Обучение чтению на профильном уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение чтению на профильном уровне



На профильном уровне обучение чтению имеет ряд особенностей. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез указывают, на профильном этапе обучения ИЯ ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной литературе, а также на материалах, имеющих профессионально-ориентированную направленность; изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного жанра (полемические статьи, хроники, рефераты), а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся; для поискового чтения используются информационные проспекты, рекламы, журнальные публикации и профессионально-ориентированные материалы.

При этом все виды чтения рассматриваются не как отдельные виды чтения, а как отдельные этапы единого умения читать. На каждом этапе предусмотрено формирование стратегических умений чтения, которые сводятся к следующему перечню: уметь прогнозировать значение слова по начальным буквам; догадываться о значении слов на основе сходства со словами родного языка; прогнозировать содержание, опираясь на заголовки; игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание основного содержания; возвращаться к прочитанному с целью уточнения или лучшего запоминания; использовать для понимания содержания текстовые опоры; использовать двуязычные и одноязычные словари.

В методической литературе описан опыт работы над научно-популярным текстом на профильном уровне обучения иностранному языку как раз в русле концепции Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез.

В статье «Научно-популярный текст при обучении иноязычной речевой деятельности» Е.Ф. Мусницкая предлагает рекомендации, относящиеся как к структуре соответствующего этапа урока, так и к технологии обучения на каждом из них:

1. Учащиеся высказывают предположения о возможном содержании статьи по заголовку.

2. Учащиеся, просмотрев данный научно-популярный текст, должны сказать, о чем говориться в нем (развитие умения просмотрового чтения).

3. Учащиеся должны прочитать весь текст и понять его общее содержание (развитие умения ознакомительного чтения).

4. Учащиеся должны разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую из них (развитие умения осмысления информации и развитие орфографических навыков).

5. Учитель предлагает учащимся написать план каждой части текста (развитие умений письменной речи и орфографических навыков).

6. Учащимся предлагается внимательно прочитать текст и постараться понять каждую фразу (развитие умения изучающего чтения).

7. Учащиеся делают перевод указанного учителем фрагмента текста (развитие навыков и умений перевода).

8. Учащиеся обсуждают данную статью.

9. Учащиеся получают домашнее задание: написать краткую аннотацию/ резюме текста.

В зависимости от конкретных условий обучения, отдельные из перечисленных выше этапов и технология работы могут варьироваться – по усмотрению учителя.

Обучение быстрому чтению

Традиционное чтение – это обычно медленное чтение. Под быстрым чтением текста понимается чтение, обеспечивающее полноценное смысловое усвоение и запоминание за короткий промежуток времени.

Основными недостатками традиционного чтения являются: возвратные движения глаз, проговаривание, малый угол зрения (при чтении воспринимаются в лучшем случае отдельные слова), отсутствие внимания, которое часто переключается на посторонние предметы и т.д. Быстрое чтение лишено этих недостатков.

Для обучения скорочтению могут быть использованы упражнения, целью которых является нейтрализация проговаривания, тренировка способности моментальной фиксации, укрупнение единиц восприятия и расширение поля зрения, тренировка мускулатуры глаз, памяти и внимания. С целью физиологической подготовки учащихся могут быть рекомендованы следующие упражнения:

· читайте, подсчитывая количество слов;

· в течение минуты смотрите на картинку, назовите предметы, которые вы запомнили;

· зафиксировав взгляд на центре картинки, постарайтесь увидеть изображенное по краям;

· на каждой строчке читайте только первое и последнее слов, остальные «пробегайте» глазами;

· найдите на странице знакомое (незнакомое) вам слово. Время ограничено.

 

Кроме физиологической подготовки, необходимо научить учащихся ориентироваться в тексте. Ориентировка в тексте включает в себя:

1. Целостное восприятие текста как одномоментно оцениваемой системы.

2. Ориентацию в композиционно-смысловой структуре текста.

3. Поиск ключевых слов и опор при чтении текста.

 

Алгоритм работы над текстом может состоять в следующем:

1. Наименование книги (статьи).

2. Автор.

3. Источник и его выходные данные.

4. Основное содержание, тема.

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования для приобретения и пополнения знаний.

 

Важную роль для обучения быстрому чтению играет антиципация, т.е. предвосхищение читаемого: по заголовку, по иллюстрациям, с помощью выборочного чтения отдельных абзацев, по ключевым словам.

Ускорение чтения также достигается за счет ориентировки в композиционно-смысловой структуре текста: умение выделить вводную часть, основную часть и заключение, предтекстовые заголовки, резюме, основные и частные мысли, ключевые и тематические слова, имена, даты, географические названия и т.д.

Обучение быстрому чтению на уроках иностранного языка поможет эффективнее овладеть разными стратегиями чтения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.006 с.)