Тема 2. Категории развития в специальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Категории развития в специальной психологии.



Рабочая программа

дисциплины

"ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ"

(ГОС 2005)

для студентов всех форм обучения

Специальности

Юриспруденция (032700)

 

Екатеринбург 2009

 
 
 

Рабочая программа дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» (ГОС – 2005). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. 25 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700).

 

Составитель старший преподаватель кафедры педагогической психологии И.П. Замолина

 

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от "___" ________ 2009, № ___

 

Заведующая кафедрой Шахматова О.Н.

 

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии ГОУ ВПО РГППУ. Протокол от "___" ________ 2009, № ___

 

Председатель

методической комиссии Садовникова Н.О.

 

 

© ГОУ ВПО «Российский

государственный

профессионально-педагогический

университет», 2009

© Замолина И.П.

 
 
 

1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины


Таблица 1.

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

«Основы специальной педагогики и психологии»

специальности 050402.65 Юриспруденция (032700)

 

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения

 

  очная заочная
    С полным сроком обучения (5лет) С сокращенным сроком обучения (3,5года)
1. Виды и объем учебной работы, в ч.      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции 16 8 6    
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы -    
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -    
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы - - -
2. График изучения дисциплины      
2.1. Курс      
2.2. Семестр     6,7
2.3. Экзамен (семестр)   - -
2.4. Зачет (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -    

 

 

Таблица 2.

Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» по очной форме обучения

 

Наименование темы количество часов
лекции практика
Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии   -
Тема 2. Основные категории развития в специальной педагогике и психологии -  
Тема 3.Понятие аномального развития (дизонтогенеза)    
Тема 4. Понятие «аномальный ребенок» (4 часа). -  
Тема 5. Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями интеллектуального развития   -
Тема 6. Психологические особенности детей с задержкой психического развития   -
Тема 7. Психологические особенности детей, имеющих нарушения анализаторных систем (сурдопсихология, тифлопсихология)   -
Тема 8.– Логопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая особенности развития детей с нарушениями речи -  
Тема 9. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата   -
Тема 10. Особенности развития и образования детей при аутизме и аутистических чертах личности -  
Тема 11. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии -  
Тема 12. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей   -
Тема 13. Понятие коррекции и компенсациии -  
Тема 14. Девиантное (отклоняющееся) поведение как психолого-педагогическая проблема   -
Тема 15.Система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями -  
ВСЕГО    

Таблица 3.

Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» для специальности 050402.65 Юриспруденция (032700);

по заочной форме обучения

 

Наименование темы количество часов
лекции практика
Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии   -
Тема 2..Понятие аномального развития (дизонтогенез)   -
Тема 3. Понятие «аномальный ребенок» -  
Тема 4. Психологические особенности детей с задержкой психического развития   -
Тема 5. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей -  
Тема 6. Девиантное (отклоняющееся) поведение как психолого-педагогическая проблема   -
ВСЕГО    

Цели и задачи курса

 

Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» призвана сформировать у студентов представления о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов. Студентам педагогических специальностей необходимо иметь комплексное представление о природе и характере имеющихся у детей отклонений в развитии и поведении, знать особенности их проявлений, приемы и методы их коррекции и компенсации. Необходимость глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей является важным фактором оказания им эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки. Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» знакомит студентов с особенностями психического развития людей с аномалиями развития, возможностями компенсации и способами коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения. Главная цель курса – повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития.

Задачи курса:

1) показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении;

2) изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;

3) познакомить будущих педагогов-психологов с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы;

4) раскрыть те методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию;

5) рассмотреть способы педагогической коррекции недостатков развития;

6) психологически обосновать содержание и методы обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

7) дать психологическую оценку эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

8) рассмотреть проблему коррекции девиантного поведения школьников, раскрыть содержание и основные направления организации учебной и воспитательной работы с этими детьми.

Воспитательной целью курса является развитие гуманистической направленности студентов, формирование умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум.

Знание основ специальной и психологии поможет будущим специалистам найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка в одних случаях – в условиях массового обучения, в других – в специальных коррекционных образовательных учреждениях, решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Спецкурс ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и делинквентного поведения. Спецкурс рассчитан на студентов старших курсов вузов социальной, педагогической, психологической и юридической ориентации. Предполагается, что в процессе его освоения слушатели научатся диагносцировать причины средовой дезадаптации, усвоят методические подходы реабилитационной педагогики, овладеют навыками разрешения конфликтных воспитательных ситуаций, получат знания о социальной и правовой защите личных прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

Перечень дисциплин, знание которых необходимо для усвоения материалов спецкурса:

· общая психология – физиология высшей нервной деятельности; психология индивидуальных отличий; психический, характерологический и личностные уровень организации деятельности.

· возрастная психология – онтогенез личности, критический возраст, развивающие потребности, ретардация и акселерация умственного и личностного начала как объект психологической диагностики;

· патопсихология – умственная отсталость, акцентуации характера, минимальная мозговая дисфункция, патохарактерологическое развитие.

· социальная психология – социальные инстинкты и потребности, зависимость человека от среды, конформизм, аффилиация, страх когнитивно­го диссонанса, средовая адаптация, институализация, интеграция как этапы социализации личности, внешние нормы и внутренние смыслы, их взаимодействие в выборе социальной позиции.

· история педагогики – «специальные педагогические подходы» в прошлом и настоящем, коррекционная педагогика, ее место в системе обучение и воспитания, педагогическая антропология, современные течения реабилитационной педагогики.

· валеология – здоровье как личная и социальная ценность, психосоматические аспекты формирования личности, болезнь и аномалия.


4. Содержание дисциплины

 

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет, цели, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Значение специальной психологии для специальной педагогики. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами - возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой.

 

Библиографический список

Основная

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2006.

Кисова В.В., Конева И.В. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2006.

Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. – М., 2006.

Специальная психология // Под ред. Лубовского В.И. – М., 2007.

Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие под научной редакцией Шипицыной Л.М. – СПб.,2007.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2006.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

Дополнительная

Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа. - Вып. 6. -1992.

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.

Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Екб., 1986.

Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Екб., 1993.

Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. - Свердловск, 1991.

Антология социальной работы./ Сост. М. В. Фирсов. - М., 1995.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создавать. - М., 1991.

Бернер Г., Юнгин Л. Теории социально-психологической работы. - М., 1992.

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2004.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 2000.

Василюк Ф.З. Психология переживания. - М., 1984.

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы // Ежеквартальное издание Российской ассоциации работников социальных служб.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями развития. – М., 1973.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001.

Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.

Выготсткий Л.С. Психология развития человека. – М.,2006.

Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск, 1988.

Гурьева В.А.. Психогенные расстройства у детей и подростков.– М., 1996.

Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.

Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб.,2006.

Егоров А.Ю., Игуменков С.А. Расстройства поведения у подростков, - СПб.,2005.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1988.

Иванов Н.П. Генезис благотворительности в России // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - № 2. - 2000.

Кабышев О. А. Права родителей и детей. - М., 1998.

Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. - Томск, 1987.

Кащенко В.П. Коррекционная педагогика. – М., 2000.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.,2005.

Кузнезов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991.

Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности.- М., 1991.

Лангмейер И., Матейчик Д. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика, - М., 2000.

Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.,1988.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2004.

Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению -М., 1995.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1999.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. - М., 1989.

Лупандин В. М. Пограничная умственная отсталость. // Журнал невропатологии и психиатрии. - №3. – 1978.

Малер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. - №5. – 1995.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.,2001.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.,1991.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988.

Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006.

Никуленко Т.Г. Обучение и воспитание детей группы риска / Хрестоматия. - М., 1996.

Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006.

Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.; Воронеж, 1996.

Права ребенка. Основные международные документы /Под ред.
Е. М. Рыбинского. - М., 1992.

Проблемы социальной работы в России / Под ред. 3.А. Янкова. - М., 1995.

Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных подростков. - М., 1994.

Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В,М, Астапов, Ю.В, Микадзе. – СПб., 2001.

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПб., 2001.

Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1989.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2001.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.– М.,2001.

Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1998.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Социальные службы помощи детям и подросткам / Под ред. М. А. Галагузовой. - Екб., 1993.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - №4. – 1998.

Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М.,1990.

Фирсов М.В. Теория социальной работы. Уч. пособие для вузов. - М., 2000.

Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России.- М., 1995.

Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 1997.

Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2007.

Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб., 2002.

Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

Юнг К.Г. Конфликты детской души - М., 1995.

 

Рабочая программа

 

по дисциплине

«Основы специальной педагогики и психологии»

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская.

Усл. печ. л.. Уч.-изд.л.. Тираж экз. Заказ

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

____________________________________________________________________

 
Ризограф ГОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Рабочая программа

дисциплины

"ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ"

(ГОС 2005)

для студентов всех форм обучения

Специальности

Юриспруденция (032700)

 

Екатеринбург 2009

 
 
 

Рабочая программа дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» (ГОС – 2005). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. 25 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700).

 

Составитель старший преподаватель кафедры педагогической психологии И.П. Замолина

 

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от "___" ________ 2009, № ___

 

Заведующая кафедрой Шахматова О.Н.

 

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии ГОУ ВПО РГППУ. Протокол от "___" ________ 2009, № ___

 

Председатель

методической комиссии Садовникова Н.О.

 

 

© ГОУ ВПО «Российский

государственный

профессионально-педагогический

университет», 2009

© Замолина И.П.

 
 
 

1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины


Таблица 1.

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

«Основы специальной педагогики и психологии»

специальности 050402.65 Юриспруденция (032700)

 

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения

 

  очная заочная
    С полным сроком обучения (5лет) С сокращенным сроком обучения (3,5года)
1. Виды и объем учебной работы, в ч.      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции 16 8 6    
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы -    
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -    
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы - - -
2. График изучения дисциплины      
2.1. Курс      
2.2. Семестр     6,7
2.3. Экзамен (семестр)   - -
2.4. Зачет (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -    

 

 

Таблица 2.

Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» по очной форме обучения

 

Наименование темы количество часов
лекции практика
Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии   -
Тема 2. Основные категории развития в специальной педагогике и психологии -  
Тема 3.Понятие аномального развития (дизонтогенеза)    
Тема 4. Понятие «аномальный ребенок» (4 часа). -  
Тема 5. Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями интеллектуального развития   -
Тема 6. Психологические особенности детей с задержкой психического развития   -
Тема 7. Психологические особенности детей, имеющих нарушения анализаторных систем (сурдопсихология, тифлопсихология)   -
Тема 8.– Логопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая особенности развития детей с нарушениями речи -  
Тема 9. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата   -
Тема 10. Особенности развития и образования детей при аутизме и аутистических чертах личности -  
Тема 11. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии -  
Тема 12. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей   -
Тема 13. Понятие коррекции и компенсациии -  
Тема 14. Девиантное (отклоняющееся) поведение как психолого-педагогическая проблема   -
Тема 15.Система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями -  
ВСЕГО    

Таблица 3.

Тематический план курса «Основы специальной педагогики и психологии» для специальности 050402.65 Юриспруденция (032700);

по заочной форме обучения

 

Наименование темы количество часов
лекции практика
Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии   -
Тема 2..Понятие аномального развития (дизонтогенез)   -
Тема 3. Понятие «аномальный ребенок» -  
Тема 4. Психологические особенности детей с задержкой психического развития   -
Тема 5. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей -  
Тема 6. Девиантное (отклоняющееся) поведение как психолого-педагогическая проблема   -
ВСЕГО    

Цели и задачи курса

 

Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» призвана сформировать у студентов представления о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов. Студентам педагогических специальностей необходимо иметь комплексное представление о природе и характере имеющихся у детей отклонений в развитии и поведении, знать особенности их проявлений, приемы и методы их коррекции и компенсации. Необходимость глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей является важным фактором оказания им эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки. Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» знакомит студентов с особенностями психического развития людей с аномалиями развития, возможностями компенсации и способами коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения. Главная цель курса – повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития.

Задачи курса:

1) показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении;

2) изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;

3) познакомить будущих педагогов-психологов с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы;

4) раскрыть те методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию;

5) рассмотреть способы педагогической коррекции недостатков развития;

6) психологически обосновать содержание и методы обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

7) дать психологическую оценку эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

8) рассмотреть проблему коррекции девиантного поведения школьников, раскрыть содержание и основные направления организации учебной и воспитательной работы с этими детьми.

Воспитательной целью курса является развитие гуманистической направленности студентов, формирование умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум.

Знание основ специальной и психологии поможет будущим специалистам найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка в одних случаях – в условиях массового обучения, в других – в специальных коррекционных образовательных учреждениях, решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Спецкурс ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и делинквентного поведения. Спецкурс рассчитан на студентов старших курсов вузов социальной, педагогической, психологической и юридической ориентации. Предполагается, что в процессе его освоения слушатели научатся диагносцировать причины средовой дезадаптации, усвоят методические подходы реабилитационной педагогики, овладеют навыками разрешения конфликтных воспитательных ситуаций, получат знания о социальной и правовой защите личных прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

Перечень дисциплин, знание которых необходимо для усвоения материалов спецкурса:

· общая психология – физиология высшей нервной деятельности; психология индивидуальных отличий; психический, характерологический и личностные уровень организации деятельности.

· возрастная психология – онтогенез личности, критический возраст, развивающие потребности, ретардация и акселерация умственного и личностного начала как объект психологической диагностики;

· патопсихология – умственная отсталость, акцентуации характера, минимальная мозговая дисфункция, патохарактерологическое развитие.

· социальная психология – социальные инстинкты и потребности, зависимость человека от среды, конформизм, аффилиация, страх когнитивно­го диссонанса, средовая адаптация, институализация, интеграция как этапы социализации личности, внешние нормы и внутренние смыслы, их взаимодействие в выборе социальной позиции.

· история педагогики – «специальные педагогические подходы» в прошлом и настоящем, коррекционная педагогика, ее место в системе обучение и воспитания, педагогическая антропология, современные течения реабилитационной педагогики.

· валеология – здоровье как личная и социальная ценность, психосоматические аспекты формирования личности, болезнь и аномалия.


4. Содержание дисциплины

 

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет, цели, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Значение специальной психологии для специальной педагогики. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами - возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой.

 

Тема 2. Категории развития в специальной психологии.

Категории развития в специальной психологии. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины. Психическое развитие и деятельность. Проблема нормы развития. Понятие «норма» и «отклонения» в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Среднестатистическая, функциональная, идеальная нормы развития. Проблема "норма – аномалия" как междисциплинарная проблема. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка. Психологическая структура дефекта. Первичный дефект и его влияние на вторичные отклонения. Комбинированные нарушения, их причины. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.

 

Тема 3. Понятие аномального развития (дизонтогенеза).

Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении. Параметры дизонтогенеза: особенности функциональной локализации нарушения, время поражения, межфункциональные взаимодействия. Эндогенные и экзогенные причины дизонтогенеза и условия деформации личностного развития ребенка.

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков (классификация В.В.Лебединского, Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина). Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.159 с.)