Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие умений устной и письменной речи
Сферы и темы речевой деятельности
Сферы речи:
- персональная(Мой дом. Мои домашние обязанности. Традиции нашей семьи. Гость в нашем доме);
- образовательная(Знания. Школа. Библиотека. Детская книга. Путешествия (реальные и воображаемые). Детский театр, кинотеатр,
музей);
- социальная(Дома у разных народов. Оформление нашего дома. Национальные праздничные угощения. Домашние животные. Национальная посуда, одежда, обувь. Народные праздники. Украина – наш общий дом. Киев – столица Украины. Прошлое и настоящее Киева. Государственные и народные символы. Город. Село);
- сфера «Природа» (Времена года. Природа в фольклорных и авторских произведениях);
- профессионая сфера (Профессии людей. Труд взрослых и детей).
| 1. Речевая линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1. Аудирование
Поведение слушающего, выражающее интерес к словам говорящего.
Слушание-понимание монологических и диалогических высказываний (70 - 130 слов), относящихся к разговорному, художественному (загадка, пословица, скороговорка, стихотворение, сказка, рассказ-миниатюра), научно-художественному стилям, в том числе лингвистического характера (о значении слова, особенностях звучания русского слова в сравнении с украинским и т.п.).
Опора на данный план высказывания (2-3 пункта), помогающий различить в тексте составляющие его части.
Восприятие фактического содержания, общего тона высказывания (грустно, весело).
Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного.
Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 4-6 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; сочетаний слов, которые различаются предлогом и др.;
предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 6 слов).
| Ученик (ученица)
слушает внимательно, проявляет интерес к словам говорящего (мимикой, короткими репликами);
понимает после 1-2 прослушиваний содержание предложений, текстов, выполняя такие задания:
соотносит рисунок и предложение, текст;
делает рисунок по прослушанному предложению, тексту;
выполняет краткую инструкцию, данную в аудиотексте (2-3 предложения);
подтверждает или отрицает утверждение, высказанное учителем по содержанию прослушанного („да – нет” проверка);
выбираетодин из вариантов в альтернативном вопросе по тексту;
определяетобщий тон прослушанного текста, темп, громкость речи, связывает эти особенности речи с ее содержанием;
различает на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, словосочетания, предложения;
находит среди прослушанных (1-2 раза) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам;
группирует по указанному признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух
| 2. Говорение
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Диалогическая речь
Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения.
Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, не перебивая его, уважать другое мнение, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление диалогов (3-4 реплики) с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на основе жизненного опыта, впечатлений о прослушанных произведениях, просмотренных фильмах и др.).
Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ; вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – ответ и т.п.
Устная монологическая речь
Основные требования к устному высказыванию: понятность, последовательность изложения, связи между предложениями; соответствие силы, громкости голоса, темпа речи возможностям слушателя, ситуации общения.
Выразительное декламирование.
Устный пересказ (подробный) текста-повествования с опорой на вспомогательные материалы (50 – 55 слов).
Составление высказывания (3-4 предложения) с использованием вспомогательных материалов.
| Ученик (ученица)
регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в диалоге;
строит свою реплику, ориентируясь на высказывание собеседника.
Ученики
воспроизводят в лицах, участвуют в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов (с опорой на вспомогательные материалы);
дополняют данный незавершенный диалог;
придумывают диалог, дополняя прочитанный (прослушанный) текст;
составляют и разыгрываютдиалоги (с опорой на вспомогательные материалы), учитывая цель, ситуацию общения, соблюдая правила общения;
обсуждают с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них;
оценивают содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств;
Ученик (ученица)
регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в монологе;
декламирует наизусть стихотворение и прозаический текст;
пересказывает текст с опорой на сочетания слов, вопросы, рисунки;
выражает свое мнение, делая короткие дополнения при пересказе, повторе данного образца;
составляет 3-4 предложения по данным словам и самостоятельно, объединяет их в связный текст;
строит связное высказывание на основе совместной работы над содержанием, языковыми средствами, с опорой на вопросы, рисунки, данное начало и др.;
строитсвязный текст самостоятельно, высказывая своё отношение к тексту или ситуации из жизни;
оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя)
| 3. Начальное обучение чтению и письму
3.1.Чтение и письмо слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графике:
- слова, которые пишутся по фонетическому принципу (так, как произносятся): дом, двор, школа, урок и т.п.;
- слова, в которых ударному звуку [о] соответствует звук [а] в первом предударном слоге (пишется буква о): дом – дома, мой – моя, он – она;
- слова, в которых ударному звуку [а] после мягкого согласного соответствует звук [и] в первом предударном слоге (пишутся буквы а,я): пятна – пятно, взять – взяла;
- слова, в которых во всех безударных слогах, кроме первого предударного, вместо звуков [о], [а] произносится короткий нечеткий гласный, напоминающий звук [ы] (пишется буква о или а): голова, сахар, карандаш, помогу и т.п.;
- слова, в которых перед гласными произносится звонкий согласный, а в конце слова и перед глухим согласным – парный ему глухой (пишется одна и та же буква): друга – друг, сада – сад, города – город, сказать – сказка и т.п.;
- слова с согласными звуками [г], [г'];
- слова с согласными звуками [ч'], [ш'ш'];
- произношение и написание слов с сочетаниями пя, мя, бя, вя.
3.2.Чтение и написание слов с буквами, которые различаются в русской и украинской графике
Буквы ы, и, их звуковое значение
Произношение и написание сочетаний жи, ши.
Буква э, ее звуковое значение.
Буква е; обозначение звука [э] после мягкого согласного под ударением (пень, день), звука [и] после мягкого согласного в слоге перед ударным (весна, пенал), звуков [йэ] в начале слога под ударением (ель), звуков [йи] в начале первого предударного слога (моему).
Произношение и написание сочетаний же, ше, це.
Буква ё, ее звуковые значения.
Буква ь для указания на то, что буквы я, ю, е, ё, и после мягкого знака обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный.
Буква ъ, используемая для указания на то, что буквы я, ю, е, ё после нее обозначают два звука.
3.3. Совершенствование навыков чтения и письма
Чтение вслух.
Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 2-4 букв.
Понимание фактического содержания, основной мысли, отдельных образных выражений текста – после предварительного обсуждения, с опорой на вспомогательные материалы.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка (автор, название), корешок, страница, иллюстрация. Виды учебных материалов в учебнике (столбики слов, «живые звуки», таблички, тексты, рисунки, списки слов и др.).
Развитие интереса к чтению познавательной и художественной литературы. Расширение круга детского чтения.
Техника письма. Письмо прописных и строчных букв, безотрывное соединение 2-3 букв.
Списывание текста, письмо по памяти; проверка написанного.
Обучающее изложение.
Самостоятельные письменные высказывания на основе жизненного опыта (3-4 предложения)
| Ученик (ученица)
называет русские буквы;
читает плавно слоги, слова с буквами, похожими и различающимися в русском и украинском алфавитах;
успевает прочесть (молча) и озвучивает показанную в течение короткого времени (1-2 сек) карточку со словом длиной 3-4 буквы или сочетанием слов из такого же количества букв (я и ты, а там, вот я и т.п.);
пишет, соблюдая нужную высоту и ширину букв, безотрывно соединяя 2-3 буквы;
проговаривает слово так, как оно пишется, и произносит его по правилам произношения;
списывает слова, сочетания слов, предложения, проговаривая слова так, как их пишут, ставя знаки препинания;
определяетударение в слове и объясняет, какой из звуков (ударный или безударный) можно писать по слуху;
приводит примеры слов, в которых пишутся буквы б, в, г, д, з, а произносятся звуки [п], [ф],[к],[т],[с];
Ученик (ученица):
различаетбуквы, которые пишутся одинаково в русском и украинском языках, а также новые буквы;
правильноупотребляетбуквы ы, и, э, е, ё в русских словах, знает их звуковые значения;
читает вслух текст слогами и целыми словами со скоростью 30-40 слов в минуту, соблюдая нормы литературного произношения, интонацию конца предложения;
обнаруживает пониманиезначения воспринятых при чтении слов, сочетаний слов, предложений, а также фактическое содержание самостоятельно (после предварительной подготовки) прочитанного незнакомого текста, выполняя задания, не требующие построения развёрнутого высказывания, а именно:
соотносит иллюстрацию и предложение, текст;
задаёт вопросыпо тексту иотвечает на вопросы;
выбираетодин из вариантов,
содержащихся в альтернативном вопросе, который задан по тексту для проверки понимания;
показывает в незнакомой книге обложку, корешок, номера страниц, иллюстрации; имя автора и название книги (на обложке, на корешке, в средине книги);
высказываетпредположение о возможном содержании книги, рассматривая её обложку, иллюстрации к тексту; сопоставляет сказанное с реальным содержанием после слушания или чтения книги;
находит на страницах учебника условные значки, а также различные виды учебных материалов (объяснение материала, примеры, упражнения, таблички, художественные тексты и др.) и объясняет их назначение;
проверяет написанное, сверяя его с образцом;
находит в группе слов то из них, которое написано неправильно (на материале проработанных слов);
применяетуказанные в программе правила правописания;
пишет без ошибок слова, данные в списке для запоминания;
объясняет написания, которые регулируются правилами, предусмотренными программой;
составляет письменный пересказ текста, который насчитывает 20-30 слов (после подготовительной работы);
составляет письменное высказывание с опорой на вспомогательные материалы – иллюстрация, данное начало, сочетания слов и др.
|
ІI. Языковая линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1. Текст. Предложение
Содержание текста. Деление текста на части по содержанию. Заголовок текста, заголовки частей текста.
Связность текста. Средства связи предложений в тексте: слово он (она, оно, они), повтор слова.
Предложение. Предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу или побуждение к действию).
Обращение.
| Ученик (ученица)
различает текст и не связанные между собой предложения;
находит в тексте слова он, она, оно, они, этот, а также повтор слова как средства связи предложений в тексте;
использует средства связи в собственной речи;
подбираетзаголовки к тексту и к частям текста, указанным учителем;
находит в тексте предложения, различные по цели высказывания;
составляети использует в речи предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу или побуждение к действию; правильно интонирует их;
ставит точку, вопросительный знак в конце предложения;
различает в устной и письменной речи обращения, правильно употребляет их
| 2. Слово
Обогащение и активизация словарного запаса школьников, обусловленного программными темами (5-7 слов на 1 урок).
Значение слова. Тематические группы слов.
Вопросы к слову, соответствующие части речи, к которой оно относится.
Отдельные грамматические формы (без употребления терминов):
- существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках (собака, путь);
- существительные в форме именительного падежа множественного числа на ги, ки, хи (книги, ученики);
- существительные и прилагательные в форме творительного падежа множественного числа (ученическими тетрадями);
-отдельные формы глаголов бежать, идти, дать, играть и др.;
- формы прошедшего времени глаголов взять, брать, понять и т.п.;
- предлоги с пространственным значением: у, в, под, над, к, от, из, с, по;
- союзы если, что, чтобы и др.;
- наречия очень, здесь, там, влево, вправо, вверх и др.;
- частицы вот, уже, только, неужели.
Усвоение наиболее употребительных синонимов и антонимов (без использования терминов).
3. Звуки и буквы. Слог. Ударение
Слог. Ударение.
Звуки слова. Цепочка звуков слова.
Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.
Буквы русского алфавита. Звуковое значение букв (в сопоставлении с буквами украинского алфавита).
Перенос.
Неполное соответствие между написанием и произношением слова
| Ученик (ученица)
соотносит слово и изображение предмета, действия, признака;
ставит вопросык словам: Кто? Что? Какой? Что делает? Сколько? Как? Где? Куда? и др.;
делитряд слов на 2-3 группы по значению (профессии людей, работающих в школе; виды транспорта; слова, обозначающие время, количество и др.);
подбирает слова с указанным значением; слова, относящиеся к отдельным тематическим группам (учебные вещи, родственники, домашние животные и др.);
выбирает из ряда слов то, которому соответствует данное учителем толкование значения слова;
объясняет значение слова (по образцу);
составляет (по образцу) сочетания слов, построение которых (формы слова, предлоги) различается в русском и украинском языках;
оценивает правильно/ неправильно употребленное слово;
понимаетзначение синонимов и антонимов, умеет их использовать в собственной речи;
совершенствует текст, заменяя неудачно использованные слова
Ученик (ученица)
произноситслово по правилам произношения (вслед за учителем);
делит слово на слоги, определяет ударение в слове (вслед за учителем);
произносит цепочку звуков слова (вслед за учителем);
выделяет указанный звук слова;
произносит согласные звуки без призвука гласного;
различаетна слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки (с помощью учителя);
различает буквы русского и украинского алфавитов (название, звуковое значение), не смешивает их при чтении и письме;
объясняет, какой звук обозначен указанной буквой в слове
| 4. Правописание
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Сопоставление произношения и написания слов.
Правила правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел;
- написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- правило написания –цы, -ци;
- перенос слова (по слогам, одну букву не переносят);
- знаки препинания в конце предложения.
Список слов для запоминания:
кто, что, когда, тогда, это, она, они, ему, моя, моё, её, твоя, тебе, мне, одна, один, девочка, мальчик, отец, друзья, ребята, ученик, класс, пенал, тетрадь, карандаш, деревья, ветер, работа, хлеб, город, село, месяц, пошёл, надо, могу, есть, съел, маленький, большой, аккуратно, опять, чья, много, мало, очень, плохо, хорошо, русский, украинский, Украина, Киев, здравствуй, беседа, библиотека, весело, календарь, дежурный, неделя, до свидания (60 слов)
| Ученик (ученица)
произноситслово по правилам литературного произношения (вслед за учителем), затем проговаривает так, как его пишут;
диктует себе при списывании, письме по памяти, проговаривая слово так, как его следует писать;
объясняет отдельные особенности произношения слова в сопоставлении с его написанием (обозначение безударных гласных, некоторых согласных в конце слова);
применяет правила употребления прописной буквы, написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; цы, ци; правило переноса слов;
списывает, пишет под диктовку и по памятислова из списка для запоминания;
ставитточку в конце предложения;
списывает,пишет зрительно-слуховой диктант, проверяет написанное, сверяя его с образцом
| ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)
Содержание учебного материала
| Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| Расширение знаний, усвоенных в 1 классе об Украине как многонациональном государстве, о языках разных народов Украины, о прошлом и настоящем столицы Украины – Киеве, его памятных местах (площади, памятники, театры, музеи). Роль представителей русской культуры в развитии Киева.
Правила поведения с незнакомыми людьми. Этикетные формулы, используемые в общении:
Будьте добры! Прошу Вас (тебя). Всего хорошего!
Ну как? Как дела? Всё в порядке? – Спасибо, всё хорошо.
Знакомьтесь, пожалуйста, это - …
Очень приятно!
Не получилось? Ничего, не расстраивайся. Получится!
Мне тоже очень интересно. – Правда? Неужели? Разве?
А я и не знал. Никогда бы не поверил.
Почему ты так думаешь? Ты так считаешь?
Хочешь? Ты не хочешь? Жалко, что ты не хочешь. Хорошо, в другой раз.
Замечательно! Чудесно! Не очень хорошо. Ужасно.
Материальная русская культура. Возникновение и распространение народных ремесел.
Народная архитектура. Город, село. Двор и улица. Дом. Декоративное оформление дома.
Календарные празднования. Народные приметы. Пословицы и поговорки о временах года.
Природа в произведениях мастеров русской живописи.
Детский театр. Кукольный театр. История народной куклы. Балаган как народное искусство. Петрушка – русская народная игрушка.
| Ученик (ученица)
знает и может рассказать об Украине как многонациональном государстве, взаимодействии русской и украинской национальных культур;
знает, что столицей Украины является город Киев и может рассказать о его достопримечательностях (Крещатик, набережные Днепра, музей книги и книгопечатания, литературные музеи, памятник А.С.Пушкину и др. представителям русской культуры);
соблюдает правила общения, использует этикетные формулы;
знаетнекоторые особенности развития ремесел в регионах России и Украины;
различает характерные особенности построения жилищ в разных странах, в городах и селах; декоративного оформления домов средствами различных национальных культур;
знаетособенности традиционных русских празднований, принимает участие в детских сезонных забавах;
называет фамилии известных мастеров русской живописи, названия их произведений;
ориентируется в русских народных забавах, называет виды детских кукольных театров; различает героев народных и авторских пьес для детей.
| ІУ. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ
(в течение года)
Содержание учебного материала
| Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| Совершенствование графических навыков письма (скорость, разборчивость).
Культура оформления письменной работы: соблюдение полей, абзацев (при списывании), аккуратность подчеркиваний, запись слов в столбик, с соблюдением вертикальности его левого края, обозначение ударения в слове.
Культура записей на доске
| Ученик (ученица)
пишет правильно и достаточно быстро прописные и строчные буквы, правильно соединяет их в слове;
не смешивает буквы русского и украинского алфавитов;
соблюдает требования к оформлению письменной работы (в тетради и на доске)
|
Класс
|