Упражнения для формирования лексического навыка на среднем этапе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для формирования лексического навыка на среднем этапе обучения



Определив этапы работы над лексическим материалом, следует перейти к рассмотрению вопроса о комплексе упражнений для формирования лексических навыков и расширения семантического поля учащихся. Соловова Е.Н. выделяет следующие субъективные факторы, расширяющие индивидуальное семантическое поле. Во-первых, слово/слова надо вводить в определенном контексте. Чем обширнее ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Отсюда вытекает необходимость создания различных связей слова в различных контекстах. Возможно установление парадигматических связей слов как по формальному признаку (учитывая особенности звуковой, графической формы, грамматические особенности), так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Расширение контекста можно обеспечить через соединение смежных семантических полей. Следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантического поля, является проблемный характер речевой установки.Обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация являются тем последним фактором, который обеспечивает увеличение семантического поля [28, с.86].

Упражнения являются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Шатилов С.Ф. под упражнением понимает «специально организованное в учебных условиях одноразовое или многоразовое выполнение или ряда операций либо действий речевого или языкового характера» [32; с.113].

В свою очередь Э.П. Шубин выражает мнение, что учебные упражнения составляют главное содержание обучения иностранному языку. В этом случае, под «упражнениями» автор понимает психофизиологическую деятельность коммуникативного характера, которую выполняет обучаемый и которая направлена на формирование в его организме коммуникатора, то есть способности участвовать в обмене информации при помощи данного языка [36; с.40].

Упражнение должно отвечать требованиям:в упражнении всегда есть цель. Упражнение - это не простое "делание", ему свойственна специальная организация и оно всегда направленно на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать, по крайней мере, многократность повторения действия. Упражнения объединяются в системы или комплексы, потому что одно упражнение никогда не дает конечного результата.

Система лексических упражнений подразумевает определенную концепцию на усвоение лексики. Важно учитывать наличие рецептивных упражнений при составлении системы упражнений. Важной составляющей системы является и вопрос введения лексических единиц: параллельно и с устным опережением. Значимость системы упражнений заключается в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения.

Знание методической характеристики упражнений, их типы, виды и умение подбирать наиболее адекватные из них не дает гарантию усвоения. Система упражнений должна обеспечивать:

1) определение соотношения упражнений тех или иных типов, видов, подвидов и вариантов, так как это определяет успех не в меньшей степени, чем правильная последовательность упражнений;

2) определение необходимой последовательности упражнений: усвоение всегда проходит какие-то стадии и протекает на основе определенных методических принципов или правил;

3) регулярность определенного материала;

4) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка и качеству (механизму), того или иного умения;

5) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) на всех уровнях системы (между видами речевой деятельности, внутри них, между умениями общения в целом).

Следовательно, система упражнений это расположение упражнений в определенном порядке, в определенной количественной пропорции для достижения цели в процессе обучения.

Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи. Для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений [24, с.58]:

1) Условно - речевые упражнения, то есть те, в которых происходит формирование речевых навыков;

2) Речевые упражнения, в которых происходит развитие речевого умения.

Вовлечение учащихся в активизацию языкового материала, а также осуществление акта связной речи является сутью условно-речевых упражнений [11, с.112]. Эта категория упражнений контролирует степень автоматизации лексики и предполагает постепенный переход к речевым упражнениям следующего этапа. Условно – речевые упражнения являются наиболее творческими и представляют собой ряд стимулов и реакций.

Задача данного типа упражнений имеет обучающий характер. Эта категория упражнений учитывает особенности данного вида речевой деятельности и возникающие трудности при овладении лексическим материалом у обучающихся. Условно – речевые упражнения можно охарактеризовать:

1) Наличием репродуктивных элементов;

2) Условностью коммуникации;

3) Учебным характером мотивации при осуществлении устно – речевой деятельности.

Речевые упражнения в свою очередь являются наиболее важным этапом обучения. Данная категория упражнений решает задачи, характерные для естественной речевой деятельности, предполагают включение лексических единиц в высказывание, беседу или ситуацию. Направленность внимания на содержание передаваемой информации и на активизируемую лексику это основной признак речевых упражнений.

Попыток классифицировать упражнения было сделано немало. В данной дипломной работе мы рассмотрим упражнения на формирование лексических навыков. Лексическим упражнением можно назвать любое предложение, в котором соответственно смыслу обучающегося делается упор на обучение лексике.

При введении и закреплении лексического материала используются различные виды лексических упражнений, направленных на семантизацию [10, с.64]:

1) Тренировочные упражнения:

- Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю;

- Найдите в тексте сочетания с указанным словом;

- Произнесите словосочетание на иностранном языке, опираясь на список русских словосочетаний или подбирая соответствующие им иностранные слова из отдельного списка.

2) Подстановочные и конструктивные упражнения:

- Подставьте словосочетания в предложения в соответствии с контекстом;

- Подберите к рисункам подписи в форме подходящих словосочетаний;

- Исправьте в подчеркнутых предложениях «опечатки»;

- Подберите к дефинициям подходящие слова из списка;

- Вставьте недостающие в словах словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы, окончания).

3) Трансформационные упражнения:

- Замените в предложениях универсальный глагол «делать» глаголами с более конкретными значениями в соответствии с контекстом (глаголы приводятся);

- Замените развернутые описания в предложениях одним словом.

4) Упражнения для активизации лексики в речи:

- Опишите рисунок (серию рисунков), используя подходящие по смыслу словосочетания;

- Составьте монолог, используя слово (указывается) со всеми значениями.

К особенностям введения лексического материала на среднем этапе обучения относится то, что новое слово необходимо вводить с обязательными сочетаниями. Важно при этом учитывать лексические связи в словах, относящихся к одной предметно-тематической группе.

Для формирования лексических навыков на среднем этапе можно так же выделить следующие виды упражнения. Упражнения для формирования рецептивных лексических навыков:

1) упражнения на узнавание слова среди других слов;

2) определение слова по его составу/компонентам;

3) упражнения на догадку значения слова по контексту;

4) упражнение на закрепление значения слова с помощью чтения специальных текстов [23, c.79].

Так же на этапе тренировки важны условно-речевые упражнения, когда учитель ставит коммуникативную задачу так, чтобы ученики употребляли пройденную лексику. Такие упражнения выполняются с опорой на:

1) вопросно-ответные упражнения;

2) на догадку о значении слова по контексту;

3) микродиалог по ситуации;

4) рифмовки, речевые игры;

5) монологические высказывания по микроситуациям;

6) упражнения по типу КОМ, когда каждый ученик добавляет свое предложение, не меняя смысла [12, c.54].

Таким образом, очевидно, что виды и типы упражнений достаточно разнообразны, однако они должны складываться в систему, которая не является продуктом определённой классификации, а организуется в соответствии с определённой стратегией, общим подходом к обучению, спецификой коммуникативных единиц (речевых актов), выступающих в качестве предмета обучения, конкретных условий обучения и, наконец, самого объекта обучения – человека.

 

Выводы по первой главе

В данной главе были рассмотрены и изучены понятия лексики и лексического навыка, с точки зрения нескольких лингвистов, основные этапы формирования лексических навыков и виды упражнений, используемые для формирования лексики.

В первом параграфе мы рассмотрели основные понятия лексики и лексического навыка. Выявили, что целью обучения лексической стороне речи является формирование продуктивного и рецептивного лексических навыков. Рассмотрели основные принципы работы над лексикой: дидактический принцип, собственно методический принцип и частный методический принцип, соблюдение которых необходимо для эффективного обучения лексики.

Во втором параграфе были рассмотрены и выделены три основных этапа формирования лексических навыков:

1) ориентировочно – подготовительный этап;

2) стереотипизирующе – ситуативный этап;

3) варьирующе – ситуативный этап.

В ходе теоретического исследования было выявлено, что на среднем этапе обучения важными этапами формирования лексических навыков являются этапы первичного закрепления и усвоения нового материала в устной и письменной речи. Но для более эффективного усвоения лексики необходимо включать все этапы обучения, так как они являются единым целым.

В третьем параграфе были рассмотрены виды упражнений для формирования лексического навыка на среднем этапе обучения языка. Введение и закрепление лексического материала на среднем этапе обучения является главным и самым трудным аспектом при обучении иностранным языкам. Это связано с тем, что учащимся нужно запомнить большое количество иноязычной лексики. Главная задача преподавателя это повысить эффективность обучения лексики и для этого он должен использовать множество способов введения и семантизации лексического материала, а для его закрепления обращаться к упражнениям.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что лексический аспект занимает одно из важнейших мест в процессе обучения иностранному языку, поэтому он требует постоянного совершенствования приемов работы над лексикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 5900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.206.191 (0.017 с.)