Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение как вид речевой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтение как вид РД опирается на зрительное восприятие языковых знаков. Э.П. Шубин так объясняет сравнительную легкость чтения: 1) зрительное восприятие легче слухового 2) при чтении можно вернуться к непонятному 3) для узнавания не обязательно соблюдение этапов обучения чтению, что, например, важно при обучении говорению 4) при обучении говорению и письму важна маркировка ситуацией, а при обучению чтению это не обязательно.
Трудности при обучении чтению определяются: широтой охвата материала, незнанием описываемых объектов, большей, чем в устной сложностью изложения, сложностью грамматики и лексики, отсутствием опор в виде паузации, интонации, тембра голоса, которые способствуют пониманию в устном общении.
Чтение как умение Чтение как и всякое умение опирается на навыки и другие умения. Различают 2 уровня чтения: 1) операционный и 2) мотивационно-мыслительный.
На операционном уровне действуют 3 группы навыков: 1. Навыки распознавания и непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения). 2. Навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур (грамматические навыки чтения). 3. Навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи (графические навыки чтения).
В учении читать взаимодействуют 3 основных компонента: зрительный образ речевой единицы плюс речедвигательный образ речевой единицы и плюс значение речевой единицы. При зрелом чтении звено проговаривания выпадает или существует в свернутом виде. Но в обучении чтению этого звена не миновать, поэтому так важно, особенно на начальном этапе обучение чтению вслух. На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения: · умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали · умение обобщать отдельные факты · умение выстраивать факты в нужной последовательности · умение понимать текст на уровне значений и на уровне смысла · умение оценивать изложенные факты и понимать подтекст. Различают и дополнительные умения: умение читать быстро и медленно, тексты разного жанра и разной сложности, умение соотносить прочитанное с личным опытом и т.д.
Чтение как процесс Чтение как процесс имеет 2 уровня - чувственный и логический:
Чувственный уровень -------------------------------------- Логический уровень На чувственном уровне это процессы восприятия (через зрительный анализатор), сличения (с имеющимся в определенном участке коры головного мозга образцом) и узнавание (построение ассоциации). Это – взаимодействие зрения, слуха и речевой моторики. На логическом уровне происходит понимание, которое осуществляется через механизмы антиципации (смысловой и структурной), догадки и логического понимания. Антиципация – это догадка об известном. Структурная антиципация – это догадка по форме слова, по месту нахождения члена предложения и т.п., что облегает понимание. Смысловая антиципация это догадка по заголовку, по ключевым словам и т.п. Собственно догадка – это гипотеза о неизвестном. Наконец, механизм логического понимания опирается на логический анализ, синтез, обобщение, классификацию фактов и явлений. Чтение как продукт Чтение как продукт – это логическое понимание текста. Как мы понимаем текст? По М.М. Бахтину, есть два основных типа понимания текста: конкретно-ситуативный и абстрактно-обобщенный. Умение за частным случаев увидеть явление характеризует абстрактно-обобщенный тип понимания текста. Либо различают уровни понимания текста: 1) уровень значений (Что? Где? Когда? С кем? Сколько? И т.д.) и 2) уровень смысла (Отчего? Почему? Для чего?). З.И. Клычникова делает более тонкие различия и выделяет уже не 2, а 7 уровней понимания текста! Первый и второй уровни (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствует о приблизительном фрагментарном понимании. Сложность на этом уровне представляют многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы. Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он тоже фрагментарный. Трудности понимания здесь связаны как с синтаксисом, так и с морфологией. Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения (с общим, выборочным или полным пониманием) и с тем, каким типам информации из четырех, выделяемых автором, относится текст – к категориально-познавательной или ситуационно-познавательной. Шестой уровень – понимание содержательной и э моционально-волевой информации. Седьмой уровень– понимание всех трех предыдущих типов информации плюс побудительно-волевой. Такое понимание становится руководством к действию. Это - высший, самый совершенный уровень понимания. В западной методике разработаны несколько концепций понимания текста. А.С. Штерн – концепция «набора ключевых слов». Понимание, по Штерну, это движение от слова к тесту и обратно – от текста к слову. Постоянное сопоставление общего и частного и определяет понимание. Ментальная модель Джонсон-Лэрда (Johnson-Laird). Чтобы понять, надо вообразить – внешность человека, событие, вид описываемого объекта. Пропозиционно-сетевая модель Андерсона, Бауэра и Шэнка (J.A. Anderson, G.B. Bower, R.C. Shank). Согласно этой модели, содержание текста рассматривается на уровне пропозиций (суждений). Пропозиция – это утверждение, с которым можно согласиться или нет. Если ученик правильно понял смысл текста, то он сможет пересказать его в одном или нескольких собственных суждениях! Теория пропозиций была дополнена исследованиями В. Кинча и Т.А. Ван-Дейка. Они считают, что пропозиции, извлекаемые из текста, поступают в кратковременное хранилище памяти (КХП) читателя. По мере накопления новой информации КХП очищается от старых суждений, за исключением ключевых, и заполняется новыми. Это – цикличный процесс. В итоге такого чтения составляется общая картина (концепт) текста, что является основой для его понимания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.006 с.) |