Цели обучения чтению и его виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели обучения чтению и его виды



ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое чтение

· Каковы цели обучения чтению и его виды

· Каковы требования в области чтения примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта

· Чтение как вид человеческой деятельности и речевой деятельности в частности и его особенности

· Чтение как умение

· Чтение как процесс

· Чтение как продукт. Уровни понимания текста

· О планировании уроков обучения чтению. Обучение чтению вслух: задачи урока, этапы работы, комплексы упражнений. Взаимосвязанное обучение произношению и чтению по транскрипции. Обучение чтению вслух по правилам

· Обучение чтению про себя: задачи урока, этапы работы, комплексы упражнений

· О контроле умений в чтении

· О специфике обучения чтению на профильном уровне

· Об обучении быстрому чтению

· Об обучении чтению как отдельному виду речевой деятельности

 

Что такое чтение?

С точки зрения методики, чтение – объективно существующий, рецептивный вид РД, который заключается в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста как продукта творческой деятельности некоего автора.

Благодаря чтению возможна передача и усвоение опыта. А сам процесс чтения предполагает такие логические операции, как анализ, синтез, умозаключение, прогнозирование. Чтение выполняет огромную воспитательную и развивающую функцию, оно обостряет чувства и шлифует интеллект!

 

Цели обучения чтению и его виды

Методисты выделяют разные цели обучения чтению.
С.К. Фоломкина различает просмотровое чтение, когда читающим дается общая оценка текста и понимание достигается на 40-50%, ознакомительно е или чтение с общим охватом содержания, когда понимание достигается на 70-100% и изучающее – оно предполагает полное осмысление и интепретацию информации.

Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет изучающее и поисковое виды чтения.
М.П. Вайсбурд говорит о синтетическом и аналитическом видах чтения.

Классификация Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, видимо, является наиболее полной в отечественной методике.

Авторы выделяют 5 параметров различения видов чтения: по форме прочтения, по использованию логических операций, по глубине проникновения в содержание текста, по целевым установкам, по уровням понимания.

* В процессе разработки

** В процессе разработки

Классификация видов чтения

Параметры различения Вид чтения
По форме прочтения Чтение про себя Чтение вслух
По использованию логических операций Аналитическое чтение Синтетическое чтение
По глубине проникновения в содержание текста Интенсивное чтение Экстенсивное чтение
По целевым установкам Изучающее чтение Ознакомительное чтение Просмотровое чтение Поисковое чтение
По уровням понимания Полное/детальное понимание Общее/глобальное понимание
           

А в школе Е.И. Пассова считают, что существует только один вид чтения - чтение про себя с непосредственным пониманием, все остальное – это просто разные уровни или стратегии чтения для достижения понимания.

В методике обучения ИЯ о чтении говорят как о цели и средстве обучения. Как средство обучения чтение используется для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков, а также развития умения в говорении, аудировании, письме, и тогда текст выполняет роль опоры. Когда говорят о чтении как цели обучения, то имеют ввиду чтение как самостоятельный вид деятельности и обучении конкретному виду чтения.

 

Образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области чтения выпускники начальной школы должны:

· овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

· читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования (5-9 классы) в области чтения выпускники основной школы должны:

- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров, преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, формировать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

Требования к умениям чтения как самостоятельного вида речевой деятельности включают:

· понимание основного содержания (ознакомительное чтение);

· полное понимание (изучающее чтение);

· выборочное понимание нужной/интересующей/запрашиваемой информации (просмотровое, поисковое чтение).

 

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования (10-11 классы) в области чтения выпускники основной школы должны:

По новым ФГОС – в процессе разработки

 

На профильном уровне предусматривается совершенствование всех видов чтения с учетом выбранного профиля, в том числе научно-популярных текстов.

По новым ФГОС - в процессе разработки

Европейский стандарт имеет 6 уровней овладения иностранным языком в четырех видах речевой деятельности: А1 и А2; В1 и В2; С1 и С2 – от уровня выживания до уровня совершенства.

С точки зрения овладения умением читать, на самом низком уровне – уровне выживания А1 – Евростандарт предусматривает «умение понимать знакомые названия, очень простые слова, а также фразы, например, в заголовках, на плакатах или в каталогах», на самом высоком уровне С2 предусматривается умение «без усилий читать тексты любого типа, даже абстрактные и сложные с точки зрения фоновых знаний и формы, например, учебник, специальную статью или литературное произведение».

Чтение как деятельность

Чтение как деятельность имеет следующие характеристики:

1. Мотивированность. Побуждением к чтению является коммуникативная потребность в получении информации, в общении, в развлечении. Чтение обычно полимотивировано, т.е. читающий имеет несколько мотивов. Мотивы иногда путают с внешними стимулами. Но мотив отражает личностный смысл чтения, а стимуляторы подсказывают направление поиска и выбора. Это могут быть воздействие средств массовой информации, советы друзей, задание в школе.

2. Активность. Активность является обязательным условием в проникновение в смысл текста. Она проявляется, прежде всего, в антиципации и догадке.

3. Целенаправленность. Человек начинает читать, имея определенную цель: навести справку, уточнить, ознакомиться, развлечься, изучить. Все это человек делает ради удовлетворения своих потребностей. Поэтому так важно побудить человека к прочтению именно этого текста. Этим целям служат коммуникативные задачи перед текстом, экспозиция.

4. Связь с мышлением. Мышление – это особый вид познавательной деятельности. В ходе чтения оно проявляется в умении анализировать и обобщать, проникать в смысл и содержание, понимать глубинный подтекст.

5. Связь с другими видами человеческой деятельности. Согласно классификации М.С. Кагана, человеческая деятельность подразделяется на познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную и общение.

Трактовка чтения как познавательной деятельности находит свое отражение в заданиях – мыслительных задачах (анализ фактов, их группировка, сопоставление, установление причинно-следственных связей и т.п.).

Связь чтения с преобразовательной деятельностью является двухсторонней. С одной стороны, уметь читать необходимо для успешного овладения профессиональной деятельностью. С другой стороны, развивая свое умение читать, человек преобразует себя, растет как личность.

С точки зрения ценностно-ориентационной деятельности, чтение, безусловно, влияет, на формирование ценностных ориентаций человека.

Что касается деятельности общения, то чтение – это разновидность общения.

Чтение как умение

Чтение как и всякое умение опирается на навыки и другие умения. Различают 2 уровня чтения: 1) операционный и 2) мотивационно-мыслительный.

 

На операционном уровне действуют 3 группы навыков:

1. Навыки распознавания и непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения).

2. Навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур (грамматические навыки чтения).

3. Навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи (графические навыки чтения).

 

В учении читать взаимодействуют 3 основных компонента: зрительный образ речевой единицы плюс речедвигательный образ речевой единицы и плюс значение речевой единицы. При зрелом чтении звено проговаривания выпадает или существует в свернутом виде. Но в обучении чтению этого звена не миновать, поэтому так важно, особенно на начальном этапе обучение чтению вслух.

На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения:

· умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали

· умение обобщать отдельные факты

· умение выстраивать факты в нужной последовательности

· умение понимать текст на уровне значений и на уровне смысла

· умение оценивать изложенные факты и понимать подтекст.

Различают и дополнительные умения: умение читать быстро и медленно, тексты разного жанра и разной сложности, умение соотносить прочитанное с личным опытом и т.д.

 

Чтение как процесс

Чтение как процесс имеет 2 уровня - чувственный и логический:

 

Чувственный уровень -------------------------------------- Логический уровень

На чувственном уровне это процессы восприятия (через зрительный анализатор), сличения (с имеющимся в определенном участке коры головного мозга образцом) и узнавание (построение ассоциации). Это – взаимодействие зрения, слуха и речевой моторики.

На логическом уровне происходит понимание, которое осуществляется через механизмы антиципации (смысловой и структурной), догадки и логического понимания.

Антиципация – это догадка об известном. Структурная антиципация – это догадка по форме слова, по месту нахождения члена предложения и т.п., что облегает понимание. Смысловая антиципация это догадка по заголовку, по ключевым словам и т.п.

Собственно догадка – это гипотеза о неизвестном. Наконец, механизм логического понимания опирается на логический анализ, синтез, обобщение, классификацию фактов и явлений.

Чтение как продукт

Чтение как продукт – это логическое понимание текста. Как мы понимаем текст?

По М.М. Бахтину, есть два основных типа понимания текста: конкретно-ситуативный и абстрактно-обобщенный. Умение за частным случаев увидеть явление характеризует абстрактно-обобщенный тип понимания текста.

Либо различают уровни понимания текста: 1) уровень значений (Что? Где? Когда? С кем? Сколько? И т.д.) и 2) уровень смысла (Отчего? Почему? Для чего?).

З.И. Клычникова делает более тонкие различия и выделяет уже не 2, а 7 уровней понимания текста!

Первый и второй уровни (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствует о приблизительном фрагментарном понимании. Сложность на этом уровне представляют многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.

Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он тоже фрагментарный. Трудности понимания здесь связаны как с синтаксисом, так и с морфологией.

Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения (с общим, выборочным или полным пониманием) и с тем, каким типам информации из четырех, выделяемых автором, относится текст – к категориально-познавательной или ситуационно-познавательной.

Шестой уровень – понимание содержательной и э моционально-волевой информации.

Седьмой уровень– понимание всех трех предыдущих типов информации плюс побудительно-волевой. Такое понимание становится руководством к действию. Это - высший, самый совершенный уровень понимания.

В западной методике разработаны несколько концепций понимания текста.

А.С. Штерн – концепция «набора ключевых слов». Понимание, по Штерну, это движение от слова к тесту и обратно – от текста к слову. Постоянное сопоставление общего и частного и определяет понимание.

Ментальная модель Джонсон-Лэрда (Johnson-Laird). Чтобы понять, надо вообразить – внешность человека, событие, вид описываемого объекта.

Пропозиционно-сетевая модель Андерсона, Бауэра и Шэнка (J.A. Anderson, G.B. Bower, R.C. Shank). Согласно этой модели, содержание текста рассматривается на уровне пропозиций (суждений). Пропозиция – это утверждение, с которым можно согласиться или нет. Если ученик правильно понял смысл текста, то он сможет пересказать его в одном или нескольких собственных суждениях!

Теория пропозиций была дополнена исследованиями В. Кинча и Т.А. Ван-Дейка. Они считают, что пропозиции, извлекаемые из текста, поступают в кратковременное хранилище памяти (КХП) читателя. По мере накопления новой информации КХП очищается от старых суждений, за исключением ключевых, и заполняется новыми. Это – цикличный процесс. В итоге такого чтения составляется общая картина (концепт) текста, что является основой для его понимания.

 

Обучение чтению про себя

Обучение чтению вслух – необходимый, но все-таки промежуточный этап обучения чтению. Зрелое чтение – это чтение про себя с непосредственным пониманием.

Задачи урока обучения чтению про себя зависят от вида чтения (с общим охватом, с выборочным пониманием и с полным пониманием). Причем, при обучении разным стратегиям чтения соблюдаются три этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

В самом общем виде, вне зависимости от стратегии чтения, обучение чтению может выглядеть следующим образом:

На дотекстовом этапе формулируется речевая задача для первого прочтения, создается необходимый уровень мотивации учащихся, сокращается уровень языковых и лексических трудностей.

На текстовом этапе контролируется степень сформированности различных языковых навыков и умений: 1) найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить, дополнить ответы на предложенные вопросы, согласиться/опровергнуть, подходящий заголовок к каждому абзацу, подходящее предложение, описание внешности, описание события, факт, дату, картинку и т.п.; 2) догадаться о значении слов по контексту, как будут развиваться события дальше.

На послетекстовом этапе ситуации текста используются в качестве языковой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи: опровергнуть или согласиться, доказать, что, охарактеризовать, сказать, какое из следующих высказываний наиболее полно передает основную мысль текста, составить план текста, рассказать текст от лиц разных героев, дать краткое содержание текста, придумать новое название, взять за основу ситуацию текста и придумать собственный рассказ и т.д.

Классификации упражнений

Каждый из методистов предлагает свою классификацию упражнений. Г.В. Рогова (1991) различает 2 основные группы упражнений: на обучение чтению вслух и на обучение чтению про себя. Е.А. Маслыко (2000) рассматривает как упражнения для обучения чтению вслух, так и 4 группы упражнений в зависимости от вида чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое). В методической школе Е.И. Пассова (2002) различают подготовительные упражнения на установление фонемно-графемных связей и снятие лексико-грамматических трудностей и собственно упражнения в чтении (содержательную идентификацию, содержательный поиск и смысловой выбор). Е.Н. Соловова (2006) предлагает комплексы упражнений на технику чтения и итоговый контроль в зависимости от вида чтения. Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез (2006) различают упражнения на технику чтения и упражнения в зависимости от вида чтения. Заслугой последних в ряду названных авторов является также то, что в зависимости от вида чтения они различают комплексы умений, которые необходимо сформировать. Кроме того, они определяют цели обучения на каждом из этапов: начальном, среднем, старшем, профильном. Также указаны цели обучения в зависимости от жанра.

Контроль умения читать

Нужно проверять тот вид чтения, который дан установкой на чтение, а не все виды чтения одновременно.

В международных экзаменах предлагаются 3 типа заданий на контроль умения читать: 1) общее понимание; 2) запрашиваемую информацию и 3) полное понимание.

Задания по контролю также зависят от характера и жанра текста. Объектами контроля научных текстов являются понятия, идеи, факты, а художественного текста – события, персонажи, образы, отношение, художественные приемы.

В школьной практике чтение чаще используется не как цель обучения, а как средство формирования и контроля лексических, произносительных и грамматических навыков, а также умений аудирования, письма и устной речи.

 

Обучение быстрому чтению

Традиционное чтение – это обычно медленное чтение. Под быстрым чтением текста понимается чтение, обеспечивающее полноценное смысловое усвоение и запоминание за короткий промежуток времени.

Основными недостатками традиционного чтения являются: возвратные движения глаз, проговаривание, малый угол зрения (при чтении воспринимаются в лучшем случае отдельные слова), отсутствие внимания, которое часто переключается на посторонние предметы и т.д. Быстрое чтение лишено этих недостатков.

Для обучения скорочтению могут быть использованы упражнения, целью которых является нейтрализация проговаривания, тренировка способности моментальной фиксации, укрупнение единиц восприятия и расширение поля зрения, тренировка мускулатуры глаз, памяти и внимания. С целью физиологической подготовки учащихся могут быть рекомендованы следующие упражнения:

· читайте, подсчитывая количество слов;

· в течение минуты смотрите на картинку, назовите предметы, которые вы запомнили;

· зафиксировав взгляд на центре картинки, постарайтесь увидеть изображенное по краям;

· на каждой строчке читайте только первое и последнее слов, остальные «пробегайте» глазами;

· найдите на странице знакомое (незнакомое) вам слово. Время ограничено.

 

Кроме физиологической подготовки, необходимо научить учащихся ориентироваться в тексте. Ориентировка в тексте включает в себя:

1. Целостное восприятие текста как одномоментно оцениваемой системы.

2. Ориентацию в композиционно-смысловой структуре текста.

3. Поиск ключевых слов и опор при чтении текста.

 

Алгоритм работы над текстом может состоять в следующем:

1. Наименование книги (статьи).

2. Автор.

3. Источник и его выходные данные.

4. Основное содержание, тема.

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования для приобретения и пополнения знаний.

 

Важную роль для обучения быстрому чтению играет антиципация, т.е. предвосхищение читаемого: по заголовку, по иллюстрациям, с помощью выборочного чтения отдельных абзацев, по ключевым словам.

Ускорение чтения также достигается за счет ориентировки в композиционно-смысловой структуре текста: умение выделить вводную часть, основную часть и заключение, предтекстовые заголовки, резюме, основные и частные мысли, ключевые и тематические слова, имена, даты, географические названия и т.д.

Обучение быстрому чтению на уроках иностранного языка поможет эффективнее овладеть разными стратегиями чтения.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое чтение

· Каковы цели обучения чтению и его виды

· Каковы требования в области чтения примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта

· Чтение как вид человеческой деятельности и речевой деятельности в частности и его особенности

· Чтение как умение

· Чтение как процесс

· Чтение как продукт. Уровни понимания текста

· О планировании уроков обучения чтению. Обучение чтению вслух: задачи урока, этапы работы, комплексы упражнений. Взаимосвязанное обучение произношению и чтению по транскрипции. Обучение чтению вслух по правилам

· Обучение чтению про себя: задачи урока, этапы работы, комплексы упражнений

· О контроле умений в чтении

· О специфике обучения чтению на профильном уровне

· Об обучении быстрому чтению

· Об обучении чтению как отдельному виду речевой деятельности

 

Что такое чтение?

С точки зрения методики, чтение – объективно существующий, рецептивный вид РД, который заключается в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста как продукта творческой деятельности некоего автора.

Благодаря чтению возможна передача и усвоение опыта. А сам процесс чтения предполагает такие логические операции, как анализ, синтез, умозаключение, прогнозирование. Чтение выполняет огромную воспитательную и развивающую функцию, оно обостряет чувства и шлифует интеллект!

 

Цели обучения чтению и его виды

Методисты выделяют разные цели обучения чтению.
С.К. Фоломкина различает просмотровое чтение, когда читающим дается общая оценка текста и понимание достигается на 40-50%, ознакомительно е или чтение с общим охватом содержания, когда понимание достигается на 70-100% и изучающее – оно предполагает полное осмысление и интепретацию информации.

Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет изучающее и поисковое виды чтения.
М.П. Вайсбурд говорит о синтетическом и аналитическом видах чтения.

Классификация Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, видимо, является наиболее полной в отечественной методике.

Авторы выделяют 5 параметров различения видов чтения: по форме прочтения, по использованию логических операций, по глубине проникновения в содержание текста, по целевым установкам, по уровням понимания.

* В процессе разработки

** В процессе разработки

Классификация видов чтения

Параметры различения Вид чтения
По форме прочтения Чтение про себя Чтение вслух
По использованию логических операций Аналитическое чтение Синтетическое чтение
По глубине проникновения в содержание текста Интенсивное чтение Экстенсивное чтение
По целевым установкам Изучающее чтение Ознакомительное чтение Просмотровое чтение Поисковое чтение
По уровням понимания Полное/детальное понимание Общее/глобальное понимание
           

А в школе Е.И. Пассова считают, что существует только один вид чтения - чтение про себя с непосредственным пониманием, все остальное – это просто разные уровни или стратегии чтения для достижения понимания.

В методике обучения ИЯ о чтении говорят как о цели и средстве обучения. Как средство обучения чтение используется для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков, а также развития умения в говорении, аудировании, письме, и тогда текст выполняет роль опоры. Когда говорят о чтении как цели обучения, то имеют ввиду чтение как самостоятельный вид деятельности и обучении конкретному виду чтения.

 

Образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области чтения выпускники начальной школы должны:

· овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

· читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования (5-9 классы) в области чтения выпускники основной школы должны:

- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров, преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, формировать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

Требования к умениям чтения как самостоятельного вида речевой деятельности включают:

· понимание основного содержания (ознакомительное чтение);

· полное понимание (изучающее чтение);

· выборочное понимание нужной/интересующей/запрашиваемой информации (просмотровое, поисковое чтение).

 

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования (10-11 классы) в области чтения выпускники основной школы должны:

По новым ФГОС – в процессе разработки

 

На профильном уровне предусматривается совершенствование всех видов чтения с учетом выбранного профиля, в том числе научно-популярных текстов.

По новым ФГОС - в процессе разработки

Европейский стандарт имеет 6 уровней овладения иностранным языком в четырех видах речевой деятельности: А1 и А2; В1 и В2; С1 и С2 – от уровня выживания до уровня совершенства.

С точки зрения овладения умением читать, на самом низком уровне – уровне выживания А1 – Евростандарт предусматривает «умение понимать знакомые названия, очень простые слова, а также фразы, например, в заголовках, на плакатах или в каталогах», на самом высоком уровне С2 предусматривается умение «без усилий читать тексты любого типа, даже абстрактные и сложные с точки зрения фоновых знаний и формы, например, учебник, специальную статью или литературное произведение».

Чтение как деятельность

Чтение как деятельность имеет следующие характеристики:

1. Мотивированность. Побуждением к чтению является коммуникативная потребность в получении информации, в общении, в развлечении. Чтение обычно полимотивировано, т.е. читающий имеет несколько мотивов. Мотивы иногда путают с внешними стимулами. Но мотив отражает личностный смысл чтения, а стимуляторы подсказывают направление поиска и выбора. Это могут быть воздействие средств массовой информации, советы друзей, задание в школе.

2. Активность. Активность является обязательным условием в проникновение в смысл текста. Она проявляется, прежде всего, в антиципации и догадке.

3. Целенаправленность. Человек начинает читать, имея определенную цель: навести справку, уточнить, ознакомиться, развлечься, изучить. Все это человек делает ради удовлетворения своих потребностей. Поэтому так важно побудить человека к прочтению именно этого текста. Этим целям служат коммуникативные задачи перед текстом, экспозиция.

4. Связь с мышлением. Мышление – это особый вид познавательной деятельности. В ходе чтения оно проявляется в умении анализировать и обобщать, проникать в смысл и содержание, понимать глубинный подтекст.

5. Связь с другими видами человеческой деятельности. Согласно классификации М.С. Кагана, человеческая деятельность подразделяется на познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную и общение.

Трактовка чтения как познавательной деятельности находит свое отражение в заданиях – мыслительных задачах (анализ фактов, их группировка, сопоставление, установление причинно-следственных связей и т.п.).

Связь чтения с преобразовательной деятельностью является двухсторонней. С одной стороны, уметь читать необходимо для успешного овладения профессиональной деятельностью. С другой стороны, развивая свое умение читать, человек преобразует себя, растет как личность.

С точки зрения ценностно-ориентационной деятельности, чтение, безусловно, влияет, на формирование ценностных ориентаций человека.

Что касается деятельности общения, то чтение – это разновидность общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.126 с.)