Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и задачи контроля знаний при обучении иностранным языкамСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контроль качества усвоения учебной информации в вузе — одна из важнейших дидактических проблем. Цели контроля — выявление уровня усвоения знаний обучаемыми на разных этапах учебного процесса, определение соответствий выявленного уровня запланированным знаниям и использование полученных данных для управления последующим процессом обучения. Общепризнанно, что основным компонентом содержания обучения иностранным языкам являются не столько знания, сколько навыки и умения. Поэтому на первый план выдвигается задача их подкрепления. Обучаемый должен убедиться в том, что речевые действия, которые он выполняет в процессе овладения языком, правильны. Но осуществить подкрепление невозможно без активных действий преподавателя, связанных с наблюдениями за действиями обучаемых или знакомством с результатами обучения. Контроль отличается от других типов восприятия тем, что он представляет собой сопоставительное восприятие, в процессе которого действия обучаемого сопоставляются с некоторым эталоном. То, что воспринимается с целью контроля, называют объектом контроля. Это могут быть некоторые правила произношения, грамматические правила, правила чтения или усвоение лексики и т.д. Основная задача обучения иностранному языку заключается в умении выражать собственные мысли на изучаемом языке и понимать речь на этом языке других людей. Поэтому контролю подлежат все аспекты языковой коммуникации: аудирование, говорение, чтение и письмо [3; 58]. Различают следующие виды контроля обученности иностранному языку в вузе. 1. Предварительный контроль, проверяющий исходный уро 2. Текущий контроль, т.е. контроль умений и навыков, полу
матического материала. Он осуществляется периодически на протяжении всего процесса обучения в вузе. 3. Промежуточный или рубежный контроль, который обычно 4. Итоговый контроль, который проводится, как правило, пос 5. Заключительный контроль проводится по окончании вуза. Его В современной литературе по методике обучения иностранным языкам выделяют следующие формы к о н т р о л я [69, 32-— 59]: 1) устный контроль, или собеседование; 2) письменный контроль; 3) тестирование. Причем все эти формы контроля могут быть индивидуальными и фронтальными. Устный контроль или опрос является наиболее распространенной формой контроля знаний, умений и навыков обучаемых. При таком опросе преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения обучаемым учебного материала, выявления наиболее важных для каждого вида речевой деятельности качеств: речевой реакции, речевой автоматизации, ситуативности речи. Как правило, контроль проводится в виде беседы, в ходе которой преподаватель ставит вопросы и ожидает ответа обучаемого. Бывает он и в виде рассказа или сообщения обучаемого на определенную тему, а также в виде некоторого объяснения какого-либо события или явления. Чтобы индивидуальный опрос не приводил к длительной пассивности всей группы обучаемых, вопросы должны быть четкими и конкретными, охватывающими основной изучаемый материал. Длительность индивидуального опроса не должна превышать 4 минут [95, 479]. Фронтальный опрос обычно связан с повторением ранее пройденного или только что пройденного материала. Вопросы и ответы при таком опросе должны быть краткими, чтобы включить в работу всех обучаемых группы. Специфика письменного контроля знаний, умений и навыков по иностранному языку заключается в его экономичности — одновременно проверкой охвачены все обучаемые. При таком контроле в письменных работах обучаемых легче квалифицировать ошибки. Тестовый контроль в отличие от традиционного опроса и письменного контроля всегда предполагает некоторое измерение. По этой причине выставляемая по итогам тестирования оценка отли-
чается большой объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя, когда выставляемая оценка в определенной степени основана на впечатлении обучающего, его личных симпатиях или антипатиях по отношению к тому или иному обучаемому. Главная отличительная черта теста — объективность, гарантируемая определенными измерениями. Такой контроль может служить хорошим средством диагностики трудности языкового материала для обучаемых, мерой определения эффекта обу-ченности и способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения. Если говорить о проверке с помощью тестов различных аспектов обучения языкам, то можно отметить следующее. Тесты для аудирования рекомендуют проводить в соответствии со следующими требованиями: они должны быть построены на материале изучаемой программы и предлагаемых для усвоения устно-речевых упражнений. Такие тесты должны содержать не более 1 — 2 % незнакомых слов и иметь продолжительность звучания 1 — 3 минуты в зависимости от стадии обучения. При этом тестовые задания на проверку понимания аудирования следует составлять так, чтобы в качестве вспомогательного средства для их выполнения можно было использовать письмо с целью детального выявления умения выражать свои мысли на иностранном языке. В тестах на аудирование должны содержаться задания на проверку фонематического слуха: на транскрибирование, заполнение пропусков омофонами и омонимами. При тестировании уровня обученности говорению студентам предлагаются неподготовленные диалогические и монологические речевые отрезки в ситуативно-обусловленной беседе. Контроль умений и навыков в этом случае можно осуществить с помощью специально подготовленных ситуаций, включив в них реплики, клише и фразы из учебного материала, предусмотренного программой определенного периода обучения. Очень желательны в таких случаях различные средства наглядности и технические средства обучения. Составляя тесты по проверке результатов обучения чтению, необходимо помнить, что основная задача обучения чтению — формирование умения читать предусмотренные программой обучения тексты в целях извлечения из них нужной информации и передачи их содержания. Процесс тестирования здесь сводится к систематической проверке выполнения комплекса заданий, связанных с целым рядом текстов, подготовленных соответственно для ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего чтения. При тестировании обученности письменной речи должны проверяться уровень грамотности и орфографии, умение наполнения содержания письменного задания изученными лексическими единицами в рамках конкретного активного лексического миниму-
ма, умение раскрывать содержание письма и соответствовать цели письменного задания, варьировать грамматические структуры и размеры предложений. Существуют различные подходы к классификации тестов, и с пользуемых для обучения языкам: по назначению, объекту тести рования, цели, структуре, форме выполнения и т.д. [135; 112]. По назначению различают: - тесты оценки текущей успеваемости; - тематические, предназначенные для проверки знаний по он - периодические или промежуточные. Они служат для оценки - итоговые, оценивающие конечный результат обучения; - прогностические, цель которых — выявление способностей - профессиональные, определяющие общий уровень владения По объекту тестирования тесты бывают: - проверяющие знания языковых правил (тесты по грамматике - оценивающие уровень речевой деятельности на иностранном - комбинированные. Для оценки уровня знаний обучаемых в тестах любого типа могут быть использованы следующие типы вопросов [71; 135]: 1) закрытые вопросы типа «верно —неверно»; 2) закрытые вопросы множественного выбора с одним вер 3) закрытые вопросы множественного выбора с возможно 4) открытые вопросы с кратким ответом; 5) открытые вопросы с развернутым ответом; 6) вопросы с альтернативным выбором (например: «Could you 7) вопросы с завершением (например: «The sun rises in the East 8) вопросы, предполагающие действие с группировками (на 9) вопросы, предполагающие сопоставления (например: «Вы Для проверки навыков логического мышления при работе с тестами различного типа предлагается методика, использующая восемь психологических форм вопросов: логика «И», логика «ИЛИ» и т.д. [38].
Существует определенный перечень требований, которые необходимо выполнять, составляя тесты определенного типа. Так, основным объектом тестового контроля лексических навыков будут не просто форма и значение слов некоторого лексического минимума, а умение оперировать такими словами в составе словосочетаний, предложений, определенного контекста. Здесь, как правило, проверяется умение сопоставлять объекты (поиск сходства, различия, тождества), располагать их в каком-либо порядке, проводить различные трансформации, завершения (подстановка недостающих слов) и т.д. Определенные требования предъявляются и к созданию тестов для проверки понимания аудирования, уровня обученности говорению, чтению, письменной речи. В качестве примера приведем тест для проверки грамматических навыков и умений, использованный на вступительных экзаменах по английскому языку в Минском государственном лингвистическом университете. Он основан на лексическом минимуме школьного курса английского языка [ 116, 32 — 35]. За каждый правильный ответ учащемуся начисляется один балл. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 I. Откройте скобки, употребив глагол в правильной временной форме. 1. If you (not to do) much Maths at school you (to find) economics 2. Mr Shiels (to work) with the firm for 40 years and (not to plan) to retire yet. 3. She just (to phone). She said we (to stay) in town for another three days. 4. Georgina (to wait) for one hour before her bus (to come). 5. They (to be back) at work for a month now. 6. When I (to walk) in, I (to find) that the water (to run) down the walls. II. Вставьте, где необходимо, подходящий по смыслу артикль. 1. Everybody in... office except boss... comes to work on foot. 2.... dog is... only thing on earth that loves you more than you love 3. James wakes up at eight o'clock in... morning and gets up at... half past eight. 4. He doesn't have cold shower; he just washes his hands and face and goes for... breakfast. III. Вставьте, где необходимо, правильный предлог или послелог. 1. Frankly speaking I have no idea... his plans. I think he hasn't made... his 2. It's time for... him to grow... his many hobbies and take... something serious instead. 3. The main reason... the boy's shyness is his parents' indifference, they 4. It's just come... my mind that I have not apologized... not attending
IV. Подчеркните подходящее по смыслу местоимение или союз. 1. Of all students Mary has (the least/the fewest) mistakes. 2. If (anybody/ somebody/nobody) calls, tell him that I am busy. 3. He is just the man (which/ whom) I have been waiting for. 4. This pen won't write, give me (the other/ another) one, please. V. Составьте предложение, расположив слова в нужном порядке. 1. start/ no/ meeting/ before/ there/ the/ to/ is/ more/ need/ nine. 2. interesting/ job/ travelling/ the/ makes. 3. a/ shall/ let's/ we/ go/ swim/ for? VI. Выберите правильный вариант. 1. a) Alice is a woman that Peter married. b) Alice is the woman that Peter got married to. c) Alice is woman which Peter marries. 2. a) He used to be brave and strong at 18. b) He is used to be strong and brave at 18. c) He used to being strong and brave at 18. VII. Закончите диалоги фразами, подходящими по смыслу. 1. A. We are having a party at our house tomorrow. B. Thank you very much. I'd like to come but we have school in the afternoon. 2. A. The best programme on TV is Faulty Towers. R *? A. Because it s realty funny. VIII. Выберите подходящее по смыслу слово. 1. (Neither/either) George (nor/or) Mary was happy about the idea. 2. The sun (raises/rises) in the East and (sets/sits) in the West. 3. It's very cold today (dress/put on) your warm coat. 4. He (is used to/used to) calling on her once or twice a week. KEY I. 1) don't do / didn't do, will find 2) has worked, is not planning 3) has just phoned, would stay 4) had waited / had been waiting, came 5) have been back 6) walked in, found, was running II. 1) the, the, -, - 2) a, the, the, 3) the, -, a, - III. 1) of, about, up 2) for, out of, up 3) for, to 4) into, for IV. 1) the fewest 3) whom 4) another
V. 1) There is no need to start the meeting. 2) Travelling makes the job interesting. 3) Let's go for a swim, shall we? VI. 1) Alice is the woman that Peter got married 1 VII. 1) A. Will you come? 2) B. Why do you like it (so much)? VIII. 1) neither nor 2) rises, sets 3) put on 4) used to
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.009 с.) |