Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Устный практический курс русского языка
Сферы и темы речевой деятельности
Сферы речи:
- персональная(Кто я? Мир вокруг меня. Игры и увлечения. Любимые занятия детей. Семья);
- образовательная(Школа. Класс. Урок и перемена. Школьные принадлежности. Детская книга (учебная и развлекательная). Счет (до 10). Учимся рисовать. Краски. Цвета);
- социальная(Культура отношений в семье, в школе. Дружба. Знакомство. Правила вежливости. Народные детские празднования. Украина – многонациональное государство. Русский язык как язык общения народов. Государственные и народные символы);
- сфера «Природа»(Время. Части суток. Дни недели. Месяцы. Времена года. Растительный и животный мир родного края. Природа в народном творчестве);
- профессионая сфера (Профессии людей. Труд взрослых и детей).
| 1. Речевая линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1. Аудирование
Поведение слушающего, влияющее на понимание прослушанного.
Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 3-5 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; сочетаний слов, которые различаются предлогом и др.
Понимание содержания воспринятых на слух предложений (до 5 слов), различных по цели высказывания и интонации.
Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний (до 70 слов), относящихся к разговорному и художественному стилям (загадка, пословица, скороговорка, сказка, стихотворение, рассказ).
Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Картины, возникающие в воображении при слушании.
Развитие слуховой памяти: запоминание рядов слов (до 5 слов), 2-4-строчных стихотворений, загадок, скороговорок, начала и конца текста.
| Ученик (ученица)
сосредоточенно слушает высказывание учителя и проявляет интерес к сказанному;
различает на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, сочетания слов, предложения, различные по цели высказывания; законченные предложения и группы слов;
находит в прослушанном высказывании слова, которые отвечают указанным признакам: обозначают цвет, называют предмет (действие, признак) и т.п.;
понимает данный материал после 1-2 прослушиваний и выполняет такие задания:
соотносит рисунок и слово, предложение, текст;
делает рисунок в соответствии с прослушанным;
выполняет краткую инструкцию, данную в аудиотексте (1-2 предложения);
подтверждает или отрицает утверждение, высказанное учителем по содержанию прослушанного („да – нет” проверка);
даётодносложныйответ на
поставленный вопрос по содержанию прослушанного
запоминает небольшие загадки, пословицы, скороговорки, стихотворения, воспринятые на слух, различает их;
запоминает начало и конец текста, последовательность развития событий в нём (что было сначала и что - потом).
| 2. Говорение
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Диалогическая речь
Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать ему высказаться, говорить внятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости).
Воспроизведение прослушанных диалогов (реплик сюжетно-ролевых игр). Составление диалогов с помощью вспомогательных материалов и самостоятельно (2-3 реплики).
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ, просьба – ответ и т.п.
Монологическая речь
Признаки качественного высказывания (содержательность, соответствующие громкость, темп речи, четкость дикции).
Декламирование наизусть.
Пересказ образца высказывания (40-50 слов).
Составление высказывания (2-3 предложения) с использованием вспомогательных материалов (алгоритм составления загадки, считалки, скороговорки, рассказа-миниатюры)
| Ученик (ученица)
регулирует дыхание, силу голоса, темп речи; говорит достаточно четко и правильно;
внимательно слушает собеседника и выявляет интерес к его словам;
не повышает без необходимости голос в диалоге, сюжетно-ролевой игре;
различает диалоги, в которых соблюдены/ нарушены правила поведения в диалоге;
воспроизводит, принимает участие в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов;
строит диалог по образцу, по данному началу, с опорой на рисунок (после предварительной подготовки – обсуждения содержания, проработки слов, фраз, употребляемых в диалогах);
составляет вопросы и ответы на них по прослушанному тексту, рисунку, учебной ситуации в классе и др.
различает высказывания, громкость, темп которых соответствуют / несоответствуют описанной ситуации;
регулирует дыхание, силу голоса, темп речи;
декламирует наизусть стихо-творения, загадки, скороговорки и т.п.;
пересказывает данный образец, составляет предложения по опорным словам и объединяет их между собой;
составляет высказывание на основе текста, образца учителя или ситуаций из жизни
|
ІІ. Языковая линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| Текст. Предложение
Содержание текста. Деление связного высказывания на предложения.
Предложения, в которых о чем-то (о ком-то) рассказывают, спрашивают, просят или предлагают. Интонация законченного предложения.
Слово
Деление предложения на слова. Значение слова. Сходство и различие слов русского и украинского языков.
Обогащение и активизация словаря.
Усвоение тематической (2-5 слов) и межтематической лексики:
- указательных слов (вот, это, эта, этот);
- притяжательных (мой, моя, моё, мои, твой, Ваш, их);
- вопросительных (кто? что? что делает? какой? какая? какое? сколько? который? когда? куда? где?);
- слов на обозначение действия и места действия (слушать, говорить, бежать, идти, помогать и под.; тут, там, здесь, везде);
- количества (много, мало, несколько);
- временных отношений (вчера, сегодня, завтра, в воскресенье);
- признаков предметов по цвету (белый, красный), вкусу (сладкий, кислый, вкусный), величине (большой, маленький), форме (круглый, длинный).
Усвоение наиболее употребительных слов близких и противоположных по значению (девочка, малышка; ученик, школьник; чисто, аккуратно; внимательный, заботливый; большой – маленький, много – мало, длинный – короткий, быстро - медленно).
Практическое усвоение отдельных грамматических форм (без терминов):
-существительные в дательном, творительном и предложном падежах (к доске, с мамой, с семьёй, в книге, на парте);
- прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа: новая, белые, родные;
- отдельные формы глаголов: быть, хотеть, класть, положить; глаголы 3-го лица ед.числа на – ет, -ит (слушает, рисует, дружит); 3-го лица множ. числа на –ут, -ют, -ат, -ят (рисуют, дружат); 1-го лица множ. числа на -ем, -им (разговариваем, стоим); мужского рода прошедш. времени (помогал, собирал);
- союзы и, или, а, но, поэтому, потому что;
- частицы не, разве, пусть, давай
Звуки. Слог. Ударение
Звуки слова.
Гласные и согласные звуки.
Усвоение нормативного произношения мягких согласных [ч],[ш'ш'], твердых согласных [ц],[ж], [ш], взрывного [г].
Деление слова на слоги
| Ученик (ученица)
определяет количество предложений в тексте (2-3 предложения);
различает на слух законченное и искусственно не законченное предложение;
произносит предложение, соблюдая интонацию конца предложения;
дополняет предложение 1-2 словами из данного ряда;
составляет предложение из данных слов, по началу, по рисунку и т.п.;
объясняет схему предложения (по образцу, данному учителем);
соотносит слово и изображение предмета, действия, признака;
различаетна слух похожие, но не одинаковые по звучанию слова русского и украинского языков (ручка, книга, пенал, учительница, ученица и т.п.);
задает вопрос о значении слова;
использует специально отработанные на уроке слова в собственных высказываниях;
использует слова близкие и противоположные по значению;
строит словосочетание, предложение, правильно используя указанные в программе формы слов и служебные слова (путём повтора за учителем, по данному образцу, по рисунку и т.п.);
Ученик (ученица)
произноситвслед за учителем слово, четко выделяя ударный гласный;
произносит вслед за учителем цепочку звуков слова (используются слова, состоящие из 1-4 звуков);
правильно произносит звуки [г], [ч'], [ш'ш'], [ц], [ш] и др.;
добавляет, убирает, изменяетодин звук в слове так, чтобы получилось другое слово (рот – крот, сон – слон, Вася – Ася, часы – час, голос – колос, дым - дом)
объясняет звуковую схему слова, в которой указано количество звуков и обозначен гласный звук;
делит слово на слоги, определяет количество слогов (вслед за учителем).
|
ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| Украина – многонациональная страна. Русская и украинская культуры – близкие культуры. Украинский язык – государственный язык. Русский язык – один из самых распространённых языков общения в Украине.
Русские детские имена (Николаша, Коленька, Гришутка, Алёнушка, Машенька, Дарьюшка, Светланка). Формы обращения к детям и взрослым.
Правила поведения со взрослыми и детьми (в школе и дома, на уроках и перемене, в детском театре, музее).
Этикетные формулы, используемые в общении:
Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Привет!
До свидания! Пока!
Спасибо! Пожалуйста!
Поздравляю тебя (Вас). – Спасибо за поздравление!
Не серди(те)сь, я нечаянно (я не хотел). Извини. – Ничего, я не сержусь.
Извини(те), я перебил тебя (Вас).
Ты так думаешь? И я тоже так думаю. Я не уверена. Я думаю немножко иначе.
Как хорошо! Здорово! Неужели?
Книга – достижение культуры.
Русские пословицы о пользе книги, учения.
Иллюстрирование детской книги. Известные художники-иллюстраторы детской книги.
Русские народные подвижные игры. Правила поведения в игре.
Русские народные считалки для определения водящего.
Семейный досуг. Русские пословицы, народные сказки о дружбе, верности, взаимопомощи.
Семейные празднования. Участие детей в семейных праздниках.
Календарные празднования. Народные приметы. Пословицы и поговорки о временах года.
Природа в русских народных наблюдениях, загадках, песнях, хороводах.
| Ученик (ученица)
знает,что Украина – независимое государство, в котором живет много разных народов; украинский язык является государственным языком, его изучают все школьники; русский язык помогает общению людей, его можно изучать по желанию; русский и украинский языки – близкородственные;
знаетособенности русских детских имен и формы обращения к детям и взрослым, умеет правильно обратиться;
знает правила вежливого поведения со взрослыми и детьми;
соблюдает правила общения, использует этикетные формулы;
проявляет интерес к иллюстрированию литературы, знает фамилии известных русских художников, иллюстрирующих произведения для детей;
называетрусские пословицы о пользе книги, учении;
знаетназвания и правила русских подвижных игр;
декламирует считалки, пытается самостоятельно их составлять;
знаеттрадиции семейных отношений, русские пословицы о семейной жизни;
слушаетипринимает участие в инсценировке русских народных сказок, правильно определяет идею сказки;
знаетособенности традиционных русских празднований, принимает участие в детских сезонных забавах;
ориентируется в русских народных приметах, называет 2-3 приметы к каждому времени года;
знает русские народные песни о природе; народные загадки о природе, временах года, проявляет интерес к их составлению.
| 2 класс (70 часов)
Обучение грамоте.
|