их основе, в научной деятельности; · знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности. Студент должен уметь: использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; владеть методикой использования ИКТ в предметной области; обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ; иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях. Пути реализации педагогической коммуникации обеспечиваются расширением педагогической практики, в ходе которой накапливается и транслируется инновационный опыт, воспринимаются и формируются коммуникативные навыки, совершенствуется педагогическая структура среды, расширяются мотивационные, активные групповые, деятельностные методы и технологии обучения, учения и взаимодействия. Дистанционное обучение является примером успешной адаптации процесса и методов педагогической коммуникации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.013 с.) |