Развитие умений устной и письменной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие умений устной и письменной речи



Сферы и темы речевой деятельности Сферы речи: - персональная(Мой дом. Мои домашние обязанности. Традиции нашей семьи. Гость в нашем доме); - образовательная(Знания. Школа. Библиотека. Детская книга. Путешествия (реальные и воображаемые). Детский театр, кинотеатр, музей); - социальная(Дома у разных народов. Оформление нашего дома. Национальные праздничные угощения. Домашние животные. Национальная посуда, одежда, обувь. Народные праздники. Украина – наш общий дом. Киев – столица Украины. Прошлое и настоящее Киева. Государственные и народные символы. Город. Село); - сфера «Природа» (Времена года. Природа в фольклорных и авторских произведениях); - профессионая сфера (Профессии людей. Труд взрослых и детей).

1. Речевая линия (в течение года)

Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Аудирование Поведение слушающего, выражающее интерес к словам говорящего. Слушание-понимание монологических и диалогических высказываний (70 - 130 слов), относящихся к разговорному, художественному (загадка, пословица, скороговорка, стихотворение, сказка, рассказ-миниатюра), научно-художественному стилям, в том числе лингвистического характера (о значении слова, особенностях звучания русского слова в сравнении с украинским и т.п.). Опора на данный план высказывания (2-3 пункта), помогающий различить в тексте составляющие его части. Восприятие фактического содержания, общего тона высказывания (грустно, весело). Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного. Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 4-6 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; сочетаний слов, которые различаются предлогом и др.; предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 6 слов).     Ученик (ученица) слушает внимательно, проявляет интерес к словам говорящего (мимикой, короткими репликами); понимает после 1-2 прослушиваний содержание предложений, текстов, выполняя такие задания: соотносит рисунок и предложение, текст; делает рисунок по прослушанному предложению, тексту; выполняет краткую инструкцию, данную в аудиотексте (2-3 предложения); подтверждает или отрицает утверждение, высказанное учителем по содержанию прослушанного („да – нет” проверка); выбираетодин из вариантов в альтернативном вопросе по тексту; определяетобщий тон прослушанного текста, темп, громкость речи, связывает эти особенности речи с ее содержанием; различает на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, словосочетания, предложения; находит среди прослушанных (1-2 раза) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам; группирует по указанному признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух  
2. Говорение Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.   Диалогическая речь Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, не перебивая его, уважать другое мнение, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией). Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов (3-4 реплики) с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на основе жизненного опыта, впечатлений о прослушанных произведениях, просмотренных фильмах и др.). Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ; вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – ответ и т.п.   Устная монологическая речь Основные требования к устному высказыванию: понятность, последовательность изложения, связи между предложениями; соответствие силы, громкости голоса, темпа речи возможностям слушателя, ситуации общения. Выразительное декламирование. Устный пересказ (подробный) текста-повествования с опорой на вспомогательные материалы (50 – 55 слов). Составление высказывания (3-4 предложения) с использованием вспомогательных материалов.   Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в диалоге; строит свою реплику, ориентируясь на высказывание собеседника. Ученики воспроизводят в лицах, участвуют в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов (с опорой на вспомогательные материалы); дополняют данный незавершенный диалог; придумывают диалог, дополняя прочитанный (прослушанный) текст; составляют и разыгрываютдиалоги (с опорой на вспомогательные материалы), учитывая цель, ситуацию общения, соблюдая правила общения; обсуждают с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них; оценивают содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств;   Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в монологе; декламирует наизусть стихотворение и прозаический текст; пересказывает текст с опорой на сочетания слов, вопросы, рисунки; выражает свое мнение, делая короткие дополнения при пересказе, повторе данного образца; составляет 3-4 предложения по данным словам и самостоятельно, объединяет их в связный текст; строит связное высказывание на основе совместной работы над содержанием, языковыми средствами, с опорой на вопросы, рисунки, данное начало и др.; строитсвязный текст самостоятельно, высказывая своё отношение к тексту или ситуации из жизни; оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя)  
3. Начальное обучение чтению и письму 3.1.Чтение и письмо слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графике: - слова, которые пишутся по фонетическому принципу (так, как произносятся): дом, двор, школа, урок и т.п.; - слова, в которых ударному звуку [о] соответствует звук [а] в первом предударном слоге (пишется буква о): дом – дома, мой – моя, он – она; - слова, в которых ударному звуку [а] после мягкого согласного соответствует звук [и] в первом предударном слоге (пишутся буквы а,я): пятна – пятно, взять – взяла; - слова, в которых во всех безударных слогах, кроме первого предударного, вместо звуков [о], [а] произносится короткий нечеткий гласный, напоминающий звук [ы] (пишется буква о или а): голова, сахар, карандаш, помогу и т.п.; - слова, в которых перед гласными произносится звонкий согласный, а в конце слова и перед глухим согласным – парный ему глухой (пишется одна и та же буква): друга – друг, сада – сад, города – город, сказать – сказка и т.п.; - слова с согласными звуками [г], [г']; - слова с согласными звуками [ч'], [ш'ш']; - произношение и написание слов с сочетаниями пя, мя, бя, вя. 3.2.Чтение и написание слов с буквами, которые различаются в русской и украинской графике Буквы ы, и, их звуковое значение Произношение и написание сочетаний жи, ши. Буква э, ее звуковое значение. Буква е; обозначение звука [э] после мягкого согласного под ударением (пень, день), звука [и] после мягкого согласного в слоге перед ударным (весна, пенал), звуков [йэ] в начале слога под ударением (ель), звуков [йи] в начале первого предударного слога (моему). Произношение и написание сочетаний же, ше, це. Буква ё, ее звуковые значения. Буква ь для указания на то, что буквы я, ю, е, ё, и после мягкого знака обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный. Буква ъ, используемая для указания на то, что буквы я, ю, е, ё после нее обозначают два звука.   3.3. Совершенствование навыков чтения и письма Чтение вслух. Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 2-4 букв. Понимание фактического содержания, основной мысли, отдельных образных выражений текста – после предварительного обсуждения, с опорой на вспомогательные материалы. Работа с книгой. Элементы книги: обложка (автор, название), корешок, страница, иллюстрация. Виды учебных материалов в учебнике (столбики слов, «живые звуки», таблички, тексты, рисунки, списки слов и др.). Развитие интереса к чтению познавательной и художественной литературы. Расширение круга детского чтения.   Техника письма. Письмо прописных и строчных букв, безотрывное соединение 2-3 букв. Списывание текста, письмо по памяти; проверка написанного. Обучающее изложение. Самостоятельные письменные высказывания на основе жизненного опыта (3-4 предложения) Ученик (ученица)   называет русские буквы; читает плавно слоги, слова с буквами, похожими и различающимися в русском и украинском алфавитах; успевает прочесть (молча) и озвучивает показанную в течение короткого времени (1-2 сек) карточку со словом длиной 3-4 буквы или сочетанием слов из такого же количества букв (я и ты, а там, вот я и т.п.); пишет, соблюдая нужную высоту и ширину букв, безотрывно соединяя 2-3 буквы; проговаривает слово так, как оно пишется, и произносит его по правилам произношения; списывает слова, сочетания слов, предложения, проговаривая слова так, как их пишут, ставя знаки препинания; определяетударение в слове и объясняет, какой из звуков (ударный или безударный) можно писать по слуху; приводит примеры слов, в которых пишутся буквы б, в, г, д, з, а произносятся звуки [п], [ф],[к],[т],[с]; Ученик (ученица): различаетбуквы, которые пишутся одинаково в русском и украинском языках, а также новые буквы; правильноупотребляетбуквы ы, и, э, е, ё в русских словах, знает их звуковые значения;     читает вслух текст слогами и целыми словами со скоростью 30-40 слов в минуту, соблюдая нормы литературного произношения, интонацию конца предложения; обнаруживает пониманиезначения воспринятых при чтении слов, сочетаний слов, предложений, а также фактическое содержание самостоятельно (после предварительной подготовки) прочитанного незнакомого текста, выполняя задания, не требующие построения развёрнутого высказывания, а именно: соотносит иллюстрацию и предложение, текст; задаёт вопросыпо тексту иотвечает на вопросы; выбираетодин из вариантов, содержащихся в альтернативном вопросе, который задан по тексту для проверки понимания; показывает в незнакомой книге обложку, корешок, номера страниц, иллюстрации; имя автора и название книги (на обложке, на корешке, в средине книги); высказываетпредположение о возможном содержании книги, рассматривая её обложку, иллюстрации к тексту; сопоставляет сказанное с реальным содержанием после слушания или чтения книги; находит на страницах учебника условные значки, а также различные виды учебных материалов (объяснение материала, примеры, упражнения, таблички, художественные тексты и др.) и объясняет их назначение; проверяет написанное, сверяя его с образцом; находит в группе слов то из них, которое написано неправильно (на материале проработанных слов); применяетуказанные в программе правила правописания; пишет без ошибок слова, данные в списке для запоминания; объясняет написания, которые регулируются правилами, предусмотренными программой; составляет письменный пересказ текста, который насчитывает 20-30 слов (после подготовительной работы); составляет письменное высказывание с опорой на вспомогательные материалы – иллюстрация, данное начало, сочетания слов и др.  

 

ІI. Языковая линия (в течение года)

Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Текст. Предложение Содержание текста. Деление текста на части по содержанию. Заголовок текста, заголовки частей текста. Связность текста. Средства связи предложений в тексте: слово он (она, оно, они), повтор слова. Предложение. Предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу или побуждение к действию). Обращение. Ученик (ученица) различает текст и не связанные между собой предложения; находит в тексте слова он, она, оно, они, этот, а также повтор слова как средства связи предложений в тексте; использует средства связи в собственной речи; подбираетзаголовки к тексту и к частям текста, указанным учителем; находит в тексте предложения, различные по цели высказывания; составляети использует в речи предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу или побуждение к действию; правильно интонирует их; ставит точку, вопросительный знак в конце предложения; различает в устной и письменной речи обращения, правильно употребляет их  
2. Слово Обогащение и активизация словарного запаса школьников, обусловленного программными темами (5-7 слов на 1 урок). Значение слова. Тематические группы слов. Вопросы к слову, соответствующие части речи, к которой оно относится. Отдельные грамматические формы (без употребления терминов): - существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках (собака, путь); - существительные в форме именительного падежа множественного числа на ги, ки, хи (книги, ученики); - существительные и прилагательные в форме творительного падежа множественного числа (ученическими тетрадями); -отдельные формы глаголов бежать, идти, дать, играть и др.; - формы прошедшего времени глаголов взять, брать, понять и т.п.; - предлоги с пространственным значением: у, в, под, над, к, от, из, с, по; - союзы если, что, чтобы и др.; - наречия очень, здесь, там, влево, вправо, вверх и др.; - частицы вот, уже, только, неужели. Усвоение наиболее употребительных синонимов и антонимов (без использования терминов).   3. Звуки и буквы. Слог. Ударение Слог. Ударение. Звуки слова. Цепочка звуков слова. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Буквы русского алфавита. Звуковое значение букв (в сопоставлении с буквами украинского алфавита). Перенос. Неполное соответствие между написанием и произношением слова   Ученик (ученица) соотносит слово и изображение предмета, действия, признака; ставит вопросык словам: Кто? Что? Какой? Что делает? Сколько? Как? Где? Куда? и др.; делитряд слов на 2-3 группы по значению (профессии людей, работающих в школе; виды транспорта; слова, обозначающие время, количество и др.); подбирает слова с указанным значением; слова, относящиеся к отдельным тематическим группам (учебные вещи, родственники, домашние животные и др.); выбирает из ряда слов то, которому соответствует данное учителем толкование значения слова; объясняет значение слова (по образцу); составляет (по образцу) сочетания слов, построение которых (формы слова, предлоги) различается в русском и украинском языках; оценивает правильно/ неправильно употребленное слово; понимаетзначение синонимов и антонимов, умеет их использовать в собственной речи; совершенствует текст, заменяя неудачно использованные слова     Ученик (ученица) произноситслово по правилам произношения (вслед за учителем); делит слово на слоги, определяет ударение в слове (вслед за учителем); произносит цепочку звуков слова (вслед за учителем); выделяет указанный звук слова; произносит согласные звуки без призвука гласного; различаетна слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки (с помощью учителя); различает буквы русского и украинского алфавитов (название, звуковое значение), не смешивает их при чтении и письме; объясняет, какой звук обозначен указанной буквой в слове  
4. Правописание Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Сопоставление произношения и написания слов. Правила правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел; - написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; - правило написания –цы, -ци; - перенос слова (по слогам, одну букву не переносят); - знаки препинания в конце предложения. Список слов для запоминания: кто, что, когда, тогда, это, она, они, ему, моя, моё, её, твоя, тебе, мне, одна, один, девочка, мальчик, отец, друзья, ребята, ученик, класс, пенал, тетрадь, карандаш, деревья, ветер, работа, хлеб, город, село, месяц, пошёл, надо, могу, есть, съел, маленький, большой, аккуратно, опять, чья, много, мало, очень, плохо, хорошо, русский, украинский, Украина, Киев, здравствуй, беседа, библиотека, весело, календарь, дежурный, неделя, до свидания (60 слов) Ученик (ученица) произноситслово по правилам литературного произношения (вслед за учителем), затем проговаривает так, как его пишут; диктует себе при списывании, письме по памяти, проговаривая слово так, как его следует писать; объясняет отдельные особенности произношения слова в сопоставлении с его написанием (обозначение безударных гласных, некоторых согласных в конце слова); применяет правила употребления прописной буквы, написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; цы, ци; правило переноса слов; списывает, пишет под диктовку и по памятислова из списка для запоминания; ставитточку в конце предложения; списывает,пишет зрительно-слуховой диктант, проверяет написанное, сверяя его с образцом  

ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)

Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Расширение знаний, усвоенных в 1 классе об Украине как многонациональном государстве, о языках разных народов Украины, о прошлом и настоящем столицы Украины – Киеве, его памятных местах (площади, памятники, театры, музеи). Роль представителей русской культуры в развитии Киева.     Правила поведения с незнакомыми людьми. Этикетные формулы, используемые в общении: Будьте добры! Прошу Вас (тебя). Всего хорошего! Ну как? Как дела? Всё в порядке? – Спасибо, всё хорошо. Знакомьтесь, пожалуйста, это - … Очень приятно! Не получилось? Ничего, не расстраивайся. Получится! Мне тоже очень интересно. – Правда? Неужели? Разве? А я и не знал. Никогда бы не поверил. Почему ты так думаешь? Ты так считаешь? Хочешь? Ты не хочешь? Жалко, что ты не хочешь. Хорошо, в другой раз. Замечательно! Чудесно! Не очень хорошо. Ужасно. Материальная русская культура. Возникновение и распространение народных ремесел. Народная архитектура. Город, село. Двор и улица. Дом. Декоративное оформление дома.   Календарные празднования. Народные приметы. Пословицы и поговорки о временах года. Природа в произведениях мастеров русской живописи.     Детский театр. Кукольный театр. История народной куклы. Балаган как народное искусство. Петрушка – русская народная игрушка.   Ученик (ученица) знает и может рассказать об Украине как многонациональном государстве, взаимодействии русской и украинской национальных культур; знает, что столицей Украины является город Киев и может рассказать о его достопримечательностях (Крещатик, набережные Днепра, музей книги и книгопечатания, литературные музеи, памятник А.С.Пушкину и др. представителям русской культуры); соблюдает правила общения, использует этикетные формулы;     знаетнекоторые особенности развития ремесел в регионах России и Украины; различает характерные особенности построения жилищ в разных странах, в городах и селах; декоративного оформления домов средствами различных национальных культур; знаетособенности традиционных русских празднований, принимает участие в детских сезонных забавах; называет фамилии известных мастеров русской живописи, названия их произведений; ориентируется в русских народных забавах, называет виды детских кукольных театров; различает героев народных и авторских пьес для детей.  

ІУ. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ

(в течение года)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Совершенствование графических навыков письма (скорость, разборчивость). Культура оформления письменной работы: соблюдение полей, абзацев (при списывании), аккуратность подчеркиваний, запись слов в столбик, с соблюдением вертикальности его левого края, обозначение ударения в слове. Культура записей на доске Ученик (ученица) пишет правильно и достаточно быстро прописные и строчные буквы, правильно соединяет их в слове; не смешивает буквы русского и украинского алфавитов; соблюдает требования к оформлению письменной работы (в тетради и на доске)

Класс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.025 с.)