Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука. Методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания. Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов. Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики. Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения) Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения. Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем. Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного. Основні принципи методики викладання. В качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: Принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Принцип наглядности обусловлен рядом факторов: - включение в овладение знаниями различных органов восприятия. - использование наглядных пособий: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия, графические пособия, различные технические средства. Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. (глубокое осмысление логики, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала). Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Принцип научности - содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности. Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Особливості викладання економічних дисциплін. Обучение экономике тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин: - Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов. - Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков - В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики. Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью). - Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала. - использование приема «наращивания» понятия, углубления его содержательного компонента. - При изложении той или иной проблемы в конкретной экономической дисциплине можно предложить разные определения категорий. Объясняется такое положение дел целями педагога, методологией исследования, позицией субъекта познавательной деятельности. - использование приема сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества. Ґрунтовне засвоєння знань з економіки та умови його досягнення. Основательность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Принцип основательности предполагает точность, доказательность и полноту знаний. Отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Требования, вытекающие из принципа основательности обучения: - Последовательно применять всю систему дидактических принципов, законов и закономерностей; - Осуществлять усвоения определенными частями; - Выполнять оптимальное количество учебных упражнений; - Систематически и правильно строить повторения изученного материала; - Добиваться осмысленного усвоения знаний, использования их на практике; - Осуществлять установку на запоминание знаний. Принцип науковості і його реалізація у викладанні економіки. Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов. Принцип научности и практической направленности учебного процесса реализуется по следующим направлениям: - Изложение смысла и практического предназначения дисциплины; - Научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов как отечественных, так и зарубежных; - Аргументированный отказ на основе анализа от устаревших концепций и взглядов; - Научная организация всего учебного процесса; - Раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития экономики в современных условиях; - Определение места и роли данной специальности в современной экономической жизни; - Использование последних практических наработок в области учебного курса. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа. Доступність навчання. Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. До начала проведения занятий педагог обязан определить уровень общей и экономической грамотности и подготовленности слушателей, ознакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней. Сделать обучение доступным - значит: - правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. - Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. - Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. - Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития. Форми навчального процесу. Формы учебного процесса подразделяются на: Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования). Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов. Система форм экономического образования: 1. Урок — форма, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. 2.Лекции - форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция: дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает на сам. работу и определяет ее направления; это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения. 3.Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога. 4.Практические занятия - носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на 5.Практикум - вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики. 6.Работа на компьютере; 7. Рефераты, контрольные, курсовые работы; 8.Самостоятельная работа - овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него. 9.Деловые игры - усиления практической направленности обучения, творческого применения полученных научных знаний и их закрепления. 10. теоретические конференции; 11. консультации преподавателей; 12.зачеты, экзамены. Типи та структура уроків. В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения намечается его тип. Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков: - вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера. - урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала; - обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам; - контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно; - урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности; - комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д. В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним. План уроку як основний документ для його проведення. План урока представляет собой информацию о ходе урока, целях и задачах, которые ставит перед собой педагог, и закреплен на материальном носителе. В плане урока указывается тема и цель урока; учебно -материальное оснащение урока; организационные структуры урока; время на отдельные структурные элементы. Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания. Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. План урока составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение следующие элементы: дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; задачи образования, воспитания и развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения; задание на дом. Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
23.Структурна побудова плану уроку. План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования. УРОК №../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования. ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала и др. ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач. К задачам урока относят следующие элементы: 1. Образовательная: 2. Воспитательная: 3. Развивающая: ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания. Под таблицей указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Как правило этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ: оцениваются знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). Выставляются отметки.
Функції лекції. В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно – воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. Обучающая функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решении той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названных учителем, является главным в обучающей функции. Лекция должна дать самое современное (сегодняшнее) представление об изучаемой теме. Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Развивающая функция выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не даётся как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, если угодно – от артистизма лектора. Воспитательная функция лекции заключена в её содержании, в формировании научно – материалистического мировоззрения, развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое значение на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера общения во время лекции с учащимися, проявление уважения к отличающемуся мнению. Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция усиливается при чтении вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой. Введение: Объявление темы, плана изложения лекции. Доведение перечня литературы для самостоятельного изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов. Ознакомление с целями лекции. Определение места изучаемой темы внутри и меж предметно. Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска. Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука. Методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания. Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов. Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики. Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения) Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения. Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем. Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.013 с.) |