Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В школах с украинским языком обученияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением языков национальных меньшинств. Ведущей целью вариативного начального курса русского языка является формирование и развитие у младших школьников коммуникативной компетентности, способности успешно пользоваться языком для решения жизненно важных задач, то есть средствами речевой деятельности решать познавательные, учебные, личностные, профессионально ориентированные вопросы. Элементарное овладение русским языком, продолженное на последующих этапах образования, позволит учащимся пользоваться им как средством (инструментом) общения, познания, приобщения к богатствам русской культуры, формировать навыки толерантного межэтнического общения с представителями других национальных культур, носителями иных языков, представленных в Украине. Для достижения поставленной цели в течение периода обучения в 1-4 классах планируется решение таких задач: - обеспечение положительной мотивации к изучению русского языка; - формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в устной и письменной форме; - усвоение элементарных знаний о важнейших языковых единицах, необходимых и достаточных для формирования речевых умений и навыков; - обогащение и активизация словарного запаса; - усвоение русской графики и орфографии, формирование фонетико-графических правописных умений и навыков; - приобщение к национальным культурам народов Украины; - продолжение интеллектуального, морального, социокультурного и эстетического развития личности школьников. Обучение русскому языку должно быть ориентированным на интересы и возможности учащихся начальной школы и тесно связано с формированием ключевых компетентностей, предполагающих способность учащихся выполнять учебные и познавательные действия в соответствии с целью и условиями, в которых выполняется задание. Необходимо формировать и развивать у школьников умение выслушать и понять предложенные суждения, сопоставить их со своей точкой зрения; составить самостоятельное суждение о предмете, явлении, событии; выразить (устно или письменно) такое суждение, аргументировать его; изменить или опровергнуть своё мнение при наличии убедительных аргументов других участников обсуждения. Целесообразно также способствовать развитию умения работать над учебным материалом как самостоятельно, так и в парах или группах: определять цель деятельности и задачи для её достижения; планировать и согласовывать последовательность выполнения задания, составлять алгоритм выполнения действий; прогнозировать результат деятельности, прилагать усилия для его достижения; планировать распределение ролей, проявлять готовность и умение выполнять различные роли при работе в паре или группе (координатор, подчиненный) и др. Важно учить школьников различать в учебном материале новое и то, что было уже им известно, но требовало уточнения, детализации, анализировать причины успехов и неудач реализованной деятельности. Обучение русскому языку осуществляется в соответствии с тремя линиями содержания: речевой, языковой и социокультурной, обозначенными Государственным стандартом начального образования. Речевая линия предполагает целенаправленное становление и развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; формирование умений пользоваться языком как средством общения, познания, влияния на окружающий мир. Для решения этой приоритетной задачи следует развивать умения, необходимые для полноценного восприятия речи (не только фактическое содержание, но и смысл устных и письменных сообщений); построения диалогического и монологического высказывания с учетом возможностей вероятного собеседника; для чтения и самостоятельной работы с детской книгой (техника чтения, читательские умения); для использования письма в коммуникативных целях (в том числе и свободное письмо). Языковая линия содержания обучения предусматривает формирование у младших школьников элементарных сведений о языке и языковых умений, необходимых для практического пользования языком. Прежде всего это касается обогащения и активизации словарного запаса учащихся; становления навыков практической грамматики (образования форм слов; построения словосочетаний, предложений; использования средств связи предложений в высказывании); формирования умений нормативной речи (орфоэпических, графических, правописных). Формирование элементарных лингвистических понятий у детей 7-10 лет необходимо сочетать с языковым разбором. Вместе с учителем младшие школьники учатся дифференцировать языковые явления; осознавать особенности звуковой, грамматической формы слова, его значения и морфемного состава; построения сочетаний слов и предложений. Языковую подготовку рационально осуществлять с опорой на уроки украинского языка, так как следует учитывать степень совпадения изучаемого материала в обоих языках: тренировать школьников в перенесении знаний из украинского языка на тождественные понятия с применением терминологии русского языка, предупреждать ошибочный перенос знаний и умений при похожем, но не одинаковом учебном материале. Социокультурная линия является интегрирующей составной содержания речевой и языковой подготовки младших школьников. Предполагает ознакомление учащихся с нормами социальных отношений (члены семьи, друзья, класс или группа в учебном заведении, посетители общественных культурно-просветительских мест), закрепление умений соблюдать эти нормы, демонстрировать культурно обусловленное поведение. Прежде всего это те социальные роли, которые дети выполняют в школе, в классе, так как коллектив класса является типичной социальной группой, имеющей многие черты, свойственные обществу в целом. Кроме того, школа призвана помогать учащимся успешно осваивать различные социальные роли вне школы. Это роли, определяемые полом и возрастом, профессиональной принадлежностью, вхождением в семейный, дружеский круг, школьный коллектив, спортивную секцию, церковную общину и др. Уже в младшем школьном возрасте жизненно важными для детей являются роли посетителя библиотеки, музея, театра, кинотеатра, зоопарка, роли покупателя, пассажира общественного транспорта, того, кто запрашивает определенные сведения в различных бытовых ситуациях или поясняет их другому пользователю. Актуальным компонентом социокультурной работы является формирование у школьников представлений о культуре, обычаях русского народа, а также заинтересованного отношения к языкам, достижениям культуры, обычаям других народов, умения соблюдать соответствующие правила речевого и неречевого поведения, налаживать и поддерживать контакты с представителями других этнических групп, взаимно учитывать социальные и национальные особенности участников общения. Социокультурная линия содержания призвана усилить практическую направленность обучения русскому языку, его обращенность к реальным жизненным проблемам, решение которых во многом зависит от успешного пользования языком. Для такой работы необходим целенаправленный отбор тем, ситуаций, материалов для обсуждения художественных и научно-популярных текстов, образцов бытовых диалогов, слов и устойчивых сочетаний, в которых отображаются особенности материальной и духовной жизни народа и т.п. Начальный курс русского языка строится с учетом принципа интеграции учебного содержания и различных видов деятельности школьников. Урок русского языка предполагает систематическую работу над всеми видами речевой деятельности школьников, согласованное обучение нормативному языку и чтению, систематическое использование культурологических текстов для слушания, чтения, построения устных и письменных высказываний, для наблюдений над языковыми, правописными особенностями. Спецификой данной программы является распределение учебного времени между речевой, языковой и социокультурной линиями содержания. В целом оно осуществлено так: из общего количества часов (70) вычтено 4 часа резервного времени, которое оставлено на усмотрение учителя, 5 часов – на повторение в конце каждого учебного периода и в конце года. Оставшееся время (61 час) примерно поровну распределено между речевой, языковой и социокультурной линиями содержания (для обучающих и проверочных видов деятельности). Например, 8 часов, выделенных для говорения, делятся поровну между диалогической и монологической речью (по 4 часа); таким образом, в каждом семестре проводится 2 специальных урока по диалогу и 2 – по устному монологическому высказыванию. Программа для каждого класса содержит такие разделы: „Речевая линия”, „Языковая линия”, „Социокультурная линия”, „Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ”. І. Речевая линия В ходе начального обучения русскому языку должны быть паритетно представлены все виды речевой деятельности: аудирование, говорение (диалогическая и монологическая речь), чтение (вслух и молча), письмо (изложение, сочинение). Программа предусматривает становление и расширение у школьников с каждым годом обучения элементарных представлений о речи (её функциях, видах, механизмах, трудностях формирования, критериях оценивания), однако приоритетным должно быть развитие умений осуществлять все виды речевой деятельности: слушать и понимать воспринятое на слух, воспроизводить и строить высказывание, переводить графические знаки в смысловое значение и наоборот. Развитие речевых умений, расширение и активизация лексического запаса младших школьников осуществляется в соответствии с темами, реализующими личностную, образовательную, публичную и профессиональную сферы общения и сферу природы. Это такие темы и ситуации общения: „Школа”, „Мой мир”, „Семья”, „Родной край. Родина”, „Игры и увлечения”, „Труд людей, профессии”, „Природа. Времена года”, „Детская книга”, „Народные обычаи и традиции”, которые должны быть обеспечены соответствующим словарем и грамматическими конструкциями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.011 с.) |