Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение как вид речевой деятельности

Поиск

Чтение как вид РД опирается на зрительное восприятие языковых знаков. Э.П. Шубин так объясняет сравнительную легкость чтения:

1) зрительное восприятие легче слухового

2) при чтении можно вернуться к непонятному

3) для узнавания не обязательно соблюдение этапов обучения чтению, что, например, важно при обучении говорению

4) при обучении говорению и письму важна маркировка ситуацией, а при обучению чтению это не обязательно.

 

Трудности при обучении чтению определяются: широтой охвата материала, незнанием описываемых объектов, большей, чем в устной сложностью изложения, сложностью грамматики и лексики, отсутствием опор в виде паузации, интонации, тембра голоса, которые способствуют пониманию в устном общении.

 

Чтение как умение

Чтение как и всякое умение опирается на навыки и другие умения. Различают 2 уровня чтения: 1) операционный и 2) мотивационно-мыслительный.

 

На операционном уровне действуют 3 группы навыков:

1. Навыки распознавания и непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения).

2. Навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур (грамматические навыки чтения).

3. Навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи (графические навыки чтения).

 

В учении читать взаимодействуют 3 основных компонента: зрительный образ речевой единицы плюс речедвигательный образ речевой единицы и плюс значение речевой единицы. При зрелом чтении звено проговаривания выпадает или существует в свернутом виде. Но в обучении чтению этого звена не миновать, поэтому так важно, особенно на начальном этапе обучение чтению вслух.

На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения:

· умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали

· умение обобщать отдельные факты

· умение выстраивать факты в нужной последовательности

· умение понимать текст на уровне значений и на уровне смысла

· умение оценивать изложенные факты и понимать подтекст.

Различают и дополнительные умения: умение читать быстро и медленно, тексты разного жанра и разной сложности, умение соотносить прочитанное с личным опытом и т.д.

 

Чтение как процесс

Чтение как процесс имеет 2 уровня - чувственный и логический:

 

Чувственный уровень -------------------------------------- Логический уровень

На чувственном уровне это процессы восприятия (через зрительный анализатор), сличения (с имеющимся в определенном участке коры головного мозга образцом) и узнавание (построение ассоциации). Это – взаимодействие зрения, слуха и речевой моторики.

На логическом уровне происходит понимание, которое осуществляется через механизмы антиципации (смысловой и структурной), догадки и логического понимания.

Антиципация – это догадка об известном. Структурная антиципация – это догадка по форме слова, по месту нахождения члена предложения и т.п., что облегает понимание. Смысловая антиципация это догадка по заголовку, по ключевым словам и т.п.

Собственно догадка – это гипотеза о неизвестном. Наконец, механизм логического понимания опирается на логический анализ, синтез, обобщение, классификацию фактов и явлений.

Чтение как продукт

Чтение как продукт – это логическое понимание текста. Как мы понимаем текст?

По М.М. Бахтину, есть два основных типа понимания текста: конкретно-ситуативный и абстрактно-обобщенный. Умение за частным случаев увидеть явление характеризует абстрактно-обобщенный тип понимания текста.

Либо различают уровни понимания текста: 1) уровень значений (Что? Где? Когда? С кем? Сколько? И т.д.) и 2) уровень смысла (Отчего? Почему? Для чего?).

З.И. Клычникова делает более тонкие различия и выделяет уже не 2, а 7 уровней понимания текста!

Первый и второй уровни (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствует о приблизительном фрагментарном понимании. Сложность на этом уровне представляют многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.

Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он тоже фрагментарный. Трудности понимания здесь связаны как с синтаксисом, так и с морфологией.

Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения (с общим, выборочным или полным пониманием) и с тем, каким типам информации из четырех, выделяемых автором, относится текст – к категориально-познавательной или ситуационно-познавательной.

Шестой уровень – понимание содержательной и э моционально-волевой информации.

Седьмой уровень– понимание всех трех предыдущих типов информации плюс побудительно-волевой. Такое понимание становится руководством к действию. Это - высший, самый совершенный уровень понимания.

В западной методике разработаны несколько концепций понимания текста.

А.С. Штерн – концепция «набора ключевых слов». Понимание, по Штерну, это движение от слова к тесту и обратно – от текста к слову. Постоянное сопоставление общего и частного и определяет понимание.

Ментальная модель Джонсон-Лэрда (Johnson-Laird). Чтобы понять, надо вообразить – внешность человека, событие, вид описываемого объекта.

Пропозиционно-сетевая модель Андерсона, Бауэра и Шэнка (J.A. Anderson, G.B. Bower, R.C. Shank). Согласно этой модели, содержание текста рассматривается на уровне пропозиций (суждений). Пропозиция – это утверждение, с которым можно согласиться или нет. Если ученик правильно понял смысл текста, то он сможет пересказать его в одном или нескольких собственных суждениях!

Теория пропозиций была дополнена исследованиями В. Кинча и Т.А. Ван-Дейка. Они считают, что пропозиции, извлекаемые из текста, поступают в кратковременное хранилище памяти (КХП) читателя. По мере накопления новой информации КХП очищается от старых суждений, за исключением ключевых, и заполняется новыми. Это – цикличный процесс. В итоге такого чтения составляется общая картина (концепт) текста, что является основой для его понимания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.01 с.)