Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей как психолого-педагогическая проблема.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Причины возникновения девиантного поведения. Девиантное поведение –поведение не соответствующее социальным нормам и ожиданиям. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения школьников: особенности семейного воспитания, девиантные школьники из неформальных групп общения. Подходы к классификации отклоняющегося поведения несовершеннолетних (медицинская, педагогическая, социально-психологическая направленность и т.д.). Основные формы девиантного поведения. Девиантные подростки с акцентуациями темперамента и характера. Делинквент- субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Аддиктивное поведение - зависимое поведение. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно - воспитательном процессе. Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними. Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей. Переориентация направленности группового общения подростков. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Тема 16. Система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями. Государственная система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями. Система консультативно- диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Нормативно-правовая база.
Лабораторный практикум не предусмотрен Лабораторный практикум не предусмотрен 6. Примерные вопросы к экзамену по дисциплине 1. Понятие «дети со сложными нарушениями развития». Проблемы организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям. 2. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия. 3. Роль Л.С. Выготского в разработке теоретико-методологических основ специальной психологии и педагогики. 4. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта и его методологическое значение. 5. Понятие «психического дизонтогенеза». Виды психического дизонтогенеза. 6. Параметры психического дизонтогенеза. 7. История становления и развития коррекционной педагогики в России. 8. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика (ПМПК), углубленное изучение ребенка в образовательном учреждении. 9. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК. 10. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости: эндогенные и экзогенные факторы. 11. Степени умственной отсталости. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью. 12. Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью: дошкольные, школы VIII вида, специальные классы для умственно отсталых детей. 13. Понятие «задержка психического развития». Современные представления о ЗПР. Причины задержки психического развития, классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власовой. 14. Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской. 15. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: школы VII вида, классы выравнивания, классы коррекционно - развивающего обучения, классы компенсирующего обучения. 16. Причины речевых нарушений: эндогенные и экзогенные факторы. 17. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения речевого аппарата: дисфония, дислалия, ринолалия. Организация коррекционной работы. 18. Тифлопсихология и тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. 19. Причины нарушений зрения. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальные коррекционные образовательные учреждения. 20. Сурдопсихология и сурдопедагогика, цели и задачи. Причины нарушений слухового анализатора. 21. Категории детей с нарушениями слуха: неслышащие (глухие), позднооглохшие, слабослышащие. Особенности развития детей, основные направления коррекционной работы. 22. Организация и содержание дошкольного и школьного образования детей с нарушениями слуха. 23. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений. Особенности психического развития детей с НОДА. 24. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы. 25. Понятие «ранний детский аутизм». Основные признаки РДА, причины возникновения. 26. Группы детей с РДА в зависимости от нарушения взаимодействия с внешней средой. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с РДА. 27. Понятия «акцентуации характера» и «психопатии». Причины возникновения психопатий. 28. Виды акцентуаций характера. Основные направления коррекционной работы. 29. Общая характеристика расстройств поведения, их классификация и причины возникновения. 30. Аддиктивные формы поведения. Профилактика аддиктивного поведения. 31. Формы реабилитационной практики в работе с несовершеннолетними, проявляющими девиантное поведение. 32. Объект, предмет, цели и задачи коррекционной педагогики и специальной психологии. 33. Понятия «норма» и «отклонения» в психическом развитии. Виды норм развития: среднестатистическая, функциональная, идеальная. 34. Политика государства в области социальной поддержки людей с отклонениями в развитии и поведении. 35. Эндогенные и экзогенные вредности как причины отклонений в развитии. 36. Социальная и психологическая депривация как одно из условий нарушения развития личности ребенка. 37. Работа с семьей, имеющей ребёнка с нарушениями развития. 38. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития. 39. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития. 40. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения развития и поведения. 41. Система методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении. 42. Категории и принципы коррекционной педагогики. 43. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний. 44. Педагогическая запущенность, её разновидности и роль в формировании девиантного поведения.
7. Учебно-методическое обеспечение Библиографический список Основная Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2006. Кисова В.В., Конева И.В. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2006. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. – М., 2006. Специальная психология // Под ред. Лубовского В.И. – М., 2007. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2006. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие под научной редакцией Шипицыной Л.М. – СПб.,2007. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2006. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006. Дополнительная Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа. - Вып. 6. -1992. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Екб., 1986. Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Екб., 1993. Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. - Свердловск, 1991. Антология социальной работы./ Сост. М. В. Фирсов. - М., 1995. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создавать. - М., 1991. Бернер Г., Юнгин Л. Теории социально-психологической работы. - М., 1992. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2004. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 2000. Василюк Ф.З. Психология переживания. - М., 1984. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы // Ежеквартальное издание Российской ассоциации работников социальных служб. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями развития. – М., 1973. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. Выготсткий Л.С. Психология развития человека. – М.,2006. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск, 1988. Гурьева В.А.. Психогенные расстройства у детей и подростков.– М., 1996. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб.,2006. Егоров А.Ю., Игуменков С.А. Расстройства поведения у подростков, - СПб.,2005. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1988. Иванов Н.П. Генезис благотворительности в России // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - № 2. - 2000. Кабышев О. А. Права родителей и детей. - М., 1998. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. - Томск, 1987. Кащенко В.П. Коррекционная педагогика. – М., 2000. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.,2005. Кузнезов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности.- М., 1991. Лангмейер И., Матейчик Д. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика, - М., 2000. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.,1988. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2004. Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению -М., 1995. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1999. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. Лупандин В. М. Пограничная умственная отсталость. // Журнал невропатологии и психиатрии. - №3. – 1978. Малер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. - №5. – 1995. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.,2001. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.,1991. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006. Никуленко Т.Г. Обучение и воспитание детей группы риска / Хрестоматия. - М., 1996. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.; Воронеж, 1996. Права ребенка. Основные международные документы /Под ред. Проблемы социальной работы в России / Под ред. 3.А. Янкова. - М., 1995. Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных подростков. - М., 1994. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В,М, Астапов, Ю.В, Микадзе. – СПб., 2001. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПб., 2001. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1989. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2001. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.– М.,2001. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1998. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. Социальные службы помощи детям и подросткам / Под ред. М. А. Галагузовой. - Екб., 1993. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - №4. – 1998. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М.,1990. Фирсов М.В. Теория социальной работы. Уч. пособие для вузов. - М., 2000. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России.- М., 1995. Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 1997. Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2007. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб., 2002. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999. Юнг К.Г. Конфликты детской души - М., 1995.
Рабочая программа
по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»
Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л.. Уч.-изд.л.. Тираж экз. Заказ ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. ____________________________________________________________________
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.009 с.) |