Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Категории развития в специальной психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ" (ГОС 2005) для студентов всех форм обучения Специальности Юриспруденция (032700)
Екатеринбург 2009 Рабочая программа дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» (ГОС – 2005). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. 25 с.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700).
Составитель старший преподаватель кафедры педагогической психологии И.П. Замолина
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от "___" ________ 2009, № ___
Заведующая кафедрой Шахматова О.Н.
Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии ГОУ ВПО РГППУ. Протокол от "___" ________ 2009, № ___
Председатель методической комиссии Садовникова Н.О.
© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009 © Замолина И.П. 1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины Таблица 1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» специальности 050402.65 Юриспруденция (032700)
Таблица 2. Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» по очной форме обучения
Таблица 3. Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» для специальности 050402.65 Юриспруденция (032700); по заочной форме обучения
Цели и задачи курса
Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» призвана сформировать у студентов представления о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов. Студентам педагогических специальностей необходимо иметь комплексное представление о природе и характере имеющихся у детей отклонений в развитии и поведении, знать особенности их проявлений, приемы и методы их коррекции и компенсации. Необходимость глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей является важным фактором оказания им эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки. Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» знакомит студентов с особенностями психического развития людей с аномалиями развития, возможностями компенсации и способами коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения. Главная цель курса – повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития. Задачи курса: 1) показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении; 2) изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения; 3) познакомить будущих педагогов-психологов с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы; 4) раскрыть те методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию; 5) рассмотреть способы педагогической коррекции недостатков развития; 6) психологически обосновать содержание и методы обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; 7) дать психологическую оценку эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; 8) рассмотреть проблему коррекции девиантного поведения школьников, раскрыть содержание и основные направления организации учебной и воспитательной работы с этими детьми. Воспитательной целью курса является развитие гуманистической направленности студентов, формирование умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум. Знание основ специальной и психологии поможет будущим специалистам найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка в одних случаях – в условиях массового обучения, в других – в специальных коррекционных образовательных учреждениях, решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Спецкурс ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и делинквентного поведения. Спецкурс рассчитан на студентов старших курсов вузов социальной, педагогической, психологической и юридической ориентации. Предполагается, что в процессе его освоения слушатели научатся диагносцировать причины средовой дезадаптации, усвоят методические подходы реабилитационной педагогики, овладеют навыками разрешения конфликтных воспитательных ситуаций, получат знания о социальной и правовой защите личных прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для усвоения материалов спецкурса: · общая психология – физиология высшей нервной деятельности; психология индивидуальных отличий; психический, характерологический и личностные уровень организации деятельности. · возрастная психология – онтогенез личности, критический возраст, развивающие потребности, ретардация и акселерация умственного и личностного начала как объект психологической диагностики; · патопсихология – умственная отсталость, акцентуации характера, минимальная мозговая дисфункция, патохарактерологическое развитие. · социальная психология – социальные инстинкты и потребности, зависимость человека от среды, конформизм, аффилиация, страх когнитивного диссонанса, средовая адаптация, институализация, интеграция как этапы социализации личности, внешние нормы и внутренние смыслы, их взаимодействие в выборе социальной позиции. · история педагогики – «специальные педагогические подходы» в прошлом и настоящем, коррекционная педагогика, ее место в системе обучение и воспитания, педагогическая антропология, современные течения реабилитационной педагогики. · валеология – здоровье как личная и социальная ценность, психосоматические аспекты формирования личности, болезнь и аномалия. 4. Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет, цели, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Значение специальной психологии для специальной педагогики. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами - возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой.
Библиографический список Основная Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2006. Кисова В.В., Конева И.В. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2006. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. – М., 2006. Специальная психология // Под ред. Лубовского В.И. – М., 2007. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2006. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие под научной редакцией Шипицыной Л.М. – СПб.,2007. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2006. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006. Дополнительная Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа. - Вып. 6. -1992. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Екб., 1986. Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Екб., 1993. Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. - Свердловск, 1991. Антология социальной работы./ Сост. М. В. Фирсов. - М., 1995. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создавать. - М., 1991. Бернер Г., Юнгин Л. Теории социально-психологической работы. - М., 1992. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2004. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 2000. Василюк Ф.З. Психология переживания. - М., 1984. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы // Ежеквартальное издание Российской ассоциации работников социальных служб. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями развития. – М., 1973. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. Выготсткий Л.С. Психология развития человека. – М.,2006. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск, 1988. Гурьева В.А.. Психогенные расстройства у детей и подростков.– М., 1996. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб.,2006. Егоров А.Ю., Игуменков С.А. Расстройства поведения у подростков, - СПб.,2005. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1988. Иванов Н.П. Генезис благотворительности в России // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - № 2. - 2000. Кабышев О. А. Права родителей и детей. - М., 1998. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. - Томск, 1987. Кащенко В.П. Коррекционная педагогика. – М., 2000. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.,2005. Кузнезов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности.- М., 1991. Лангмейер И., Матейчик Д. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика, - М., 2000. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.,1988. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2004. Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению -М., 1995. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1999. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. Лупандин В. М. Пограничная умственная отсталость. // Журнал невропатологии и психиатрии. - №3. – 1978. Малер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. - №5. – 1995. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.,2001. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.,1991. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006. Никуленко Т.Г. Обучение и воспитание детей группы риска / Хрестоматия. - М., 1996. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.; Воронеж, 1996. Права ребенка. Основные международные документы /Под ред. Проблемы социальной работы в России / Под ред. 3.А. Янкова. - М., 1995. Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных подростков. - М., 1994. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В,М, Астапов, Ю.В, Микадзе. – СПб., 2001. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПб., 2001. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1989. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2001. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.– М.,2001. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1998. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. Социальные службы помощи детям и подросткам / Под ред. М. А. Галагузовой. - Екб., 1993. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - №4. – 1998. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М.,1990. Фирсов М.В. Теория социальной работы. Уч. пособие для вузов. - М., 2000. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России.- М., 1995. Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 1997. Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2007. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб., 2002. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999. Юнг К.Г. Конфликты детской души - М., 1995.
Рабочая программа
по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»
Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л.. Уч.-изд.л.. Тираж экз. Заказ ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. ____________________________________________________________________ Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ" (ГОС 2005) для студентов всех форм обучения Специальности Юриспруденция (032700)
Екатеринбург 2009 Рабочая программа дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» (ГОС – 2005). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. 25 с.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700).
Составитель старший преподаватель кафедры педагогической психологии И.П. Замолина
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от "___" ________ 2009, № ___
Заведующая кафедрой Шахматова О.Н.
Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии ГОУ ВПО РГППУ. Протокол от "___" ________ 2009, № ___
Председатель методической комиссии Садовникова Н.О.
© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009 © Замолина И.П. 1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины Таблица 1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» специальности 050402.65 Юриспруденция (032700)
Таблица 2. Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» по очной форме обучения
Таблица 3. Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» для специальности 050402.65 Юриспруденция (032700); по заочной форме обучения
Цели и задачи курса
Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» призвана сформировать у студентов представления о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов. Студентам педагогических специальностей необходимо иметь комплексное представление о природе и характере имеющихся у детей отклонений в развитии и поведении, знать особенности их проявлений, приемы и методы их коррекции и компенсации. Необходимость глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей является важным фактором оказания им эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки. Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» знакомит студентов с особенностями психического развития людей с аномалиями развития, возможностями компенсации и способами коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения. Главная цель курса – повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития. Задачи курса: 1) показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении; 2) изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения; 3) познакомить будущих педагогов-психологов с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы; 4) раскрыть те методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию; 5) рассмотреть способы педагогической коррекции недостатков развития; 6) психологически обосновать содержание и методы обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; 7) дать психологическую оценку эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; 8) рассмотреть проблему коррекции девиантного поведения школьников, раскрыть содержание и основные направления организации учебной и воспитательной работы с этими детьми. Воспитательной целью курса является развитие гуманистической направленности студентов, формирование умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум. Знание основ специальной и психологии поможет будущим специалистам найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка в одних случаях – в условиях массового обучения, в других – в специальных коррекционных образовательных учреждениях, решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Спецкурс ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и делинквентного поведения. Спецкурс рассчитан на студентов старших курсов вузов социальной, педагогической, психологической и юридической ориентации. Предполагается, что в процессе его освоения слушатели научатся диагносцировать причины средовой дезадаптации, усвоят методические подходы реабилитационной педагогики, овладеют навыками разрешения конфликтных воспитательных ситуаций, получат знания о социальной и правовой защите личных прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для усвоения материалов спецкурса: · общая психология – физиология высшей нервной деятельности; психология индивидуальных отличий; психический, характерологический и личностные уровень организации деятельности. · возрастная психология – онтогенез личности, критический возраст, развивающие потребности, ретардация и акселерация умственного и личностного начала как объект психологической диагностики; · патопсихология – умственная отсталость, акцентуации характера, минимальная мозговая дисфункция, патохарактерологическое развитие. · социальная психология – социальные инстинкты и потребности, зависимость человека от среды, конформизм, аффилиация, страх когнитивного диссонанса, средовая адаптация, институализация, интеграция как этапы социализации личности, внешние нормы и внутренние смыслы, их взаимодействие в выборе социальной позиции. · история педагогики – «специальные педагогические подходы» в прошлом и настоящем, коррекционная педагогика, ее место в системе обучение и воспитания, педагогическая антропология, современные течения реабилитационной педагогики. · валеология – здоровье как личная и социальная ценность, психосоматические аспекты формирования личности, болезнь и аномалия. 4. Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет, цели, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Значение специальной психологии для специальной педагогики. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами - возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой.
Тема 2. Категории развития в специальной психологии. Категории развития в специальной психологии. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины. Психическое развитие и деятельность. Проблема нормы развития. Понятие «норма» и «отклонения» в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Среднестатистическая, функциональная, идеальная нормы развития. Проблема "норма – аномалия" как междисциплинарная проблема. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка. Психологическая структура дефекта. Первичный дефект и его влияние на вторичные отклонения. Комбинированные нарушения, их причины. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.
Тема 3. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении. Параметры дизонтогенеза: особенности функциональной локализации нарушения, время поражения, межфункциональные взаимодействия. Эндогенные и экзогенные причины дизонтогенеза и условия деформации личностного развития ребенка. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков (классификация В.В.Лебединского, Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина). Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.013 с.) |