Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С украинским языком обучения

Поиск

РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАССЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

С УКРАИНСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ


РУССКИЙ ЯЗЫК

В школах с украинским языком обучения

Пояснительная записка

Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением языков национальных меньшинств.

Ведущей целью вариативного начального курса русского языка является формирование и развитие у младших школьников коммуникативной компетентности, способности успешно пользоваться языком для решения жизненно важных задач, то есть средствами речевой деятельности решать познавательные, учебные, личностные, профессионально ориентированные вопросы. Элементарное овладение русским языком, продолженное на последующих этапах образования, позволит учащимся пользоваться им как средством (инструментом) общения, познания, приобщения к богатствам русской культуры, формировать навыки толерантного межэтнического общения с представителями других национальных культур, носителями иных языков, представленных в Украине.

Для достижения поставленной цели в течение периода обучения в 1-4 классах планируется решение таких задач:

- обеспечение положительной мотивации к изучению русского языка;

- формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в устной и письменной форме;

- усвоение элементарных знаний о важнейших языковых единицах, необходимых и достаточных для формирования речевых умений и навыков;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- усвоение русской графики и орфографии, формирование фонетико-графических правописных умений и навыков;

- приобщение к национальным культурам народов Украины;

- продолжение интеллектуального, морального, социокультурного и эстетического развития личности школьников.

Обучение русскому языку должно быть ориентированным на интересы и возможности учащихся начальной школы и тесно связано с формированием ключевых компетентностей, предполагающих способность учащихся выполнять учебные и познавательные действия в соответствии с целью и условиями, в которых выполняется задание. Необходимо формировать и развивать у школьников умение выслушать и понять предложенные суждения, сопоставить их со своей точкой зрения; составить самостоятельное суждение о предмете, явлении, событии; выразить (устно или письменно) такое суждение, аргументировать его; изменить или опровергнуть своё мнение при наличии убедительных аргументов других участников обсуждения.

Целесообразно также способствовать развитию умения работать над учебным материалом как самостоятельно, так и в парах или группах: определять цель деятельности и задачи для её достижения; планировать и согласовывать последовательность выполнения задания, составлять алгоритм выполнения действий; прогнозировать результат деятельности, прилагать усилия для его достижения; планировать распределение ролей, проявлять готовность и умение выполнять различные роли при работе в паре или группе (координатор, подчиненный) и др. Важно учить школьников различать в учебном материале новое и то, что было уже им известно, но требовало уточнения, детализации, анализировать причины успехов и неудач реализованной деятельности.

Обучение русскому языку осуществляется в соответствии с тремя линиями содержания: речевой, языковой и социокультурной, обозначенными Государственным стандартом начального образования.

Речевая линия предполагает целенаправленное становление и развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; формирование умений пользоваться языком как средством общения, познания, влияния на окружающий мир. Для решения этой приоритетной задачи следует развивать умения, необходимые для полноценного восприятия речи (не только фактическое содержание, но и смысл устных и письменных сообщений); построения диалогического и монологического высказывания с учетом возможностей вероятного собеседника; для чтения и самостоятельной работы с детской книгой (техника чтения, читательские умения); для использования письма в коммуникативных целях (в том числе и свободное письмо).

Языковая линия содержания обучения предусматривает формирование у младших школьников элементарных сведений о языке и языковых умений, необходимых для практического пользования языком. Прежде всего это касается обогащения и активизации словарного запаса учащихся; становления навыков практической грамматики (образования форм слов; построения словосочетаний, предложений; использования средств связи предложений в высказывании); формирования умений нормативной речи (орфоэпических, графических, правописных).

Формирование элементарных лингвистических понятий у детей 7-10 лет необходимо сочетать с языковым разбором. Вместе с учителем младшие школьники учатся дифференцировать языковые явления; осознавать особенности звуковой, грамматической формы слова, его значения и морфемного состава; построения сочетаний слов и предложений.

Языковую подготовку рационально осуществлять с опорой на уроки украинского языка, так как следует учитывать степень совпадения изучаемого материала в обоих языках: тренировать школьников в перенесении знаний из украинского языка на тождественные понятия с применением терминологии русского языка, предупреждать ошибочный перенос знаний и умений при похожем, но не одинаковом учебном материале.

Социокультурная линия является интегрирующей составной содержания речевой и языковой подготовки младших школьников. Предполагает ознакомление учащихся с нормами социальных отношений (члены семьи, друзья, класс или группа в учебном заведении, посетители общественных культурно-просветительских мест), закрепление умений соблюдать эти нормы, демонстрировать культурно обусловленное поведение. Прежде всего это те социальные роли, которые дети выполняют в школе, в классе, так как коллектив класса является типичной социальной группой, имеющей многие черты, свойственные обществу в целом. Кроме того, школа призвана помогать учащимся успешно осваивать различные социальные роли вне школы. Это роли, определяемые полом и возрастом, профессиональной принадлежностью, вхождением в семейный, дружеский круг, школьный коллектив, спортивную секцию, церковную общину и др. Уже в младшем школьном возрасте жизненно важными для детей являются роли посетителя библиотеки, музея, театра, кинотеатра, зоопарка, роли покупателя, пассажира общественного транспорта, того, кто запрашивает определенные сведения в различных бытовых ситуациях или поясняет их другому пользователю.

Актуальным компонентом социокультурной работы является формирование у школьников представлений о культуре, обычаях русского народа, а также заинтересованного отношения к языкам, достижениям культуры, обычаям других народов, умения соблюдать соответствующие правила речевого и неречевого поведения, налаживать и поддерживать контакты с представителями других этнических групп, взаимно учитывать социальные и национальные особенности участников общения.

Социокультурная линия содержания призвана усилить практическую направленность обучения русскому языку, его обращенность к реальным жизненным проблемам, решение которых во многом зависит от успешного пользования языком. Для такой работы необходим целенаправленный отбор тем, ситуаций, материалов для обсуждения художественных и научно-популярных текстов, образцов бытовых диалогов, слов и устойчивых сочетаний, в которых отображаются особенности материальной и духовной жизни народа и т.п.

Начальный курс русского языка строится с учетом принципа интеграции учебного содержания и различных видов деятельности школьников. Урок русского языка предполагает систематическую работу над всеми видами речевой деятельности школьников, согласованное обучение нормативному языку и чтению, систематическое использование культурологических текстов для слушания, чтения, построения устных и письменных высказываний, для наблюдений над языковыми, правописными особенностями.

Спецификой данной программы является распределение учебного времени между речевой, языковой и социокультурной линиями содержания. В целом оно осуществлено так: из общего количества часов (70) вычтено 4 часа резервного времени, которое оставлено на усмотрение учителя, 5 часов – на повторение в конце каждого учебного периода и в конце года. Оставшееся время (61 час) примерно поровну распределено между речевой, языковой и социокультурной линиями содержания (для обучающих и проверочных видов деятельности). Например, 8 часов, выделенных для говорения, делятся поровну между диалогической и монологической речью (по 4 часа); таким образом, в каждом семестре проводится 2 специальных урока по диалогу и 2 – по устному монологическому высказыванию.

Программа для каждого класса содержит такие разделы: „Речевая линия”, „Языковая линия”, „Социокультурная линия”, „Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ”.

І. Речевая линия

В ходе начального обучения русскому языку должны быть паритетно представлены все виды речевой деятельности: аудирование, говорение (диалогическая и монологическая речь), чтение (вслух и молча), письмо (изложение, сочинение).

Программа предусматривает становление и расширение у школьников с каждым годом обучения элементарных представлений о речи (её функциях, видах, механизмах, трудностях формирования, критериях оценивания), однако приоритетным должно быть развитие умений осуществлять все виды речевой деятельности: слушать и понимать воспринятое на слух, воспроизводить и строить высказывание, переводить графические знаки в смысловое значение и наоборот.

Развитие речевых умений, расширение и активизация лексического запаса младших школьников осуществляется в соответствии с темами, реализующими личностную, образовательную, публичную и профессиональную сферы общения и сферу природы. Это такие темы и ситуации общения: „Школа”, „Мой мир”, „Семья”, „Родной край. Родина”, „Игры и увлечения”, „Труд людей, профессии”, „Природа. Времена года”, „Детская книга”, „Народные обычаи и традиции”, которые должны быть обеспечены соответствующим словарем и грамматическими конструкциями.

 

Говорение

Обучение говорению предполагает целенаправленную комплексную работу по расширению словарного запаса школьников, воспитанию звуковой культуры речи, овладению грамматическим строем речи, развитию выразительности и связности высказывания, умению различать особенности и участвовать в диалоге или монологе. При этом используют сведения о тексте, об особенностях речевого высказывания, которые учащиеся получили на уроках украинского языка (о теме и основной мысли, структуре высказывания, необходимости соблюдать речевой этикет, учитывать особенности ситуации общения и пр.).

В обучении говорению значительная роль отводится игровым формам организации речевой деятельности: дидактические игры и игры с логической нагрузкой способствуют расширению и уточнению лексического запаса младших школьников; подвижные игры с сопровождающими текстами и сюжетно-ролевые, творческие игры позволяют учащимся определить характер речевой ситуации, место действия, подготовку собеседника, цель высказывания.

Для развития диалогической и монологической речи необходимо создавать такие учебно-речевые и коммуникативные ситуации, которые побуждают учащихся выражать свои мысли, чувства, потребности, обсуждать интересующие их проблемы. Важно учить детей высказывать собственное мнение о том или ином событии, явлении; аргументировать свою мысль, позицию; корректно выслушивать другие мнения, сопоставлять их со своей точкой зрения.

При этом следует широко использовать работу в парах или небольших группах, что создает условия для активизации речевой деятельности большинства учащихся класса, усвоения школьниками культуры общения, навыков употребления формул речевого этикета, умение внимательно и доброжелательно выслушать собеседника; согласиться с ним или выразить несогласие в тактичной форме, сказать приятное и т.п.

 

Чтение

Обучение чтению предполагает усвоение механизма плавного слогового чтения или чтения целыми словами, нормативное озвучивание прочитанного в соответствии с правилами литературного произношения, адекватное понимание представленной информации, воспитание интереса и любви к чтению, к детской литературе, воспитание средствами художественного слова гражданина Украины, прививать эстетические вкусы и предпочтения, развивать эмоциональные чувства школьников, формировать моральные качества младшего школьника, стимулировать познавательные интересы, интеллектуальные способности, усовершенствовать речь.

Для этого следует сначала закрепить у учащихся технику чтения на материале букв, которые не различаются в графиках украинского и русского языка, обращая внимание на случаи несовпадения произношения и написания слов. Затем целесообразно ознакомить школьников со специфическими буквами русской графики, способствовать закреплению продуктивных способов чтения (сначала – плавно по слогам, затем – плавно целыми словами). Дальнейшая работа по чтению предполагает развитие у детей таких умений:

читать вслух плавно, правильно, осознанно, выразительно;

в темпе, соответствующем скорости обычной устной речи, ориентируя свое чтение на слушателя;

читать молча незнакомый текст со скоростью, несколько превышающей скорость чтения вслух, понимать прочитанное;

самостоятельно работать с книгой (учебной, познавательной, художественной, справочной).

Работу по чтению следует организовать так, чтобы чтение учащихся регулярно использовалось как вид речевой деятельности (специфическая форма общения с автором сообщения), важный для решения разнообразных учебно-познавательных задач: рисование по тексту, изготовление предмета по прочитанной инструкции, чтение для слушателя с целью донести смысл незнакомого ему текста и т.п.

Работа по чтению предполагает также совершенствование у школьников умения работать с книгой как источником информации. Для этого необходимо систематически предлагать учащимся задания на нахождение заданной страницы в книге, не листая всю подряд; пользование оглавлением; определение на странице текста с указанным содержанием; различение шрифтов (обычный, жирный, курсив); понимание предназначения условных знаков и др.; а также на пользование детской библиотекой, самостоятельный выбор произведений для чтения.

Базовый компонент содержания начального обучения литературному чтению определяется на основе таких принципов: тематически-жанрового, художественно-эстетического, литературоведческого. Первые два из них являются определяющими при выборе текстов для чтения. Художественно-эстетический принцип предполагает выбор художественных произведений в соответствии с критерием художественной ценности, литературоведческий – ознакомление учащихся с элементарными литературоведческими понятиями на уровне представлений. В этом контексте важно учитывать принцип взаимосвязи с уроками украинского чтения и обеспечивать перенос литературоведческих знаний и представлений.

Материалом для чтения должны быть произведения, развивающие интерес к чтению русскоязычной детской литературы, способствующие воспитанию гражданских чувств и представлений, учащие детей видеть гармонию в природе, искусстве, жизни людей. Важно продемонстрировать младшим школьникам авторское, тематическое и жанровое разнообразие мира детской литературы, помочь учащимся сформировать личные художественные предпочтения, эстетический вкус.

Круг чтения составляют тексты разных стилей (разговорного, художественного, научно-популярного), родов литературы (эпические, лирические) и разных жанров (загадки, пословицы, поговорки, сказки, легенды, рассказы, стихотворения, басни и т.д.). Для чтения предлагаются произведения устного народного творчества и произведения мастеров художественного слова достаточно разнообразной тематики: прошлое и настоящее Украины, обычаи и традиции, сведения о наиболее известных писателях-классиках и современниках, которые писали для детей и о детях, о повседневной жизни и заботах, об учебе и отдыхе, приключениях, природе, растительном и животном мире, заботе взрослых и детей о нём.

 

Письмо

Обучение письму как виду речевой деятельности направлено на формирование у школьников умения строить письменные высказывания, использовать письменную речь в коммуникативных целях.

Усвоение графической системы русского языка, развитие техники письма, культуры оформления письменной работы предполагают положительный перенос соответствующих умений, сформированных на уроках украинского языка. Формирование же правописных навыков может сопровождаться отрицательным переносом знаний и умений, автоматизированных на уроках родного языка, что требует целенаправленной работы на предупреждение алфавитных и орфографических ошибок. Репродуктивные виды графических заданий (списывание, письмо по памяти, зрительные и зрительно-слуховые диктанты), использованные в необходимом объеме и с постепенным нарастанием правописных трудностей, будут способствовать стабилизации техники письма школьников-украинцев. Однако важно не злоупотреблять репродуктивными заданиями, так как они не несут коммуникативной задачи. Для развития у детей интереса к продуцированию письменного высказывания целесообразно применять творческие письменные работы, например, свободный диктант, изложение, сочинение, свободное письмо. При этом следует организовать работу так, чтобы у пишущих непременно были читатели или соавторы.

ІІ. Языковая линия

Раздел состоит из таких частей: „Текст, предложение”, „Звуки и буквы. Слог. Ударение”, „Значение слова”, „Состав слова”, „Правописание”.

 

Текст, предложение

Изучение младшими школьниками элементов синтаксиса необходимо для осознанной дифференциации единиц речи, понимания логики создания связного высказывания (диалогического и монологического текстов), адекватного ситуации общения интонирования предложений.

Усвоение синтаксических понятий происходит с учетом знаний, умений и навыков, сформированных при изучении синтаксиса украинского языка. Аналогичные в обоих изучаемых языках существенные признаки текста (соответствие одной теме, логичность событий, развитие действия) и предложения (группа слов, связанных между собой с помощью вопросов, законченность информации) позволяют рационально организовать освоение этих понятий на уроках русского языка: закрепить русскую терминологию, практиковать в анализе готового высказывания, а затем в самостоятельном построении коммуникативно оправданных синтаксических единиц. При этом максимальное внимание уделяется структуре, связности текста, выраженности в нем основной мысли, подбору средств связи между предложениями.

В работе над предложением предусматривается работа над пониманием содержания, составлением и использованием в речи предложений, различных по цели высказывания, а также восклицательных предложений. В ходе изучения младшими школьниками элементов синтаксиса целесообразно сформировать умение различать и употреблять однородные члены и обращение в предложении.

Программа нацеливает также на наблюдения над простыми и сложными предложениями, на формирование практических умений различать эти предложения в устной и письменной форме.

Целесообразным является выяснение связи слов в предложении, распространение его при помощи вопросов, а также составление сочетаний слов с предлогами и без предлогов (в сопоставлении с украинским языком), использование их в предложении.

 

 

Значение слова

Основная задача работы над словом – обогащение и активизация словарного запаса школьников, развитие умения вдумываться в значение слова, замечать его выразительно-изобразительные возможности; развивать внимание к незнакомым словам, потребность выяснять их значение, правильно употреблять в речи.

Лексикологические понятия (однозначное и многозначное слово, прямое и переносное значение, синоним, антоним) изучаются младшими школьниками с опорой на родной язык. Сначала учащимся предлагаются задания на наблюдение за значением слов (подготовительные словарно-логические упражнения), затем анализируются существенные признаки изучаемого понятия; соответствие выделенных слов данному контексту. Целью творческих заданий является отработка умений использовать лексикологические понятия в собственной речи, исходя из ситуации общения.

Предполагается работа над тематическими группами слов, которые называют предметы, явления, характерные для культуры русского народа: традиционные народные игры, игрушки, забавы, элементы русского народного костюма, домашней утвари и пр.

Программа предусматривает работу над наиболее употребительными фразеологическими единицами (без термина).

Важным аспектом обучения является формирование и развитие умения пользоваться различными словарями (школьным толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, переводными русско-украинским и украинско-русским словарями).

Кроме работы над лексическим значением, в начальном курсе русского языка осуществляется подготовительная работа над грамматическим значением слова (без употребления терминов). Школьников учат различать слова, отвечающие на вопросы различных частей речи, подбирать соответствующие группы слов; сопоставлять формы слов, которые не совпадают в русском и украинском языках (практически), составлять с ними сочетания слов, предложения. Заслуживает внимания и правильное, уместное употребление служебных частей речи – предлогов, союзов, частиц.

 

Состав слова

Работа над составом слова осуществляется на пропедевтическом уровне и предполагает проведение подготовительных словообразовательных наблюдений (сад – садить – садовник; шел – пришел, ушел, зашел, перешел и пр.) и ознакомление школьников со спецификой и ролью в языке корня, приставок, суффиксов, окончаний. Разбор слова по составу необходимо сочетать с элементами словообразовательного анализа, наблюдениями над ролью приставок и суффиксов в образовании слов.

Такая подготовка должна служить лучшему пониманию значения слова. Необходимо научить учащихся видеть разницу в значениях родственных слов с различными приставками (написал - переписал), суффиксами (домик - домище); видеть определенную общность значения неродственных слов с одной и той же приставкой (пришкольный – пригородный), с одним и тем же суффиксом (учитель - строитель).

В ходе работы над составом слова продолжается развитие орфоэпических и правописных навыков, сопоставление произношения и написания слов русского и украинского языков (белого, детский, сегодня).

Таким образом, работа над составом слова должна быть направлена не столько на самостоятельный разбор слова по составу, сколько на обогащение и уточнения словарного запаса учащихся, правильное употребление слова в речи, произношение, написание его в соответствии с нормами русского языка.

 

Правописание

Формирование правописных умений у младших школьников предполагает умение найти в слове место несовпадения произношения и написания, определить способ решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы (проверяемая или непроверяемая орфограмма), сверить написанное с образцом. Условиями для правописной работы являются развитый фонематический слух учащихся, умение четко проговаривать слово по правилам произношения и написания, орфографическая зоркость, достаточно сформированные каллиграфические навыки, умение правильно выделять в слове морфемы для осуществления проверки написания.

Обучению правописанию способствует словарная работа, направленная на запоминание буквенного или морфемного состава слова, частотно используемого в коммуникативных целях, на основе орфографического проговаривания или различных видов аналитического списывания. Игровой формой орфографической работы может быть игра „Живые звуки”.

Кроме того, школьники могут усвоить и сознательно применять простые правила-инструкции, не требующие многошагового решения орфографической задачи (например: „ жи, ши пиши с и”), а также орфографические правила, полностью совпадающие в украинском и русском языках (обозначение на письме безударных гласных, проверяемых ударением; обозначение на письме звонких и глухих согласных; правила переноса слов; употребление заглавных букв; раздельное написание предлогов). Усвоение этих правил носит пропедевтический характер и не требует самостоятельного применения школьниками правила по ходу письма.

 

ІІІ. Социокультурная линия

Социокультурная подготовка предполагает ознакомление школьников с нормами, регулирующими социальные отношения в обществе, закреплением у учащихся умения соблюдать эти нормы, адекватно выполнять социальные роли. Еще одним аспектом реализации социокультурной линии является формирование элементарных понятий этнологии (высокие человеческие качества и чувства, моральные ценности, преобладающие жизненные настроения, формы взаимоотношений носителей русского языка и русской культуры), развитие на этой основе интереса к другой культуре, умения оценить ее достоинства; воспитание благожелательного, заинтересованного отношения к людям, принадлежащим к другой культуре. Сведения о национальных особенностях речевого (культура речи, общения, речевой этикет) и неречевого поведения способствуют пониманию учащимися того, что поведение человека обусловлено различными социальными факторами, прежде всего возрастом, половой принадлежностью, местом жительства, национальностью, социальным положением, а значит, является культурно обусловленным.

Изучение украинского языка и народоведения помогает детям осознать свою социальную позицию, формирует готовность сохранять национальное своеобразие, умение объяснить другим особенности своей национальной культуры.

Овладение русским языком создает базу для изучения школьниками основ материальной и духовной русской культуры: народные ремесла и промыслы, народная архитектура, народный костюм, народные знания (приметы), народные празднования, календарные обряды, народная игрушка, художественная литература, изобразительное и музыкальное искусство и пр. Изучение русской детской литературы во взаимосвязях с литературой других народов Украины позволит школьникам успешнее усваивать общечеловеческий смысл и национальное своеобразие художественных произведений, приобщиться к таким видам искусства, как музыка, театр, кино, изобразительное искусство.

Эти представления формируют у учащихся понимание общего и различного в культурах, обычаях украинцев и русских, других этнических групп Украины; вырабатывают умения налаживать и поддерживать контакты с представителями разных социальных групп, разных культур, носителями разных языков; осуществлять межкультурное взаимодействие, понимать пользу взаимообогащения.

Формами социокультурной подготовки младших школьников могут быть: слушание и обсуждение текстов на межкультурное сопоставление, понимание многообразия языков и культур; беседы морально-этического и эстетического содержания; участие детей в разных видах национальных празднований и социальной практики; проведение литературно-музыкальных праздников, посвященных деятелям национальных культур или общественным событиям; инсценирование художественных произведений; проведение „Конкурса знатоков” с целью активизации интереса к фольклорному национальному наследию; уроки риторики и речевого этикета.

 

ПРОГРАММА

1 класс ( 70 часов)

Обучение грамоте.

Класс

Язык. Правописание

70 часов (из них 4 часа резервного времени)

1. Речевая линия (32 часа в течение года)

Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Аудирование(8 часов в течение года) Особенности слушания как вида речевой деятельности. Слушание-понимание текстов, относящихся к художественному, научно-художественному, научно-популярному стилям (130 – 170 слов). Жанры произведений для слушания: сказка, рассказ-миниатюра, стихотворение, загадка, скороговорка, а также несложное высказывание на языковую тему. Понимание фактического содержания, темы, основной мысли произведения. Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта). Общий тон высказывания (грустно, весело), темп, громкость речи, связь этих характеристик с ее содержанием и условиями общения. Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного. Собственное мнение ученика по поводу прослушанного текста. Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 5-7 звуков, сочетаний слов, предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 8 слов).   Ученик (ученица) объясняет,какие особенности слушания влияют на успешность общения; слушает внимательно, не перебивает, прислушивается не только к словам, но и тону, темпу, громкости речи; понимает после одного прослушивания содержание предложений, текстов, выполняя такие задания: соотносит иллюстрацию и предложение, текст; выполняет инструкцию, данную в аудиотексте с одного прослушивания; выбираетодин из вариантов в альтернативных вопросах по тексту (о фактическом содержании, теме, основной мысли произведения, его эмоциональной окраске, специфике языковых средств); определяетобщий тон прослушанного текста, темп, громкость речи, связывает эти особенности речи с ее содержанием; отвечает на вопросы о том, какие образы возникли в воображении при слушании; находит среди прослушанных (при беглом темпе речи) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам; группирует по указанному и самостоятельно определенному признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух
2. Говорение(8 часов в течение года) Сферы речевой деятельности: персональная, образовательная, социальная, профессиональная. Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции. Учет интересов, возможностей слушателя. Речевой этикет. Диалогическая речь (4 часа в течение года) Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.). Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы (3-4 реплики). Самостоятельное составление диалогов (на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.). Обобщенное содержание диалогов (ориентировочно): вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – ответ – реакция на просьбу; предложение – ответ – вопрос – ответ.   Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в диалоге, следит за четкостью дикции; учитывает интересы собеседника (слушателя); его право не соглашаться с высказанным мнением; строитсвою реплику с учетом слов собеседника; объясняет, какие особенности речи, правила поведения в диалоге влияют на успешность общения. Ученики воспроизводят в лицах, участвуют в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов; дополняют данный незавершенный диалог; составляютдиалоги по отдельным эпизодам прослушанного или прочитанного текста; составляютдиалоги на основе коллективного обсуждения возможного содержания, подбора языковых средств; составляют диалог, самостоятельно обсуждая с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в школе или вне школы и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них; оценивает содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств; обсуждает последовательность выполнения совместной работы, распределение ролей; планирует в паре или группе ход и способы выполненной работы
Устная монологическая речь (4 часа в течение года) Основные требования к устному высказыванию: связность, наличие своей точки зрения, учет интересов слушателя, ситуации общения. Пересказ (подробный, выборочный) прослушанного и обсужденного повествовательного текста (55-60 слов). Пересказ самостоятельно прочитанного текста. Совместное составление устного высказывания (3-4 предложения). Самостоятельные высказывания учащихся на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др. Ученик (ученица) объясняет и соблюдает требования к устному высказыванию; пересказывает (подробно, выборочно) текст с опорой на вспомогательные материалы (план, ключевые сочетания слов и др.); пересказывает самостоятельно прочитанный текст (20-30 слов); дополняет пересказ, выражая свое отношение к сказанному; составляет 3-4 предложения по данным словам и самостоятельно, объединяет их в связный текст; строит связное высказывание на основе совместной работы над содержанием, языковыми средствами; оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя)
Чтение(8 часов в течение года) Совершенствование навыка чтения: -слов с буквами, различающимися в русской и украинской графике; - слов, написание которых не полностью соответствует произношению; - слов с сочетаниями -ого, -его, -тся, -ться; - слов с ассимиляцией согласных по звонкости-глухости (книжка, сделать) и некоторыми другими сочетаниями согласных др. Развитие техники чтения. Усвоение продуктивных способов чтения – чтение целыми словами, чтение сочетаниями слов. Расширение поля чтения. Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 3-5 букв, а также групп коротких слов (вот я, у неё, в окне и т.п.). Чтение вслух интонационно правильно, с соблюдением норм произношения. Чтение молча без внешней артикуляции. Просматривание. Закрепление умения следить за развитием мысли при чтении и предугадывать следующее слово, содержание еще не прочитанной части (вероятностное прогнозирование). Развитие воображения при чтении. Понимание фактического содержания самостоятельно прочитанного незнакомого текста – после предварительной подготовки, с опорой на вспомогательные материалы. Работа над текстом (в ходе совместного обсуждения). Развитие умений определять: - тему, главную мысль текста, авторское отношение к описанному, героям; - структуру текста, делить текст на части, подбирать заглавия; действующих лиц произведения, понимать их характер; - образные выражения, элементы описания, рассуждения, создающие определенное эмоциональное содержание. Развитие интереса к чтению художественной литературы. Расширение тематики и жанрового состава детского чтения. Ученик (ученица) читает вслух плавно, произнося слова по правилам произношения, соблюдая интонацию конца предложения, ориентируя чтение на слушателей; читаетмолча незнакомый текст (после предварительной подготовки), обнаруживает понимание прочитанного, выполняя такие задания: соотносит иллюстрацию и фрагмент произведения; находит среди нескольких предложений то, которое соответствует указанному содержанию; задает вопросыпо тексту и отвечает на вопр


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.023 с.)