Функции и задачи контроля знаний при обучении иностранным языкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и задачи контроля знаний при обучении иностранным языкам



Контроль качества усвоения учебной информации в вузе — одна из важнейших дидактических проблем. Цели контроля — выявле­ние уровня усвоения знаний обучаемыми на разных этапах учеб­ного процесса, определение соответствий выявленного уровня запланированным знаниям и использование полученных данных для управления последующим процессом обучения.

Общепризнанно, что основным компонентом содержания обу­чения иностранным языкам являются не столько знания, сколь­ко навыки и умения. Поэтому на первый план выдвигается зада­ча их подкрепления. Обучаемый должен убедиться в том, что речевые действия, которые он выполняет в процессе овладения языком, правильны. Но осуществить подкрепление невозможно без активных действий преподавателя, связанных с наблюдени­ями за действиями обучаемых или знакомством с результатами обучения.

Контроль отличается от других типов восприятия тем, что он представляет собой сопоставительное восприятие, в процессе ко­торого действия обучаемого сопоставляются с некоторым этало­ном. То, что воспринимается с целью контроля, называют объек­том контроля. Это могут быть некоторые правила произноше­ния, грамматические правила, правила чтения или усвоение лек­сики и т.д.

Основная задача обучения иностранному языку заключается в умении выражать собственные мысли на изучаемом языке и по­нимать речь на этом языке других людей. Поэтому контролю под­лежат все аспекты языковой коммуникации: аудирование, гово­рение, чтение и письмо [3; 58].

Различают следующие виды контроля обученности ино­странному языку в вузе.

1. Предварительный контроль, проверяющий исходный уро­
вень подготовки, т. е. степень усвоения школьной программы по
иностранному языку.

2. Текущий контроль, т.е. контроль умений и навыков, полу­
ченных после прохождения некоторой части лексического и грам-


 


 



 


матического материала. Он осуществляется периодически на про­тяжении всего процесса обучения в вузе.

3. Промежуточный или рубежный контроль, который обычно
проводится после изучения раздела или урока учебника. Результа­
ты такого контроля позволяют корректировать дальнейший ход
учебного процесса.

4. Итоговый контроль, который проводится, как правило, пос­
ле завершения обучения в течение семестра в период сессионных
экзаменов.

5. Заключительный контроль проводится по окончании вуза. Его
цель — заключительная проверка достигнутого обучаемым уровня
знания иностранного языка.

В современной литературе по методике обучения иностранным языкам выделяют следующие формы к о н т р о л я [69, 32-— 59]:

1) устный контроль, или собеседование;

2) письменный контроль;

3) тестирование.

Причем все эти формы контроля могут быть индивидуальными и фронтальными.

Устный контроль или опрос является наиболее распространен­ной формой контроля знаний, умений и навыков обучаемых. При таком опросе преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения обучаемым учеб­ного материала, выявления наиболее важных для каждого вида речевой деятельности качеств: речевой реакции, речевой автома­тизации, ситуативности речи.

Как правило, контроль проводится в виде беседы, в ходе кото­рой преподаватель ставит вопросы и ожидает ответа обучаемого. Бывает он и в виде рассказа или сообщения обучаемого на опре­деленную тему, а также в виде некоторого объяснения какого-либо события или явления. Чтобы индивидуальный опрос не при­водил к длительной пассивности всей группы обучаемых, вопро­сы должны быть четкими и конкретными, охватывающими ос­новной изучаемый материал. Длительность индивидуального оп­роса не должна превышать 4 минут [95, 479].

Фронтальный опрос обычно связан с повторением ранее прой­денного или только что пройденного материала. Вопросы и отве­ты при таком опросе должны быть краткими, чтобы включить в работу всех обучаемых группы.

Специфика письменного контроля знаний, умений и навыков по иностранному языку заключается в его экономичности — одно­временно проверкой охвачены все обучаемые. При таком контроле в письменных работах обучаемых легче квалифицировать ошибки.

Тестовый контроль в отличие от традиционного опроса и пись­менного контроля всегда предполагает некоторое измерение. По этой причине выставляемая по итогам тестирования оценка отли-


 

чается большой объективностью и независимостью от возможно­го субъективизма преподавателя, когда выставляемая оценка в определенной степени основана на впечатлении обучающего, его личных симпатиях или антипатиях по отношению к тому или иному обучаемому. Главная отличительная черта теста — объективность, гарантируемая определенными измерениями. Такой контроль мо­жет служить хорошим средством диагностики трудности языково­го материала для обучаемых, мерой определения эффекта обу-ченности и способом прогнозирования успешности или неуспеш­ности обучения.

Если говорить о проверке с помощью тестов различных аспек­тов обучения языкам, то можно отметить следующее. Тесты для аудирования рекомендуют проводить в соответствии со следующи­ми требованиями: они должны быть построены на материале изу­чаемой программы и предлагаемых для усвоения устно-речевых упражнений. Такие тесты должны содержать не более 1 — 2 % не­знакомых слов и иметь продолжительность звучания 1 — 3 ми­нуты в зависимости от стадии обучения. При этом тестовые зада­ния на проверку понимания аудирования следует составлять так, чтобы в качестве вспомогательного средства для их выполнения можно было использовать письмо с целью детального выявления умения выражать свои мысли на иностранном языке. В тестах на аудирование должны содержаться задания на проверку фонема­тического слуха: на транскрибирование, заполнение пропусков омофонами и омонимами.

При тестировании уровня обученности говорению студентам предлагаются неподготовленные диалогические и монологические речевые отрезки в ситуативно-обусловленной беседе. Контроль умений и навыков в этом случае можно осуществить с помощью специально подготовленных ситуаций, включив в них реплики, клише и фразы из учебного материала, предусмотренного про­граммой определенного периода обучения. Очень желательны в таких случаях различные средства наглядности и технические сред­ства обучения.

Составляя тесты по проверке результатов обучения чтению, не­обходимо помнить, что основная задача обучения чтению — фор­мирование умения читать предусмотренные программой обучения тексты в целях извлечения из них нужной информации и передачи их содержания. Процесс тестирования здесь сводится к системати­ческой проверке выполнения комплекса заданий, связанных с це­лым рядом текстов, подготовленных соответственно для ознако­мительного, просмотрового, поискового и изучающего чтения.

При тестировании обученности письменной речи должны про­веряться уровень грамотности и орфографии, умение наполнения содержания письменного задания изученными лексическими еди­ницами в рамках конкретного активного лексического миниму-

 

 


ма, умение раскрывать содержание письма и соответствовать цели письменного задания, варьировать грамматические структуры и размеры предложений.

Существуют различные подходы к классификации тестов, и с пользуемых для обучения языкам: по назначению, объекту тести рования, цели, структуре, форме выполнения и т.д. [135; 112].

По назначению различают:

- тесты оценки текущей успеваемости;

- тематические, предназначенные для проверки знаний по он
ределенным пройденным темам;

- периодические или промежуточные. Они служат для оценки
знаний за определенный промежуток времени;

- итоговые, оценивающие конечный результат обучения;

- прогностические, цель которых — выявление способностей
обучаемых к изучению иностранных языков;

- профессиональные, определяющие общий уровень владения
языком различными специалистами.

По объекту тестирования тесты бывают:

- проверяющие знания языковых правил (тесты по грамматике
и лексике);

- оценивающие уровень речевой деятельности на иностранном
языке (такие тесты проверяют знания по аудированию, устной
речи, чтению и письму);

- комбинированные.

Для оценки уровня знаний обучаемых в тестах любого типа могут быть использованы следующие типы вопросов [71; 135]:

1) закрытые вопросы типа «верно —неверно»;

2) закрытые вопросы множественного выбора с одним вер­
ным ответом;

3) закрытые вопросы множественного выбора с возможно­
стью выбора нескольких верных ответов;

4) открытые вопросы с кратким ответом;

5) открытые вопросы с развернутым ответом;

6) вопросы с альтернативным выбором (например: «Could you
(lend, loan) me two dollars?»);

7) вопросы с завершением (например: «The sun rises in the East
and sets in the
...»);

8) вопросы, предполагающие действие с группировками (на­
пример: «Исключите лишнее слово из следующего ряда слов: shout,
tell, call, notice»);

9) вопросы, предполагающие сопоставления (например: «Вы­
делите антонимы в следующих словах...»).

Для проверки навыков логического мышления при работе с тестами различного типа предлагается методика, использующая восемь психологических форм вопросов: логика «И», логика «ИЛИ» и т.д. [38].

 


 


Существует определенный перечень требований, которые не­обходимо выполнять, составляя тесты определенного типа. Так, основным объектом тестового контроля лексических навыков бу­дут не просто форма и значение слов некоторого лексического минимума, а умение оперировать такими словами в составе сло­восочетаний, предложений, определенного контекста. Здесь, как правило, проверяется умение сопоставлять объекты (поиск сход­ства, различия, тождества), располагать их в каком-либо поряд­ке, проводить различные трансформации, завершения (подста­новка недостающих слов) и т.д. Определенные требования предъявляются и к созданию тестов для проверки понимания аудирования, уровня обученности говорению, чтению, письмен­ной речи.

В качестве примера приведем тест для проверки грамматиче­ских навыков и умений, использованный на вступительных экза­менах по английскому языку в Минском государственном линг­вистическом университете. Он основан на лексическом минимуме школьного курса английского языка [ 116, 3235]. За каждый пра­вильный ответ учащемуся начисляется один балл.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

I. Откройте скобки, употребив глагол в правильной временной форме.

1. If you (not to do) much Maths at school you (to find) economics
difficult.

2. Mr Shiels (to work) with the firm for 40 years and (not to plan) to

retire yet.

3. She just (to phone). She said we (to stay) in town for another three days.

4. Georgina (to wait) for one hour before her bus (to come).

5. They (to be back) at work for a month now.

6. When I (to walk) in, I (to find) that the water (to run) down the walls.

II. Вставьте, где необходимо, подходящий по смыслу артикль.

1. Everybody in... office except boss... comes to work on foot.

2.... dog is... only thing on earth that loves you more than you love
yourself.

3. James wakes up at eight o'clock in... morning and gets up at... half past

eight.

4. He doesn't have cold shower; he just washes his hands and face and goes

for... breakfast.

III. Вставьте, где необходимо, правильный предлог или послелог.

1. Frankly speaking I have no idea... his plans. I think he hasn't made... his
mind yet.

2. It's time for... him to grow... his many hobbies and take... something

serious instead.

3. The main reason... the boy's shyness is his parents' indifference, they
should give more encouragement... him.

4. It's just come... my mind that I have not apologized... not attending
your wedding ceremony.


 

IV. Подчеркните подходящее по смыслу местоимение или союз.

1. Of all students Mary has (the least/the fewest) mistakes.

2. If (anybody/ somebody/nobody) calls, tell him that I am busy.

3. He is just the man (which/ whom) I have been waiting for.

4. This pen won't write, give me (the other/ another) one, please.

V. Составьте предложение, расположив слова в нужном порядке.

1. start/ no/ meeting/ before/ there/ the/ to/ is/ more/ need/ nine.

2. interesting/ job/ travelling/ the/ makes.

3. a/ shall/ let's/ we/ go/ swim/ for?

VI. Выберите правильный вариант.

1. a) Alice is a woman that Peter married.

 

b) Alice is the woman that Peter got married to.

c) Alice is woman which Peter marries.

2. a) He used to be brave and strong at 18.

b) He is used to be strong and brave at 18.

c) He used to being strong and brave at 18.

VII. Закончите диалоги фразами, подходящими по смыслу.

1. A. We are having a party at our house tomorrow.
A?

B. Thank you very much. I'd like to come but we have school in the afternoon.

2. A. The best programme on TV is Faulty Towers.

R *?

A. Because it s realty funny.

VIII. Выберите подходящее по смыслу слово.

1. (Neither/either) George (nor/or) Mary was happy about the idea.

2. The sun (raises/rises) in the East and (sets/sits) in the West.

3. It's very cold today (dress/put on) your warm coat.

4. He (is used to/used to) calling on her once or twice a week.

KEY

I. 1) don't do / didn't do, will find

2) has worked, is not planning

3) has just phoned, would stay

4) had waited / had been waiting, came

5) have been back

6) walked in, found, was running

II. 1) the, the, -, -

2) a, the, the,

3) the, -, a, -

III. 1) of, about, up

2) for, out of, up

3) for, to

4) into, for

IV. 1) the fewest
2) somebody

 

3) whom

4) another


 

V. 1) There is no need to start the meeting.

2) Travelling makes the job interesting.

3) Let's go for a swim, shall we?

VI. 1) Alice is the woman that Peter got married 1
2) He used to be brave and strong at 18.

VII. 1) A. Will you come?

2) B. Why do you like it (so much)?

VIII. 1) neither nor

2) rises, sets

3) put on

4) used to



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.053 с.)