Систематичність, послідовність і комплексність у навчанні.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематичність, послідовність і комплексність у навчанні.



Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении - принцип, обеспечивающий успешное и глубокое овладение теорией и приобретение практических умений. В соблюдении этого принципа важную роль играют тщательно продуманное составление программ и тематических планов, а также планирование учебного процесса.

Необходимо также учитывать взаимосвязь занятий по тактике с другими учебными дисциплинами. Этим достигается комплексность обучения.

Изучаемый материал доводится до обучаемых логически законченными частями с четким выделением закономерностей науки, основных ее идей, постоянным увязыванием теории с практической деятельностью

Принцип систематичности, последовательности и комплексности реализуется всей организацией процесса обучения. Важную роль здесь играет создание циклов учебных дисциплин и совершенствование планирования процесса обучения.

Правила принципа систематичности и последовательности:

- Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы;

-Учитель не имеет морального права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий;

-требует постоянного повторения изученного материала.

 

Доступність навчання.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

До начала проведения занятий педагог обязан определить уровень общей и экономической грамотности и подготовленности слушателей, ознакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней.

Сделать обучение доступным - значит:

- правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету.

- Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала.

- Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения.

- Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники.

Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Сутність й реалізація принципу колективізму й індивідуального підходу в навчанні.

Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении, рационального сочетания коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения требует от педагога создавать благоприятные условия для успешной активной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому из них с целью успешного обучения и содействия личностному развитию.

Именно коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, сплоченность, готовность помочь друг другу и взаимозаменяемость всех учеников.

Коллективизм в обучении взаимосвязан с индивидуальным подходом. Хорошо организованная работа всего учебного коллектива неотделима от четкой работы каждого ученика. Преподавателю для правильной и всесторонней его подготовки требуется знать индивидуальные особенности учеников, умело учитывать их при обучении.

Несмотря на внешнюю противоречивость, реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода к обучению осуществляется в единстве такими педагогическими путями:

— учитывать индивидуальные особенности обучаемых, по не подстраиваться под них;

— обучая всех, не забывать ни тех, кто в силу ряда факторов ушел вперед, ни тех, кто пока отстает;

— отдельно и конкретно заниматься теми, кто ушел счет, далеко вперед (чтобы не допускать охлаждения к учебе), и теми, кому кажется, что они отстали безнадежно (чтобы не позволить им опустить руки и отказаться от дальнейшей учебы);

— быть доступным и понятным для любого из учеников.

- органически сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы в обучении;

- устанавливать причины низкой успеваемости того или иного ученика и определять форму индивидуальной помощи каждому из них;

- давать задания для самостоятельной работы и организовывать проверку с учетом индивидуальных особенностей.

Методи навчання: сутність і різновиди.

Цели обучения успешно и рационально достигаются, если применяются соответствующие методы обучения.

Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в образовательных целях.

По источнику передачи знаний различают следующие методы:

устное изложение материала – метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);

обсуждение изучаемого материала – повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);

наглядный метод– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);

практическая работа – метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);

самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).

По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:

академический – знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;

активный – «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;

интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.

По способу передачи информации различают:

прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;

исследование – вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;

моделирование – участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;

совместное обучение – работа обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.

Форми навчального процесу.

Формы учебного процесса подразделяются на:

Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

Система форм экономического образования:

1. Урок — форма, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

2.Лекции - форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

Лекция: дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает на сам. работу и определяет ее направления; это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения.

3.Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.

4.Практические занятия - носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на 5.Практикум - вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики.

6.Работа на компьютере;

7. Рефераты, контрольные, курсовые работы;

8.Самостоятельная работа - овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

9.Деловые игры - усиления практической направленности обучения, творческого применения полученных научных знаний и их закрепления.

10. теоретические конференции;

11. консультации преподавателей;

12.зачеты, экзамены.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.012 с.)