Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизация учебно-воспитательного процесса

Поиск

 

В государственной национальной программе «Освіта» (Украина XXI века) был определен курс на гуманизацию системы образования, которое должно быть направлено на формирование и развитие духовной культуры молодежи.

Гуманизация образования – это переориентация образования с предметно-содержательного принципа изучения основ наук на изучение целостной картины мира и прежде всего – мира культуры, мира человека, на формирование у молодежи гуманитарного и системного мышления.

Гуманизация образования – это центральная составная часть нового педагогического мышления, в центре которого стоит человек.

Пути гуманизации образования:

- формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса;

- воспитание участников педагогического процесса в духе морально-эмоциональной культуры взаимоотношений;

- формирование учащихся эмоциональному пониманию человека, создание материально-технических условий для нормального функционирование педагогического процесса, воспитывающего гуманную личность;

Гуманизация образования предполагает:

1) введение системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании, формах и методах обучения;

2) отказ от взглядов на образование как только систему подготовки кадров;

3) пересмотр содержания образования, отражение в нем в доступной форме мировых философских и общекультурных ценностей;

4) повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин;

5) отношение к человеку, как имеющему право на уникальность и свободу.

Опыт вузов Украины показывает, что с первых дней учебы у студентов надо развивать:

- талерантность;

- логическое мышление;

- альтернативное рассуждение;

- приоритет моральных ценностей;

- культуру интеллектуального труда;

- уважение к университету и выбранной специальности;

- чувство сопричастности к гражданским процессам в Украине, патриотизм.


Основные категории дидактики

Дидактика – это наука об обучении и образовании, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, управления и опыта возникают новые формы поведения и деятельности.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания – понятия, схемы, факты, законы, закономерности окружающего мира.

Знания могут быть эмпирическими (полученными в ходе опыта жизни человека) и приобретенными (полученными при помощи логического мышления).

Умение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремятся обучаящиеся, будущее, к которому направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Форма – способ существования учебного процесса, связанного с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются учебники, классное оборудование, мастерство преподавателя и т.д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса.

 

Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явление действительности, которое обусловливает развитие человека; иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук.

Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика, в первую очередь, изучает три главных составляющих образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики:

1) выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

2) изучение и распространение педагогического опыта;

3) прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

4) разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

5) внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

6) изучение зарубежного опыта, обмен информацией;

7) повышение эффективности работы учебно-педагогических учреждений.

Педагогическая действительность совмещает две функции:

1) научно-теоретическая функция, которая реализуется на уровнях:

– описательном (изучение передового опыта);

– диагностическом (выявление состояния успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

– прогностическом (исследование педагогического процесса и построение новых моделей).

2) конструктивно-техническая функция реализуется на уровнях:

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Литература

Основная

1. Узунов Ф.В., Узунов В.В., Узунова Н.С. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – Симферополь, 2009.

2. Туляков Ю.Т., Яковлев В.М. Методика преподавания экономики: Учебное пособие. – Симферополь, 2003.

3. Туляков Ю.Т. Основы методики преподавания. – Симферополь, 1998.

4. Савельев В.П., Туляков Ю.Т. Самостоятельная работа – важная составная часть учебного процесса. – Симферополь, 1993.

5. Крамаренко В.П. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное пособие. – Симферополь: Таврида, 2002.

6. Кожевников К.П. Методика подготовки лекции. – К.: 1998.

7. Пометун О.И. Современный урок. Интерактивные методы обучения: Научно-методическое пособие

8. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций / автор-составитель Н.Н. Наволокова. – Х.: Изд. группа «Основа», 2011.

9. Аксенова О.В. Методика преподавания экономики. – К.: КНЭУ, 1998.

10. Зиновьев Ф.В. Методика экономического обучения: Учебное пособие для экономических вузов. – Симферополь: Таврида, 2001.

Дополнительная

1. Бобир О.В. Этикет учителя. – К.: – 2004.

2. Дичківська І. Інноваційні педагогічні технології. К.: – 2004.

3. Головінський І. Педагогична психологія. К.: – 2003.

4. Щербань П.М. Прикладна педагогіка. К.: – 2002.

Ресурсы Интернет

1. Скибицкий Э.Т. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАУ, 2008. – 166 с.

2. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебно-методический комплекс. – Минск: БГУ, 2006.

3. Внедрение в общеобразовательный процесс вуза современных образовательных технологий: Методическое пособие / автор-соавтор А.Э. Касаткина. – Кемерово, ГОУ «КРИП и ПРО», 2007.


Коммуникационые процессы в обучении

Введение

Ключевым фактором развития методологии обучения мировым научно педагогическим сообществом являются новые направления поиска решения проблем педагогической коммуникации в информационно-коммуникационной среде – на пересечении естественнонаучных, технических, социально-гуманитарных дисциплин и междисциплинарных направлений. Их сочетание возможно путем сближения позиций и взглядов на коммуникацию как общий объект исследований, взаимную интеграцию концепций, методологии и терминологии, что, несомненно, содействует приращению нового знания в области педагогики, методологии обучения информатике и предметам на ее основе, инициированию междисциплинарных исследований на локальном, национальном, транснациональном и глобальном уровнях. Педагогическая коммуникация представляет собой развивающееся педагогическое научное направление, в котором исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых, гипертекстовых) сообщений для формирования знаний и взаимопонимания в соответствующих обучению контексте, информационной и коммуникативной компетентности. Данная проблемная область практически ориентирована на цели эффективного и результативного использования и достижения коммуникативной компетентности в педагогической практике и научной деятельности, коммуникативный подход к обучению в электронной среде, характеризуемый как педагогическая и компьютерно-опосредованная коммуникация.

 

I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины

Цель изучения дисциплины: рассмотреть современные разработки, теории и методики обучения, опосредованного системой взаимоотношений между участниками учебного процесса и образовательным сообществом, характеризуемого как непрерывный коммуникативный процесс, т.е. теории и методики педагогической коммуникации; сформировать у будущих специалистов систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Рассматриваются известные теоретические подходы к коммуникации в преломлении к электронной среде. Адаптация информационных и коммуникационных технологий подразумевает обучение коммуникативным навыкам, этике поведения в сети, изменение роли преподавателя и студентов в процессе обучения, взаимодействия методами сотрудничества. Рассматриваются вопросы компьютерно-опосредованной коммуникации, педагогической коммуникации, электронной образовательной среды, а также об образовательных сообществах, этических проблемах, обучении в сотрудничестве, о развитии Интернета в целях образования.

Изучение общих закономерностей педагогической коммуникации предполагает следующие задачи:

• анализ и характеристику педагогической коммуникации как междисциплинарного феномена в контексте процесса формирования на региональном, национальном, межнациональном и глобальном уровнях;

• выявить специфику развития понятийно-терминологического аппарата педагогической коммуникации в качестве условия становления данного направления, для реализации обучения и учения, научной деятельности в среде с глобальной информационной и коммуникационной инфраструктурой;

• охарактеризовать педагогическую коммуникацию в структуре современного научного знания, в качестве компонента теории и практики коммуникации и компьютерно-опосредованной коммуникации (как ее прикладной области) путем современных методологических подходов (междисциплинарных, педагогических, обучения информатике), при этом учитывая динамику изменений средств коммуникации в развитии общества;

• определить специфику проблем обучения педагогической коммуникации, исходя из динамики развития образовательного и академического сетевого сообщества, формирования информационных потоков, изменений в способах реализации интеллектуальной, профессиональной и научной деятельности.

Развитие области педагогической коммуникации регулируется понятийно-терминологическим аппаратом, формирование которого происходит динамически, благодаря привнесению из смежных научных областей поликультурных, социокультурных и технологических контекстов, в том числе вненаучного социального познания, оперирующих терминами коммуникации.

Органичное включение педагогической коммуникации в образовательную деятельность в мировом образовательном и научном сообществе сопряжено с социальными проблемами и последствиями, актуализирующимися при запаздывающем освоении информационно-компьютерных технологий в национальном и региональном образовании, низкой коммуникативной компетентности участников педагогического процесса.

 

II. Междисциплинарные связи

Изучение дисциплины "Коммуникационные процессы обучения" базируется на интеграции теоретических и практических знаний, изучается в фокусе многих наук: теории коммуникации, психологии, маркетинга, менеджмента, математики, социологии и других наук.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· процесс формирования образовательной информационно-коммуникационной среды на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

· теоретические и методологические основы обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде - в рамках учебных курсов предметов: на их основе, в научной деятельности;

· знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности.

Студент должен уметь: использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; владеть методикой использования ИКТ в предметной области; обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ; иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях. Пути реализации педагогической коммуникации обеспечиваются расширением педагогической практики, в ходе которой накапливается и транслируется инновационный опыт, воспринимаются и формируются коммуникативные навыки, совершенствуется педагогическая структура среды, расширяются мотивационные, активные групповые, деятельностные методы и технологии обучения, учения и взаимодействия. Дистанционное обучение является примером успешной адаптации процесса и методов педагогической коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.013 с.)