Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука.



Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука.

Методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания.

Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.

Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.

Основні принципи методики викладання.

В качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

Принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.

Принцип наглядности обусловлен рядом факторов:

- включение в овладение знаниями различных органов восприятия.

- использование наглядных пособий: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия, графические пособия, различные технические средства.

Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. (глубокое осмысление логики, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала).

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.

Принцип научности - содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.

Особливості викладання економічних дисциплін.

Обучение экономике тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы.

Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:

- Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.

- Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков

- В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.

Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).

- Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала.

- использование приема «наращивания» понятия, углубления его содержательного компонента.

- При изложении той или иной проблемы в конкретной экономической дисциплине можно предложить разные определения категорий. Объясняется такое положение дел целями педагога, методологией исследования, позицией субъекта познавательной деятельности.

- использование приема сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества.

Ґрунтовне засвоєння знань з економіки та умови його досягнення.

Основательность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

Принцип основательности предполагает точность, доказательность и полноту знаний. Отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.

Требования, вытекающие из принципа основательности обучения:

- Последовательно применять всю систему дидактических принципов, законов и закономерностей;

- Осуществлять усвоения определенными частями;

- Выполнять оптимальное количество учебных упражнений;

- Систематически и правильно строить повторения изученного материала;

- Добиваться осмысленного усвоения знаний, использования их на практике;

- Осуществлять установку на запоминание знаний.

Принцип науковості і його реалізація у викладанні економіки.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов.

Принцип научности и практической направленности учебного процесса реализуется по следующим направлениям:

- Изложение смысла и практического предназначения дисциплины;

- Научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов как отечественных, так и зарубежных;

- Аргументированный отказ на основе анализа от устаревших концепций и взглядов;

- Научная организация всего учебного процесса;

- Раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития экономики в современных условиях;

- Определение места и роли данной специальности в современной экономической жизни;

- Использование последних практических наработок в области учебного курса.

Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Доступність навчання.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

До начала проведения занятий педагог обязан определить уровень общей и экономической грамотности и подготовленности слушателей, ознакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней.

Сделать обучение доступным - значит:

- правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету.

- Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала.

- Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения.

- Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники.

Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Форми навчального процесу.

Формы учебного процесса подразделяются на:

Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

Система форм экономического образования:

1. Урок — форма, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

2.Лекции - форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

Лекция: дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает на сам. работу и определяет ее направления; это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения.

3.Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.

4.Практические занятия - носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на 5.Практикум - вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики.

6.Работа на компьютере;

7. Рефераты, контрольные, курсовые работы;

8.Самостоятельная работа - овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

9.Деловые игры - усиления практической направленности обучения, творческого применения полученных научных знаний и их закрепления.

10. теоретические конференции;

11. консультации преподавателей;

12.зачеты, экзамены.

Типи та структура уроків.

В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения намечается его тип.

Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:

- вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера.

- урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

- обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;

- контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно;

- урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

- комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

План уроку як основний документ для його проведення.

План урока представляет собой информацию о ходе урока, целях и задачах, которые ставит перед собой педагог, и закреплен на материальном носителе.

В плане урока указывается тема и цель урока; учебно -материальное оснащение урока; организационные структуры урока; время на отдельные структурные элементы.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя.

План урока составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение следующие элементы:

дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

название темы урока и класса, в котором он проводится;

задачи образования, воспитания и развития школьников;

структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

содержание учебного материала;

методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;

учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;

задание на дом.

Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

 

23.Структурна побудова плану уроку.

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК №../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная:

2. Воспитательная:

3. Развивающая:

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания.

Под таблицей указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Как правило этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ: оцениваются знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). Выставляются отметки.

 

Функції лекції.

В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно – воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.

Обучающая функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решении той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названных учителем, является главным в обучающей функции.

Лекция должна дать самое современное (сегодняшнее) представление об изучаемой теме.

Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы.

Развивающая функция выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не даётся как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, если угодно – от артистизма лектора.

Воспитательная функция лекции заключена в её содержании, в формировании научно – материалистического мировоззрения, развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое значение на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера общения во время лекции с учащимися, проявление уважения к отличающемуся мнению.

Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция усиливается при чтении вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой.

Введение:

Объявление темы, плана изложения лекции.

Доведение перечня литературы для самостоятельного изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов.

Ознакомление с целями лекции.

Определение места изучаемой темы внутри и меж предметно.

Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска.

Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью.

Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука.

Методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания.

Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.

Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.05 с.)