Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей как психолого-педагогическая проблема.

Поиск

Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Причины возникновения девиантного поведения. Девиантное поведение –поведение не соответствующее социальным нормам и ожиданиям. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения школьников: особенности семейного воспитания, девиантные школьники из неформальных групп общения. Подходы к классификации отклоняющегося поведения несовершеннолетних (медицинская, педагогическая, социально-психологическая направленность и т.д.). Основные формы девиантного поведения. Девиантные подростки с акцентуациями темперамента и характера. Делинквент- субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Аддиктивное поведение - зависимое поведение. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно - воспитательном процессе. Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними. Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей. Переориентация направленности группового общения подростков. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Тема 16. Система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.

Государственная система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями. Система консультативно- диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Нормативно-правовая база.

 

 


Лабораторный практикум не предусмотрен

Лабораторный практикум не предусмотрен

6. Примерные вопросы к экзамену по дисциплине

1. Понятие «дети со сложными нарушениями развития». Проблемы организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям.

2. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия.

3. Роль Л.С. Выготского в разработке теоретико-методологических основ специальной психологии и педагогики.

4. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта и его методологическое значение.

5. Понятие «психического дизонтогенеза». Виды психического дизонтогенеза.

6. Параметры психического дизонтогенеза.

7. История становления и развития коррекционной педагогики в России.

8. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика (ПМПК), углубленное изучение ребенка в образовательном учреждении.

9. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК.

10. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости: эндогенные и экзогенные факторы.

11. Степени умственной отсталости. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

12. Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью: дошкольные, школы VIII вида, специальные классы для умственно отсталых детей.

13. Понятие «задержка психического развития». Современные представления о ЗПР. Причины задержки психического развития, классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власовой.

14. Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской.

15. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: школы VII вида, классы выравнивания, классы коррекционно - развивающего обучения, классы компенсирующего обучения.

16. Причины речевых нарушений: эндогенные и экзогенные факторы.

17. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения речевого аппарата: дисфония, дислалия, ринолалия. Организация коррекционной работы.

18. Тифлопсихология и тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

19. Причины нарушений зрения. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальные коррекционные образовательные учреждения.

20. Сурдопсихология и сурдопедагогика, цели и задачи. Причины нарушений слухового анализатора.

21. Категории детей с нарушениями слуха: неслышащие (глухие), позднооглохшие, слабослышащие. Особенности развития детей, основные направления коррекционной работы.

22. Организация и содержание дошкольного и школьного образования детей с нарушениями слуха.

23. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений. Особенности психического развития детей с НОДА.

24. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы.

25. Понятие «ранний детский аутизм». Основные признаки РДА, причины возникновения.

26. Группы детей с РДА в зависимости от нарушения взаимодействия с внешней средой. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с РДА.

27. Понятия «акцентуации характера» и «психопатии». Причины возникновения психопатий.

28. Виды акцентуаций характера. Основные направления коррекционной работы.

29. Общая характеристика расстройств поведения, их классификация и причины возникновения.

30. Аддиктивные формы поведения. Профилактика аддиктивного поведения.

31. Формы реабилитационной практики в работе с несовершеннолетними, проявляющими девиантное поведение.

32. Объект, предмет, цели и задачи коррекционной педагогики и специальной психологии.

33. Понятия «норма» и «отклонения» в психическом развитии. Виды норм развития: среднестатистическая, функциональная, идеальная.

34. Политика государства в области социальной поддержки людей с отклонениями в развитии и поведении.

35. Эндогенные и экзогенные вредности как причины отклонений в развитии.

36. Социальная и психологическая депривация как одно из условий нарушения развития личности ребенка.

37. Работа с семьей, имеющей ребёнка с нарушениями развития.

38. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития.

39. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития.

40. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения развития и поведения.

41. Система методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении.

42. Категории и принципы коррекционной педагогики.

43. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

44. Педагогическая запущенность, её разновидности и роль в формировании девиантного поведения.

 


7. Учебно-методическое обеспечение

Библиографический список

Основная

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2006.

Кисова В.В., Конева И.В. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2006.

Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. – М., 2006.

Специальная психология // Под ред. Лубовского В.И. – М., 2007.

Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие под научной редакцией Шипицыной Л.М. – СПб.,2007.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2006.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

Дополнительная

Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа. - Вып. 6. -1992.

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.

Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Екб., 1986.

Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Екб., 1993.

Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. - Свердловск, 1991.

Антология социальной работы./ Сост. М. В. Фирсов. - М., 1995.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создавать. - М., 1991.

Бернер Г., Юнгин Л. Теории социально-психологической работы. - М., 1992.

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2004.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 2000.

Василюк Ф.З. Психология переживания. - М., 1984.

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы // Ежеквартальное издание Российской ассоциации работников социальных служб.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями развития. – М., 1973.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001.

Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.

Выготсткий Л.С. Психология развития человека. – М.,2006.

Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск, 1988.

Гурьева В.А.. Психогенные расстройства у детей и подростков.– М., 1996.

Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.

Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб.,2006.

Егоров А.Ю., Игуменков С.А. Расстройства поведения у подростков, - СПб.,2005.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1988.

Иванов Н.П. Генезис благотворительности в России // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - № 2. - 2000.

Кабышев О. А. Права родителей и детей. - М., 1998.

Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. - Томск, 1987.

Кащенко В.П. Коррекционная педагогика. – М., 2000.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.,2005.

Кузнезов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991.

Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности.- М., 1991.

Лангмейер И., Матейчик Д. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика, - М., 2000.

Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.,1988.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2004.

Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению -М., 1995.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1999.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. - М., 1989.

Лупандин В. М. Пограничная умственная отсталость. // Журнал невропатологии и психиатрии. - №3. – 1978.

Малер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. - №5. – 1995.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.,2001.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.,1991.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988.

Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006.

Никуленко Т.Г. Обучение и воспитание детей группы риска / Хрестоматия. - М., 1996.

Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006.

Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.; Воронеж, 1996.

Права ребенка. Основные международные документы /Под ред.
Е. М. Рыбинского. - М., 1992.

Проблемы социальной работы в России / Под ред. 3.А. Янкова. - М., 1995.

Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных подростков. - М., 1994.

Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В,М, Астапов, Ю.В, Микадзе. – СПб., 2001.

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПб., 2001.

Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1989.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2001.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.– М.,2001.

Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1998.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Социальные службы помощи детям и подросткам / Под ред. М. А. Галагузовой. - Екб., 1993.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - №4. – 1998.

Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М.,1990.

Фирсов М.В. Теория социальной работы. Уч. пособие для вузов. - М., 2000.

Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России.- М., 1995.

Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 1997.

Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2007.

Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб., 2002.

Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

Юнг К.Г. Конфликты детской души - М., 1995.

 

Рабочая программа

 

по дисциплине

«Основы специальной педагогики и психологии»

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская.

Усл. печ. л.. Уч.-изд.л.. Тираж экз. Заказ

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

____________________________________________________________________

 
Ризограф ГОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.009 с.)