Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика процессов обучения, воспитания и развития

Поиск

Обучение – это сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков обучающихся по общеобразовательным дисциплинам согласно государственных образовательных стандартов.

Воспитание – это формирование духовно – просветительского мировоззрения, высоких моральных качеств, добросовестного отношения к труду.

Развитие – это положительная динамика в формировании познавательных способностей мышления, самостоятельности, самоконтроля, творческих сил обучающихся.

Приведенные определения реализуются посредством решения соответствующих задач.

Задачи обучения: - усвоение научных, технологических понятий, законов теорий, фактов, связей; - формирование умений применять полученные знания для решения учебных задач; - формирование общеучебных умений и навыков; - формирование умений и навыков по избранному направлению профессии; - закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков. Задачи воспитания заключаются в формировании основ духовно – просветительского мировоззрения и убеждений; идейно – политическом воспитании; воспитании добросовестного отношения к труду и собственности; воспитании нравственных качеств, ознакомлении с основами этики и эстетики; воспитании патриотизма, культуры межнациональных отношений, формировании норм и правил нравственного поведения; формировании характера, активной жизненной позиции.

Развитие обучающихся осуществляется путем формирования рациональных приёмов мышления (анализ, синтез, сравнение обобщение, выводы и т.д.); развития познавательной активности и самостоятельности; формирования познавательных интересов и особенностей; развития воли, настойчивости в достижении цели; привития навыков, привычек планировать и контролировать учебный труд; развития внимания, памяти, речи, соображения; воспитания культуры учебного труда.

C учетом опыта и с целью обеспечения единства обучения, воспитания и развития реализацию указанных задач обучения, воспитания и развития следует проводить с позиции следующих принципов. При решении задач обучения со стороны деятельности обучающихся: принцип самостоятельности приобретения знаний; принцип формирования новых знаний на базе ранее полученных; принцип самоконтроля уровня обученности.

Педагогам же необходимо опираться на принципы личностно – ориентированного обучения; создание условий для направленной самостоятельной работы обучающихся; педагогику сотрудничества, проблемное обучение. Из этого следует, что образовательный процесс строится по схеме: постановка проблемы - совместное с обучающимися решение ее – практическое применение полученных выводов - контроль – оценка.

Роль педагога заключается в направлении деятельности обучающихся; контроле за их деятельностью; поощрении удачных инициатив, активности, самостоятельности.

В процессе обучения осуществляется: развитие мотивационно - целостной сферы личности обучающегося (отношений, убеждений, интересов личности); познавательно – логической сферы (понятий об окружающем мире, логических операций и методов, интеллектуальных приёмов познавательной деятельности); практически действенной сферы личности обучающегося (умения регулировать деятельность, использовать знания для решения возникающих в жизни задач).

Реализация вышеуказанных задач обеспечения единства обучения, воспитания и развития должна производиться посредством: – обеспечения эффективности функции управления педагогической деятельностью; – создания психолого – педагогических аскпектов и условий обеспечения единства обучения, воспитания и развития; – обеспечения внутрипредметной и межпредметной связи социально – гуманитарного цикла предметов; -активизации интереса обучающихся к избранной профессии.

 

Пути и способы достижения единства обучения, воспитания и развития в процессе преподавания экономики

Основная задача учителя – учить. Но воспитывать – это тоже его задача. Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо настоящего учителя. Проблема единства обучения и воспитания – это и есть проблема воспитания в процессе обучения. Воспитательным потенциалом обладает всякое обучение, но наилучшим образом он реализуется тогда, когда учебная деятельность организуется как продуктивное учебное взаимодействие ученика с учителем, ученика с другими учениками. В обстановке совместного интеллектуального творчества на ученых занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого, как мы знаем, идет интенсивное психическое развитие ребенка, развитие именно его мотивационно-потребностной сферы, когда он, усваивая основы человеческих взаимоотношений, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта, т. е. воспитывается. Таким образом, учебная деятельность в обстановке межличностного учебного взаимодействия обеспечивает единство обучения и воспитания. Таким образом, в деятельности учителя знание детской психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у них знание изучаемого предмета, но и максимально способствовала их психическому, прежде всего умственному, развитию. А педагогическая психология показывает учителю механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, а тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Возрастная и педагогическая психология, будучи изученной учителем с сугубо практической целью, формирует у него психологический, профессионально ориентированный взгляд на собственную деятельность.

 

Диалектическое единство, взаимосвязь и взаимное влияние обучения, воспитания и развития

Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования. Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.

Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом.

Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи. Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.

Процессу обучения и воспитания присущи те же свойства, что и образовательному процессу вообще, например, такие как: 1) отношения учителя и ученика имеют двустороннюю направленность;2) весь процесс имеет в основе своей цель – развитие личности, всестороннее и гармоничное;3) содержание, формы и методы представляются в единстве и взаимодействии;4) необходимая связность и единство всех элементов структурной цепи: цель образования – содержание образования – выбор средств, форм и методов решения задач – полученный итог-результат образования;5) необходимое решение трех задач: обучение, развитие и воспитание ребенка.В итоге результатом разрешения поставленных проблем и задач всех функций процесса образования с учетом единства свойств и будет являться всестороннее развитие личности: интеллектуальное, социальное и нравственное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.009 с.)