Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Интегрированное обучение чтению и письму.
Развитие умений устной и письменной речи.
Язык. Правописание
70 часов (из них 4 часа резервного времени)
1. Речевая линия (32 часа в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1. Аудирование(8 часов в течение года)
Особенности слушания как вида речевой деятельности.
Слушание-понимание текстов, относящихся к художественному, научно-художественному, научно-популярному стилям (130 – 170 слов).
Жанры произведений для слушания: сказка, рассказ-миниатюра, стихотворение, загадка, скороговорка, а также несложное высказывание на языковую тему.
Понимание фактического содержания, темы, основной мысли произведения.
Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта).
Общий тон высказывания (грустно, весело), темп, громкость речи, связь этих характеристик с ее содержанием и условиями общения.
Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного.
Собственное мнение ученика по поводу прослушанного текста.
Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 5-7 звуков, сочетаний слов, предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 8 слов).
| Ученик (ученица)
объясняет,какие особенности слушания влияют на успешность общения;
слушает внимательно, не перебивает, прислушивается не только к словам, но и тону, темпу, громкости речи;
понимает после одного прослушивания содержание предложений, текстов, выполняя такие задания:
соотносит иллюстрацию и предложение, текст;
выполняет инструкцию, данную в аудиотексте с одного прослушивания;
выбираетодин из вариантов в альтернативных вопросах по тексту (о фактическом содержании, теме, основной мысли произведения, его эмоциональной окраске, специфике языковых средств);
определяетобщий тон прослушанного текста, темп, громкость речи, связывает эти особенности речи с ее содержанием;
отвечает на вопросы о том, какие образы возникли в воображении при слушании;
находит среди прослушанных (при беглом темпе речи) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам;
группирует по указанному и самостоятельно определенному признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух
| 2. Говорение(8 часов в течение года)
Сферы речевой деятельности: персональная, образовательная, социальная, профессиональная.
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Учет интересов, возможностей слушателя.
Речевой этикет.
Диалогическая речь
(4 часа в течение года)
Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы (3-4 реплики).
Самостоятельное составление диалогов (на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.).
Обобщенное содержание диалогов (ориентировочно): вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – ответ – реакция на просьбу; предложение – ответ – вопрос – ответ.
| Ученик (ученица)
регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в диалоге, следит за четкостью дикции;
учитывает интересы собеседника (слушателя); его право не соглашаться с высказанным мнением;
строитсвою реплику с учетом слов собеседника;
объясняет, какие особенности речи, правила поведения в диалоге влияют на успешность общения.
Ученики
воспроизводят в лицах, участвуют в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов;
дополняют данный незавершенный диалог;
составляютдиалоги по отдельным эпизодам прослушанного или прочитанного текста;
составляютдиалоги на основе коллективного обсуждения возможного содержания, подбора языковых средств;
составляют диалог, самостоятельно обсуждая с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в школе или вне школы и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них;
оценивает содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств;
обсуждает последовательность выполнения совместной работы, распределение ролей;
планирует в паре или группе ход и способы выполненной работы
| Устная монологическая речь
(4 часа в течение года)
Основные требования к устному высказыванию: связность, наличие своей точки зрения, учет интересов слушателя, ситуации общения.
Пересказ (подробный, выборочный) прослушанного и обсужденного повествовательного текста (55-60 слов).
Пересказ самостоятельно прочитанного текста.
Совместное составление устного высказывания (3-4 предложения).
Самостоятельные высказывания учащихся на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.
| Ученик (ученица)
объясняет и соблюдает требования к устному высказыванию;
пересказывает (подробно, выборочно) текст с опорой на вспомогательные материалы (план, ключевые сочетания слов и др.);
пересказывает самостоятельно прочитанный текст (20-30 слов);
дополняет пересказ, выражая свое отношение к сказанному;
составляет 3-4 предложения по данным словам и самостоятельно, объединяет их в связный текст;
строит связное высказывание на основе совместной работы над содержанием, языковыми средствами;
оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя)
| Чтение(8 часов в течение года)
Совершенствование навыка чтения:
-слов с буквами, различающимися в русской и украинской графике;
- слов, написание которых не полностью соответствует произношению;
- слов с сочетаниями -ого, -его, -тся, -ться;
- слов с ассимиляцией согласных по звонкости-глухости (книжка, сделать) и некоторыми другими сочетаниями согласных др.
Развитие техники чтения. Усвоение продуктивных способов чтения – чтение целыми словами, чтение сочетаниями слов. Расширение поля чтения.
Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 3-5 букв, а также групп коротких слов (вот я, у неё, в окне и т.п.).
Чтение вслух интонационно правильно, с соблюдением норм произношения.
Чтение молча без внешней артикуляции. Просматривание.
Закрепление умения следить за развитием мысли при чтении и предугадывать следующее слово, содержание еще не прочитанной части (вероятностное прогнозирование). Развитие воображения при чтении.
Понимание фактического содержания самостоятельно прочитанного незнакомого текста – после предварительной подготовки, с опорой на вспомогательные материалы.
Работа над текстом (в ходе совместного обсуждения). Развитие умений определять:
- тему, главную мысль текста, авторское отношение к описанному, героям;
- структуру текста, делить текст на части, подбирать заглавия;
действующих лиц произведения, понимать их характер;
- образные выражения, элементы описания, рассуждения, создающие определенное эмоциональное содержание.
Развитие интереса к чтению художественной литературы. Расширение тематики и жанрового состава детского чтения.
| Ученик (ученица)
читает вслух плавно, произнося слова по правилам произношения, соблюдая интонацию конца предложения, ориентируя чтение на слушателей;
читаетмолча незнакомый текст (после предварительной подготовки), обнаруживает понимание прочитанного, выполняя такие задания:
соотносит иллюстрацию и фрагмент произведения;
находит среди нескольких предложений то, которое соответствует указанному содержанию;
задает вопросыпо тексту и отвечает на вопросы;
выбирает один из вариантов, содержащихся в альтернативных вопросах, заданных по тексту (о фактическом содержании, теме, основной мысли произведения, его эмоциональной окраске);
различает соответствие /несоответствие данного плана прочитанному тексту (с помощью учителя);
различает в тексте известное и новое для него;
читает, комментирует задания и тексты учебника;
объясняет особенности чтения вслух и молча, суть упражнений, которые используют для их совершенствования;
определяет структурные элементы текста, делит(с помощью учителя) текст на части, подбирает заглавия;
называет действующих лиц, дает им краткую характеристику;
находитв тексте образные слова и выражения, объясняет их роль;
проявляет интереск чтению художественной литературы, называет фамилии любимых авторов, жанр и название понравившихся произведений;
оценивает художественные достоинства любимых произведений детской литературы
| Письменная речь(8 часов в течение года)
Составление 3-4 предложений и объединение их в текст.
Обучающий письменный пересказ (исходный текст 55-60 слов).
Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) на свободную тему
| Ученик (ученица)
составляет 3-4 предложения на заданную тему и объединяет их в текст;
пересказывает текст с опорой на данные сочетания слов, план и др.;
пишет высказывание на свободную тему (после предварительной подготовки);
вносит правки в написанный текст, учитывая советы учителя, одноклассников
| IІ. Языковая линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1. Текст. Предложение
(4 часа)
Тема, основная мысль текста.
Структура текста (зачин, основная часть, заключение).
Связь предложений в тексте: синоним, слова он (она, оно, они), этот (эта, это, эти).
Вопросы к тексту (о содержании, смысле, значении слов и выражений, связи с жизненным опытом читателя, отношении к прочитанному и др.).
Слова автора и персонажей в тексте с диалогом
Предложение (5 часов)
Повествовательные, вопроси-тельные и побудительные предложения.
Восклицательные предложения.
Предложения, содержащие утверждение или отрицание.
Знаки препинания в конце предложения.
Связь слов в предложении.
Обращение, стоящее в начале или конце предложения
2. Звуки и буквы. Слог. Ударение (14 часов)
Деление слова на слоги. Ударение в слове.
Гласные и согласные звуки.
Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Звук и буква.
Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков в слове.
Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке
3. Значение слова (7 часов)
Значение слова.
Мотивированное значение слова.
Синонимы. Антонимы.
Словарь.
Слова русского и украинского языков, не совпадающие по значению и/или звучанию, написанию: лечить – лічити, мой – мій, голова – голова, ты – ти и пр.
Тематические группы слов.
Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать (не сводить) глаз. Со всех ног. На носу. Как свои пять пальцев (знать) и др.)
Грамматическая форма слова (в течение года)
Вопросы к словам, относящимся к разным частям речи (без терминов).
Употребление слова в нужной грамматической форме (практически):
- существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках (тополь);
-существительные в форме именительного падежа в роли обращения (в отличие от звательного падежа в украинском языке);
-существительные І и ІІ склонения в дательном и предложном падежах (в руке, в школе, на столе);
- существительные и прилагательные в форме творительного падежа множественного числа (осенними листьями);
- существительные в дательном падеже множественного числа с предлогом по (по классам, по страницам);
- прилагательные в форме именительного падежа единственного и множественного числа (светлая, старые);
- глаголы в форме прошедшего времени (говорил, говорили);
- глаголы в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени (слушает, выражают);
- предлоги с пространственным значением: у, в, под, над, к, от, из, с, по
| Ученик (ученица)
определяет тему и основную мысль текста (с опорой на вспомогательные материалы);
находит в тексте вступление, основную часть, заключение;
ставит вопросыпо тексту;
находиттакие средства связи предложений в тексте: слова он, она, оно, они, этот, повтор слова;
использует средства связи в собственной речи;
различает в тексте слова автора и персонажей (с помощью учителя)
Ученик (ученица)
различаетпо содержанию, интонации и знакам препинания предложения, содержащие утверждение и отрицание, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения; восклицательные предложения;
произносит такие предложения при чтении вслух;
ставит соответствующий интонации знак в конце предложения;
находитв предложении пары связанных между собой слов, ставит вопрос от одного слова к другому;
составляет (по образцу) сочетания слов, построение которых различается в русском и украинском языках;
составляет предложения, использует их в своей речи
находит обращения, стоящие в начале или конце предложения; выделяет обращения при списывании и письме по памяти
Ученик (ученица)
произноситслова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно акцентирует их;
делит слово на слоги;
определяет ударение в слове (вслед за учителем и самостоятельно);
делит слово на части для переноса; правильно переносит слово;
произносит цепочку звуков слова, выделяет указанный звук слова (вслед за учителем и самостоятельно); произносит согласные без призвука гласного;
различает на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
различает буквы русского и украинского алфавитов (название, звуковое значение);
соотносит звук с обозначающей его буквой;
различает сильные и слабые позиции звука в слове, находит те позиции в слове, которые требуют проверки при написании (слабые позиции);
называет буквы в алфавитном порядке, начиная с любой части алфавита;
находит слово в алфавитном списке с учетом 2-й, 3-й букв;
располагаетслова в алфавитном порядке с учетом 2-й и 3-й букв
Ученик (ученица)
находитсреди данных слово с указанным значением; пары слов, близких или противоположных по значению; устойчивое сочетание слов;
группирует слова, устойчивые сочетания слов по данным определениям;
составляет, дополняет тематическую группу слов по рассмотренной теме для развития речи;
различает похожие, но не одинаковые слова русского и украинского языков;
толкуетзначение слова с мотивированным значением (в простых случаях: синева, ледоход) – по образцу;
использует слова той или иной тематической группы, устойчивые сочетания слов для составления предложения и группы связанных между собой предложений на указанную тему
Ученик (ученица)
ставит вопросы к словам, относящимся к различным частям речи;
правильно произносит, списывает слова (словосочетания, предложения с ними) в нужной грамматической форме;
строит сочетание слов, предложение, употребляя слово в нужной грамматической форме, нужный предлог;
находит ошибку в образовании формы слова (практически, на материале проработанных грамматических форм слова);
объясняет разницу в значении похожих, но не одинаковых сочетаний слов, образованных с помощью разных предлогов;
переводит сочетания слов, предложения с украинского языка на русский
| 4. Правописание
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Сопоставление произношения и написания слова.
Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков в слове.
Правила правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел;
- написание мягкого знака между буквами согласных звуков;
- перенос слова (по слогам, одну букву не переносят, перенос слов с буквами ь, ъ);
-знаки препинания в конце предложения; при обращении.
Список слов для запоминания:
ещё, похожи, рассказ, вместе, чего, вчера, спасибо, вопрос, собралась, пожалуйста, внимательно, лучше, интересный, листья, грустно, осень, каникулы, молодец, всегда, поняла, желать, сразу, будто, ведь, через, четыре, пять, восемь, девять, месяц, жёлтый, чёрный, столица, песня, конечно, глубокий, сладкий, квартира, сейчас, сегодня, правильно, чаще, вокруг, начал, потому что, холодно, удивить, обычный, меньше, видеть, сделать, будет, Москва, дорогой, можно, нельзя, даже, заяц, медведь, береза, помогу, медленно, мороз, одежда, пальто, погода, праздник, улица, фамилия, товарищ ( 70 слов )
| Ученик (ученица)
произносит слово по правилам произношения, затем проговаривает так, как его пишут;
находит те позиции в слове, которые требуют проверки при написании; уточняет написание слова (с помощью учителя, по словарю);
применяет правило написания сочетаний чк, чн, нч, щн, нщ, рщ; правило переноса слов;
правильнопроизносит исписывает (пишет по памяти)слова с сочетанием согласных (возьму, песня и т.п.);
объясняет правило употребления мягкого знака в этой позиции (с опорой на вспомогательные материалы);
правильно произносит, списывает (пишет по памяти) слова (словосочетания, предложения с ними) в нужной грамматической форме – из списка, определенного программой;
ставит знаки препинания в конце предложения, выделяет обращения при списывании, письме по памяти, зрительно-слуховом диктанте;
списывает текст по усвоенному алгоритму, проверяетнаписанное;
пишетзрительно-слуховой диктант после орфоэпического и орфографического чтения, обсуждения отдельных позиций, требующих проверки написания;
пишет под диктовку и по памяти слова из списков для 2, 3 классов, слова с фонетическими написаниями, слова на правила, обязательные для применения в 3 классе; слова, проработанные в классе, на другие правила (предложения, тексты, составленные из этих групп слов)
|
ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| Закрепление и расширение знаний, полученных во 2 классе: об Украине как многонациональном государстве, государственных и народных символах, об украинском и русском языках как близкородственных.
Правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми, старшими или младшими по возрасту, с ровесниками. Культура общения в школе и общественных местах. Русские пословицы о вежливости.
Этикетные формулы, используемые в общении:
Как ты думаешь? Ты согласен? Объясни, почему ты не согласен.
Объясни, как это вышло (случилось).
Ты уверен, что …? Я не уверен (я не думаю), что …. Надо подумать.
Может быть, ты и прав(а).
Не торопитесь, я подожду.
Подожди, пожалуйста.
Разрешите, пожалуйста, пройти. Извините, я вас побеспокою.
Простите, я хочу вас попросить. Я бы хотел(а)…
Повторите, пожалуйста, я не совсем понял(а).
Нет, ничего. Всё в порядке.
Я не против.
К сожалению, я не могу помочь.
Вам помочь? Давайте я вам помогу.
Вот так подарок!
Извините, я опоздал (я не предупредил, не смог, …).
Мне кажется, … Я думаю …
Скажите, пожалуйста, где находится …? – Пожалуйста, … находится …
Будьте добры, как пройти к …? Объясните, пожалуйста, как пользоваться …
Материальная русская культура. Внешнее и внутреннее убранство дома. Народные традиции и современные тенденции в оформлении дома.
Народные празднования. Атрибуты народных праздников. Национальные праздничные блюда. Культура приема гостей.
Духовная культура. Книга как культурная ценность. История письменности и книгопечатания.
Кино и театр для детей.
| Ученик (ученица)
знает, что Украина – многонациональное государство, где разные народности живут дружно, имеют общие интересы;
знает государственные (Герб, Флаг, Гимн) и народные символы, обереги и рассказывает о них;
знает правила вежливого поведения со знакомыми и незнакомыми людьми (взрослыми и детьми) в общественных местах;
соблюдает правила общения, использует этикетные формулы;
знаетнациональную символику декоративного оформления жилища;
имеет представление о развитии схожих ремесел в разных регионах Украины и России;
знаетособенности традиционных празднований, их атрибуты, названия праздничных национальных угощений, игровые действия в народных забавах;
принимает участие в инсценировке русских народных и современных литературных сказок, авторских рассказов;
называет фамилии известных русских писателей, деятелей кино, названия их произведений
|
|